ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1780/18 от 08.07.2018 Центрального районного суда г.Тулы (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Центральный районный суд в составе:

председательствующего Калининой М.С.,

при секретаре Бойко К.О.,

с участием представителя истца, ФИО1, по доверенности ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1780/18 по иску ФИО1 к Частному учреждению дополнительного профессионального образования «ПрофЦентр» о ликвидации некоммерческой организации и исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Частному учреждению дополнительного профессионального образования «ПрофЦентр» о ликвидации некоммерческой организации и исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц

В обоснование заявленных исковых требований ссылалась на то, что частное учреждение дополнительного профессионального образования «ПрофЦентр» (, далее - Организация) было создано на учредительном собрании ДД.ММ.ГГГГ года. Адрес местонахождения Организации - <адрес>. Учредителями Организации являются: ФИО1, ФИО3, ФИО4

Лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени организации, директор - ФИО1.

На основании решения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области от 25.12.2009 года, Управлением Федеральной налоговой службы по Тульской области 28.01.2010 года была осуществлена государственная регистрация Организации, о чем ДД.ММ.ГГГГ года внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером , что подтверждается свидетельством Федеральной налоговой службы России от ДД.ММ.ГГГГ года.

В соответствии с п. 3.1 Устава Организации, в редакции от ДД.ММ.ГГГГ года, целью деятельности Организации является осуществление образовательных функций, направленных на подготовку и переподготовку руководителей и специалистов в области промышленной безопасности, обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, а также обучение по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности, обучение рабочих основных профессий, их переподготовки (переобучение), обучение рабочих вторым (смежным) профессиям и повышение квалификации на потенциально опасных и других производственных работах.

ДД.ММ.ГГГГ года на собрании учредителей организации (ФИО1, ФИО3, ФИО4) было принято решение в соответствии с п. 6.2, п. 10.4 Устава Организации об обращении в суд с исковым заявлением о ликвидации организации в связи с невозможностью достижения целей, ради которых она создана (фактическое прекращение деятельности образовательной организации ввиду отсутствия финансирования).

Одновременно этим же решением ФИО1 было поручено организовать процедуру ликвидации организации и обратиться в суд с заявлением о ликвидации Организации и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц. Таким образом, истец является учредителем и заинтересованным лицом в ликвидации организации. Отсутствие у организации средств подтверждается выпиской по расчётному счету.

На момент подачи искового заявления организация не имеет задолженности перед бюджетом по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, а также перед внебюджетными фондами по взносам, что подтверждается соответствующими справками (прилагаются).

Отсутствие достаточного имущества и необходимого финансирования не позволяет организации осуществлять свою деятельность, в связи с чем цели организации, для которых она создана, становятся невозможными в исполнении.

В соответствии с требованиями пункта п. 5 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации решение о ликвидации организации может принять суд по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется.

Таким образом, вышеизложенное свидетельствует о недостаточности имущества организации для осуществления ее целей и отсутствии вероятности получения необходимого имущества, а также о том, что цели организации не могут быть достигнуты в связи с отсутствием финансирования.

На основании вышеизложенного просит суд ликвидировать частное учреждение дополнительного профессионального образования «ПрофЦентр» и исключить о нем сведения из Единого государственного реестра юридических лиц.

Истец, ФИО1, в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом, ранее в письменным заявлением просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

В судебном заседании представитель истца, ФИО1, по доверенности ФИО2, исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика, Частного учреждения дополнительного профессионального образования «ПрофЦентр», в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, сведений о причинах неявки не представил.

Представители третьих лиц, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области, Межрайонной ИФНС России № 12 по Тульской области, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом. В письменных ходатайствах указали, что исковые требования поддерживают, просят рассмотреть дело в отсутствие представителей.

Третьи лица (привлечены к участию в деле протокольным определением суда): ФИО3, ФИО4, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, в письменных заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие, не возражали против удовлетворения исковых требований.

В соответствии с положениями статьи 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения представителя истца, ФИО1, по доверенности ФИО2, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 11.1 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. № 3266-1, (действовавшего на момент создания Частного учреждения дополнительного профессионального образования «ПрофЦентр», до 01 сентября 2013), предусмотрено, что государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.

Согласно пунктам 1 - 3 статьи 12 указанного Закона образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательное учреждение является юридическим лицом, создается и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями, в том числе учреждениями общественных объединений и религиозных организаций). Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения, на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

В соответствии со статьей 13 данного Закона в уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются, в том числе организационно-правовая форма образовательного учреждения.

Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. №73-ФЗ, вступившего в силу с 01 сентября 2013г., образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы (ч.2 ст. 12 Закона).

В силу положений ст. 23 названного Федерального закона образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.

Одним из типов образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы, является организация дополнительного профессионального образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 12 января 1996 г. №7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Подпунктом 5 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что юридическое лицо может быть ликвидировано по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется.

В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами", разъяснено, что в случаях, когда ликвидация организации обусловлена объективной невозможностью продолжения ее деятельности по основаниям, не связанным с нарушением закона, и осуществляется по заявлению учредителей, уполномоченных органов организации или иных лиц, не наделенных государственными властными или иными публичными полномочиями, такие дела разрешаются по правилам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно свидетельству о государственной регистрации некоммерческой организации от 01.02.2010 запись о создании частного образовательного учреждения «Учебный центр дополнительного профессионального образования Проф Центр» (в последующем изменено наименование на - Частное учреждение дополнительного профессионального образования «ПрофЦентр») внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 28.01.2010 года.

ДД.ММ.ГГГГ данное учреждение поставлено на учет в Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Тулы, что подтверждается свидетельством о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения серия 71 № С ДД.ММ.ГГГГ г. поставлено на учет в Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №12 по Тульской области (выписка из ЕГРЮЛ).

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ, учредителями Частного учреждения дополнительного профессионального образования «ПрофЦентр» являются: ФИО1 (лицо, имеющее право действовать от имени юридического лица без доверенности), ФИО4,ФИО3

Основным видом деятельности организации является – Образование профессиональное дополнительное (код вида деятельности – 85.42).

Согласно п.1.2 Устава Частного учреждения дополнительного профессионального образования «ПрофЦентр», Центр является некоммерческой организацией и не ставит в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли.

Пунктом 3.1Устава установлено, что целью деятельности центра является - осуществление образовательных функций, направленных на подготовку и переподготовку руководителей и специалистов в области промышленной безопасности, обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, а также обучение по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности; обучение рабочих основных профессий, их переподготовки (переобучение), обучение рабочих вторым (смежным) профессиям и повышение квалификации на потенциально опасных и других производственных объектах.

В соответствии с п.3.3 Устава Центр реализует образовательные программы по следующим направлениям: обучение работодателей и работников по вопросам охраны труда; предаттестационная (предэкзаменационная) подготовка руководителей и- специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору по вопросам промышленной, экологической, энергетической безопасности; подготовка, аттестация и проверка знаний руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору по вопросам промышленной, экологической, энергетической безопасности; профессиональная подготовка и переподготовка рабочих и специалистов на потенциально опасных и других производственных объектах; повышение квалификации рабочих и специалистов на потенциально опасных и других производственных объектах; обучение в области гражданской обороны и ликвидации ЧС; повышение квалификации и переподготовка руководителей и специалистов сферы ЖКХ; обучение руководителей, специалистов и работников организаций по специальности «Строительство зданий и сооружений»; обучение руководителей, специалистов и работников организаций по пожарно-техническому минимуму и противопожарному инструктажу; подготовка водителей и машинистов самоходных машин; повышение квалификации рабочих и служащих в сфере обслуживания, торговли и производства.

Как следует из заявленных исковых требований, истец просит принять решение о ликвидации Частного учреждения дополнительного профессионального образования «ПрофЦентр», ссылаясь на отсутствие возможности достичь указанные в Уставе цели ввиду отсутствия финансирования.

Из материалов дела следует, что на общем собрании учредителей Частного учреждения дополнительного профессионального образования «ПрофЦентр» от ДД.ММ.ГГГГ принято решение обратиться в суд с заявлением о ликвидации указанного учреждения в связи с невозможностью достижения целей, ради которых оно создано (фактическое прекращение деятельности образовательной организации ввиду отсутствия финансирования). Обратиться в суд поручено ФИО1 (протокол собрания учредителей Частного учреждения дополнительного профессионального образования «ПрофЦентр»).

Согласно справки Межрайонной ИФНС России №12 по Тульской области , по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Частное учреждение дополнительного профессионального образования «ПрофЦентр» не имеет неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Также судом установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по расчетному счету ЧУ ДПО «ПрофЦентр» исходящий остаток денежных средств составил 107,77 рублей, что подтверждается выпиской по счету Филиал «Тульский» ООО КБ «Аресбанк» от ДД.ММ.ГГГГ.

Оценив представленные суду доказательства в их совокупности, с учетом приведенных выше правовых норм, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку ликвидация Частного учреждения дополнительного профессионального образования «ПрофЦентр» обусловлена невозможностью осуществления деятельности и достижения целей, ради которых оно создано ввиду фактического прекращения детальности образовательной организации из-за отсутствия финансирования.

В соответствии с пунктом 9 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

С учетом изложенного, подлежат удовлетворению и исковые требования об исключении сведений о Частном учреждении дополнительного профессионального образования «ПрофЦентр» из Единого государственного реестра юридических лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 -199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования ФИО1 к Частному учреждению дополнительного профессионального образования «ПрофЦентр» о ликвидации некоммерческой организации и исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц, удовлетворить.

Ликвидировать Частное учреждение дополнительного профессионального образования «ПрофЦентр», юридический адрес: <данные изъяты>

Исключить сведения о Частном учреждении дополнительного профессионального образования «ПрофЦентр», юридический адрес: <данные изъяты> из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий-