ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-177/2016 от 23.06.2016 Юрлинского районного суда (Пермский край)

Дело № 2-177/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 июня 2016 года

Юрлинский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Тружениковой Т.И.,

при секретаре судебного заседания Кониной Ю.С., с участием:

представителя административного истца ФИО1 - ФИО2, действующего на основании доверенности,

представителя административного ответчика – администрации Юрлинского муниципального района ФИО3, действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Юрла административное дело по административному иску ФИО1 к администрации Юрлинского сельского поселения, администрации Юрлинского муниципального района о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить действия по изменению территориальной зоны и вида разрешенного использования части земельного участка,

у с т а н о в и л:

Административный истец обратился в суд с данным иском, указывая, что 26 января 2016 года на основании ст.ст.8,33 Градостроительного кодекса Российской Федерации он обратился к главе Юрлинского сельского поселения с заявлением о разделении, изменении территориальной зоны и вида разрешенного использования принадлежащего ему на праве собственности для использования в целях коммерческой деятельности земельного участка с кадастровым номером , находящегося по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. метров, в связи с невозможностью использования земельного участка в соответствии с предоставленным ему правом, по следующим основаниям.

Решениями Совета депутатов Юрлинского сельского поселения № 67 и № 70 от 25.12.2013 года утверждены Правила землепользования и застройки Юрлинского сельского поселения, утвержден Генеральный план Юрлинского сельского поселения. В соответствии с вышеуказанными документами предоставленный ему 29.12.2007 года администрацией Юрлинского муниципального района по договору купли-продажи вышеуказанный земельный участок стал расположен в рекреационной зоне – Р-1 (зоне лесных насаждений населенного пункта).

Учитывая изложенное, использование земельного участка и расположенного на нем объекта капитального строительства – здания закусочной площадью 85,7 кв. метров, принадлежащего истцу на праве собственности, в соответствии с его целевым назначением (в целях коммерческой деятельности) и видом разрешенного использования – зона Р-1, в настоящее время невозможно. В связи с этим ФИО1 провел работы по разделению данного земельного участка на два земельных участка: площадью <данные изъяты> кв. метров (с видом разрешенного использования: парки, скверы, сады, бульвары) и площадью <данные изъяты> кв. метров (часть земельного участка, на котором расположен объект недвижимости – здание закусочной).

27.10.2015 года истец обратился в Управление Росреестра по Пермскому краю с заявлением о постановке на кадастровый учет разделенных земельных участков. В удовлетворении заявления ему было отказано, т.к. один из земельных участков (для коммерческой деятельности под зданием закусочной) не соответствует территориальной зоне Р-1.

По вышеизложенным основаниям ФИО1 обратился в администрацию Юрлинского сельского поселения с заявлением, в котором просил рассмотреть вопросы:

- о разделении земельного участка с кадастровым номером , находящегося по адресу: <адрес>, на два земельных участка: площадью <данные изъяты> кв. метров (с видом разрешенного использования: парки, скверы, сады, бульвары) и площадью <данные изъяты> кв. метров;

- об изменении вида разрешенного использования части земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> ( площадью <данные изъяты> кв. метров) с категории земель для использования в целях коммерческой деятельности, на испрашиваемый вид Р-1, с видом разрешенного использования: парки, скверы, сады, бульвары;

- об изменении территориальной зоны и вида разрешенного использования части земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> ( площадью <данные изъяты> кв. метров) на испрашиваемый вид О-1 – общественная зона населенного пункта с разрешенным видом использования: объекты торговли, общественного питания.

8 февраля 2016 года за подписью главы администрации Юрлинского сельского поселения ему был направлен ответ о том, что его заявление направлено для рассмотрения в администрацию Юрлинского муниципального района.

4 марта 2016 года за подписью зам.главы администрации Юрлинского муниципального района ФИО4 ему был направлен ответ о том, что его заявление в части изменения вида разрешенного использования земельного участка не входит в компетенцию администрации района, находится в пределах полномочий Юрлинского сельского поселения. По остальным вопросам указано на возможность их рассмотрения в дальнейшем, после проведения работ по внесению изменений в Правила землепользования и застройки Юрлинского сельского поселения. При этом период времени, устанавливающий сроки рассмотрения заявления, указан не был.

До настоящего времени решение органа местного самоуправления по существу заявленных вопросов истцом не получено, ни администрацией Юрлинского сельского поселения, ни администрацией Юрлинского муниципального района заявление не рассмотрено. Органы местного самоуправления, фактически отказавшись от рассмотрения заявления, не исполнили свои полномочия, нарушив тем самым его права как собственника земельного участка, лишив возможности эффективного использования участка.

Истец просит суд признать незаконным бездействие администрации Юрлинского сельского поселения и администрации Юрлинского муниципального района, выразившееся в не рассмотрении по существу его заявления, обязать административных ответчиков рассмотреть его заявление в соответствии с установленными Градостроительным кодексом Российской Федерации и Правилами землепользования и застройки Юрлинского сельского поселения требованиями и сроками. В срок до 1 августа 2016 года назначить и провести по данному вопросу публичные слушания по внесению изменений в Правила землепользования и застройки Юрлинского сельского поселения, утвержденные решением Совета депутатов Юрлинского сельского поселения № 66 от 25.12.2016 года.

В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель административного истца ФИО2 поддержал требования, изложенные в заявлении, частично, просит суд признать незаконным бездействие администрации Юрлинского муниципального района, выразившееся в не рассмотрении заявления ФИО1, обязать административного ответчика в срок до 10 октября 2016 года рассмотреть заявление ФИО1. От требований, предъявленных к администрации Юрлинского сельского поселения, представитель административного истца отказался.

Представитель административного ответчика – администрации Юрлинского муниципального района ФИО3 иск не признал. Не оспаривая нахождение рассматриваемого вопроса в компетенции администрации Юрлинского муниципального района, суду пояснил, что непосредственно от гражданина ФИО1 заявление в администрацию Юрлинского муниципального района не поступало, было направлено лишь обращение администрации Юрлинского сельского поселения. В установленный срок ответ ФИО1 на его заявление был направлен. Отказ в рассмотрении заявления данный ответ не содержит, указано, что оно будет рассмотрено. До настоящего времени каких-либо действий, направленных на рассмотрение заявления, ответчиком не предпринималось. Кроме того, представитель административного ответчика считает, что заявление ФИО1 было направлено в ненадлежащий орган, поскольку в соответствии с Правилами землепользования и застройки Юрлинского сельского поселения, административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги «Внесение изменений в правила землепользования и застройки» указанное заявление должно быть направлено в Комиссию по землепользованию и застройке Юрлинского муниципального района. Таким образом, бездействия администрации Юрлинского муниципального района в данном случае нет, т.к. в указанный орган непосредственно от ФИО1 никакого заявления не поступало.

Выслушав объяснения сторон, оценив доводы иска, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Административный истец ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для использования в целях коммерческой деятельности, площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>.

На указанном земельном участке находится принадлежащее ФИО1 на праве собственности одноэтажное нежилое здание закусочной, общей площадью <данные изъяты> кв. метров.

В связи с утверждением Советом депутатов Юрлинского сельского поселения 25 декабря 2013 года Правил землепользования и застройки Юрлинского сельского поселения и Генерального плана Юрлинского сельского поселения земельный участок, принадлежащий истцу, стал располагаться в Рекреационной зоне – Р-1.

Учитывая указанные обстоятельства, истец 26.01.2016 года обратился в администрацию Юрлинского сельского поселения с заявлением о разделении земельного участка на два земельных участка, изменении территориальной зоны и вида разрешенного использования земельного участка.

08.02.2016 года ФИО1 был дан ответ о направлении его заявления для рассмотрения и принятия соответствующего решения в администрацию Юрлинского муниципального района.

04.03.2016 года администрацией Юрлинского муниципального района ФИО1 был направлен ответ, в котором сообщалось, что вопрос изменения вида разрешенного использования земельного участка не входит в компетенцию администрации района, а находится в компетенции администрации Юрлинского сельского поселения. Что касается вопроса изменения территориальной зоны, то на данный момент это невозможно, поскольку утверждены правила землепользования и застройки Юрлинского сельского поселения. В настоящее время ведутся работы по внесению изменений в данные правила, при разработке которых заявление ФИО1 будет рассмотрено и о результатах сообщено дополнительно.

Установленные судом обстоятельства подтверждены копиями свидетельств о государственной регистрации права от 13.10.2015 года и от 25.06.2009 года, копией карты градостроительного зонирования села Юрла, копиями заявления ФИО1 и ответов на него из администрации Юрлинского сельского поселения, администрации Юрлинского муниципального района.

Согласно п.20 ч.1 ст.14 Федерального закона «О местном самоуправлении в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.

Согласно ч.3 и ч.4 ст.14 вышеуказанного Федерального закона к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Таким образом, решение вопроса об изменении территориальной зоны и вида разрешенного использования земельного участка, требующее внесение изменений в Правила землепользования и застройки, относится к компетенции Юрлинского муниципального района.

Как установлено судом, заявление истца, поступившее в администрацию Юрлинского сельского поселения, было направлено для рассмотрения и принятия решения в администрацию Юрлинского муниципального района, что соответствует требованиям Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».

Однако до настоящего времени заявление ФИО1 по существу не рассмотрено, какое-либо решение по результатам рассмотрения заявления не принято.

Доводы представителя ответчика о том, что заявление направлено в ненадлежащий орган, суд считает несостоятельными, поскольку Комиссия по землепользованию и застройке администрации Юрлинского муниципального района является постоянно действующим органом администрации района.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о бездействии администрации Юрлинского муниципального района, которая по результатам рассмотрения заявления обязана принять одно из двух решений: о подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки либо об отклонении с указанием причин отклонения, в то время как рассмотрение вопроса отложено на неопределенный срок, что не предусмотрено действующим законодательством, нарушает права и интересы ФИО1.

Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований.

Принимая во внимание продолжительность процедуры рассмотрения заявления истца, установленную Градостроительным кодексом Российской Федерации, суд считает необходимым установить ответчику срок для рассмотрения заявления, не превышающий трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 174 – 178, 227 КАС Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Признать незаконным бездействие администрации Юрлинского муниципального района по не рассмотрению заявления ФИО1 об изменении территориальной зоны и вида разрешенного использования части земельного участка, направленного 8 февраля 2016 года администрацией Юрлинского сельского поселения.

Обязать администрацию Юрлинского муниципального района рассмотреть вышеуказанное заявление ФИО1 в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию Юрлинского муниципального района сообщить об исполнении решения по данному административному делу в суд и ФИО1 в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Юрлинский районный суд в течение месяца.

Судья

Юрлинского районного суда Т.И. Труженикова