ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-177/20 от 29.07.2020 Большесолдатского районного суда (Курская область)

Дело

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ с. Большое Солдатское

Большесолдатский районный суд Курской области в составе:

председательствующего судьи Верёвкина С.В.,

при секретаре Андреевой А.М.,

с участием помощника прокурора Большесолдатского района Курской области Толстой В.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Большесолдатского района Курской области в защиту интересов муниципального образования «Саморядовский сельсовет Большесолдатского района Курской области» к администрации Саморядовского сельсовета Большесолдатского района Курской области об обязании назначения должностного лица, ответственного за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (контрактного управляющего),

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Большесолдатского района Курской области обратился в суд с иском в защиту интересов муниципального образования «Саморядовский сельсовет» Большесолдатского района Курской области к администрации Саморядовского сельсовета Большесолдатского района Курской области и просит обязать ответчика в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу назначить должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (контрактного управляющего), отвечающее требованиям к образованию, установленным ч.6 ст. 38 Федерального закона от 5.04.2013 года №44-ФЗ «О котрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Прокурор ссылается на то, что прокуратурой проведена проверка в сфере исполнения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, в ходе которой в деятельности администрации Саморядовского сельсовета Большесолдатского района Курской области выявлены нарушения норм названного законодательства в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС), официальный сайт - <данные изъяты>, в качестве заказчика зарегистрировано администрации Саморядовского сельсовета Большесолдатского района Курской области (идентификационный код заказчика (ИКУ) , дата присвоения ДД.ММ.ГГГГ), которая включена в реестр организаций ЕИС под номером от ДД.ММ.ГГГГ. Организационно-правовая форма организации - муниципальные казенные учреждения.

Таким образом, администрация Саморядовского сельсовета является муниципальным заказчиком.

Планирование закупок, исполнение контрактов находится в ведении администрации Саморядовского сельсовета Большесолдатского района.

Согласно планам-графикам закупок Администрации Саморядовского сельсовета на ДД.ММ.ГГГГ года, на ДД.ММ.ГГГГ год и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годов, совокупный годовой объем закупок не превышает ста миллионов рублей. Контрактная служба у заказчика отсутствует.

Как установлено в ходе проведения проверки, в нарушение требований ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в администрации Саморядовского сельсовета Большесолдатского района, являющейся муниципальным заказчиком, должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (контрактный управляющий), имеющее соответствующее образование в сфере закупок, до настоящего времени не назначено.

Прокурор считает, что на основании ст.ст. 70, 72 БК РФ, ч.1 ст. 1, п. 6 ст. 3 статьи 38 ч.ч. 2, 6 ст. 38 ч.5 ст. 39, ч.6 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ч.1 ст. 161 БК РФ, ч.4 ст. 161 БК РФ, обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает в том числе, закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, которые осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в данной сфере. В случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика в соответствии с планом-графиком не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее - контрактный управляющий). Заказчик включает в состав комиссии по осуществлению закупок преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки. образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

Казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с настоящим Кодексом.

Ввиду того, что отсутствие контрактного управляющего в администрации Саморядовского сельсовета ведет к нарушению таких основополагающих принципов контрактной системы в сфере закупок, как открытость, прозрачность информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечение конкуренции, профессионализм заказчика, эффективность осуществления закупок, создает угрозу неэффективности использования бюджетных средств Саморядовского сельсовета, что в свою очередь, ведет к неэффективному осуществлению вопросов местного значения, то в силу ст. 45 ГПК РФ прокурор обратился с данным иском в суд.

В судебном заседании помощник прокурора Толстая В.Н. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика – администрации Саморядовского сельсовета Большесолдатского района Курской области - в судебном заседании отсутствовал. О месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в заявлении предоставленном в суд, просил рассмотреть данное гражданское дело в его отсутствие. Исковые требования признал в полном объеме.

На основании ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Исследовав материалы дела и заслушав объяснение помощника прокурора, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 70 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает в том числе, закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.

В соответствии со ст. 72 БК РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса. Муниципальные контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.

В силу ч.1 ст.1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Федерального закона №44-ФЗ,) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

В соответствии с п.6 ст.3 Федерального закона №44-ФЗ, муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.

Общие требования к контрактной службе и контрактному управляющему определяются на основании положений ст. 38 Федерального закона № 44-ФЗ, а также Типового положения (регламента) о контрактной службе, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 N 631 (далее - Типовое положение).

В соответствии с ч. 2 ст. 38 Федерального закона № 44-ФЗ в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика в соответствии с планом-графиком не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее - контрактный управляющий).

Положениями ч.4 ст.38 Федерального закона № 44-ФЗ Контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют следующие функции и полномочия: разрабатывают план-график, осуществляют подготовку изменений для внесения в план-график, размещают в единой информационной системе план-график и внесенные в него изменения, осуществляют подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами; обеспечивают осуществление закупок, в том числе заключение контрактов; участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществляют подготовку материалов для выполнения претензионно-исковой работы; организуют в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд; осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

В силу ч.6 ст.38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Федерального закона №44-ФЗ,) контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Согласно ст.120 ГК РФ, учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение может быть создано муниципальным образованием (муниципальное учреждение). Муниципальное учреждение может быть казенным.

Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

На основании ч.1 ст.161 БК РФ, казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы (ч. 2. ст. 161 БК РФ).

Судом установлено, что прокуратурой Большесолдатского района Курской области при проведении проверки за исполнением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, в деятельности администрации Саморядовского сельсовета выявлены нарушения норм названного законодательства.

В Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС), официальный сайт - <данные изъяты>, в качестве заказчика зарегистрирована администрация Саморядовского сельсовета Большесолдатского района Курской области (идентификационный код заказчика (ИКУ) , дата присвоения ДД.ММ.ГГГГ), которая включена в реестр организаций ЕИС под номером от ДД.ММ.ГГГГ. Организационно-правовая форма организации - муниципальные казенные учреждения (л.д. -).

Согласно планам-графикам закупок Администрации Саморядовского сельсовета на ДД.ММ.ГГГГ года, на ДД.ММ.ГГГГ год и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годов, совокупный годовой объем закупок не превышает ста миллионов рублей. Контрактная служба у заказчика отсутствует (л.д. ).

Как установлено в ходе проведения проверки, в нарушение требований ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в администрации Саморядовского сельсовета Большесолдатского района, являющейся муниципальным заказчиком, должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (контрактный управляющий), имеющее соответствующее образование в сфере закупок, до настоящего времени не назначено.

Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что отсутствие контрактного управляющего в администрации Саморядовского сельсовета ведет к нарушению таких основополагающих принципов контрактной системы в сфере закупок, как открытость, прозрачность информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечение конкуренции, профессионализм заказчика, эффективность осуществления закупок, создает угрозу неэффективности использования бюджетных средств Саморядовского сельсовета, что в свою очередь, ведет к неэффективному осуществлению вопросов местного значения.

При таких обстоятельствах в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования в защиту интересов муниципального образования «Саморядовский сельсовет Большесолдатского района Курской области» подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Большесолдатского района Курской области – удовлетворить и обязать администрацию Саморядовского сельсовета Большесолдатского района Курской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу назначить должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (контрактного управляющего), отвечающее требованиям к образованию, установленным ч.6 ст. 38 Федерального закона от 5.04.2013 года №44-ФЗ «О котрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Большесолдатский районный суд в месячный срок со дня его изготовления в окончательной форме – с ДД.ММ.ГГГГ года.

Председательствующий

С.В. Верёвкин