ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-177/2016 от 28.12.2016 Ямальского районного суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 декабря 2016 года с. Яр-Сале

Судья Ямальского районного суда, Ямало-Ненецкого автономного округа Степанюк О.В., при секретаре Окотэтто И.М.,

с участием заместителя прокурора Ямальского района Сысоева В.Н.,

представителя ответчика администрации МО Ямальский район ФИО5, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя третьего лица АО «Ямалкоммунэнерго» ФИО6, Действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-177/2016 по исковому заявлению прокурора Ямальского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о приостановлении права пользования объектом «реконструкция сетей теплоснабжения объектов жилья микрорайона «Северный» с. Яр-Сале» до получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию,

у с т а н о в и л:

Прокурор Ямальского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в Ямальский районный суд с вышеуказанным исковым заявлением. Свои требования мотивирует следующим. Прокуратурой Ямальского района проведена проверка исполнения федерального законодательства, в ходе которой выявлены нарушения при использовании муниципального недвижимого имущества. Указывает, что в нарушение градостроительного законодательства объект недвижимого муниципального имущества как реконструкция сетей теплоснабжения объектов жилья микрорайона «Северный» с. Яр-Сале строился в отсутствие разрешения на строительство и эксплуатируется в настоящее время без разрешения на ввод его в эксплуатацию. При отсутствии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в соответствии с нормами природоохранного законодательства, невозможно определить степень воздействия объектов строительства на окружающую природную среду и соответствие проектной документации требованиям технических регламентов. Несоблюдение требований градостроительного законодательства создает угрозу негативного влияния на объекты окружающей среды. По данному факту 30.06.2016 года прокурором Ямальского района администрации МО Ямальский район внесено представление, вместе с тем, до настоящее момента указанные нарушения не устранены, администрация МО Ямальский район продолжает эксплуатировать вышеуказанный объект в отсутствие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Просит приостановить право пользования администрацией МО Ямальский район объекта «реконструкция сетей теплоснабжения объектов жилья микрорайона «Северный» с. Яр-Сале», расположенного на земельном участке в с. Яр-Сале, Ямальского района, введенного в эксплуатацию как объект строительства в 2013 году, путем обязания приостановления эксплуатации объекта до получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

В ходе судебного заседания заместитель прокурора района Сысоев Н.В. дал пояснения согласно искового заявления, при этом отказался от исковых требований в части приостановлении деятельности вышеуказанного объекта и изменил исковые требования, а именно: просил обязать администрацию МО Ямальский район в течение 3-х месяцев после вступления решения в законную силу получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Представитель ответчика администрации МО Ямальский район ФИО5 возражал против измененных исковых требований, при этом пояснил, что такой объект, как «реконструкция сетей теплоснабжения объектов жилья микрорайона «Северный» с. Яр-Сале» в реестре муниципальной собственности не состоит, право собственности на него не оформлено. При этом разрешение на ввод данного объекта в эксплантацию согласно действующего законодательства должен получать застройщик, которым являлась в 2006 году МП «Ямальский застройщик», а согласно распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче объектов незавершенного строительства», данный объект в связи со сменой функций заказчика-застройщика от МП «Ямальский застройщик» передано в МКУ «Ямальская служба заказчика». В связи с чем считает, что администрация МО Ямальский район является ненадлежащим ответчиком по делу.

В качестве третьего лица в дело привлечено АО «Ямалкоммунэнерго» представитель, которого в судебных заседаниях пояснил, что объект «реконструкция сетей теплоснабжения объектов жилья микрорайона «Северный» с. Яр-Сале» в настоящее время ими фактически эксплуатируется, документально никак им не передан, не эксплуатировать они его не могут, так как объект является составной частью жизнеобеспечения населения МО Яр-Салинское. Данный участок сети тепловодоснабжения подключен к котельной № 3 с. Яр-Сале и обеспечивает тепловой энергией 107 жилых объектов, а также социально значимые объекты и прочие.

В качестве соответчика по ходатайству прокурора в дело привлечено МП «Ямальский застройщик», которое надлежащим образом уведомлено о времени и месте судебного заседания, но в суд своего представителя не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела в их отсутствие, при этом указало, что в настоящее время муниципальное предприятия фактически прекратило свою деятельность, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в штате предприятия состояло 2 человека, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время 1 человек, с ДД.ММ.ГГГГ прекратило свою основную деятельность «Подготовка строительного участка», «Строительство зданий и сооружений». Определением Арбитражного суда ЯНАО от 29.09.2016 в отношении МП «Ямальский застройщик» введена процедура наблюдения.

В качестве специалиста в ходе судебного заседания был допрошен главный государственный инспектор межрегионального отдела государственного строительного надзора (Ростехнадзор) ФИО7, который в судебном заседании пояснил, что на данный объект необходимо разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, не требуется разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, согласно постановления Правительства ЯНАО № 113, если сетевая организация выполняет строительство сама или по договору, в данном случае, заказчиком выступала сама администрация МО Ямальский район через муниципальное предприятие, в связи с чем нормы постановления № 113 не применимы. Кроме того, в указанном постановлении есть оговорка, что если сетевая организация выступает в роли подрядчика на основании договора строительного подряда в соответствии со ст. 740 ГК РФ, то данное постановление не распространяется на эти объекты. Все перечисленные объекты попадают под пункт 5.8 Постановления № 113.

Из показаний свидетеля ФИО1 данных им в ходе судебного заседания следует, что он является директором МКУ «Ямальская служба заказчика» данный объект формально им передан, но документов на него у них нет, реконструкция объекта проходила в 2006 году, какие-либо документы не оформляли, либо они утеряны, имеются только акты формы КС-3, на основании данных документов невозможно получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Какие-либо работы по завершению строительства они не ведут, указаний и финансирования со стороны администрации МО Ямальский район не было. Планируется в будущем объединить данный объект и объект «реконструкция сетей теплоснабжения объектов жилья долевого строительства с. Яр-сале» в один и передать его сетевой организации АО «Ямалкоммунэнерго».

Выслушав прокурора, просившего принять частичный отказ от исковых требований, в части приостановления эксплуатации объекта, представителей ответчика, третьего лица исследовав материалы гражданского дела, прихожу к следующему.

Статья 4 Градостроительного кодекса РФ устанавливает, что отношения по строительству объектов капитального строительства регулируется законодательством о градостроительной деятельности.

В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.55 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации. Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Согласно положениям законодательства о градостроительной деятельности стадией предшествующей выдаче разрешения на строительство объектов, является проведение государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и оформление разрешения на строительство.

Так, в соответствии со ст.49 Градостроительного кодекса РФ, проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе.

Предметом государственной экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

Статья 51 Градостроительного кодекса РФ предусматривает выдачу разрешения на строительство уполномоченным органом. Частью 7 ст.51 Градостроительного кодекса РФ установлено, что в целях строительства объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченный орган заявлении о выдаче разрешения на строительство, с приложением ряда документов, включая положительное заключение государственной экспертизы проектной документации.

Таким образом, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию подтверждающие соответствие построенного объекта проектной документации и выданному разрешению на строительство одновременно свидетельствует о безопасности данного объекта капитального строительства.

Из письма Администрации МО Ямальский район от ДД.ММ.ГГГГ на имя прокурора Ямальского района следует, что объект «реконструкция сетей теплоснабжения объектов жилья микрорайона «Северный» с. Яр-Сале» до настоящего времени его реконструкция не завершена в связи с утратой документов, а именно, разрешения на реконструкцию, и как следствие отсутствует возможность в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Вместе с тем, из акта осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного и.о. прокурора Ямальского района в присутствии инспектора ОНД по Ямальскому району ФИО2, начальника отдела технического надзора за строительством МКУ «Ямальская служба заказчика» ФИО3, инженера отдела архитектуры градостроительства управления строительства и архитектуры администрации МО Ямальский район ФИО4, следует, что объект № 3 «реконструкция сетей теплоснабжения объектов жилья микрорайона «Северный» с. Яр-Сале», на момент осмотра объекта действующий.

Схема объекта содержится в материалах дела (л.д. 25).

Таким образом, в нарушение вышеуказанных требований норм закона объект недвижимого муниципального имущества как реконструкция сетей теплоснабжения объектов жилья микрорайона «Северный» с. Яр-Сале строился в отсутствие разрешения на строительство и эксплуатируется в настоящее время без разрешения на ввод его в эксплуатацию.

Статья 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», к основным принципам, на основе которых осуществляется хозяйственная деятельность, относит: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды и могут привести истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

При этом, согласно требованиям в области охраны окружающей среды при строительстве, установленных ст.37 Федерального закона «Об охране окружающей среды», строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды.

При отсутствии разрешений на ввод в эксплуатацию невозможно определить степень воздействия объектов строительства на окружающую природную среду и соответствие проектной документации требованиям технических регламентов.

Так как эксплуатация объекта капитального строительства производится без разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, то, следовательно, не дана соответствующая оценка построенного объекта требованиям технических регламентов и проектной документации.

Таким образом, эксплуатация данного объекта капитального строительства без оформления разрешения на ввод его в эксплуатацию является грубым нарушением градостроительного законодательства.

Несоблюдение требований градостроительного законодательства создает угрозу негативного влияния на объекты окружающей среды.

Помимо этого в силу ч.ч. 1, 2 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В соответствии с ч.1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Согласно ст. 26 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» недвижимое имущество подлежит государственной регистрации.

В соответствии с пунктами 3,4 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности района, организация в границах муниципального района электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Эксплуатация муниципального имущества как объектов капитального строительства без ввода их в эксплуатацию не подтверждает соответствие построенных объектов проектной документации и выданному разрешению на строительство и является не безопасным для окружающих.

Статьей 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» определены объекты окружающей среды, включающие земли и почвы, подлежащие охране от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия.

Согласно 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Несоблюдение требований действующего законодательства со стороны администрации МО Ямальский район повлекло за собой нарушение прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст.ст.41, 42 Конституции РФ и гарантированных государством.

С целью устранения допущенных администрации МО Ямальский район нарушений законодательства при эксплуатации объекта капительного строительства в отсутствие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, прокурором Ямальского района 30.06.2016 внесено представление. Вместе с тем, до настоящего момента администрация МО Ямальский район не устранило указанные нарушения, продолжает реализовывать право пользования вышеуказанным сооружением, а именно эксплуатирует его в отсутствие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

При этом суд считает нецелесообразным возлагать обязанность получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию на МП «Ямальский застройщик», так как согласно распоряжению администрации МО Ямальский район от ДД.ММ.ГГГГ функции заказчика-застройщика от МП «Ямальский застройщик» переданы МУ «Ямальская служба заказчика», а согласно выписки из ЕГРЮЛ, учредителем предприятия и учреждения является администрация МО Ямальский район.

При таких обстоятельствах исковое заявление прокурора с учетом внесенных изменений подлежит частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск прокурора Ямальского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО Ямальский район, МП «Ямальский застройщик» – удовлетворить частично.

Обязать Администрацию МО Ямальский район, в срок до 31 декабря 2018 года получить разрешение на ввод объекта «реконструкция теплоснабжения объектов жилья микрорайона Северный» в эксплуатацию.

В иске к МП «Ямальский застройщик», отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня принятия решения судом, путем подачи апелляционной жалобы через Ямальский районный суд.

В окончательной форме решение изготовлено 30 декабря 2016 года.

Председательствующий судья О.В. Степанюк