ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-177/2013 от 24.01.2013 Ейского городского суда (Краснодарский край)

INCLUDEPICTURE "../../../../WINWORD/RUSSIA1.PCX" \* MERGEFORMATINET К делу № 2 – 177/2013

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ейск 24 января 2013 года

Ейский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Коваленко А.А.

при секретаре Хватовой Ю.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Ейского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ейского городского поселения Ейского района, муниципальному бюджетному учреждению «Ейская централизованная библиотечная система», об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры,-

У С Т А Н О В И Л:

Ейский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц и просит обязать администрацию Ейского городского поселения Ейского района осуществить финансирование работ по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения в библиотеки МБУ «Ейская централизованная библиотечная система»: в Центральной городской библиотеке по ул. Б. Хмельницкого, 86 г. Ейска, путем нанесения контрастных полос перед нижней и верхней ступенями для предупреждения слабовидящих о начале лестничного марша, яркой маркировки на прозрачных полотнах дверей во входной зоне; в филиале №2 по ул. К. Маркса, 25 г. Ейска, путем установки пандуса, нанесения контрастных полос перед нижней и верхней ступенями для предупреждения слабовидящих о начале лестничного марша во входной зоне; в филиале №3 по ул. Косиора, 34 п. Широчанка г. Ейска, путем нанесения контрастных полос перед нижней и верхней ступенями для предупреждения слабовидящих о начале лестничного марша во входной зоне, приведения входной зоны, размеров дверных и открытых проемов, высоты порога дверного проема в соответствие с требованиями строительных норм и правил; в филиале №4 по ул. Коммунистическая 20/2 г. Ейска, путем установки пандуса, нанесения контрастных полом перед нижней и верхней ступенями для предупреждения слабовидящих о начале лестничного марша во входной зоне; в филиале №5 по ул. Центральная 12/1 п. Морской г. Ейска, путем контрастных полом перед нижней и верхней ступенями для предупреждения слабовидящих о начале лестничного марша во входной зоне, приведения входной зоны, размеров дверных и открытых проемов, высоты порога дверного проема в соответствие с требованиями строительных норм и правил; в филиале №6 по ул. ФИО1, 1/1 г. Ейска, путем приведения входной зоны, высоты порога дверного проема в соответствие с требованиями строительных норм и правил; обязать МБУ «Ейская централизованная библиотечная система» обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в библиотеки путем устранения указанных нарушений в течение шести месяцев.

В ходе судебного разбирательства исковые требования были уточнены – прокурор просит обязать администрацию Ейского городского поселения Ейского района осуществить финансирование работ по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения в библиотеки МБУ «Ейская централизованная библиотечная система»: в филиале №2 по ул. К. Маркса, 25 г. Ейска, путем установки пандуса; в филиале №3 по ул. Косиора, 34 п. Широчанка г. Ейска, путем приведения входной зоны, размеров дверных и открытых проемов, высоты порога дверного проема в соответствие с требованиями строительных норм и правил; в филиале №4 по ул. Коммунистическая 20/2 г. Ейска, путем приведения входной зоны, высоты порога дверного проема в соответствие с требованиями строительных норм и правил; в филиале №5 по ул. Центральная 12/1 п. Морской г. Ейска, путем приведения входной зоны, размеров дверных и открытых проемов, высоты порога дверного проема в соответствие с требованиями строительных норм и правил; в филиале №6 по ул. ФИО1, 1/1 г. Ейска, путем установки пандуса; обязать МБУ «Ейская централизованная библиотечная система» обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в библиотеки путем устранения указанных нарушений в течение шести месяцев.

Выслушав прокурора, представителей ответчиков, специалиста, допрошенного в судебном заседании, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования следует удовлетворить в полном объеме по следующим основаниям.

Прокурор в судебном заседании на исковых требованиях настаивает, просит их удовлетворить в полном объеме с учетом внесенных уточнений.

Представитель администрации Ейского городского поселения Ейского района в судебном заседании просит в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку техническая возможность установки пандуса и приведения входной зоны в соответствие с требованиями строительных нор и правил имеется не во всех зданиях библиотеки.

Представитель МБУ «Ейская централизованная библиотечная система» в судебном заседании просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Специалист – ведущий специалист – эксперт Управления социальной защиты населения министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в Ейском районе в судебном заседании пояснила, что в ходе проверки филиалов библиотеки, расположенных на территории г. Ейска, а также в пос. Широчанка специалистами УСЗН по поручению Ейского межрайонного прокурора были установлены ряд нарушений, препятствующих доступу инвалидов и иных маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры. В настоящее время, посредством нанесения контрастных полос на нижней и верхней ступенях, а также установки пандуса в филиале №4, некоторые из выявленных нарушений устранены.

В судебном заседании установлено, что в ходе проведения Ейской межрайонной прокуратурой проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов и иных маломобильных групп населения в части обеспечения доступа к объектам социальной инфраструктуры было выявлено, что беспрепятственный доступ инвалидов в филиалы библиотеки МБУ «Ейская централизованная библиотечная система» значительно затруднен, в виду отсутствия приспособлений для маломобильных посетителей: Центральная городская библиотека – для предупреждения слабовидящих о начале лестничного марша отсутствует контрастная полоса перед нижней и верхней ступени, на прозрачных полотнах дверей отсутствует яркая маркировка; филиал №2 - входная зона не доступна отсутствует пандус, для предупреждения слабовидящих о начале лестничного марша отсутствует контрастная полоса перед нижней и верхней ступени; филиал №3 – входная зона состоит из одной ступени, отсутствует поперечный уклон для въезда коляски, ширина дверных и открытых проемов в стене менее 90 см, дверной проем имеет порог высотой более 0,025м, для предупреждения слабовидящих о начале лестничного марша отсутствует контрастная полоса перед нижней и верхней ступени; филиал №4 – входная зона недоступна, отсутствует пандус, отсутствует кнопка вызова специалиста, для предупреждения слабовидящих о начале лестничного марша отсутствует контрастная полоса перед нижней и верхней ступени; филиал №5 – входная зона состоит из одной ступени, отсутствует поперечный уклон для въезда коляски, ширина дверных и открытых проемов в стене менее 90 см., дверной проем имеет порог высотой более 0,025м., для предупреждения слабовидящих о начале лестничного марша отсутствует контрастная полоса перед нижней и верхней ступени; филиал №6 – входная зона недоступна, дверной проем имеет порог более 0,025 м. (л.д.30-31).

В соответствии с Уставом МБУ «Ейская централизованная библиотечная система», утвержденного начальником МУ «Отдел муниципальных ресурсов Ейского городского поселения Ейского района» от 1701.2008 года (л.д.11-19) и последующими изменениями Устава (л.д.20,21-22, 23) учредителем МУ «Ейская централизованная библиотечная система», являющегося юридическим лицом, имеющем самостоятельный баланс, лицевой и иные счета, осуществляющем самостоятельную хозяйственную деятельность в пределах, утвержденной сметы доходов и расходов, предметом деятельности которого является деятельность по библиотечному обслуживанию населения, является администрация Ейского городского поселения Ейского района. В перечень муниципального имущества, переданного на праве оперативного управления БУ «Ейская централизованная библиотечная система» по договору о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления от 05.04.2011 года №14, включены, в том числе, здания библиотек – Центральной библиотеки, филиала №7, филиала №3, филиала №2, филиала №6, детской библиотеки и пристройки к ней, филиала №4 (л.д.24-25,26).

Согласно ст.ст. 2,15 Федерального Закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.14 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в РФ», на муниципальные библиотеки и органы местного самоуправления возложено обеспечение инвалидам права на получение необходимой информации, включая периодическую, научную, учебно – методическую, справочно – информационную и художественную литературу для инвалидов.

Согласно ст.ст. 5,7 Федерального Закона от 29.12.1994 года №78-ФЗ «О библиотечном деле», каждый гражданин независимо от вола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии, имеет право на библиотечное обслуживание на территории РФ. Право граждан на библиотечное обслуживание обеспечивается созданием государственной и муниципальной сети общедоступных библиотек, бесплатно осуществляющих основные виды библиотечного обслуживания. Права граждан в области библиотечного обслуживания приоритетны по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, общественных объединений, религиозных и других организаций. Пользователи библиотек имеют право доступа в библиотеки и право свободного выбора библиотек в соответствии со своими потребностями и интересами.

При этом, в соответствии с Перечнем основных функционально – типологических групп зданий и помещений общественного назначения СНиП 31-06-2009 «Общественные зданий и сооружения», утвержденных приказом Минрегиона РФ от 01.09.2009 года №390, библиотеки и читальные залы отнесены к зданиям общественного назначения.

Согласно п.1ч.1ст.4, ч.5,6 ст.5 Закона Краснодарского края «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае», объекты социальной инфраструктуры должны обустраиваться и оснащаться в соответствии со строительными нормами и правилами Российской Федерации, предназначенными для обеспечения доступной среды жизнедеятельности для маломобильных граждан пандусами и поручнями или подъемными устройствами у лестниц при входах в здания, при этом организации независимо от их организационно-правовых форм осуществляют свою деятельность на условиях соблюдения прав маломобильных граждан на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Оснащение действующих объектов социальной инфраструктуры специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним маломобильных граждан осуществляется в период как нового строительства, так и при проведении их реконструкции, капитального ремонта, если планировка позволяет осуществить эти работы.

На основании п.п. 4.2,5.3 СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», основным принципом формирования архитектурной среды общественных зданий, доступной как для здоровых, так и для всех категорий маломобильных граждан, является создание беспрепятственного доступа к месту получения услуги (обслуживания). При этом, препятствие может иметь не только физическую или пространственную форму, но и информационную или психологическую, что связано с недопустимой потерей времени. Под безопасностью понимается возможность посещения места обслуживания без риска быть травмированным каким – либо образом или причинить вред своему имуществу или нанести вред другим людям, зданию или сооружению, оборудованию. Основными требованиями критерия безопасности являются возможность избежать травм, ранений, увечий, излишней усталости и т.п. из-за свойств архитектурной среды зданий; возможность своевременного опознавания и реагирования на места и зоны риска; предупреждение потребителей о зонах, представляющих потенциальную опасность. Коммуникационные пути и пространства, включающие входы и выходы, лестницы и пандусы, обеспечивающие непрерывность связей между входами, местами обслуживания и отдыха и выходами, должны быть доступны для различных категорий пользователей, безопасны для движения и отдыха в процессе движения, оборудованы для облегчения движения, получения современной информации. Коммуникационные пути рекомендуется совмещать с эвакуационными путями.

Согласно требованиями СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует, как правило, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения; требования настоящего документа распространяются на функционально – планировочные элементы зданий и сооружений, их участков или отдельные помещения, доступные для маломобильных групп населения: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также их информационное и инженерное обустройство. Проектные решения объектов, доступных для маломобильных групп населения должны обеспечивать: досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе и эвакуационных), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда; своевременное получение маломобильной группой населения полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе и для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и учебном процессе; удобство и комфорт среды жизнедеятельности. Лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости – другими средствами подъема. Ширина дверных проемов в стене должна быть не менее 0,9м. При необходимости устройства порогов их высота и перепад высот не должен превышать 0,025м. Максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8м. при уклоне не более 8%. Вдоль обеих сторон лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45м. необходимо устанавливать ограждения с поручнями. В здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или наземного перехода, соединенного с этим зданием. Первую и последнюю ступени лестницы рекомендуется выделять желтым цветом.

В силу ст.14 Федерального Закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального поселения, а также организация библиотечного обслуживания.

В соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов и не вправе расходовать денежные средства, не заложенные в установленном порядке в бюджет.

Согласно ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Следовательно, обязанность для выделения средств, в том числе, и на проведение работ по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здание библиотек, должна быть возложена на муниципальное образование – Ейское городское поселение Ейского района, как собственника имущества.

При этом, как установлено в судебном заседании некоторые из выявленных нарушений на момент рассмотрения настоящего иска устранены, путем: нанесение контрастных полос перед нижней и верхней ступени для предупреждения слабовидящих о начале лестничного марша во всех зданиях библиотек МБУ «Ейская централизованная библиотечная система» (л.д.41,42,43,44,45), нанесение яркой маркировки на прозрачных полотнах дверей в Центральной городской библиотеки (л.д.44), выполнения поперечного уклона для въезда коляски в филиале №3 и филиале №5 (л.д.45), установки кнопки вызова специалиста в филиале №6, что подтверждается материалами дела и пояснениями допрошенного в судебном заседании специалиста.

Представленные в судебном заседании заключения о возможности оснащения здания библиотек специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа маломобильных групп населения только в рамках проведения реконструкции или капитального ремонта (л.д.70-81), не свидетельствуют об отсутствии технической возможности, для проведения необходимых работ. При этом, в соответствии с правилами пользования библиотеками МБУ «Ейская централизованная библиотечная система», библиотеки, входящие в состав учреждения общедоступны, пользователи имеют право доступа ко всему совокупному фонду библиотек учреждения; библиотека обязана создавать все условия для соблюдения прав пользователей на свободный доступ к информации и документам из фонда библиотек, принимать меры по привлечению населения к пользованию библиотекой, совершенствовать библиотечное обслуживание (л.д.28-29).

На основании вышеизложенного, а также с учетом того, что обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших задач органа местного самоуправления; все пользователи библиотек имеют право доступа в библиотеки и право их свободного выбора; затруднение доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание библиотек влечет нарушение их прав и законных интересов, в том числе и конституционного права на достойную жизнь и свободное развитие, суд считает, что исковые требования следует удовлетворить в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд, -

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию Ейского городского поселения Ейского района осуществить финансирование работ по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения в библиотеки муниципального бюджетного учреждения «Ейская централизованная библиотечная система»: в филиале №2 по ул. К. Маркса, 25 г. Ейска, путем установки пандуса; в филиале №3 по ул. Косиора, 34 п. Широчанка г. Ейска, путем приведения входной зоны, размеров дверных и открытых проемов, высоты порога дверного проема в соответствие с требованиями строительных норм и правил; в филиале №4 по ул. Коммунистическая 20/2 г. Ейска, путем приведения входной зоны, высоты порога дверного проема в соответствие с требованиями строительных норм и правил; в филиале №5 по ул. Центральная 12/1 п. Морской г. Ейска, путем приведения входной зоны, размеров дверных и открытых проемов, высоты порога дверного проема в соответствие с требованиями строительных норм и правил; в филиале №6 по ул. ФИО1, 1/1 г. Ейска, путем установки пандуса.

Обязать муниципальное бюджетное учреждение «Ейская централизованная библиотечная система», в течение шести месяцев с момента осуществления финансирования, обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в библиотеки учреждения: в филиале №2 по ул. К. Маркса, 25 г. Ейска, путем установки пандуса; в филиале №3 по ул. Косиора, 34 п. Широчанка г. Ейска, путем приведения входной зоны, размеров дверных и открытых проемов, высоты порога дверного проема в соответствие с требованиями строительных норм и правил; в филиале №4 по ул. Коммунистическая 20/2 г. Ейска, путем приведения входной зоны, высоты порога дверного проема в соответствие с требованиями строительных норм и правил; в филиале №5 по ул. Центральная 12/1 п. Морской г. Ейска, путем приведения входной зоны, размеров дверных и открытых проемов, высоты порога дверного проема в соответствие с требованиями строительных норм и правил; в филиале №6 по ул. ФИО1, 1/1 г. Ейска, путем установки пандуса.

Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Ейский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме 28.01.2013 года.

Председательствующий