Североморский городской суд Мурманской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Североморский городской суд Мурманской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-178/2010 Мотивированное решение изготовлено 30.03.2010 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 марта 2010 года
Североморский городской суд Мурманской области в составе:
Председательствующего судьи Брандиной Н.В.
При секретаре Новоселовой А.Н.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора города Североморска в интересах ФИО1, ФИО2 к ФИО3 о признании неправомерным порядка начисления платы за электроэнергию в местах общего пользования,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора г. Североморска, действуя в интересах ФИО1 и ФИО2, обратился в суд с иском к ФИО3 о признании неправомерным порядка начисления платы за электроэнергию в местах общего пользования.
В обоснование заявленных требований указал, что супругам ФИО2 на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: ..., ..., ..., ..., ввиду чего они обязаны вносить плату за потребленную электроэнергию в местах общего пользования (далее по тексту – СОИМД).
В течение 2009 года ими производилась оплата СОИМД согласно нормативу, установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 307, в размере 7 кВт/час для квартир в пятиэтажных домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета, в следующем порядке: в январе, в марте – авансовый платеж за период январь-июнь, в октябре и ноябре месяцах 2009 года.
Расчет по СОИМД для квартиры истцов производился ... межрайонным отделением ФИО3 исходя среднего показания, определенного по контрольным показаниям: 23.01.2009 г. – 49988 кВт/час и 26.04.2009 г. – 50346 кВт/час.
Так, в январе 2009 года потребление электроэнергии при принятом внутриквартирном потреблении 150 кВт/час по квартире истцов составило: общедомовое потребление (18788 кВт/час) минус потребление всех квартир (10524,4 кВт/час) равно (8263,6 кВт/час), которая принимается как электроэнергия на СОИМД, подлежащая распределению пропорционально внутриквартирному потреблению в соответствии с формулой 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее по тексту – Правила). С учетом указанной формулы размер СОИМД определяется в следующем порядке: 18788 : 10524,4 х 150 = 267,8 кВт/час – суммарное потребление с учетом СОИМД; 267,8 кВт/час – 150 кВт/час = 117,8 кВт/час – только СОИМД.
Полагая приведенный расчет СОИМД с учетом контрольных показаний неправомерным, привел следующие доводы.
Согласно п. 14 указанных выше Правил расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу, тогда как ответчиком расчетный период для оплаты СОИМД в январе 2009 года был принят, равным 26 дням.
Сослался на то, что дом, в котором проживают истцы, оборудован как индивидуальными, так и общедомовым прибором учета электроэнергии, следовательно, в соответствии с п. 23 Правил расчет размера платы должен производиться в соответствии с формулой 9 с использованием показаний, измеренных индивидуальными приборами учета.
Между тем, ответчик расчет по СОИМД в доме Номер по квартирам производит по-разному: исходя из средней оплаты (когда собственники производят оплату и определяется среднесуточное потребление), исходя из контрольных показаний (в случаях, когда имеются контрольные показания и с их учетом определяется среднее потребление), исходя из норматива (когда нет ни контрольных показаний, ни оплаты), что не отвечает порядку, установленному Правилами, а начисленные суммы СОИМД являются неправомерными, влекущими за собой нарушение жилищных прав истцов применительно к положениям ст. 157 ЖК РФ и Закону РФ «О защите прав потребителей».
Полагал также необоснованными доводы начальника ... межрайонного отделения ФИО3 о том, что начисление СОИМД возможно и по нормативу и по контрольным показаниям, поскольку жильцы дома отказывают в допуске контролера в квартиры для снятия показаний с внутриквартирного счетчика.
Указал, что в таких случаях ответчик не лишен возможности, руководствуясь п. 24 Правил, произвести следующие действия:
а) исполнитель направляет потребителю (в письменной форме) или вручает под роспись извещение о необходимости сообщить об удобных для потребителя дате и времени снятия в течение месяца исполнителем или уполномоченным им лицом показаний индивидуальных приборов учета или распределителей в соответствии с подпунктом «г» пункта 50 и подпунктом «е» пункта 52 настоящих Правил, а также о последствиях бездействия потребителя;
б) потребитель обязан в течение недели со дня получения извещения, указанного в подпункте «а» настоящего пункта, сообщить (в письменной форме) исполнителю о дате и времени снятия в течение месяца исполнителем или уполномоченным им лицом показаний индивидуальных приборов учета или распределителей;
в) при невыполнении потребителем обязанностей, указанных в подпункте «б» настоящего пункта, исполнитель вправе произвести расчет размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии с пунктами 19, 21 и 22 настоящих Правил и приложением № 2 к настоящим Правилам, начиная с месяца, в котором была проведена последняя проверка правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета или распределителей, их исправности, а также целостности на них пломб;
г) после направления потребителем исполнителю заявления (в письменной форме) о применении индивидуальных приборов учета или распределителей для расчета размера платы за коммунальные услуги и снятия исполнителем или уполномоченным им лицом показаний индивидуальных приборов учета или распределителей исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы в соответствии с настоящими Правилами.
Основываясь на приведенных доводах, просил признать неправомерным порядок начисления платы ФИО1 и ФИО2 за электроэнергию в местах общего пользования по квартире Номер дома Номер по ... в ... по контрольным показаниям за период с 01.01.2009 г. по 31.12.2009 г.
В судебном заседании представитель прокуратуры старший помощник прокурора ФИО4 уточнил заявленные исковые требования. Так, просил признать неправомерным порядок начисления платы ФИО1 и ФИО2 за электроэнергию в местах общего пользования по квартире Номер дома Номер по ... в ... за период с 01.01.2009 г. по 31.12.2009 г. л.д. 231). Поддержал уточненные исковые требования по основаниям, приведенным в иске.
Истцы ФИО2 и ФИО1 в судебное заседание не явились. Представляющая их интересы на основании доверенностей ФИО5, также поддержала уточненные исковые требования, полагая их законными и обоснованными. Дополнительно представила выполненные ею расчеты л.д. 230), в основу которых были положены показания, представленные ответчиком за период с января по август месяцы 2009 года, без учета индивидуальных предпринимателей ФИО6 и ФИО7, в результате чего общая сумма СОИМД по квартире истцов оказалась завышенной. Также сослалась на неправильное определение ответчиком количества дней, используемых в периоде для подсчета среднесуточной величины потребленной электроэнергии при оплате по контрольным показаниям, вследствие уменьшения количества дней (как пример, 25 дней в периоде контрольных показаний с 29.12.2008 г. по 23.01.2009 г. вместо 26 дней), что повлекло за собой в конечном счете увеличение суммы СОИМД.
Представители ответчика по доверенностям ФИО8, ФИО9 в представленном письменном мнении на иск л.д. 210-216) и в судебном заседании исковое требование полагали не подлежащим удовлетворению.
В обоснование возражений указали, что дом Номер по ... в ... оборудован коллективным прибором учета и в отношении потребителей, проживающих в указанном доме, применяется формула 9 для расчета электрической энергии, потребляемой на СОИМД, согласно п. 23 Правил: высчитывается суммарное потребление электрической энергии по всем квартирам, вычисляется коэффициент распределения (общедомовое потребление делится на суммарное потребление квартир), который умножается на потребление электрической энергии в отдельно взятой квартире.
Для распределения СОИМД ресурсоснабжающей организации, коей является ответчик, необходимы следующие показания на последнее число расчетного месяца: показания по общедомовому прибору учета, показания по нежилым помещениям, расположенным в многоквартирном жилом доме (магазины, офисы, прачечные и т.д.), инфомация о показаниях по всем гражданам, проживающим в жилых помещениях.
При этом указали, что отсутствие информации о показаниях в отдельных жилых помещениях приводит к увеличению доли СОИМД, которая распределяется на остальных жильцов дома, вследствие чего остальные жильцы дома, добросовестно оплачивающие электроэнергию и передающие показания, вынуждены оплачивать большее количество электроэнергии.
Сославшись на положения ст.ст. 153-155 ЖК РФ и ст. 544 ГК РФ, п. 14 Правил, указали, что граждане обязаны оплачивать фактически потребленную услугу электроснабжения ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Поскольку ответчик сталкивается с рядом проблем (индивидуальные приборы учета по указанному дому истцов установлены внутри жилых помещений и контролер не имеет возможности ежемесячно снимать показания, жильцы препятствуют допуску контролера в квартиры для снятия показаний, контрольные обходы согласно пп. г п. 50, пп. е п. 52 Правил, невозможно проводить чаще, чем 1 раз в полгода, жильцы не оплачивают электрическую энергию и невозможно определить фактическое потребление, жильцы не передают показания каким-либо иным способом, жильцы не вносят плату до 10 числа месяца, следующего за расчетным, жильцы платят и передают показания в совершенно разное время, квитанции потребителям по дому Номер по ... в ... не выставляются, поскольку ответчику неизвестно фактическое потребление в квартирах), определение количества потребленной электроэнергии производится расчетным путем.
Полагают, что расчет по контрольным показаниям является обоснованным, отражает фактическое потребление электрической энергии в определенный период, соответствует требованиям Правил, поскольку используется при применении формулы 9.
Пояснили, что при применении контрольных показаний расчет выполняется в следующем порядке: контрольные показания снимаются не в последний день расчетного периода, а в середине месяца в зависимости от графика обходов контролеров и возможностей допуска в помещения, в указанный период рассчитывается среднедневное потребление электроэнергии, затем умножается на количество дней в расчетном периоде, что позволяет максимально приблизить к реальной ситуации потребление электрической энергии в расчетный период, который и используется для расчета СОИМД.
Пояснили механизм расчета потребленной электроэнергии с учетом данных об оплате потребителем, при котором принимаются во внимание те показания, которые потребитель сам отражает при оплате полученного количества электрической энергии. Расчет производится в порядке, аналогичном контрольным показаниям, т.е. в основу положено рассчитанное среднедневное потребление электроэнергии, который также является основой для расчета СОИМД.
Указали, что законодательно не закреплен способ передачи потребителем показаний, в связи с чем потребителю предложено передавать сведения о показаниях индивидуальных приборов учета по телефону, на участке, путем обхода контролеров, через оплату.
В том случае, если потребитель не передает показания ни одним из перечисленных способов, для расчета применяется норматив. Отметили, что применение норматива недопустимо в тех случаях, когда передаются тем или иным способом показания приборов учета, а также при наличии установленного прибора учета, что непосредственно следует из положений п.п. 19, 24, 32, 62 Правил.
Полагали необоснованным утверждение прокурора о том, что при определении размера СОИМД по квартире истцов расчетный период не составлял календарный месяц, пояснив, что после определения количества дней между контрольными показаниями, определяется среднесуточный расход электрической энергии в этот период, который впоследствии умножается на количество дней в календарном месяце (например, в январе – 31 день). Тем самым, определяется количество потребленной электроэнергии в календарном месяце.
Привели суждение о том, что п. 24 Правил, предусматривающий порядок действий в случае отказа потребителем в допуске исполнителя в жилое помещение для снятия показаний индивидуального прибора учета, на который ссылался прокурор в обоснование возможности расчета потребленной электроэнергии по нормативу при непредоставлении показаний, не может быть применен ответчиком, поскольку он не является «исполнителем» в смысле указанных Правил.
Так, исполнителем является юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель при соблюдении одновременно двух условий: он предоставляет коммунальные услуги, производит или приобретает коммунальные ресурсы и отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
ФИО3 применительно к возникшим правоотношениям, является ресурсоснабжающей организацией, поскольку не отвечает за обслуживание сетей, а лишь продает коммунальный ресурс.
Сослались на то, что применение норматива в случаях, когда потребитель не передает показания индивидуальных приборов учета, является нежелательным, поскольку норматив – установленная величина, которая не отражает фактическое потребление электроэнергии и приведет к распределению электроэнергии на соседей, которые представляют данные показания. Полагают, что применение норматива не отвечает требованиям разумности и справедливости, а расчет по среднему индивидуальному потреблению, в свою очередь, обеспечивает равномерное распределение коммунальной услуги между потребителями с учетом сведений об индивидуальном потреблении.
В целом, полагая заявленные требования необоснованными, не нарушающими права истцов, просили отказать в удовлетворении иска.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
Как установлено в судебном заседании, супруги ФИО2 проживают в квартире, принадлежащей им на праве собственности, расположенной по адресу: ЗАТО г. Североморск Мурманской области, ..., ..., ... л.д. 170).
В течение 2009 года по указанному адресу ими производилась оплата потребленной электрической энергии, о чем свидетельствуют представленные счета-извещения за январь-декабрь 2009 года, лицевой счет л.д. 27-39, 81-82).
В том числе, суммы подлежащие оплате по СОИМД в указанном периоде, рассчитывались для истцов следующим образом: в январе, феврале, марте, апреле и декабре – по контрольным показаниям; в мае, июне, июле, августе, сентябре, октябре и ноябре – по оплате потребителем. Данные обстоятельства не оспариваются сторонами, подтверждены представленными в материалы дела доказательствами л.д. 40-64, 184-185).
Так, для оплаты потребленной электроэнергии в январе 2009 г. учитывались контрольные показания за период с 29.12.2008 г. по 23.01.2009 г., полученная разница между показаниями делилась на количество дней в контрольном периоде, а затем умножалась на количество дней в январе месяце, тем самым определяя среднесуточное потребление, которое учитывалось для расчета суммы СОИМД л.д. 223).
Указанные контрольные показания (за период с декабря по январь месяцы) являлись основой для определения суммы, подлежащей оплате за февраль и март месяцы.
Впоследствии контрольные показания учитывались в период с 23.01.2009 г. по 26.04.2009 г. для определения среднесуточного потребления и общей суммы оплаты за апрель месяц.
Расчет суммы для оплаты за май месяц производился по средней оплате л.д. 219). Так, учитывалась сумма оплаты за период с 31.10.2008 г. по 30.05.2009 г., которая делилась на количество дней в указанном периоде, тем самым, определяя среднесуточное потребление, умноженное на количество дней в мае месяце. Данный показатель учитывался для дальнейшего расчета СОИМД.
Приведенный выше порядок применялся в одном случае при определении суммы для оплаты по контрольным показаниям в отдельных месяцах, в других – по средней оплате.
При этом на протяжении 2009 года остальным потребителям электроэнергии в доме Номер по ... в ... СОИМД также рассчитывался по контрольным показаниям, по средней оплате, а также по нормативу (в тех случаях, когда потребители не представляли показания индивидуальных приборов учета и не производили оплату).
По мнению суда, приведенный порядок расчета СОИМД не может быть признан правомерным по следующим основаниям.
Согласно ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В соответствии с положениями ст.ст. 154, 155 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), которая вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Статьей 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге – органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
Как следует из материалов дела, пояснений участников процесса, дом Номер по ... ... оборудован общедомовым прибором учета электрической энергии, также имеются приборы учета электрической энергии, учитывающие квартирное (индивидуальное) потребление энергии.
В соответствии с п. 23 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется: для электроснабжения – в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения № 2 к настоящим Правилам, т.е. по формуле 9.
Согласно указанной формуле СОИМД рассчитывается как разница общедомового потребления дома за календарный месяц минус сумма всей электроэнергии, потребленной гражданами в квартирах жилого дома, при этом распределение СОИМД на конкретную квартиру находится в прямой пропорции от количества потребленной в этой же квартире электроэнергии за календарный месяц.
Приведенная формула также содержит прямое указание на то, что объем коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в конкретном помещении, оборудованном прибором учета, измеряется индивидуальными приборами учета. Данные показания должны учитываться при выполнении расчетов согласно названной формуле.
Следовательно, определение каких-либо средних величин, по контрольным показаниям или по оплате, по мнению суда, не будет соответствовать требованиям ст. 157 ЖК РФ и Правилам.
Объемы потребления электроэнергии для расчета размера платы за коммунальные услуги исчисляются исходя из среднемесячного потребления коммунальных ресурсов индивидуального прибора учета за последние шесть месяцев, как предусмотрено пунктом 32 Правил, только в период ремонта, замены, поверки индивидуального или коллективного (общедомового) прибора учета, не превышающий 30 календарных дней, но не выше нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг.
Помимо этого, определение суммарного объема потребленной электроэнергии во всех квартирах дома Номер по ..., который учитывается в названной формуле и определенный также с учетом среднесуточных показаний, влечет за собой неправомерное определение СОИМД по каждой квартире, в частности истцов, поскольку применяется для его расчета.
При таком положении правомерным определением размера платы за потребленную услугу электроснабжения будет расчет исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, которые определяются по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В частности, при расчете объемов потребляемого коммунального ресурса при отсутствии показаний индивидуальных приборов учета Правила предполагают применение аналогии с пунктом 24 и абзаца 4 подпункта «г» пункта 38 Правил рассчитать объем потребленного в течение расчетного периода коммунального ресурса исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
Кроме того, данный порядок предусмотрен и п. 6 приложения № 2 к Правилам.
С доводами же ответчика о том, что положения п. 24 Правил не могут на него распространяться, суд не соглашается.
Ответчик, а непосредственно ... межрайонное отделение ФИО3, производит расчет и начисление платы за поставленную потребителям электрическую энергию, в том числе и по СОИМД.
Данное обстоятельство представителями ответчика не оспаривалось, как и то, что при выполнении этих расчетов учитываются положения Правил. Следовательно, применение одних норм Правил и игнорирование других, регулирующих те же правоотношения по порядку расчета и внесения платы за коммунальные услуги, не может являться правомерным.
При таких обстоятельствах ссылка представителей ответчика, что нормы п. 24 Правил не могут быть учтены при определении порядка начисления сумм по электроэнергии, поскольку распространяются лишь на исполнителей, коим ответчик не является, следует признать несостоятельной.
Кроме того, согласно п. 7 Правил при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с п. 8 этих же Правил условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведения (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
На основании п. 64 «Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530, действие договора энергоснабжения с гражданином-потребителем не может ставиться в зависимость от заключения или не заключения договора в письменной форме. Наличие заключенного с гражданином-потребителем договора подтверждается документом об оплате гражданином потребленной им электрической энергии, в котором указаны наименование и платежные реквизиты гарантирующего поставщика, осуществляющего энергоснабжение данного потребителя. Договор считается заключенным с даты, соответствующей началу периода, за который гражданином-потребителем произведена первая оплата электрической энергии данному гарантирующему поставщику.
Принимая во внимание изложенное, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 руб.
Суд рассмотрел дело на основании представленных сторонами доказательств, применительно к положениям ст.ст. 56-57 ГПК РФ, и в пределах заявленных исковых требований согласно ст. 196 ГПК РФ.
Иные доводы сторон правового значения для рассмотрения заявленного спора не имеют, судом во внимание не принимаются.
Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление исполняющего обязанности прокурора города Североморска – удовлетворить.
Признать неправомерным порядок начисления платы ФИО1 и ФИО2 за электроэнергию в местах общего пользования по квартире Номер дома Номер по ... в ЗАТО ... за период с 01.01.2009 года по 31.12.2009 года.
Взыскать с ФИО3 (...) государственную пошлину в доход государства в размере 200 руб.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий: Н.В. Брандина