ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-177/2021 от 16.03.2021 Новоалександровского районного суда (Ставропольский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Новоалександровск 16 марта 2021 года

Новоалександровский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Карпенко Д.Н.,

при секретаре Хачатрян Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ГУ-УПФ РФ по Новоалександровскому городскому округу Ставропольского края (межрайонное) о признании незаконным отказа в установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости за работу в сельском хозяйстве, обязании зачесть в стаж работы в сельском хозяйстве периоды работы и произвести фиксированную выплату к страховой пенсии с момента возникновения права,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю, ГУ-УПФ РФ по Новоалександровскому району Ставропольского края о признании незаконным отказа в установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости за работу в сельском хозяйстве.

Требования мотивированы тем, что она состоит на учете в ГУ-УПФ РФ по Новоалександровскому городскому округу Ставропольского края (межрайонное) как получатель страховой пенсии по старости. Она проработала в сельском хозяйстве более 30 лет. Она обратилась в пенсионный орган с заявлением о включении периодов работы в сельский стаж. Однако ей было отказано по причине того, что периоды работы с 02.03.1982 по 21.10.1987 агрономом-инспектором; с 22.10.1987 по 12.09.1988; с 13.03.1990 по 09.07.1992 агрономом 1 категории; с 10.07.1992 по 20.05.2002 ведущим специалистом и с 21.05.2002 по 30.06.2005 агрономом 1 категории в Красногвардейском районной госсеминспекции (в дальнейшем Красногвардейский районный филиал ФГУ «Государственная семенная инспекция по Ставропольскому краю»), поскольку отсутствуют сведения о наличии структурных подразделений растениеводческого направления в данной организации и ее занятости в указанных структурных подразделениях, а также должность ведущего специалиста не предусмотрена Списком № 1440. В стаж работы в сельском хозяйстве также не включен период его работы с 01.07.2005 по 18.01.2013 на государственных гражданских должностях главного специалиста отдела надзора в области семеноводства и сельскохозяйственных растений, старшего государственного инспектора отдела по надзору в области семеноводства и селекционных достижений (в последствии – отдел семенного контроля, отдел по надзору в области семеноводства и селекционных достижений, отдел государственного семенного контроля) Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю, поскольку основным видом деятельности организации не является сельское хозяйство, а также указанные должности не предусмотрены разделом 1 «Растениеводство» Списка № 1440. С данной позицией ответчика она не согласна.

На основании изложенного просит признать незаконным отказ ГУ - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю в установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости за работу в сельском хозяйстве;

обязать ГУ-УПФ РФ по Новоалександровскому городскому округу Ставропольского края (межрайонное) включить в стаж работы в сельском хозяйстве, дающий право на фиксированную выплату к страховой пенсии по старости в размере 25%, периоды ее работы:

- с 02.03.1982 по 21.10.1987 агрономом-инспектором; с 22.10.1987 по 12.09.1988; с 13.03.1990 по 09.07.1992 агрономом 1 категории; с 10.07.1992 по 20.05.2002 ведущим специалистом и с 21.05.2002 по 30.06.2005 агрономом 1 категории в Красногвардейском районной госсеминспекции (в дальнейшем Красногвардейский районный филиал ФГУ «Государственная семенная инспекция по Ставропольскому краю»);

- с 01.07.2005 по 18.01.2013 на государственных гражданских должностях главного специалиста отдела надзора в области семеноводства и сельскохозяйственных растений, старшего государственного инспектора отдела по надзору в области семеноводства и селекционных достижений (в последствии – отдел семенного контроля, отдел по надзору в области семеноводства и селекционных достижений, отдел государственного семенного контроля) Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю;

обязать ГУ-УПФ РФ по Новоалександровскому городскому округу Ставропольского края (межрайонное)производить фиксированную выплату к страховой пенсии по старости в размере 25% с момента возникновения права.

Определением Октябрьского районного суда города Ставрополя от 23.12.2020 по настоящему гражданскому делу исключен из числа ответчиков ответчик ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю.

На исковое заявление ФИО1 ответчиком ГУ-УПФ РФ по Новоалександровскому городскому округу Ставропольского края (межрайонное) представлен письменный мотивированный отзыв, из содержания которого следует, что ответчик не согласен с заявленными требованиями, а потому просит отказать в их удовлетворении.

В судебном заседании ФИО1 на удовлетворении заявленных исковых требований настаивала.

В судебном заседании представитель ГУ-УПФ Российской Федерации по Новоалександровскому городскому округу Ставропольского края (межрайонное) по доверенности ФИО2 возражала против удовлетворения требований ФИО1

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Статьей 39 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждому гражданину на социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона Российской Федерации № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.

В соответствии с ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности (ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях») осуществляется с 01.01.2019 без подачи пенсионером заявления при наличии в выплатном деле необходимой информации. В этом случае Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет указанный перерасчет не позднее 01.09.2019. Пенсионер вправе в любое время представить дополнительные документы, необходимые для перерасчета. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом в период с 01 января по 31 декабря 2019 года, указанный перерасчет осуществляется с 01.01.2019. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом после 31.12.2019, указанный перерасчет осуществляется с даты, предусмотренной п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 № 1440 утверждены:

- Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона Российской Федерации № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях»;

- Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых выплатах».

В силу положений пункта 3 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 № 1440, в стаж работы в сельском хозяйстве включаются:

а) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

б) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до 01.01.1992, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком.

Общие правила исчисления сельского стажа заключаются в том, что в него включаются периоды работы, которые осуществлялись в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных Списком, выполнялись на территории Российской Федерации, начислялись (уплачивались) страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 является получателем страховой пенсии по старости.

Истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о включении периодов работы в сельский стаж.

30.09.2020 истцу отказано в повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Продолжительность стажа работы в сельском хозяйстве составляет 4 года 4 месяца 28 дней (при требуемом – не менее 30 календарных лет.).

В стаж работы в сельском хозяйстве не включены периоды работы истца:

- с 02.03.1982 по 21.10.1987 агрономом-инспектором; с 22.10.1987 по 12.09.1988; с 13.03.1990 по 09.07.1992 агрономом 1 категории; с 10.07.1992 по 20.05.2002 ведущим специалистом и с 21.05.2002 по 30.06.2005 агрономом 1 категории в Красногвардейском районной госсеминспекции (в дальнейшем Красногвардейский районный филиал ФГУ «Государственная семенная инспекция по Ставропольскому краю»), поскольку отсутствуют сведения о наличии структурных подразделений растениеводческого направления в данной организации и ее занятости в указанных структурных подразделениях, а также должность ведущего специалиста не предусмотрена Списком № 1440;

- с 01.07.2005 по 18.01.2013 на государственных гражданских должностях главного специалиста отдела надзора в области семеноводства и сельскохозяйственных растений, старшего государственного инспектора отдела по надзору в области семеноводства и селекционных достижений (в последствии – отдел семенного контроля, отдел по надзору в области семеноводства и селекционных достижений, отдел государственного семенного контроля) Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю, поскольку основным видом деятельности организации не является сельское хозяйство, а также указанные должности не предусмотрены разделом 1 «Растениеводство» Списка № 1440.

Как следует из трудовой книжке ФИО1 она работала:

- с 02.03.1982 по 21.10.1987 агрономом-инспектором; с 22.10.1987 по 12.09.1988; с 13.03.1990 по 09.07.1992 агрономом 1 категории; с 10.07.1992 по 20.05.2002 ведущим специалистом и с 21.05.2002 по 30.06.2005 агрономом 1 категории в Красногвардейском районной госсеминспекции;

- с 01.07.2005 по 18.01.2013 на государственной гражданской должности главного специалиста отдела надзора в области семеноводства и сельскохозяйственных растений, старшего государственного инспектора отдела по надзору в области семеноводства и селекционных достижений Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю.

Согласно Уставу Федерального государственного учреждения «Государственная семенная инспекция по Ставропольскому краю» целями, задачами и видами деятельности учреждения являются:

- целью деятельности Учреждения является обеспечение сортового и семенного контроля в отношении посевов м семян, принадлежащих физическим лицам, а также юридическим лицам независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, которые осуществляют деятельность по производству, заготовке, хранению, реализации, транспортировке и использованию семян сельскохозяйственных растений;

- задачами Учреждения являются: осуществление государственных мероприятий по сортовому и семенному контролю с целью содействия физическим и юридическим лицам в создании фондов семян с высокими сортовыми и посевными качествами.

Согласно письму Ставропольстата от 04.06.2002 основным видом деятельности ФГУ «Государственная семенная инспекция по Ставропольскому краю» является обслуживание сельского хозяйства. Такой вид деятельности разделом 1 «Растениеводство» Списка № 1440 не предусмотрен.

Как следует из выписки из ЕГРЮЛ от 15.03.2019 основным видом деятельности ФГУ «Государственная семенная инспекция по Ставропольскому краю» является сертификация продукции и услуг. Указанный вид деятельности не относится к сельскому хозяйству (растениеводству).

Согласно Типовому положению о территориальном органе федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарногму надзору Управление принимает решение о проведении сортового и семенного контроля в отношении посевов и семян сельскохозяйственных растений.

Согласно Положению о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации № 327 от 30.06.2004, данная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производств и др.

Как следует из должностного регламента государственного инспектора отдела пограничного фитосанитарного надзора на Государственной границе РФ и государственного семенного контроля по СК Управления Россельхознадзора по СК и Карачаево-Черкесской Республике областью профессиональной служебной деятельности государственного инспектора является регулирование сельского хозяйства и ветеринарии. Основными задачами отдела является осуществление мероприятий по контролю и надзору в области семеноводства сельскохозяйственных растений и селекционных достижений.

Согласно приказу Красногвардейском районной госсеминспекции № 40 от 28.12.1983 агроном – инспектор выполняет обязанности по контролю и надзору в области семеноводства сельскохозяйственных растений и селекционных достижений.

Раздел 1 «Растениеводство» Списка № 1440 включает в себя производство сельскохозяйственных культур и послеуборочную обработку сельскохозяйственной продукции, заготовку, хранение, включая формы органического сельского хозяйства, мелиорацию.

Предоставление услуг в области растениеводства относится к деятельности, второстепенной по отношению к сельскому хозяйству. Организации, оказывающие услуги, не относятся к организациям, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство.

В разделе 1 наименований профессий, должностей, специальностей предусмотрены агрономы всех наименований (колхоза, совхоза, крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, а также структурного подразделения растениеводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство).

Исходя из Общероссийского классификатора видов экономической деятельности к основным видам деятельности в растениеводстве относится производство продукции растениеводства.

Соответственно, к структурным подразделениям растениеводческого направления относятся структурные подразделения по производству продукции растениеводства.

Таким образом, работа в должности агронома может быть засчитана в стаж работы в сельском хозяйстве только в вышеуказанных организациях и структурных подразделениях.

Должности специалиста, главного специалиста, старшего государственного инспектора разделом 1 «Растениеводство» Списка № 1440 не предусмотрены.

Государственные семенные инспекции, деятельностью которых является контролирование посевных и сортовых качеств семян, предназначенных для посева, соблюдение мероприятий, обеспечивающих высокое качество семян, не относятся к сельскохозяйственным организациям, основным видом деятельности которых является производство сельскохозяйственной продукции..

Вышеперечисленные виды деятельности не относятся к сельскому хозяйству. Кроме того из наименований структурных подразделений, в которых протекала работа истца не усматривается производство продукции растениеводства.

В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (ч. 1 ст. 56 ГПК Российской Федерации), и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий; при этом суд, являющийся субъектом гражданского судопроизводства, активность которого в собирании доказательств ограничена, обязан создавать сторонам такие условия, которые обеспечили бы возможность реализации ими процессуальных прав и обязанностей, а при необходимости, в установленных законом случаях, использовать свои полномочия по применению соответствующих мер.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Согласно ст. 59 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.

На основании ст. 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определёнными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Согласуясь с закреплёнными в ст.ст. 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод праве каждого на справедливое судебное разбирательство и праве на эффективное средство правовой защиты, предусмотренном в п. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, части 1 статьи 19, ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принципе состязательности и равноправия сторон, установленном в ст. 9 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принципе диспозитивности, приведённые выше положения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предполагают, что свобода определения объёма своих прав и обязанностей в гражданском процессе и распоряжения процессуальными средствами защиты предусматривает усмотрение сторон в определении объёма предоставляемых ими доказательств в подтверждение своих требований и возражений.

При этом стороны сами должны нести ответственность за невыполнение обязанности по доказыванию, которая может выражаться в неблагоприятном для них результате разрешения дела, поскольку эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности.

Суд, содействуя сторонам в реализации этих прав, осуществляет в свою очередь лишь контроль за законностью совершаемых ими распорядительных действий, основывая решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, и оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого из них в отдельности, а также достаточность и взаимную связь их в совокупности (ч. 2 ст. 57, ст. 62, 64, ч. 2 ст. 68, ч. 3 ст. 79, ч. 2 ст. 195, ч. 1 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22.04.2010 № 478-О-О указано, что норма ч. 1 ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в силу которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, конкретизируется в ч. 1 ст. 56 того же Кодекса, в силу которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Обязанность по доказыванию приведённых обстоятельств возложена процессуальным законом (ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) на заинтересованное лицо, обратившееся в суд за защитой права.

На основании совокупности представленных доказательств суд приходит к выводу о недоказанности особенностей работы истца, определяющих его характер и влияющих на установление повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, на основании ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а именно на выполнении работ (деятельности) производств непосредственно сельского хозяйства в колхозах, на машинно-тракторных станциях, на межколхозных предприятиях (организациях), в совхозах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, артелях (сельскохозяйственных).

В этой связи спорные периоды работы истца не подлежат включению в стаж работы в сельском хозяйстве, дающий право на фиксированную выплату к страховой пенсии по старости в размере 25%, а отказ пенсионного органа в повышении ФИО1 фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» является законным и обоснованным.

При таких данных оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 о признании незаконным отказа в установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости за работу в сельском хозяйстве не имеется.

Поскольку судом принимается решение об отказе в удовлетворении данного требования не подлежат удовлетворению и требования иска об обязании зачесть в стаж работы в сельском хозяйстве спорные периоды работы и произвести фиксированную выплату к страховой пенсии с момента возникновения права.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления ФИО1 к ГУ-УПФ РФ по Новоалександровскому городскому округу Ставропольского края (межрайонное) о признании незаконным отказа в установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости за работу в сельском хозяйстве, обязании зачесть в стаж работы в сельском хозяйстве периоды работы и произвести фиксированную выплату к страховой пенсии с момента возникновения права, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Новоалександровский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, которое составлено 19.03.2021.

Судья Д.Н. Карпенко