ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-177/2018 от 07.05.2018 Мотыгинского районного суда (Красноярский край)

дело № 2-177/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

7 мая 2018 года Мотыгинский районный суд Красноярского края в п. Мотыгино в составе: председательствующего судьи Васильковой И.М.

при секретаре Опариной И.А. с участием:

представителей истца ФИО1, ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Мотыгинского района к администрации Новоангарского сельсовета о взыскании 203588 рублей 97 копеек,

установил:

администрация Мотыгинского района обратилась в суд с иском к администрации Новоангарского сельсовета о взыскании 203588 рублей 97 копеек

Исковые требования мотивированы тем, что 1.10.2017 между администрацией Новоангарского сельсовета и администрацией Мотыгинского района было заключено соглашение № 1 о передаче осуществления части полномочий в сфере культуры на 2017-2019 годы. Администрацией Мотыгинского района в 2017 году были выполнены условия соглашения, указанные в п.п. 1.1.1, в полном объеме и в срок. По условиям раздела 2 соглашения, администрация Новоангарского сельсовета обязана перечислять иной межбюджетный трансферт, необходимый для осуществления передаваемых полномочий, указанных в п.п. 1.1.1 соглашения, ежемесячно не позднее 20 числа указанного месяца. В 2017 году объем иного межбюджетного трансферта, необходимый для осуществления передаваемых полномочий, должен был перечислен в размере 262036, 61 руб., однако на 1.01.2018 администрацией Новоангарского сельсовета иного межбюджетного трансферта перечислено только 174691, 07 руб.

1.10.2017 между администрацией Новоангарского сельсовета и администрацией Мотыгинского района было заключено соглашение № 2 о передаче осуществления части полномочий в сфере культуры на 2017-2019 годы. Администрацией Мотыгинского района в 2017 году были выполнены условия соглашения, указанные в п.п. 1.1.1, в полном объеме и в срок. По условиям раздела 2 соглашения администрация Новоангарского сельсовета обязана перечислять иной межбюджетный трансферт, необходимый для осуществления передаваемых полномочий, указанных в п.п. 1.1.1. соглашения, ежемесячно не позднее 20 числа указанного месяца. В 2017 году объем иного межбюджетного трансферта, необходимый для осуществления передаваемых полномочий, должен был перечислен в размере 348730,28 руб., однако на 1.01.2018 администрацией Новоангарского сельсовета иного межбюджетного трансферта перечислено только 232486,85 руб.

Представители истца ФИО1, действующая по доверенности № 24 от 30.03.2018, ФИО2, действующая по доверенности от 7.05.2018, в судебном заседании исковые требования поддержали, просили их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика - администрации Новоангарского сельсовета, надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Глава администрации Новоангарского сельсовета ФИО3, представила отзыв на исковое заявление. В отзыве указала, что между администрацией Новоангарского сельсовета и администрацией Мотыгинского района заключены Соглашения № 01 и № 02 от 1.10.2017 о передаче части полномочий в сфере культуры на 2017-2019 годы. Объем иного межбюджетного трансферта, закрепленного Соглашениями № 01 и № 02 от 1.10.2017, предназначен для обеспечения части переданных полномочий в сфере культуры на 2017-2019 годы, и составляет:

- в 2017 году в сумме 610766,89 руб., из них по Соглашению № 01 в сумме 348730,28 руб., по Соглашению № 2 в сумме 262036,61 руб.;

- в 2018 году 0,0 руб. по Соглашениям № 01, № 02;

- в 2019 году 0,0 руб. по Соглашениям № 01, № 02.

Суть Соглашений №01 и №02, вложенных в основу и отраженных в разделе 1 «Предмет Соглашения» - это непосредственная передача части полномочий с уровня поселения на уровень муниципального района, в связи с чем, срок действия настоящих Соглашений на период с 01.10.2017 по 31.12.2019, можно применить только непосредственно к временному периоду осуществления закрепленных полномочий муниципальным образованием Мотыгинский район. При этом настоящими Соглашениями № 01 и № 02 не установлено, что финансовые обязательства, принятые Сторонами Соглашения, действуют до их полного исполнения. Согласно условиям Соглашений № 01 и № 02 перечень передаваемых полномочий на уровень муниципального района является закрытым, в связи, с чем не может трактоваться сторонами Соглашений на свое усмотрение.

Таким образом, действие принятых сторонами Соглашений № 01 и № 02 финансовых обязательств распространяются на временной период, а именно, очередной финансовый год, в котором есть такое обязательство. В соответствии с законодательством всех уровней Российской Федерации, регламентирующих бюджетный процесс, устанавливается период спорного финансового года с 01.01.2017 по 31.12.2017. В течение спорного финансового года администрацией Новоангарского сельсовета в пользу истца произведено перечисление денежных средств в размерах по Соглашению № 01 в сумме 232 486,85 руб. по Соглашению № 02 в сумме 174 691,07 руб.

В соответствии с приложениями № 1 к Соглашениям № 01 и № 02 объем иного межбюджетного трансферта определен только на выплату заработной платы работникам данной сферы.

Согласно нормативным правовым актам, устанавливающим порядок расчета лимитов, необходимых на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, в фонд оплаты труда включается перечень всех гарантированным работодателем выплат, в том числе и те выплаты, которыми работодатель имеет право поощрять сотрудников (стимулирующие и премиальные выплаты).

Действующими нормативными правовыми актами муниципального образования Мотыгинский район являются:

- постановление администрации Мотыгинского района от 27.03.2017 № 163-п «О внесении изменений в постановление администрации Мотыгинского района об утверждении Положения о системе оплаты труда работников муниципального казенного учреждения Управление культуры Мотыгинского района»;

- постановление администрации Мотыгинского района от 23.01.2018 № 22-п «О внесении изменений в постановление администрации Мотыгинского района от 27.03.2017 № 136-п об утверждении Положения о системе оплаты труда работников муниципального казенного учреждения Управление культуры Мотыгинского района»;

- прочие нормативные правовые акты, принятые ранее.

В адрес истца администрацией Новоангарского сельсовета своевременно направлено письмо от 21.12.2017 № 754 об уменьшении лимитов финансовых обязательств, закрепленных Соглашениями № 01 и № 02. Уменьшение данных обязательств утверждено Решением Новоангарского сельского Совета депутатов от 22.12.2017 № 98. Указанное Решение доведено до администрации Мотыгинского района. Указанные документы направлены в адрес истца по средствам электронной почты на официальный электронный адрес, в целях обеспечения оперативности доведения необходимой информации.

В связи с тем, что при утверждении бюджета Новоангарского сельсовета на 2017 финансовый год, а также при подписании оспариваемых в части финансовых обязательств Соглашения № 01 и № 02, были заложены прогнозные лимиты финансирования, которые в Решении от 22.12.2017 № 98 были откорректированы в соответствии с фактическими поступлениями в бюджет Новоангарского сельсовета.

Таким образом, администрация Мотыгинского района в лице МКУ «Управление культуры» была заблаговременно уведомлена о сокращении объема финансовых обязательств по Соглашениям № 01 и № 02. При этом от истца до окончания финансового года, в котором предусмотрено поступление в его пользу денежных средств, возражений в адрес администрации Новоангарского сельсовета не поступило.

Муниципальным районом в срок, установленный п. 3.3 Соглашений № 01 и № 02 Поселению не сообщено о невозможности надлежащего исполнения принятых полномочий, в связи с чем, претензии истца от 19.01.2018 № 76 и№ 77, представлены в адрес администрации Новоангарского сельсовета, не могут являться основанием расторжения Соглашений № 01 и № 02, и взысканию денежных средств в сумме 203588,97 руб.

Администрацией Новоангарского сельсовета в адрес истца письмами от 05.02.2018 № 79 (на претензии от 19.01.2018 № 76 и № 77) и от 28.02.2018 № 152 (на претензию от 09.02.2018 № 282) направлены мотивированные ответы о невозможности дальнейшего перечисления иного межбюджетного трансферта на осуществление части переданных полномочий.

Администрацией Новоангарского сельсовета Решением от 22.12.2017 № 97 принят бюджет сельсовета на 2018 финансовый год, которым не предусмотрено финансирование переданных полномочий в сфере культуры, в том числе на перечисление какой-либо части кредиторской задолженности в рамках заключенных Соглашений № 01 и № 02.

Исполнение бюджета Мотыгинского района, в части принятых с уровня Новоангарского сельсовета части полномочий в сфере культуры, утверждено без долговых обязательств сторон и оценивается как основание достаточных объемов денежных средств, перечисленных администрацией Новоангарского сельсовета по Соглашениям № 01 и № 02.

Истцом по Соглашениям № 01 и № 02 по состоянию на 16.04.2018 не исполнены обязательства, закрепленные пп. 3.2.3 п. 3.2 и п. 3.5 Раздела 3 Соглашений № 01 и № 02.

Соглашение от 01.10.2017 № 02 считается утратившим действие в связи с принятием Закона Красноярского края от 16.11.2017 № 4-1097, со вступлением в законную силу изменений в федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ, Законом Красноярского края от 15.10.2015 № 9-3794. Согласно данным нормативным правовым актам, исполнение полномочий в области библиотечного обслуживания населения является обязанностью муниципального района, без предоставления иного межбюджетного трансферта на осуществления передаваемых полномочий из бюджета сельского поселения.

Таким образом, согласно условиям Соглашения от 01.10.2017 № 02, расторжение которого произошло в силу принятия нормативных правовых актов, на уровне субъекта, взыскание недополученных объемов финансирования, штрафных санкций и прочих неустоек, не предусмотрено. Также условиями данного Соглашения не предусмотрено то, что финансовые обязательства сторон продлевают действие настоящего Соглашения до их полного исполнения.

Взыскание денежных средств по Соглашению от 01.10.2017 № 02 не обоснованно, поскольку оно считается обоюдно расторгнутым с 01.01.2018, то есть с даты вступления в силу изменений законодательства Красноярского края, в части перераспределения полномочий по библиотечному обслуживанию населения.

Взыскание денежных средств по Соглашению № 01 от 01.10.2017 администрация Новоангарского сельсовета считает также не обоснованным, поскольку Истец был заблаговременно уведомлен о сокращении ранее предусмотренных Соглашением № 01 лимитов, предложение о заключении дополнительного Соглашения со стороны истца в адрес администрации Новоангарского сельсовета не поступало, решениями представительного органа задолженность по Соглашению № 01 в соответствии с бюджетным процессом не зафиксирована.

Выслушав представителей истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии с абз. 1 ч. 4 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 6.10.2003 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Частью 3.1 ст. 86 БК РФ установлено, что расходные обязательства муниципального образования, связанные с осуществлением органами местного самоуправления муниципальных районов части полномочий органов местного самоуправления поселений по решению вопросов местного значения, переданных им в соответствии с заключенными между органами местного самоуправления муниципальных районов и поселений соглашениями, исполняются за счет и в пределах межбюджетных трансфертов из соответствующих местных бюджетов, предоставляемых в порядке, предусмотренном ст.ст. 142.4 и 142.5 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 142.5 БК РФ в случаях и порядке, предусмотренных муниципальными правовыми актами представительного органа поселения, принимаемыми в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, бюджетам муниципальных районов могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджетов поселений.

Как следует из материалов дела, 1.10.2017 между администрацией Новоангарского сельсовета и администрацией Мотыгинского района заключены Соглашения № 01 и № 02 о передаче осуществления части полномочий в сфере культуры на 2017-2019 гг.

Согласно п. 2.1. Соглашений, передача осуществления части полномочий по предмету настоящего Соглашения осуществляется за счет иного межбюджетного трансферта, предоставляемого из бюджета поселения в бюджет муниципального района.

В п. 2.2. Соглашений, стороны определяют объем иного межбюджетного трансферта, необходимого для осуществления передаваемых полномочий на финансовый год и плановый период.

Объем иного межбюджетного трансферта, предоставляемого для осуществления передаваемых полномочий, указанных в подпункте 1.1.1. Соглашения № 01 составляет:

- в 2017 году 348730,28 руб.;

- в 2018 году 0 руб.;

- в 2019 году 0 руб.

Объем иного межбюджетного трансферта, предоставляемого для осуществления передаваемых полномочий, указанных в подпункте 1.1.1. Соглашения № 02 составляет:

- в 2017 году 262036,61 руб.;

- в 2018 году 0 руб.;

- в 2019 году 0 руб.

Расчет объема иного межбюджетного трансферта на финансовый год, является приложением № 1 к настоящим Соглашениям.

Расчет осуществляется в валюте Российской Федерации в рублях.

На основании п. 2.3 Соглашений, перечисления иного межбюджетного трансферта осуществляется ежемесячно не позднее 20 числа каждого месяца.

Администрацией Новоангарского сельсовета 21.12.2017 было направлено письмо о невозможности выполнении обязательств по Соглашениям № 01 и № 02, поскольку при уточнении поступивших средств в целях разности по целевым статьям, произошло повторное принудительное снятие суммы в размере 301410, 69 руб.

Из сообщения начальника ФЭУ администрации Мотыгинского района ФИО4 следует, что по состоянию на 1.01.2018 поступления платежей по КБК 094 2024001405 0000 151 «Межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам муниципальных районов из бюджетов поселений на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями» от администрации Новоангарского сельсовета составили 407177,92 руб., что подтверждается платежными поручениями № 86072 от 16.11.2017 на сумму 174691,07 руб., № 860476 от 16.11.2017 на сумму 232486,85 руб.

В связи с чем, в адрес администрации Новоангарского сельсовета администрацией Мотыгинского района были направлены 19.01.2018 претензии о ненадлежащем исполнении обязательств по соглашению от 1.10.2017 № 01 и № 02.

Согласно ответа от 05.02.2018, администрация Новоангарского сельсовета просит направить проект дополнительного соглашения, в котором объем средств на исполнение переданных полномочий будет указан в соответствии с решением о бюджете Новоангарского сельсовета на 2017 и плановые 2018 и 2019 г.г.

Однако в судебное заседание не представлено доказательств того, что произошло повторное принудительное снятие суммы в размере 301410, 69 руб. именно на код целевого назначения по соглашениям №01 и № 02.

Как пояснила в судебном заседании представитель истца ФИО2, администрация Новоангарского сельсовета по соглашениям № 01 и № 02 за 2017 год должна была перечислить межбюджетного трансферта на общую сумму 610766,89 руб., однако на 1.01.2018 администрацией было перечислено только 407177,92 руб. До настоящего времени каких-либо поступлений платежей по межбюджетным трансфертам в соответствии с заключенными соглашениями от администрации Новоангарского сельсовета не было. В связи с чем, долг за администрацией Новоангарского сельсовета составляет 203588,97 руб. При этом пояснила, что повторное снятие суммы в размере 301410,69 руб. со счета администрации Новоангарского сельсовета не являются средствами, предназначенными для погашения средств по соглашениям № 01 и № 01, это деньги другого целевого назначения.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что администрацией Мотыгинского района в 2017 году были выполнены условия соглашения, однако до настоящего времени администрация Новоангарского сельсовета условия соглашения не исполнила, поскольку недостающая часть иного межбюджетного трансферта из бюджета поселения в бюджет района на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в сфере культуры в соответствии с заключенными соглашениями в размере 203588, 97 рублей не перечислена, в связи с чем, суд приходит к выводу, что заявленные требования обоснованны и подлежат удовлетворению. Доводы ответчики не освобождают от обязательств, принятых по соглашениям от 1.10.2017 №№ 1 и 2 и не являются основанием для отказа в иске.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования администрации Мотыгинского района удовлетворить.

Взыскать с администрации Новоангарского сельсовета в пользу администрации Мотыгинского района денежные средства в размере 203588 (двести три тысячи пятьсот восемьдесят восемь) рублей 97 (девяносто семь) копеек.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Мотыгинский районный суд Красноярского края.

Председательствующий судья И.М. Василькова