ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-177/2016 от 10.03.2016 Куйтунского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Куйтун 10 марта 2016 г.

Куйтунский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Примаковой И.Д.,

с участием помощника прокурора Куйтунского района Серебренникова С.Д.,

представителей ответчика Рамкуловой А.Н. и Свистунова Ю.В.,

при секретаре Закаблуковской И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-177/2016 по иску Братского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Куйтунскому районному отделению Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов о запрете деятельности и обязании выполнить требования лесного законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

В обоснование исковых требований Братский межрайонный природоохранный прокурор указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о лесопользовании при использовании лесных участков для осуществления пользования объектами животного мира Куйтунским районным отделением Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов. Распоряжением заместителя главы администрации губернатора Иркутской области от 03.07.2003 г. № 366-рз, Организации предоставлена территория (акватория), необходимая для осуществления пользования животным миром, отнесенных к объектам охоты, сроком на 25 лет, общей площадью 785000 га. На основании указанного распоряжения, лицензирующим органом 16.07.2003 г. Организации выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира серии XX № 1464, сроком действия до 16.07.2028 г. Разрешенным видом пользования животным миром установлена охота. 15.10.2003 г. администрацией Иркутской области заключен договор о предоставлении в долгосрочное пользование территории (акватории), необходимой для осуществления пользования объектами животного мира с Организацией, согласно которому Организация принимает на себя право пользования территорией (акваторией), необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, площадью 789 га, в границах, указанных в распоряжении заместителя главы администрации губернатора Иркутской области от 09.07.2003 г. № 366-рз. Указом Губернатора Иркутской области от 21.07.2015 № 178-уг «Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Иркутской области на период до 1 августа 2016 года», Организации разрешена добыча в 2016 году следующих видов охотничьих ресурсов: лось-23, изюбрь-9, косуля-80, кабарга-6, медведь-5. В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона «О животном мире» охота является одним из видов пользования животным миром. Согласно пункту 5 части 1 статьи 25 Лесного кодекса РФ ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты является одним из видов использования лесов. В силу части 2 статьи 36 Лесного кодекса РФ лесные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и договоров аренды лесных участков. Согласно статьям 88, 89 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, составляют в установленном порядке проект освоения лесов, подлежащий обязательной государственной или муниципальной экспертизе. В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях размещения объектов охотничьей инфраструктуры и (или) в целях, не связанных с их размещением, в соответствии с настоящим Федеральным законом, земельным законодательством и лесным законодательством. Частью 1 ст. 71 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Исходя из изложенного, договор аренды лесных участков наряду с долгосрочной лицензией выступает обязательным условием осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Наличие долгосрочной лицензии, выданной до изменения законодательства, не освобождает лиц, которым они выданы, от надлежащего оформления осуществления деятельности в сфере охотничьего хозяйства в соответствии с действующим законодательством, а приобретение прав пользования животным миром на предоставленной в установленном порядке территории не влечет права пользования лесным фондом. Основной целью заключения договора аренды лесного участка с лицами, использующими его для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, является контроль за рациональным, неистощительным использованием лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека. Проверка показала, что договор аренды Обществом не заключался, арендная плата не вносится, что нарушает принцип платности использования лесов, требований лесных регламентов и требований по охране и защите лесов, предусмотренные ст. 51 ЛК РФ, не разработан проект освоения лесов, которому не проведена государственная экспертиза, вследствие чего предусмотренные законодательством необходимые мероприятия по профилактике, охране и защите лесов от пожаров не предусматриваются и не проводятся, что в будущем может привести к лесному пожару и как следствие этого, причинению вреда государственному лесному фонду. Согласно ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Просит суд обязать ответчика прекратить деятельность по осуществлению охотничьего хозяйства на землях лесного фонда, расположенных на территории Куйтунского района Иркутской области в границах, указанных в распоряжении заместителя главы администрации губернатора Иркутской области от 09.03.2003 г. № 366-рз, необходимых для осуществления пользования животным миром путем прекращения всех видов охот на представленной в пользование территории (акватории) в соответствии с долгосрочной лицензией на пользование объектами животного мира (серия XX № 1464); выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов на предоставленной территории, созданию охотничьей инфраструктуры и оказанию услуг в данной сфере, до заключения договора аренды лесных участков, разработки проекта освоения арендуемого лесного участка и получения положительного заключения государственной экспертизы на проект освоения арендуемого лесного участка.

Прокурор Серебренников С.Д. просил удовлетворить исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора в полном объеме.

Представитель ответчика Рамкулова А.Н. просила отказать в удовлетворении исковых требований, как необоснованных, так как истцом предъявлен иск о запрете деятельности на основании ст. 1065 ГК РФ, но доказательств того, что ответчиком осуществляется деятельность, создающая опасность в нарушение норм законодательства, не представлено. У ответчика имеются правовые основания для занятия деятельностью, им приобретено право пользования, выдана долгосрочная лицензия до 2028 года, основания истцом не оспариваются. На территории Куйтунского района ответчиком осуществляется один из видов пользования объектов животного мира, определенных ст. 34 Закона РФ «О животном мире» - охота. Данный вид деятельности осуществляется на основании долгосрочной лицензии, и распоряжения заместителя главы администрации Иркутской области от 09.07.2003 г. № 366-рз, а также договора о предоставлении в долгосрочное пользование территории (акваторий), необходимой для осуществления пользования объектами животного мира. В соответствии со ст. 12 ФЗ «О животном мире», где определены основные принципы государственного управления в области охраны и устойчивого использования объектов животного мира, право пользования животным миром отделено от права пользования землей и другими природными ресурсами. За пользование объектами животного мира ответчик уплачивает все необходимые сборы в соответствии со НК РФ, т.е. принцип платности использования ресурса выполняется. Использование объектов животного мира производится в соответствии с установленными нормативами, квотами добычи и способами охоты, исключающими негативное воздействие на окружающую среду. Федеральным законом от 24.07.09 г. № 209-ФЗ представляет юридически равный статус в осуществлении охоты юридическим лицам, заключившим охотхозяйственные соглашения и юридическим лицам, имеющим долгосрочные лицензии на право пользования объектами животного мира, срок действия которых не истек. Статьи 25-27 ФЗ от 24.07.2009 г. № 209-ФЗ, регламентирующие порядок предоставления земельных участков и лесных участков для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, не устанавливают обязанности заключить договор аренды лесных участков и земельных участков для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства для юридических лиц. Такие договоры заключаются по усмотрению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях размещения объектов охотничьей инфраструктуры на территории закрепленных охотничьих угодий. Более того, указанные договоры заключаются только на конкурсной основе, что исключает обязательность. Отсутствие договоров аренды лесных и земельных участков в границах закрепленных охотничьих угодий не препятствует ведению разрешенных видов деятельности (охота) в границах закрепленных охотничьих угодий. Основания и порядок прекращения права пользования объектами животного мира установлены ст. 47 Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире», перечень оснований в законе содержится исчерпывающий и ни одно из оснований в отношении ответчика не имеет место быть. Ответчик не использует участки лесного фонда, ничего не собирается строить на выделенных ему земельных участках, а только использует животный мир, в связи с чем он не должен заключать договор аренды лесных участков.

Представитель ответчика Свистунов Ю.В. просил отказать в удовлетворении иска.

Представитель третьего лица Агентства лесного хозяйства Иркутской области СПА просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя, в письменном отзыве на иск прокурора указал, что считает требования истца законными и подлежащими удовлетворению, так как ч. 2 ст. 36 ЛК РФ предусматривает предоставление лесных участков юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений и договоров аренды лесных участков. Договор аренды лесных участков наряду с долгосрочной лицензией выступает обязательным условием осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, и наличие долгосрочной лицензии, выданной до изменения законодательства, не освобождает лиц, которым они выданы, от надлежащего оформления осуществления деятельности в соответствии с действующим законодательством, а приобретение прав пользования животным миром на предоставленной территории не влечет права пользования лесным фондом. В соответствии со ст.ст. 88, 89 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, составляют в установленном порядке проект освоения лесов, подлежащий обязательной государственной или муниципальной экспертизе, такой проект ответчиком не разработан, как следствие предусмотренные законодательством необходимые мероприятия по профилактике, охране и защите лесов от пожаров не предусматриваются и не проводятся, что может привести к пожару и причинению вреда государственному лесному фонду.

Представитель третьего лица Службы по охране и использованию животного мира Иркутской области ШНВ просила рассмотреть дело в отсутствии их представителя, в своем письменном отзыве на исковое заявление указав, что согласно статье 36 Лесного кодекса РФ леса могут использоваться для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Для предоставления лесного участка юридическому лицу для осуществления деятельности в сфере охотничьего хозяйства необходимо охотхозяйственное соглашение и договор аренды лесного участка. Действующим лесным законодательством определен закрытый перечень документов, необходимых для предоставления лесного участка в целях осуществления деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Проект освоения лесов составляют только те лица, которым лесные участки предоставлены в аренду или в постоянное (бессрочное) пользование (ст. 88 Лесного кодекса РФ). В соответствии со статьями 27, 28 ФЗ «Об охоте» охотхозяйственное соглашение заключается с победителем аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения. Пунктом 11 Положения о порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенных к объектам охоты (утв. Приказом Минсельхоза РФ от 26.06.2000 г. № 569), действовавшей на момент выдачи долгосрочной лицензии Куйтунскому РО, установлено, что долгосрочная лицензия является официальным документом, разрешающим пользование охотничьими животными и определяющим обязательные условия его осуществления. В силу статьи 71 ФЗ «Об охоте» право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий. Долгосрочная лицензия № 1464 на пользование объектами животного мира получена Куйтунским РО сроком действия с 16 июля 2003 г. до 16 июля 2028 г. Для реализации права пользования объектами животного мира, предоставленного долгосрочной лицензией между Куйтунским РО и Администрацией Иркутской области заключен договор о предоставлении в долгосрочное территории (акваторий), необходимой для осуществления пользования объектами животного мира. Таким образом, в настоящее время Куйтунское РО обладает всеми необходимыми документами для реализации права пользования объектами животного мира. До 2017 года Куйтунское РО вправе реализовывать право пользования объектами животного мира, предоставленное долгосрочной лицензией без заключения охотхозяйственного соглашения.

Суд, исследовав письменные материалы гражданского дела, выслушав стороны, приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Согласно информации Агентства лесного хозяйства Иркутской области (л.д. 41-42), Куйтунским районным отделением Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов договоры аренды лесных участков, в том числе для ведения охотничьего хозяйства и осуществления охоты, не заключались.

Согласно распоряжению заместителя главы администрации Иркутской области от 09.07.2003 г. № 366-рз (л.д. 44), Куйтунскому районному отделению ИОООО и Р предоставлена территория (акватория), необходимая для осуществления пользования животным миром, отнесенным к объектам охоты сроком на 25 лет на условиях, согласованных с собственниками земель, землевладельцами, владельцами лесного фонда, со специально уполномоченным органом управления и использования водного фонда, площадью 785000 га, в границах, согласно приложению. Приложением к настоящему распоряжению установлены границы охотхозяйств Куйтунского общества.

На основании распоряжения заместителя главы администрации Иркутской области от 09.07.2003 г. № 366-рз, Куйтунскому районному отделению ИОООО и Р 16.07.2003 г. выдана долгосрочная лицензия серии ХХ № (л.д. 43) с разрешенным видом пользования животным миром – охота, в границах согласно приложению к указанному распоряжению, срок действия лицензии с 16.07.2003 г. по 16.07.2028 г.

Согласно договору от 15.10.2003 г. (л.д. 45-49) Администрация Иркутской области предоставила в пользование охотпользователю Куйтунскому РО ИООООиР территории (акватории), необходимые для осуществления пользования объектами животного мира, общей площадью 785000 га, вид пользования животным миром охота.

Из справки от 10.03.2016 г. № 254 Территориального отдела Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Куйтунскому лесничеству следует, что в границах территории, указанных в распоряжении заместителя главы администрации Иркутской области от 09.07.2003 г. № 366-рз «О предоставлении территории (акваторий) Куйтунского РО ИООООиР в долгосрочное пользование», кварталы, относящиеся к зеленым зонам лесов, отсутствуют.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона № 52-ФЗ от 24.04.1995 г. «О животном мире» охота является одним из видов пользования животным миром.

В силу ч. 2 ст. 36 Лесного кодекса РФ лесные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и договоров аренды лесных участков.

Таким образом, указанная норма прямо предусматривает осуществление деятельности в сфере охотничьего хозяйства при одновременном наличии охотхозяйственных соглашений и договоров аренды лесных участков.

Доводы представителя ответчика о том, что ответчик не использует участки лесного фонда, ничего не собирается строить на выделенных ему земельных участках, а только использует животный мир, в связи с чем он не должен заключать договор аренды лесных участков, не основаны на законе, так как согласно пункту 5 части 1 статьи 25 Лесного кодекса РФ осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства и, соответственно, самой охоты, является одним из видов использования лесов.

Кроме того, в силу ч. 1 ст. 25 Федерального закона РФ от 24.07.2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Закон об охоте) для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях размещения объектов охотничьей инфраструктуры и (или) в целях, не связанных с их размещением, в соответствии с настоящим Федеральным законом, земельным законодательством и лесным законодательством. В силу ч. 2 ст. 25 Закона об охоте расположенные в границах охотничьих угодий, не предоставленные физическим лицам, юридическим лицам и находящиеся в государственной собственности земельные участки и лесные участки (если предоставление таких земельных участков и лесных участков осуществляется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации) предоставляются в аренду для целей, указанных в части 1 настоящей статьи, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям по результатам аукционов на право заключения охотхозяйственных соглашений.

В соответствии с ч. 1 ст. 71 Закона об охоте право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, то есть до 01.04.2010 г., сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий.

Следовательно, данная норма предоставляет льготы при оформлении охотхозяйственных соглашений, и не освобождает лиц, имеющих долгосрочные лицензии, от исполнения требований лесного и земельного законодательства, согласно которым деятельность в сфере охотничьего хозяйства осуществляется при одновременном наличии охотхозяйственных соглашений и договоров аренды лесных участков.

Анализ вышеприведенных норм позволяет прийти к выводу о том, что деятельность ответчика Куйтунского РО ИООООиР в сфере охотничьего хозяйства обязывает его наряду с долгосрочной лицензией заключить договор аренды лесных участков, в границах которых ответчик осуществляет охотхозяйственную деятельность.

Довод представителя ответчика о том, что Куйтунское РО ИООООиР законно осуществляет один из видов пользования объектов животного мира - охоту на основании долгосрочной лицензии и договора о предоставлении в долгосрочное пользование территории (акватории), необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, не может быть принят во внимание, так как наличие такого договора не подменяет собой договор аренды лесных участков, обязанность заключения которого предусмотрена законом.

Согласно статьям 88, 89 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, составляют в установленном порядке проект освоения лесов, подлежащий обязательной государственной или муниципальной экспертизе.

Таким образом, доводы иска о необходимости разработки ответчиком проекта освоения подлежащего аренде лесного участка и получения положительного заключения государственной экспертизы на этот проект, основаны на законе.

В силу ч. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Осуществление ответчиком охотхозяйственной деятельности без заключения договора аренды лесного участка и составления проекта освоения лесов, создает опасность причинения вреда лесному фонду в будущем, так как именно проект освоения лесов содержит сведения о мероприятиях по охране и защите лесов, по охране объектов животного мира и водных объектов (п. 3 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утв. приказом Рослесхоза от 29 февраля 2012 г. № 69), и не проведение таких мероприятий может привести к причинению в будущем вреда лесному фонду Российской Федерации и животному миру, в связи с чем доводы представителя ответчика в этой части также признаются несостоятельными.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в связи с чем и в силу п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ с ответчика необходимо взыскать в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 6000 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить полностью.

Обязать Куйтунское районное отделение Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов прекратить деятельность по осуществлению охотничьего хозяйства на землях лесного фонда, расположенных на территории Куйтунского района Иркутской области в границах, указанных в распоряжении заместителя главы администрации губернатора Иркутской области от 09.03.2003 г. № 366-рз, необходимых Куйтунскому районному отделению Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов для осуществления пользования животным миром путем прекращения всех видов охот на представленной в пользование территории (акватории) в соответствии с долгосрочной лицензией на пользование объектами животного мира (серия XX ); прекращения выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов на предоставленной территории, созданию охотничьей инфраструктуры и оказанию услуг в данной сфере, до заключения договора аренды лесных участков, разработки проекта освоения арендуемого лесного участка и получения положительного заключения государственной экспертизы на проект освоения арендуемого лесного участка.

Взыскать с Куйтунского районного отделения Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов в пользу федерального бюджета государственную пошлину в размере 6000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть, начиная с 15.03.2016 г., через Куйтунский районный суд Иркутской области.

СудьяРешение не вступило в законную силу.