ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-177/2022 от 13.04.2022 Воркутинского городского суда (Республика Коми)

УИД: 11RS0002-01-2021-004462-89

Дело № 2-177/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Воркута 13 апреля 2022 г.

Воркутинский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Комиссаровой Е.С.,

при секретаре Басаргиной О.И.,

с участием истца Миронова А.Г.,

представителя ответчика администрации МО ГО «Воркута» Чиванова С.В.,

представителей третьих лиц ФСБ России, УФСБ Гончаровой В.В., ООО «Региональный оператор Севера» Датхужева Ч.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воркутинского транспортного прокурора, действующего в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования городского округа «Воркута», муниципальному унитарному предприятию «Полигон» муниципального образования городского округа «Воркута» о возложении обязанностей по устранению нарушений,

установил:

Воркутинский транспортный прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределённого круга лиц с иском к администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (далее администрация МО ГО «Воркута») о возложении обязанностей в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать городской полигон твёрдых коммунальных отходов (учётный номер ОРО-11-00023-Х-00164-27022015) и создать место (площадку) накопления твёрдых коммунальных отходов на территории МО ГО «Воркута» с соблюдением требований законодательства о безопасности полётов.

В обоснование заявленных требований истец указал, что приказом Министерства транспорта Российской Федерации и Федерального агентства воздушного транспорта от 30 декабря 2020 г. № 1887-П установлена приаэродромная территория аэродрома Воркута, решение об установлении которой, содержит запрет на размещение в границах шестой подзоны объектов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц, в том числе полигонов твёрдых бытовых отходов. Шестая подзона приаэродромной территории аэродрома Воркута выделяется по границам, установленным на удалении 15 километров от геометрического центра ИВПП - контрольной точки аэродрома, в нарушение указанных требований законодательства на удалении 3 км от контрольной точки аэродрома Воркута размещён городской полигон твёрдых коммунальных отходов (учётный номер ОРО-11-00023-Х-00164-27022015), который эксплуатируется муниципальным унитарным предприятием «Полигон» муниципального образования городского округа «Воркута» (далее МУП «Полигон»). Согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, в части вопросов местного значения городского округа, относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, следовательно, прямая обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов возложена на органы местного самоуправления. Выявленные нарушения законодательства о безопасности полётов создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределённого круга лиц, поскольку указанный полигон способствует привлечению и массовому скоплению птиц, что представляет опасность для полётов воздушных судов. 6 марта 2020 г. в адрес руководителя администрации МО ГО «Воркута» внесено представление об устранении указанных нарушений законодательства, по результатам рассмотрения которого необходимых мер к устранению нарушений не принято (т. 1 л.д. 5-7).

Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено МУП «Полигон».

Ответчиком администрацией МО ГО «Полигон» представлены возражения на иск, в которых он просит отказать ответчику в его удовлетворении в полном объёме, поскольку городская свалка функционирует с 1974 года на основании решения горисполкома от 19 сентября 1974 г. № 282. Решением исполнительного комитета Воркутинского городскою Совета народных депутатов от 16 мая 1991 г. № 331/7 разрешено проектирование полигона твёрдых бытовых отходов площадью 17 га по адресу: г. Воркута, 1,5 км западнее Оленьсовхоза. Действующий городской полигон твёрдых коммунальных отходов размещается на свободной от жилой застройки территории, предназначен для размещения ТКО, образующихся от жилищного фонда, учреждений и организацией города, эксплуатируется МУП «Полигон». Неоднократно на заседаниях аэропортовой комиссии по авиационной безопасности рассматривался вопрос о степени влияния действующего полигона ТКО на орнитологическую обстановку в районе расположения аэродрома, предложений, кроме как перенести полигон ТКО, от филиала АО «Комиавиатранс» по указанному вопросу не поступало. В целях минимизации рисков существующей проблемы МУП «Полигон» в период гнездования птиц выполняет мероприятия, способствующие снижению влияния на орнитологическую обстановку приаэродромной территории: уплотнение вновь доставляемых отходов на объект; проведение изоляции заполненной отходами рабочей карты изоляционным слоем; применение средств отпугивания птиц; создание на объекте резерва объёмов песчано-гравийной смеси, предназначенного для оперативной изоляции отходов при необходимости в зависимости от обстановки; проведение периодической визуальной оценки орнитологической обстановки в зоне расположения объекта; максимально возможное сокращение площади рабочей зоны, выделяемой для текущего хранения отходов; проведение действий по дератизации (уничтожению) грызунов на территории объекта; недопущение гнездования птиц биологическим репеллентом (собака); разгон птиц работниками МУП «Полигон» в ручном режиме. Размер санитарно-защитной зоны на основании расчётов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация и др.), результатов натурных исследований и измерений и оценки риска для здоровья населения для аэродрома «Аэропорт Воркута» филиала АО «Комиавиатранс» не установлен. С учётом проведения указанных мероприятий, будут обеспечены безопасные полёты воздушных судов и угроза их столкновения с птицами будет минимальна. На территории Республики Коми уполномоченными органами на организацию деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твёрдых коммунальных отходов являются Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми (далее Минстрой Республики Коми) и Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее Минприроды Республики Коми) в пределах установленных функций. Транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Республики Коми с 1 ноября 2018 г. осуществляет региональный оператор общество с ограниченной ответственностью «Региональный оператор Севера» (далее ООО «Региональный оператор Севера»). На основании территориальной схемы обращения с отходами на территории Республики Коми, утверждённой приказом Минприроды Республики Коми от 11 декабря 2020 г. № 2286 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами в Республике Коми» строительство полигона ТКО на территории МО ГО «Воркута» не планируется. На момент издания приказа Росавиации от 30 декабря 2020 г. № 1887-11 «Об установлении приаэродромной территории аэродрома Воркута», МУП «Полигон» пользовался земельным участком, переданным в аренду для размещения полигона ТКО. При описании местоположения границ приаэродромной территории и выделенных на ней подзон от ответственных лиц акционерного общества «Комиавиатранс» (далее АО «Комиавиатранс») в адрес администрации МО ГО «Воркута» сведения об ухудшении орнитологической обстановки в районе аэродрома не поступало. Участие органов местного самоуправления в деятельности по накоплению ТКО заключается в создании и содержании мест (площадок) накопления ТКО и приобретении органами местного самоуправления контейнеров и бункеров для установки в местах (площадках) накопления ТКО, при этом принятие мер направленных на ликвидацию городского полигона ТКО не предусмотрено и не и относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти. На орган местного самоуправления городского округа не может быть возложена обязанность по ликвидации городского полигона ТКО, так как ликвидация объектов размещения отходов должна проводиться Минстроем Республики Коми за счёт средств бюджета Республики Коми и ООО «Региональный оператор Севера» (т. 1 л.д. 51-53, т. 2 л.д. 5-9).

Третьи лица Федеральная служба безопасности Российской Федерации (далее ФСБ России), Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Коми (далее УФСБ) представили отзывы на исковое заявление, в которых указали, требования истца основаны на нормах действующего законодательства, предъявлены к лицу, уполномоченному на решение вопросов иска и подлежат удовлетворению, поскольку полигон твёрдых бытовых отходов, эксплуатируемых МУП «Полигон» расположен на территории г. Воркуты на расстоянии около 3 км от взлётно-посадочной полосы аэродрома «Аэропорт Воркута» филиала АО «Комиавиатранс», что нарушает требования действующего законодательства, устанавливающего особые условия использования шестой подзоны приаэродромной зоны. Мероприятия выполняемые администрацией МО ГО «Воркута» направлены на минимизацию рисков, связанных с присутствием полигона ТБО вблизи аэродрома «Воркута», а не на ликвидацию причин массового скопления птиц на этой территории и свидетельствуют о борьбе с последствиями наличия городской свалки. К органам федеральной службы безопасности в числе прочих относятся территориальные органы безопасности, а также авиационные подразделения, одно из которых базируется на территории г. Воркуты и эксплуатирует взлётно-посадочную полосу аэродрома Воркута совместно с организацией гражданской авиации. В рамках полномочий УФСБ неоднократно информировало руководство республики об указанных угрозах авиационной безопасности и необходимости принятия мер на региональном уровне. На регулярных заседаниях аэропортовой комиссии по авиационной безопасности «Аэропорт Воркута» рассматриваются вопросы, связанные с негативным влиянием городского полигона ТБО на безопасность полётов. В связи с периодическим обострением орнитологической обстановки руководством «Аэропорт Воркута» направляются письма о необходимости принятия местными органами власти мер в пределах компетенции. Как следствие функционирования полигона ТБО в прежнем месте, основная нагрузка по борьбе с массовым скоплением птиц и ответственность за безопасность полётов лежит непосредственно на организациях авиации, дислоцирующихся в г. Воркуте. Длительное неисполнение администрацией МО ГО «Воркута» требований законодательства, касающегося вопросов организации и осуществления мероприятий, направленных на обеспечение безопасности полётов, формирует угрозы безопасности Российской Федерации, создаёт предпосылки к возникновению чрезвычайных ситуаций и чрезвычайных происшествий, с участием воздушных судов как гражданской, так и военной авиации, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределённого круга лиц, влечёт возможности причинения материального ущерба, наступление иных общественно опасных и резонансных последствий (т. 1 л.д. 129-132, 229-231).

Третье лицо Минстрой Республики Коми представило отзыв на исковое заявление, в котором указало, что на территории МО ГО «Воркута» МУП «Полигон» эксплуатируется полигон ТКО, который включён в государственный реестр объектов размещения отходов с указанием назначения объекта – хранение отходов, площадь земельного участка составляет 178 199 кв.м., ежегодное образование ТКО на территории МО ГО «Воркута» составляет 29,84 тысяч тонн, остаточная вместимость полигона на 24 марта 2021 г. составляет 125,020 тысяч тонн, его эксплуатация планируется до 2031 г. Территориальной схемой в 2025 г. предусмотрено строительство новой карты действующего полигона и увеличение его вместимости до 171,79 тысяч тонн, вместе с тем эксплуатируемый полигон расположен в пределах 2,83 км от аэропорта г. Воркуты. Ограничения в использовании объектов недвижимости в виде недопустимости размещения в шестой подзоне приаэродромной территории объектов, способствующих массовому скоплению птиц, установленные с 30 сентября 2017 г. не распространяются на объекты, которые существовали до указанной даты, следовательно, вывод о нарушении действующего законодательства, выразившихся в размещении полигона ТКО в шестой подзоне противоречат принципу действия закона во времени, согласно которому закон обратной силы не имеет. Полигоны ТКО являются специальными сооружениями предназначенными для изоляции и обезвреживания отходов, размещение отходов на полигоне осуществляется не открытым способом, а посредством их захоронения, то есть уплотнения слоя ТКО и его последующей изоляцией слоем грунта, в связи с чем, полигон не является объектом, способствующим массовому скоплению птиц, размещение которого в шестой подзоне приаэродромной территории запрещено. Ликвидация объектов размещения отходов не отнесена к полномочиям Минстроя Республики Коми. Для разрешения орнитологических вопросов на территории аэропорта не требуется таких кардинальных мер как ликвидация городских полигонов ТКО, а требуется проведение соответствующих мероприятий, как со стороны операторов аэродрома, так и со стороны владельцев объектов размещения ТКО. При этом указанные мероприятия не повлекут настолько значительных бюджетных расходов по сравнению с мероприятиями по ликвидации действующего полигона и созданию мест (площадок) накопления ТКО. Удовлетворение заявленных требований не будет соответствовать принципу исполнимости судебного решения, поскольку повлечёт значительные расходы для бюджетов всех уровней (т. 2 л.д. 32-36, т. 2 л.д. 71-73).

Третье лицо Федеральное государственное казённое учреждение «Объединённый Арктический авиационный отряд» (далее ФГКУ «ОААО») в отзыве на исковое заявление указало, что доводы изложенные в исковом заявлении считает законными и обоснованными, поскольку полигон ТКО на территории г. Воркуты, эксплуатируемый МУП «Полигон» расположен на расстоянии 3 км от взлётно-посадочной полосы аэродрома «Аэропорт Воркута», что создаёт реальную угрозу безопасности полётов. В 2020 г. произошло два авиационных инцидента, один с участием самолёта Ан-26, который при выполнении посадки на аэродроме «Воркута» допустил столкновение с птицами, вследствие чего на корпусе воздушного судна были обнаружены следы попадания птиц, повреждение обшивки канала воздухосборника воздухо-воздушного радиатора левого авиадвигателя, второй с участием вертолёта Ми-8, экипаж которого во время полёта в торце взлётно-посадочной полосы до первого разворота наблюдал большие стаи птиц впереди, в связи с чем, в процессе первого разворота экипаж увеличил правый крен, снова увидел птиц впереди на небезопасном расстоянии и начал снижение, вследствие чего допустил соприкосновение с тросом, натянутым через реку Воркута, после удара перевёл вертолёт в левый разворот и принял решение о следовании на аварийном воздушном судне на аэродром, после посадки выявлены повреждения, не позволяющие дальнейшую эксплуатацию воздушного судна. Указанные инциденты подтверждают, что орнитологическая обстановка вблизи аэродрома является одним из важнейших факторов безопасности полётов, а полигон ТКО имеет существенное значение для ухудшения такой обстановки. Кроме того по результатам рассмотрения представления Воркутинской транспортной прокуратуры администрацией МО ГО «Воркута» принято решение о включении мероприятий по рекультивации полигона и строительстве нового в План дальнейшего развития монопрофильных муниципальных образований – городских округов Воркута и Инта, разрабатываемый во исполнение, утверждённого Президентом Российской Федерации 24 августа 20199 г. № Пр-1707 Перечня поручений по итогам встречи с руководителями угледобывающих регионов. Реализация мероприятий, в случае согласования Плана и финансового обеспечения его исполнения запланирована в период с 2021 по 2022 гг. (т. 2 л.д. 65-68).

Истец в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объёме по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации МО ГО «Воркута» в судебное заседание явился, исковые требования не признал, по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление и дополнениях к ним.

Представитель третьих лиц ФСБ России и УФСБ в судебном заседании поддержала исковые требования в части возложения обязанности в течение одного года со дня вступления решения в законную силу ликвидировать городской полигон твёрдых коммунальных отходов, по доводам изложенным в отзывах, в части возложения обязанности создать место (площадку) накопления твёрдых коммунальных отходов на территории МО ГО «Воркута» с соблюдением требований законодательства о безопасности полётов просила отказать, так как указанное требование заявлено на будущее и не основано на нарушениях со стороны ответчика.

Представитель третьего лица ООО «Региональный оператор Севера» в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, в обоснование указал, что в целях минимизации рисков, связанных с наличием птиц на приаэродромной зоне возможно проведение реконструкции действующего полигона ТКО с проведением орнитологических мероприятий, которые позволят снизить количество птиц в районе полигона, а также снизить расходы, которые необходимо будет понести и, которые неизбежно отразятся на размере данной коммунальной услуги для жителей г. Воркуты.

Ответчик МУП «Полигон», третьи лица Минстрой Республики Коми, Минприроды Республики Коми, ФКУ «ОААО», АО «Комиавиатранс», АО «Коми коммунальные технологии», каждый, о времени и месте судебного разбирательства извещён надлежащим образом, в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки не сообщил, представитель Минстрой Республики Коми просил о рассмотрении дела в его отсутствие (т. 2. л.д. 53, 57, 59-64, 73).

При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в соответствии с ч.ч. 3-5 ст. 167 ГПК РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав объяснения истца, представителей третьих лиц ФСБ России, УФСБ, ООО «Региональный оператор Севера», возражения представителя ответчика администрации МО ГО «Воркута», исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п.п. 1, 2 ст. 1 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее Воздушный кодекс РФ) Российская Федерация обладает полным и исключительным суверенитетом в отношении воздушного пространства Российской Федерации, под которым понимается воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем.

В силу п. 1 ст. 14 Воздушного кодекса РФ организация использования воздушного пространства предусматривает обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства.

Исходя из ст. 15 Воздушного кодекса РФ структура воздушного пространства включает в себя зоны, районы и маршруты обслуживания воздушного движения (воздушные трассы, местные воздушные линии и тому подобное), районы аэродромов и аэроузлов, специальные зоны и маршруты полетов воздушных судов, запретные зоны, опасные зоны (районы полигонов, взрывных работ и тому подобное), зоны ограничений полетов воздушных судов и другие установленные для осуществления деятельности в воздушном пространстве элементы структуры воздушного пространства. Структура воздушного пространства утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Положениями норм ст. 47 Воздушного кодекса РФ установлено, что приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий. На приаэродромной территории могут выделяться подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, в том числе шестая подзона, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.

Во исполнение требований ст. 47 Воздушного кодекса РФ, в целях обеспечения безопасности использования воздушного пространства разработаны Правила выделения на приаэродромной территории подзон и Правила разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2017 г. № 1460 (далее Правила), подп. «е» п. 2 и подп. «д» п. 3 которых установлено, что в шестой подзоне запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц, выделение шестой подзоны осуществляется по границам, установленным на удалении 15 км от контрольной точки аэродром.

Приказом Минтранса России от 31 июля 2009 г. № 128, утверждены Федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» (далее ФАП № 128), в соответствии с п. 8.24 которых, орнитологическое обеспечение полётов включает комплекс мероприятий, направленных на предотвращение столкновений воздушных судов с птицами, и включает: орнитологическое обследование района аэродрома; ликвидацию условий, способствующих скоплению птиц на аэродромах, и проведение мероприятий по их отпугиванию; сбор и оценку сведений о фактической орнитологической обстановке в районе аэродрома в целях определения опасности, создаваемой птицами для полётов воздушных судов.

Осуществление орнитологического обеспечения полётов регулируется Руководством по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации, утвержденным приказом МГА СССР от 26 декабря 1988 г. № 209 (далее РООП ГА-89), в соответствии с п. 4.2.3 которого, устранение причин концентрации птиц на приаэродромной территории осуществляется, как правило, работниками местных хозяйственных органов на договорных условиях. В данные мероприятия входят в том числе, запрещение в радиусе 15 км от аэродрома строительства звероводческих ферм, скотобоен и других объектов, способствующих массовому скоплению птиц, опасных для полетов ВС (Положение о землях транспорта, 1981), а также подсобных хозяйств (свинарников, коровников, птицеферм, звероферм, рыбных прудов и др.), способствующих массовому скоплению птиц; ликвидация в радиусе 15 км от аэродрома свалок пищевых отходов или перенос их в сторону с таким расчётом, чтобы летящие к свалкам с мест скопления птицы не пересекали ВПП и подходы к ней.

Согласно акту выбора земельного участка в натуре под строительство городской свалки от 15 января 1988 г., комиссия осмотрела участок, площадью 17,0 га в г. Воркуте (район юго-западнее городского кладбища) и приняла решение о возможности строительства на нём городской свалки, заключением от 3 июля 1986 г. № 04-3-24/74 по отводу земельного участка под строительство, земельный участок в г. Воркута юго-западнее городского кладбища отведён под городскую свалку, 7 декабря 1987 г. Воркутинской гидрохимлабораторией согласован выбор земельного участка под полигон хозбытового и строительного мусора, заключением городской санэпидемстанции от 14 апреля 1991 г. № 1126 продлено заключение от 3 июля 1986 г. № 04-3-24/74 на строительство городской свалки г. Воркуты, юго-западнее городского кладбища на нормативный срок проектирования и строительства, 16 апреля 1991 г. Воркутинской комплексной гидрогеологической режимной партией согласован отвод земельного участка под городскую свалку твёрдых бытовых отходов (т. 1 л.д. 54-59).

На основании сертификата соответствия Росавиации от 10 июля 2014 г. № АД0007 аэродром «Воркута» зарегистрирован в Государственном реестре гражданских аэродромов Российской Федерации за № 12 и допущен к эксплуатации, лицом эксплуатирующим аэродром является АО «Комиавиатранс» (т. 1 л.д. 10-12, 13).

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации и Федерального агентства воздушного транспорта от 30 декабря 2020 г. № 1887-П установлена приаэродромная территория аэродрома «Воркута» (т. 1 л.д. 19).

Решение об установлении приаэродромной территории аэродрома «Воркута» содержит запрет на размещение в границах шестой подзоны объектов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц, в том числе полигонов ТБО. Шестая подзона приаэродромной территории аэродрома Воркута выделяется по границам, установленным на удалении 15 километров от геометрического центра ИВПП - контрольной точки аэродрома (КТА) (т. 1 л.д. 20-23).

Согласно Выпискам из Единого государственного реестра недвижимости право собственности на земельный участок с кадастровым номером 11:16:1705001:57, расположенный в границах участка, ориентир территория аэропорта, почтовый адрес: г. Воркута, ул. Авиационная с 1 декабря 2011 г. зарегистрировано за Республикой Коми; право собственности на земельный участок с кадастровым номером 11:16:1705001:5, расположенный в границах участка, ориентир здание РСП, почтовый адрес: г. Воркута, с 10 апреля 2007 г. зарегистрировано за Российской Федерацией; право собственности на земельный участок с кадастровым номером 11:16:1705001:2, расположенный в границах участка, ориентир территория аэропорта, участок находится примерно в 520 м по направлению на юго-восток от ориентира, почтовый адрес: г. Воркута, ул. Авиационная с 26 марта 2011 г. зарегистрировано за Российской Федерацией, с 13 сентября 2017 г. передано в постоянное (бессрочное) пользование ФГКУ «Объединённый Арктический авиационный отряд»; право собственности на земельный участок с кадастровым номером 11:16:1705001:404, расположенный в городском округе «Воркута», г. Воркута, ул. Авиационная с 23 июня 2021 г. зарегистрировано за АО «Комиавиатранс» (доля в праве 832/835) и за АО «Коми коммунальные технологии» (доля в праве 3/835) (т. 1 л.д. 47-50).

15 сентября 2021 г. в реестр границ Единого государственного реестра недвижимости внесены сведения о границах следующих зон с особыми условиями использования территорий: приаэродромная территория аэропорта Воркута с реестровым номером 11:16-6.427, первая подзона 11:16-6.428, вторая - 11:16-6.429, третья - 11:16-6.430, четвёртая - 11:16-6.431, пятая - 11:16-6.432, шестая - 11:16-6.433, седьмая - 11:16-6.434 (т. 1 л.д. 24).

По информации Управления градостроительства, архитектуры и земельных отношений администрации МО ГО «Воркута» полигон твёрдых бытовых отходов (далее ТБО) размещён на земельном участке с кадастровым номером 11:16:1705002:34, земельный участок предоставлен МУП «Полигон» МО ГО «Воркута» в рамках договора аренды земельного участка № 357-2010 от 18 мая 2010 г., дополнительным соглашением от 27 апреля 2020 г. срок договора аренды продлён до 31 декабря 2026 г. Размещение городского полигона ТБО обосновано актом выбора от 12 августа 2008 г. в границах существовавшей городской свалки. Земельный участок, для размещения полигона ТБО, отображён в утверждённых документах территориального планирования, в том числе в правилах землепользования и застройки и Генеральном плане МО ГО «Воркута», предусматривающий вид разрешённого использования земельного участка «Специальная деятельность». Разрешение на ввод объекта (полигон ТБО) в эксплуатацию управления градостроительства, архитектуры и земельных отношений администрации МО ГО «Воркута» не выдавалось (т. 1 л.д. 60, 61-64, 65, 66, 67, 68, 70-76, 77-78, 79-82, 83,84-85, 86-87, 88, 89-91, 92-94, 95, 96-97, 98).

28 января 2020 г. руководителем Федерального агентства воздушного транспорта направлено ходатайство Главе Республики Коми об оказании содействия в прекращении эксплуатации, в том числе полигона ТБО, расположенного на удалении 3 км от контрольной точки аэродрома Воркута (учётный номер ОРО-11-00023-Х-00164-27022015). Для обеспечения безопасности полётов воздушных судов, поскольку его наличие вблизи аэродрома ухудшает орнитологическую обстановку и негативно влияет на обеспечение безопасности полётов (т. 1 л.д. 104-105).

Из протоколов заседаний аэропортовой комиссии по авиационной безопасности от 1 ноября 2019 г. № 26, от 10 ноября 2020 г., от 27 октября 2021 г. следует, что комиссия постановила разработать совместно с представителями администрации МО ГО «Воркута» возможные мероприятия по переносу действующего полигона ТБО (ТКО), в целях обеспечения безопасности полётов воздушных судов и улучшения орнитологической обстановки в районе аэродрома; в весенний период 2021 г. принять все необходимые меры по орнитологическому обеспечению полётов, направить выписку из протокола по данному вопросу главе администрации МО ГО «Воркута» для принятия решения по полигону ТБО (т. 1 л.д. 106-108, 233-240).

6 марта 2020 г. в адрес руководителя администрации МО ГО «Воркута» Воркутинским транспортным прокурором направлено представление об устранении требований законодательства, которые выразились в том, что на удалении 3 км от контрольной точки аэродрома «Аэропорт Воркута» филиала АО «Комиавиатранс» размещён полигон твёрдых коммунальных отходов МУП «Полигон» МО ГО «Воркута» (учётный номер ОРО-11 -00023 -Х-00164-27022015), способствующий массовому скоплению птиц, создающих опасность для полётов воздушных судов (т. 1 л.д. 14-16).

Во исполнение указанного представления руководителем администрации МО ГО «Воркута» 16 апреля 2020 г. направлено сообщение о том, что администрация МО ГО «Воркута» пришла к выводу о законности и обоснованности доводов представления. С целью устранения условий, способствующих концентрации птиц МУП «Полигон» на протяжении 2017, 2018, 2019 гг. произвело планировку инертного грунта общим объёмом за указанный период 23 000 куб.м. на площади более 6 000 кв.м., тем самым, обеспечив снижение орнитологической угрозы, вследствие использования полигона ТКО. Кроме того, МУП «Полигон» запланировано к приобретению и использованию в течение 2020 года устройств для отпугивания птиц. Предварительная стоимость строительства полигона для размещения ТКО составляет 916 000 000,00 руб., рекультивация земельного участка под существующим полигоном потребует 388 000 000,00 руб. Недостаточность бюджетных средств не позволяет осуществить указанные мероприятия в настоящее время. В рамках Поручения Президента Российской Федерации № Пр-1707 от 23 августа 2019 г. администрацией МО ГО «Воркута» принято решение о включении мероприятий по рекультивации существующего полигона ТКО и строительству нового полигона ТКО в план дальнейшего развития монопрофильных муниципальных образований – городских округов Воркута и Инта. Реализация мероприятий, в случае согласования плана и финансового обеспечения его использования запланирована в период 2021-2022 гг. В связи с тем, что выявленные нарушения законодательства связаны с отсутствием бюджетных средств, решение о привлечении должностных лиц администрации МО ГО «Воркута» к дисциплинарной ответственности не принималось (т. 1 л.д. 17-18).

На основании территориальной схемы обращения с отходами на территории Республики Коми, утверждённой приказом Минприроды Республики Коми от 11 декабря 2020 г. № 2286 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами в Республике Коми» строительство полигона ТКО на территории МО ГО «Воркута» не планируется (т. 1 л.д. 29, 30-35).

По сообщению УГХиБ администрации МО ГО «Воркута» от 4 октября 2021 г., в целях минимизации рисков существующей проблемы МУП «Полигон» в период гнездования птицами выполняет следующие мероприятия, способствующие снижению влияния на орнитологическую обстановку приаэродромной территории: уплотнение вновь доставляемых отходов на объект; проведение изоляции заполненной отходами рабочей карты изоляционным слоем; применение средств отпугивания птиц; создание на объекте резерва объёмов песчано-гравийной смеси, предназначенного для оперативной изоляции отходов при необходимости в зависимости от обстановки; проведение периодической визуальной оценки орнитологической обстановки в зоне расположения объекта; максимально возможное сокращение площади рабочей зоны, выделяемой для текущего хранения отходов; проведение действий по дератизации (уничтожению) грызунов на территории объекта; недопущение гнездования птиц биологическим репеллентом (собака); разгон птиц работниками МУП «Полигон» в ручном режиме. Также в соответствии с законодательством Российской Федерации для полигона ТКО установлена санитарно-защитная зона в размере 500 метров по всем направлениям от границы. Размер санитарно-защитной зоны на основании расчётов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация и др.), результатов натурных исследований и измерений и оценки риска для здоровья населения для аэродрома «Аэропорт Воркута» филиала АО «Комиавиатранс» до настоящего времени не установлен (т. 1 л.д. 26-28).

Как следует из отчёта о научно-исследовательской работе по договору № 13/У/200899 от 11 июня 2020 г. на тему «Эколого-орнитологическое обследование аэродрома Воркута и прилегающих к нему территорий», в 2,8 км к югу от аэропорта располагается городская свалка ТБО г. Воркуты, в районе которой в осенне-зимний период кормятся многочисленные стаи ворона, серой вороны, сорок и домовых воробьёв общей численностью до 450 особей, в весенне-летний период к ним добавляются прилетевшие с мест зимовок чайкообразные виды птиц. Свалка представляет потенциальную угрозу полётам самолётов, так как находится на небольшом расстоянии от аэропорта 2,8 км, вместо предусмотренных 15 км. Врановые и чайковые птицы регулярно перемещаются с мест ночёвки до свалки (места кормёжки) и обратно над территорией аэропорта, в период наблюдений (весна-осень 2021 г.) отмечены значительные их перемещения, в связи с чем, необходимо перенести место свалки бытовых отходов для того, чтобы снизить потенциальную угрозу полётов воздушных судов. Свалки ТБО при отсутствии мер по регулированию численности и вследствие высокой доступности пищевых отходов, привлекают большое количество различных птиц. Как основные перемещения птиц с пересечением ВВП имеют два основных направления утром восточное, вечером западное, указанные направления напрямую связаны с расположением на востоке от аэродрома свалки ТБО. Наличие полигона ТБО в зимнее время для выживания врановых имеет достаточно высокое значение, поскольку обилие пищевых отходов позволяет им достаточно быстро насытиться за достаточно короткий световой день, чтобы успешно выжить в длинную зимнюю ночь. Использование методов отпугивания птиц является важной составной частью в орнитологическом обеспечении безопасности полётов, но эффективность большинства методов непродолжительна и требуют частого и регулярного чередования одних методов на другие. Одним из основных и наиболее эффективных методов регулирования численности птиц на территории аэродромов и прилегающих территориях является ликвидация факторов, способствующих привлечению птиц на территории и прилегающих территорий, ликвидировав благоприятные для птиц условия не только на аэродромах, но и на прилегающей к ним территории, поскольку они не признают никаких границ и свободно пролетают над лётным полем, если по одну сторону его расположены места их гнездовая или ночёвки, а по другую кормёжки (т. 1 л.д. 134-200).

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами.

В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся в том числе, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Таким образом, администрация МО ГО «Воркута» является исполнительным органом местного самоуправления, на который законом возложена обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, контроль за состоянием благоустройства, обеспечением чистоты и порядка на территории в пределах своей компетенции.

В соответствии с п. 5 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путём устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Согласно ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 гг. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Полномочия в данной области урегулированы ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 3 и п. 4 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления.

Поскольку при рассмотрении дела установлено, что размещение отходов осуществлялось на полигоне, арендатором объекта размещения отходов и земельного участка, на котором он расположен, является МУП «Полигон» МО ГО «Воркута», следовательно, в силу изложенных правовых норм организовать рекультивацию земельного участка после прекращения складирования отходов производства также обязан собственник в лице соответствующего органа местного самоуправления администрация МО ГО «Воркута» и арендатор МУП «Полигон», которому эксплуатация полигона поручена собственником.

Поскольку, в нарушение указанных требований законодательства на удалении 3 км от контрольной точки аэродрома Воркута размещён городской полигон твёрдых коммунальных отходов, эксплуатируемый МУП «Полигон» МО ГО «Воркута», способствующий привлечению и массовому скоплению птиц, учитывая, что принимаемые меры по устранению массового скопления птиц на территории полигона не пресекают возникновения угрозы по возникновению необратимых последствий, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о возложении обязанности ликвидировать городской полигон твёрдых коммунальных отходов (учётный номер ОРО-11-00023-Х-00164-27022015).

Доводы третьих лиц о том, что применительно к полигону, находящему в пользовании с 1989 г. не могут быть применены нормы действующего воздушного законодательства, суд не принимает во внимание, поскольку они основаны на неверном толковании норм права.

Также суд не принимает во внимание довод третьих лиц, о том, что в целях минимизации рисков, связанных с наличием птиц на приаэродромной зоне возможно проведение реконструкции действующего полигона ТКО с проведением орнитологических мероприятий, которые позволят снизить количество птиц в районе полигона, а также расходы, которые необходимо будет понести, поскольку он является их субъективным мнением.

Запрет на эксплуатацию полигона по утилизации и захоронению отходов производства и потребления, является необходимой и достаточной правовой мерой, направленной на недопущение возникновения катастрофы воздушного судна с необратимыми последствиями в виде причинения вреда жизни и здоровью неограниченного круга лиц, повреждения или уничтожения воздушного судна и имущества.

Поскольку необходимость установления судом срока для исполнения ответчиком возложенной обязанности предусмотрена ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд считает возможным вынести дополнительное решение в данной части.

Учитывая обстоятельства дела, характер и длительность мероприятий необходимых для исполнения требований истца, суд считает разумным установить для исполнения решения суда срок один год и шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обращаясь в суд с требованием о возложении на ответчика обязанности создать место (площадку) накопления твёрдых коммунальных отходов на территории МО ГО «Воркута» с соблюдением требований законодательства о безопасности полётов, истец просит защитить права и законные интересы неопределённого круга лиц на будущее, тогда как в настоящий момент данное право ответчиками не нарушено, следовательно, данное требование носит неопределённый характер и направлено на защиту ненарушенного права, в том числе и в будущем, в связи с чем, оснований для его удовлетворения, не имеется.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Воркутинского транспортного прокурора, действующего в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования городского округа «Воркута», муниципальному унитарному предприятию «Полигон» муниципального образования городского округа «Воркута» о возложении обязанностей по устранению нарушений удовлетворить частично.

Возложить на администрацию муниципального образования городского округа «Воркута», муниципальное унитарное предприятие «Полигон» муниципального образования городского округа «Воркута» обязанность ликвидировать городской полигон твёрдых коммунальных отходов (учётный номер ОРО-11-00023-Х-00164-27022015) в течение одного года шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении исковых требований Воркутинского транспортного прокурора о возложении обязанности создать место (площадку) накопления твёрдых коммунальных отходов на территории муниципального образования городского округа «Воркута» с соблюдением требований законодательства о безопасности полётов, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми путём подачи апелляционной жалобы через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме (20 апреля 2022 г.).

Председательствующий Е.С.Комиссарова