ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-177/2018 от 01.06.2018 Благовещенского районного суда (Амурская область)

Дело №2-177/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Благовещенск 01 июня 2018 года

Благовещенский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Слепичева К.А.,

при секретаре Курочкиной Ю.Е.,

с участием представителя истца по должности – Королевой Н.В., представителя истца по доверенности – Скрябина А.А., представителя ответчика – Степанова И.В., представителя ООО «Земпроект» по доверенности – Попова Ю.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ассоциации Крестьянских Фермерских Хозяйств «Зенит» к администрации <адрес> о признании недействительным решения органа местного самоуправления, исключении сведений из ЕГРН, установлении границ земельного участка,

У С Т А Н О В И Л :

АКФХ «Зенит», в лице своего представителя Скрябина А.А., обратились в суд с иском к администрации <адрес> о признании недействительным постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ<номер>, как нормативный правовой акт, нарушающий права на землю, охраняемые законом интересы АКФХ «Зенит» по основаниям ч. 2 ст. 61 Земельного кодекса Российской Федерации; исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о границах земельных участков с кадастровыми номерами <номер>, как нарушающих права собственника, реализовавшего ранее возникшее право; установлении границ земельного участка с кадастровым номером 28:10:000000:5055, согласно прилагаемого межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ № б/н.

В обоснование иска истец указал, что АКФХ «Зенит» обратилось в администрацию <адрес> с заявлениями о согласовании межевого плана уточнения границ земельного участка с кадастровым номером <номер>, находящегося в собственности истца; о признании постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ<номер> недействительным, как нормативного правового акта, нарушающего права на землю, охраняемые законом; о снятии с кадастрового учёта земельных участков, поставленных на государственный кадастровый учёт, как ошибочно учтённых, со следующими кадастровыми номерами: <номер>

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ<номер>, администрация <адрес> отказала в удовлетворении вышеуказанного обращения, ссылаясь на следующие основания: отсутствие сведений о документах, послуживших основанием для государственного кадастрового учёта земельного участка с кадастровым номером <номер>, поставленного на учёт ДД.ММ.ГГГГ; пересечение уточняемым земельным участком границ земельных участков с кадастровыми номерами <номер> (по мнению администрации отнесённых к землям лесного фонда; об отсутствии нарушений действующего законодательства Российской Федерации при внесении изменений в землеустроительные материалы по перераспределению земель реорганизуемого совхоза «Егорьевский» <адрес> постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ<номер>.

Приложением к проекту землеустройства перераспределения земель реорганизуемого
совхоза «Егорьевский» <адрес> 1992 года (с пометкой Росреестра 28/00930), «чертеж перераспределения земель», администрацией
<адрес> в 1992 году были утверждены границы земель, предоставляемые в
собственность в результате реорганизации совхоза «Егорьевский». Согласно письму
министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №ОГ-<адрес>-
4928, такие материалы служат для уточнения границ земельных участков в случае
отсутствия сведения о границах участков в документах, прилагаемых к документам, на
основании которых приобреталось право собственности. В частности данный материал
содержал сведения о местоположении границ земель, на территории которых истец, а также
иные собственники, приобретавшие права на землю, в соответствии со ст. 69 Федерального
закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» могли
уточнить границы своих земельных участков, расположенных на территории бывшего
совхоза «Егорьевский». Так на основании постановления главы <адрес>
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ<номер>, истец приобрёл право собственности на земельный
участок, общей площадью 3299 га, согласно законодательству, действующему на момент
приобретения такого права. В последующем право собственности истца было реализовано, о
чём в государственном реестре сделана запись от ДД.ММ.ГГГГ<номер> и участку присвоен кадастровый <номер>, но без
установления границ такого участка.

Истцом был принят ряд мер по согласованию границ земельного участка, находящегося у него в собственности, выразившихся в обращении в адрес землеустроительной организации Общества с ограниченной ответственностью «Префект» и направлению заявления о согласовании границ в адрес ответчика с вышеуказанными просьбами. При уточнении границ земельного участка с кадастровым номером <номер>, ООО «Префект» использовались сведения в виде съёмки координат и опорных точек, фактически используемых сельскохозяйственных угодий истцом с ДД.ММ.ГГГГ и картографический материал проекта перераспределения земель реорганизуемого совхоза «Егорьевский» 1992 года, что соответствует ч. 10 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации прав», письму министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №ОГ-<адрес>.

В нарушение п. 4 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, с согласия ответчика в государственный кадастр недвижимости внеслись сведения о границах земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, с пересечением земель ранее предоставляемых в собственность в счёт реорганизации совхоза «Егорьевский». Такими сведениями стали сведения о границах земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, со следующими кадастровыми номерами: <номер> В связи с изложенным, а также в соответствии с п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», одним из пунктов досудебного письма была просьба к администрации «обратиться в адрес органа кадастрового учёта с заявлением об аннулировании сведений о границах земельных участков, как ошибочно учтённых, нарушающих права собственников», что ответчиком было проигнорировано. Ошибочный учет указанных земельных участков возник ввиду формирования границ участков с отсутствием прав на такие участки, что противоречит материалам землеустройства перераспределения земель реорганизуемого совхоза «Егорьевский» <адрес> 1992 года с учётом даты внесения сведений о таких участках. Статьёй 61 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», п. 180 приказа министерства экономического развития от ДД.ММ.ГГГГ<номер>, письмом министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №ОГ-<адрес>, оговорен порядок исключения ошибочно учтённых сведений в государственном кадастре недвижимости. Согласно оговоренному вышеприведёнными документами порядку, уполномоченный на распоряжение землями из состава, государственная собственность на которые не разграничена, самостоятельно выявляет ошибочно учтённые земли и направляет соответствующее заявление органу кадастрового учёта для исключения таких сведений. Администрацией такой работы проведено не было, более того своим постановлением от ДД.ММ.ГГГГ<номер>, администрация приобретает право распоряжаться ошибочно учтёнными земельными участками, границы которых пересекают земли ранее предоставляемы в собственность.

<адрес> постановлением от ДД.ММ.ГГГГ<номер> внеслись изменения в землеустроительные материалы по перераспределению земель реорганизуемого совхоза «Егорьевский» 1992 года. Такие действия со стороны администрации повлекли за собой нарушение прав собственников, защищаемых в соответствии со ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации. Нарушения выразились в отсутствии сведений в утверждённых землеустроительных материалах по перераспределению земель совхоза «Егорьевский» о документах, являющихся основанием для регистрации ранее приобретаемых прав в соответствии со ст. 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации прав». Подтверждением не включения указанных документов (постановление от ДД.ММ.ГГГГ<номер>) является приложение к материалам: пояснительная записка; письмом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ<номер>. Издание постановления администрации <адрес>ДД.ММ.ГГГГ<номер> повлекло то, что в чертеже перераспределения (корректировки) земель совхоза «Егорьевский» не были учтены площади земель, предоставляемых истцу и иным организациям в собственность. Организации, в собственность которых передавались земли постановлением от ДД.ММ.ГГГГ<номер>, по сегодняшний день ведут свою деятельность, в связи с отсутствием сведений о ликвидации таких организаций в сведениях ЕРЮЛ. Помимо указанных организаций, не учтена площадь земель 4085 га, закрепляемых за головной ассоциацией КФХ «Зея», которая по сегодняшний день считается действующей. Такая земля предоставлялась постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ<номер>, сведения о котором присутствуют в материалах корректировки перераспределения земель бывшего совхоза «Егорьевский», о чём свидетельствует информативное письмо Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ<номер>. Учитывая факт утверждения постановления от ДД.ММ.ГГГГ<номер> администрацией <адрес> с последующей передачей его в архивный отдел <адрес>, о чём свидетельствует отметка на копии постановления, выдаваемой истцу, является грубым нарушением прав собственников земельных участков, выразившихся в исключении сведений о собственниках земли, приобретавших право на основании такого постановления путём внесения изменений в проект землеустройства (перераспределения) земель 1992 года. Постановление главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ<номер> издано с целью возникновения возможности распоряжения землями, ранее предоставляемыми в собственность истцу и иным землепользователям. Такие действия повлекли за собой двойной учёт земельных участков, а именно: находящихся в собственности без определения границ и сформированных ответчиком земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, с целью последующего предоставления таких участков заинтересованным лицам в пользование, что приведёт к поступлению в бюджет района двойных платежей за одну и ту же землю, в виде налога за собственность и арендной платы. Также утверждение таких материалов привело к возможности формирования с утверждения ответчика земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, со следующими кадастровыми номерами: <номер> Сведения о границах указанных земельных участков так же подлежат исключению из государственного кадастра недвижимости, как нарушающие права истца, в силу факта использования АКФХ «Зенит» данной территории с ДД.ММ.ГГГГ для производства сельскохозяйственной продукции и предоставления таких земель в собственность по ранее возникшему праву. О правах истца на землю ответчику было хорошо известно, так как неоднократно проводились совместные встречи по вопросу реализации такого права, которые не дали результатов, в связи с отсутствием понимания со стороны ответчика. В связи с вышеизложенным и в соответствии с ч. 10 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» считают, что границы принадлежащего истцу земельного участка, отраженные в прилагаемом межевом плане, соответствуют действительности и не нарушают действующее законодательство Российской Федерации, так как фактически участок используется истцом на протяжении нескольких лет в таких границах.

На основании изложенного, просят удовлетворить исковые требования в полном объеме.

ДД.ММ.ГГГГ от представителя истца поступило уточненное исковое заявление, согласно которому истец просит суд: постановление главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ<номер> признать недействительным, как нормативно-правовой акт, нарушающий права на землю, охраняемые законом интересы АКФХ «Зенит», по основаниям ч. 2 ст. 61 Земельного кодекса Российской Федерации; исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о границах земельных участков с кадастровыми номерами <номер>, как нарушающие права собственника, реализовавшего ранее возникшее право; установить границы земельного участка с кадастровым номером 28:10:000000:5055 согласно прилагаемого межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ №б/н (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ); принять к производству уточнённый межевой план от ДД.ММ.ГГГГ №б/н.

Представители истца АКФХ «Зенит» Королева Н.В. (по должности), Скрябин А.А. (по доверенности) в судебном заседании настаивали на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации <адрес> по доверенности – Степанов И.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, полагая факт пользования землей не доказанным.

Третье лицо Управление Росреестра по <адрес> в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, о месте и времени рассмотрения дела уведомлялись надлежащим образом.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ<номер> «О закреплении земельных участков АКФХ «Зенит», «Карина», «Перспектива», за АКФХ «Зенит» закреплен земельный участок общей площадью 14165 га, из них: в собственность – 3299 га, в постоянное пользование – 10866 га.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ<номер> следует, что земельный участок с кадастровым номером <номер>, общей площадью 32990000 кв.м., категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположен по адресу: <адрес>, правообладателем является Ассоциация крестьянских фермерских хозяйств «Зенит».

Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что АССОЦИЯ КРЕСТЬЯНСКИХ ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ «ЗЕНИТ» (АКФХ «ЗЕНИТ») зарегистрировано в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ, осуществляет свою деятельность по настоящее время, что также подтверждается сведениями о налоговой отчетности за период 2010-2017 г.г., представленными Межрайонной ИФНС России <номер> по <адрес> по запросу суда.

Кроме того, ведение финансово-хозяйственной деятельности АКФХ «Зенит» за период с 1998 года по 2010 год, подтверждается счетами-фактурами об оплате продовольственных и сельскохозяйственных товаров, поставке удобрений, об оплате ГСМ, платежными поручениями об уплате земельного налога за период с 1998 года по 2005 год, а также документами, подтверждающими выращивание сельскохозяйственных культур, в том числе протоколы испытаний сельскохозяйственных культур, квитанции по оплате, договора купли-продажи, а также счета-фактуры, подтверждающие реализацию сельскохозяйственной продукции, исследованными в ходе судебного заседания.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ<номер>, утвержден прилагаемый чертеж перераспределения (корректировки) земель совхоза «Егорьевский» <адрес>, составленного
ООО «Земпроект» на основании землеустроительной документации по инвентаризации
земель и корректировки проекта землеустройства (перераспределения земель)
реорганизуемого совхоза «Егорьевский» <адрес>.

Из досудебного письма, направленного АКФХ «Зенит» в адрес администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истец просит ответчика в добровольном порядке признать недействительным постановление главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ<номер>, как нормативный правовой акт, нарушающий права на землю АКФХ «Зенит», а также обратиться в орган кадастрового учета с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами <номер>, как ошибочно учтенных.

Согласно корректировке проекта землеустройства (перераспределения земель) реорганизуемого совхоза «Егорьевский» <адрес>, необходимость проведения инвентаризации земель и корректировки проекта землеустройства (перераспределения земель) реорганизуемого бывшего совхоза «Егорьвский» вызвана тем, что в настоящее время на территории бывшего совхоза «Егорьевский» сельскохозяйственные угодья в большей части не используются, зарастают древесно-кустарниковой растительностью, земельные участки, рекомендуемые к закреплению ассоциациями КФХ и крестьянским фермерским хозяйствам проектной документацией, не стоят на государственном кадастровом учете.

Согласно межевому плану от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленному кадастровым инженером ФИО6 в результате выполнения кадастровых работ по уточнению границ земельного участка площадью 32990000 кв.м., с кадастровым номером <номер>, находящегося в собственности АКФХ «Зенит», площадь земельного участка не изменилась. Согласования с правораспорядителем земель, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется в индивидуальном порядке, в соответствии со ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О кадастровой деятельности».

Согласно представленным филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> образам бумажных документов, прилагаемых к межевым планам земельных участков с кадастровыми номерами 28<номер>, постановлениями администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ<номер>, <номер>, <номер>, ФИО7, утверждены прилагаемые схемы расположения земельного участка на
кадастровом плане территории из категории земель сельскохозяйственного
назначения, для сенокошения и выпаса скота, расположенного: <адрес>, предварительно согласовано предоставление в аренду земельных участков, из категории земель сельскохозяйственного назначения, для сенокошения и выпаса скота, при условии проведения работ по его образованию, согласно прилагаемой схеме земельного участка. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ<номер> утверждены схемы расположения многоконтурных земельных участков на кадастровом плане территории из категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование: сельскохозяйственное использование: ЗУ1 (количество контуров 38), площадью 13491905 кв.м.; ЗУ2 (количество контуров 6), площадью 3745435 кв.м.; ЗУ3 (количество контуров 12), площадью 1346807 кв.м.; ЗУ5 (количество контуров 24), площадью 12114022 кв.м.; ЗУ6 (количество контуров 16), площадью 5752860 кв.м. Местоположение: <адрес>, Новопетровский с/с.

Из материалов кадастрового дела на земельный участок с кадастровым номером <номер> следует, что ДД.ММ.ГГГГ в орган государственного кадастрового учета обратился ФИО8 с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, на основании которого принято решение от ДД.ММ.ГГГГ, о постановке на государственный кадастровый учет 2-х земельных участков в результате раздела земельного участка с кадастровым номером <номер> и присвоении кадастрового номера: <номер>.

Согласно уточненному межевому плану от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленному кадастровым инженером ФИО6, при проведении работ по уточнению границ земельного участка, площадью 32990000 кв.м., с кадастровым номером <номер>, находящегося в собственности АКФХ «Зенит», кадастровый инженер руководствовался ст.ст. 11.9, 11.10, 40, ст. 41 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 32 п. 1 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ<номер> «Об установлении государственных систем координат, государственной системы высот и государственной гравиметрической системы». В рамках настоящего межевого дела проводится исключение из государственного кадастра недвижимости границ земельных участков с кадастровыми номерами <номер> как сведений, содержащих реестровую ошибку. В соответствии с частью 4 статьи 69 Закона №218-ФЗ государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. Объекты недвижимости, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости. В результате проведения работ площадь земельного участка не изменилась. При этом ни Законом №218-ФЗ, ни иными нормативными правовыми актами не предусматривается требований к правообладателям земельных участков, являющихся ранее учтенными объектами недвижимости, по определению местоположения их границ и внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости. В связи с этим данные процедуры осуществляются на усмотрение правообладателей таких объектов. К таким же выводам пришло и министерство экономического развития Российской Федерации в своём письме от ДД.ММ.ГГГГ №ОГ-<адрес>. Учитывая факт приобретения прав АКФХ «Зенит» на уточняемый земельный участок в 1997 году и более позднюю дату установления границ земельных участков с кадастровыми номерами <номер> а так же принимая во внимание материалы дела по межеванию земель АКФХ «Карина», «Зенит», «Перспектива» <адрес> 1988 года, указанные земельные участки содержат реестровую ошибку, выразившуюся в описании местоположения границ таких участков, допущенную кадастровыми инженерами, устанавливающими границу этих участков.

Согласно выпискам ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ<номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, <номер>, земельный участок с кадастровым номером <номер>, расположен по адресу: <адрес>, общей площадью 150000 кв.м., категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сенокошения и выпаса скота, правообладатель не установлен; земельный участок с кадастровым номером <номер> расположен по адресу: <адрес>, общей площадью 153073 кв.м., категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального значения, вид разрешенного использования: недропользование; земельный участок с кадастровым номером <номер>, расположен по адресу: <адрес>, в юго-западной части кадастрового квартала, граница которого проходит по автодороге Благовещенск-Свободный – граница Гослесфонда, площадь 19200000 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: ведение крестьянского (фермерского) хозяйства, данные о правообладателе отсутствуют; земельный участок с кадастровым номером <номер>, расположен по адресу: <адрес>, в юго-западной части кадастрового квартала, граница которого проходит по автодороге Благовещенск-Свободный – граница Гослесфонда, площадь 19200000 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: ведение крестьянского (фермерского) хозяйства, данные о правообладателе отсутствуют; земельный участок с кадастровым номером <номер>, расположен по адресу: <адрес>, в юго-западной части кадастрового квартала, граница которого проходит по автодороге Благовещенск-Свободный – граница Гослесфонда, площадь 66000 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: ведение крестьянского (фермерского) хозяйства; земельный участок с кадастровым номером <номер> расположен по адресу: <адрес>, с/<адрес>, общая площадь 5744731 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: сельскохозяйственное использование, правообладателем является администрация <адрес>; земельный участок с кадастровым номером <номер> расположен по адресу: <адрес>, общей площадью 3148527 кв.м., категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: ведение крестьянского (фермерского) хозяйства; земельный участок с кадастровым номером <номер>, расположен по адресу: <адрес>, в районе 55 км. автотрассы Благовещенск – Свободный, общей площадью 84400 кв.м., категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, правообладателем является муниципальное образование <адрес>; земельный участок с кадастровым номером <номер>, расположен по адресу: <адрес>, общей площадью 1806000 кв.м., категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: ведение крестьянского (фермерского) хозяйства, правообладателем является муниципальное образование <адрес>; земельный участок с кадастровым номером <номер>, расположен по адресу: <адрес>, общей площадью 12096852 кв.м., категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, правообладателем является администрация <адрес>; земельный участок с кадастровым номером <номер> расположен по адресу: <адрес>, общей площадью 400000 кв.м., категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: ведение крестьянского (фермерского) хозяйства, правообладателем является ФИО9, земельный участок с кадастровым номером <номер>, расположен по адресу: <адрес>, общей площадью 66032 кв.м., категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: ведение крестьянского (фермерского) хозяйства, правообладателем является ФИО10

Из материалов копии дел правоустанавливающих документов следует, что администрация <адрес> обратилась в орган государственного кадастрового учета с заявлениями о государственной регистрации прав на земельные участки с кадастровыми номерами: <номер>.

Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» (далее – Закон №137-ФЗ) органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с ч. 9 ст. 3 Закона №137-ФЗ государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ<номер> «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним», свидетельства о праве собственности на землю, в том числе по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ<номер> «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения».

Рассматривая требования истца о признании недействительным постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ<номер> «О внесении изменений в землеустроительные материалы по перераспределению земель реорганизуемого совхоза «Егорьевский» <адрес>», суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в этой части.

Как установлено судом, АКФХ «Зенит» принадлежит земельный участок земельный участок с кадастровым номером <номер>, общей площадью 32990000 кв.м., категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположен по адресу: <адрес>, право собственности зарегистрировано в ЕГРН.

Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Соответственно органы местного самоуправления не могут распоряжаться такими земельными участками в пользу третьих лиц, которые в свою очередь не являются соответствующими землепользователями земельных участков, предоставленных ранее в постоянное бессрочное пользование, равно как и не являются собственниками зданий строений сооружений расположенных на таких земельных участках.

Допрошенный в судебном заседании в качестве эксперта представитель ООО «Земпроект», проводивший для администрации <адрес> землеустроительные работы при подготовке издания оспариваемого постановления органа местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ<номер>, ФИО11 суду показал, что между ООО «Земпроект» и администрацией был заключен договор на проведение работ по инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения территории бывшего совхоза «Егорьевский» и корректировки проекта перераспределения земель совхоза «Егорьевский» 1993 года изготовления. В 90-м году при принятии закона о земельной реформе, государственная собственность на землю была монополизирована, и ввели все виды собственности на землю, в том числе и частную собственность. По Указу Президента проводились работы по реорганизации земель сельхозпредприятий, одновременно с указом было издано постановление Правительства о реорганизации колхозов и совхозов, который расписывал порядок реорганизации колхозов и совхозов. В 1992 году проводились работы по перераспределению земель бывшего совхоза «Егорьевский», создана комиссия по реорганизации и в соответствии с 86-м постановлением Правительства, земли совхоза «Егорьевский» были разделены, часть земель передано в ведение сельсовета, часть земель в соответствии с нормами бесплатной передачи земель, которая была утверждена постановлением Амурского Облисполкома, эти земли были переданы крестьянско-фермерским хозяйствам для ведения хозяйства бывшим работникам совхоза «Егорьевский». Проектные работы проводил тогда институт ДальНИИгипрозем и вот такое дело было изготовлено, оно называется «Проект землеустройства перераспределения земель реорганизуемого совхоза «Егорьевский», издано постановление администрации, и в этом проекте давались проектные предложения по закреплению земель за всеми заинтересованными лицами. В это время на территории совхоза «Егорьевский» было организовано 10 ассоциаций крестьянско-фермерских хозяйств и 109 крестьянско-фермерских хозяйств, вся территория совхоза «Егорьевский» была распределена, оставшиеся земли ушли в фонд перераспределения, был изготовлен чертеж, где за каждым КФХ и за каждой ассоциацией крестьянско-фермерских хозяйств была закреплена земля в собственность и в аренду, на основании этого документа проводились все работы и Управление Росреестра, имея в архиве такие документы, при постановке на кадастровый учет пользуются вот этими материалами. С 1993 года прошло более 20 лет, ситуация изменилась и в 2017 году администрация заказала проведение работ по инвентаризации земель сельхоз назначения, необходимо было дать предложения по корректировке перераспределения. При проведении работ были запрошены материалы в Росреестре, из ЕГРН запрошены сведения о кадастровом учете и регистрации прав на территории совхоза «Егорьевский», на основании этих материалов было выявлено, что при реорганизации совхоза организовались крестьянско-фермерские хозяйства и ассоциации, в настоящее время часть не существует, часть прекратила свое существование, им земли не представлялись и не регистрировались, только определенное количество, которые отражены на чертеже, там есть КФХ, которые проходили по списку, на момент проведения работ существовала одна ассоциация - «Зенит», по материалам 1992 года ей выделялся участок 250 гектаров земли, который на чертеже отображен, они имеют право на этот участок. Документы 1997 года по разделению совхоза «Егорьевский» по перераспределению этих земель, реорганизации, они видели, но подтверждения документального этому постановлению не было, не было проведено никаких землеустроительных работ, эти земли нигде не отражены, на момент проведения работ они не стояли на кадастровом учёте, сведений в ЕГРН не было, отразить их физически не могли в своей работе. Кроме того, в 1997 году совхоз «Егорьевский» уже не существовал, он был реорганизован в 1992 году, прекратил свое существование, то есть в 1997 году провести это было невозможно при несуществующем совхозе. Как родилось это постановление, ФИО12 прояснить и подтвердить не смог. Они провели работы по инвентаризации и корректировке проекта перераспределения 93 года по состоянию на апрель 2017 года, для этого запросили информацию в Росреестре. Права истца этой работой не нарушаются, это проектные работы по землеустройству, это предложения, что такие-то земли отнести в фонд перераспределения, такие-то в сельский совет, какие-то закрепить за КФХ и всё. Все материалы, запрошенные для работы в налоговой инспекции и Управлении Росреестра, и которые были предоставлены, были использованы, при изготовлении проекта инвентаризации земель и при корректировке проекта перераспределения. Все вторые экземпляры хранятся в Управлении Росреестра, постановление было, но документов на право использование не выдавалось, чертежей таких нет, если бы представители ассоциации «Зенит» предоставили дополнительные документы, то они были бы включены в работы, оснований для включения в план инвентаризации земель и корректировку проекта перераспределения 93 года у них не было, не было подтверждающих чертежей, ведь это постановление могло родиться только при корректировке этих материалов в 97 году.

Если КФХ по постановлению района получало землю в собственность и регистрировало ее, и в случае, если члены КФХ отказывались, то все это должно было документально подтверждено, по тому законодательству земли уходили в фонд перераспределения земель, по закону о КФХ земля КФХ вообще не делилась и при выходе члены КФХ не могли ничего получить, свою долю, земельный участок в натуре. Если КФХ прекращало свое существование и отказывалось от земельного участка, то этот земельный участок переходил в фонд перераспределения. Если КФХ состояло из 10 человек, то им могли бесплатно передать только 150 гектаров земли в собственность, остальное шло всё в аренду. Все документы, принятые до 98 года действует и это никто не отрицает и в любой момент, если человек придет в Росреестр, предоставив документы, его зарегистрируют, другой вопрос как он может реализовать свое право, если там уже земля учтена, на нее зарегистрировано право собственности или физического или юридического лица, как он тогда может это реализовать.

На вопрос председательствующего ФИО11 пояснил, что работы осуществлялись ими только по документам, без непосредственного выезда на местность. Если бы даже выезд состоялся, и они установили наличие на этих землях возделываемых сельхозугодий, они все равно не смогли бы их учесть в работе, так как сведения в отношении них о правах и местоположении границ в ЕГРН отсутствовали.

Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что у администрации <адрес> при издании оспариваемого нормативного правового акта не имелось умысла на ущемление имущественных прав истца, допущенное нарушение явилось следствием отсутствия в ЕГРН сведений о границах земельного участка с кадастровым номером <номер>, которые могли быть учтены при проведении землеустроительных работ.

Постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ<номер> «О внесении изменений в землеустроительные материалы по перераспределению земель реорганизуемого совхоза «Егорьевский» <адрес>», было принято органом местного самоуправления без учета положений вышеприведенных правовых актов, ранее изданного постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ<номер> «О закреплении земельных участков АКФХ «Зенит», «Карина», «Перспектива», за АКФХ «Зенит», послужившего основанием для государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером <номер> общей площадью 32990000 кв.м. за АКФХ «Зенит» <данные изъяты>, непрерывно осуществляющим свою деятельность с момента государственной регистрации юридического лица – ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, является незаконным.

В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Федеральный закон №221-ФЗ), действовавшего на момент спорных отношений, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости).

В силу ч. 1 ст. 7 Федерального закона №221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.

Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона №221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

В соответствии с ч. 4 ст. 16 Федерального закона №221-ФЗ если иное не установлено настоящим Федеральным законом, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.

В соответствии с разъяснениями, данными в п. 52 постановления Пленума Верховного Суда РФ <номер>, Пленума ВАС РФ <номер> от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Ввиду того, что запись в Едином государственном реестр недвижимости о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами: <номер> нарушает право истца, следовательно, единственным возможным в данном случае способом защиты нарушенного права истца является предъявление требования о признании отсутствующими незаконно зарегистрированных таких сведений в отношении спорного участка.

Решение суда о признании недействительными сведений о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами: <номер> является основанием для исключения из таких сведений из ЕГРН, при этом право собственности ответчика на спорный земельный участок сохраняется.

Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, требования истца об исключении сведений о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами: <номер> подлежат удовлетворению в полном объеме.

Рассматривая требования истца об установлении границ земельного участка, суд приходит следующему.

В силу ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Судом установлено, что АКФХ «Зенит» принадлежит земельный участок с кадастровым номером <номер>, общей площадью 32990000 кв.м., категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположен по адресу: <адрес>.

Согласно межевому плану, подготовленному кадастровым инженером ФИО6, в результате выполнения кадастровых работ по уточнению границ земельного участка, площадью 32990000 кв.м., с кадастровым номером <номер>, находящегося в собственности АКФХ «Зенит», площадь земельного участка не изменилась.

Согласно части 3 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон №218-ФЗ), к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав (п.п. 4); ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем (п.п. 6).

Из статьи 8 Закона №218-ФЗ следует, что в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

Таким образом, описание местоположения границ объекта недвижимости (земельного участка) являются его основными сведениями.

В силу ч. 10 ст. 22 Закона №218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Согласно ч. 3 ст. 22 Закона №218-ФЗ в случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.

Представленными истцом межевым планом, схемой спорного земельного участка и фототаблицей к нему, финансово-хозяйственными документами подтверждается пользование истцом земельным участком с кадастровым номером <номер> в границах, существующих на местности пятнадцать и более лет и закрепленных с использованием природных объектов (неровности рельефа, обозначенные лесопосадками, холмами, оврагами) и объектов искусственного происхождения (дороги), позволяющих определить местоположение границ данного многоконтурного земельного участка.

Дополнительно суд учитывает, но не принимает в качестве допустимого доказательства ввиду отсутствия в архивах оригинала для сличения, наличие у стороны истца копии дела по межеванию земель АКФХ «Карина», «Зенит», «Перспектива» <адрес>, в соответствии с которым работы проводились на основании договора <номер> от ДД.ММ.ГГГГ по заказу администрации <адрес>, имеющего штамп Амурского предприятия ДальНИИгипрозем – «Амурземпроект» от ДД.ММ.ГГГГ о присвоении инвентарного <номер>, в котором имеется ведомость координат установленной границы ассоциаций «Зенит», «Карина».

Таким образом, суд приходит к выводу, что истцом представлены достаточные и достоверные доказательства того, что местоположение границ земельного участка с кадастровым номером <номер> закреплено с использованием объектов искусственного происхождения и на протяжении более пятнадцати лет местоположение границ данного земельного участка не менялось, в силу чего требования истца об установлении местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером <номер> в соответствии с межевым планом ДД.ММ.ГГГГ, подготовленным кадастровым инженером ООО «Префект» ФИО6, подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно ст. 98 ГПК РФ, поскольку исковые требования удовлетворены в полном объеме, с ответчика также подлежит взысканию сумма уплаченной истцом государственной пошлины при подаче искового заявления в размере 18 000 рублей, что подтверждено платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ<номер>.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Ассоциации Крестьянских Фермерских Хозяйств «Зенит» к администрации <адрес> о признании недействительным решения органа местного самоуправления, исключении сведений из ЕГРН, установлении границ земельного участка – удовлетворить полностью.

Признать незаконным постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ<номер> «О внесении изменений в землеустроительные материалы по перераспределению земель реорганизуемого совхоза «Егорьевский» <адрес>».

Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами: <номер>

Установить границы земельного участка с кадастровым номером <номер> согласно межевому плану от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленному кадастровым инженером ООО «Префект» ФИО6

Взыскать с администрации <адрес> (<данные изъяты>, адрес: 675000, <адрес>) в пользу Ассоциации Крестьянских Фермерских Хозяйств «Зенит» (<данные изъяты>, адрес: 675525, <адрес>) судебные издержки по уплате государственной пошлины при обращении в суд в размере 18 000 (восемнадцать тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:

Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.