ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1780/2015 от 30.11.2015 Городищенского районного суда (Волгоградская область)

Дело № 2-1780/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Городищенский районный суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Даниловой О.В.

при секретаре Гилёвой И.С.,

30 ноября 2015 года рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Россельхознадзора по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия к индивидуальному предпринимателю ФИО2 о возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Управление Россельхознадзора по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия обратилось в суд с иском к ИП ФИО2 о возложении обязанности, в обоснование иска указав, что ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Управления Россельхознадзора по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении ИП ФИО2 была назначена плановая выездная проверка на основании Сводного плана поверок субъектов предпринимательства на <данные изъяты>, размещенного на интернет-сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками Управления был осуществлен выезд по адресу регистрации ИП ФИО2. При этом, о месте и времени проведения плановой выездной проверки ИП ФИО2 была извещена уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ с приложением копии распоряжения, которое было получено ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ. Однако ДД.ММ.ГГГГ ни индивидуальный предприниматель ФИО2, ни его представитель для проведения проверки в назначенное время и место не явились, тем самым ответчик уклонился и воспрепятствовал проведению плановой выездной проверки, что повлекло невозможность ее проведения. За воспрепятствование проведению плановой выездной проверки были составлены протоколы об административных правонарушениях от ДД.ММ.ГГГГ, , по ст. 19.4.1 ч. 2, ст. 19.4.1 ч. 1 КоАП РФ. Кроме того за непредставление документов, запрашиваемых в п. 11 распоряжения Управления, был составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, плановая выездная проверка не состоялась ввиду уклонения и воспрепятствования ИП ФИО2 проведению плановой выездной проверки и не предоставления документов. Истец просил обязать ИП ФИО2 обеспечить проведение плановой выездной проверки, а именно: допустить представителей Управления Россельхознадзора по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия на объект для проведения плановой выездной проверки в порядке Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; обеспечить при проведении данной проверки присутствие законного представителя или уполномоченного представителя, ответственного за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований; предоставить следующие документы (в копиях), необходимые для достижения целей и задач проверки: правоустанавливающие документы, в том числе свидетельство о государственной регистрации; свидетельство о постановке на учет в налоговом органе; свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя; документы, подтверждающие полномочия представителя индивидуального предпринимателя; правоудостоверяющие, правоустанавливающие документы на земельные участки сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов, здания, строения, сооружения, расположенные на этих участках, разрешение на строительство объектов; паспорт почв (результаты обследований уровня плодородия почв); книгу истории полей (план севооборота, структура посевных площадей); технологические карты выращивания сельскохозяйственных культур; формы отчетности федерального статистического наблюдения; акты о применении пестицидов и агрохимикатов; документы, подтверждающие происхождение, поступление, перемещение, применение пестицидов и агрохимикатов и соответствие их качеству; приказы о назначении ответственных лиц за проведение карантинных фитосанитарных мероприятий на территории организации (объекта); распорядительный документ о назначении ответственного за проведение систематических обследований на территории организации (объекта); утвержденный владельцами подкарантинных объектов план проведения систематических обследований; справку о поступившей подкарантинной продукции за период двух месяцев до даты начала проведения проверки; справку о реализованной подкарантинной продукции за период двух месяцев до даты начала проведения проверки; документы, подтверждающие извещение органа государственного надзора об обнаружении признаков заражения подкарантинных объектов карантинными объектами; структуру посевных площадей; лицензионный договор с оригинатором, патентообладателем сорта, гибрида; документы на подкарантинную продукцию (товаротранспортные накладные, карантинные и фитосанитарные сертификаты); документы, подтверждающие происхождение, оборот, фитосанитарные, сортовые и посевные качества партий семян сельскохозяйственных растений за трехлетний период; документы, подтверждающие качество и безопасность зерна и продуктов его переработки, за период одного года; протоколы исследований (испытаний) зерна и продуктов его переработки; информацию о пестицидах, применяемых при выращивании зерна и хранении зерновой продукции, дате последней обработки ими; информацию о наличии в зерне генно-модицифированных (трансгенных) организмов; товаросопроводительные документы на зерно и продукты его переработки; договор (контракт) на поставку поднадзорной продукции; схему технологического процесса обработки зерна в зернохранилищах (очистка, сушка, обеззараживание); справку о количестве хранящегося зерна и продуктов его переработки на день проверки; документы количественно-качественного учета зерна и продуктов его переработки (журнал количественно-качественного учета хлебопродуктов, журнал взвешивания грузов на автомобильных весах, журнал взвешивания на вагонных весах поступающих и отправляемых грузов, журнал регистрации показателей качества, журнал наблюдений за хранящимся зерном на складах и в силосах, карточка анализа зерна, штабельный ярлык на зерно, акт зачистки, отчет о движении хлебопродуктов и тары на элеваторах и складах, акт инвентаризации хлебопродуктов и мешков и др.); журнал учета мероприятий по контролю.

В судебное заседание представитель истца Управления Россельхознадзора по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия не явился, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие истца, иск просил удовлетворить.

ИП ФИО2 в судебном заседании исковые требования признала.

Выслушав ответчика, изучив письменные материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно Приказа Минсельхоза России от 04.10.2012 №527 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору», Управление Россельхознадзора на закрепленной территории осуществляет полномочия по федеральному государственному карантинному фитосанитарному надзору, государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения в пределах своей компетенции и иные полномочия, перечисленные в п.8 Типового положения о территориальном органе.

Разделом II Приказа Минсельхоза России от 04.10.2012 №527 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору» определено, что Управление Россельхознадзора на территории, установленной в соответствии со схемой размещения, осуществляет полномочия беспрепятственно посещать подкарантинные объекты, принадлежащие индивидуальным предпринимателям и гражданам, подкарантинные объекты независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций, которым принадлежат такие объекты, а также территории, на которых указанные объекты находятся, в целях проведения фитосанитарного карантинного обследования и других мероприятий по контролю в пределах своей компетенции.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, регулируются Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Статьей 1 настоящего Федерального закона устанавливается порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля; порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок; права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок; права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

Одним из основных принципов Федерального закона от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» является презумпция добросовестности хозяйствующих субъектов.

В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов (п. 3 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ).

На основании п. 4 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ, в ежегодных планах проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей указываются следующие сведения: наименования юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), фамилии, имена, отчества индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями; цель и основание проведения каждой плановой проверки; дата начала и сроки проведения каждой плановой проверки; 4) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля, осуществляющих конкретную плановую проверку. При проведении плановой проверки органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля совместно указываются наименования всех участвующих в такой проверке органов.

Утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети "Интернет" либо иным доступным способом (п. 5 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ).В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры (п. 6 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 12 указанного Федерального закона предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ).

На основании п. 5 ст. 12 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель обязаны предоставить должностным лицам органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.

Статьей 25 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ предусмотрено, что при проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами. Юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение настоящего Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким, образом, Федеральный законом от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» на юридических лиц возложена обязанность по обеспечению доступа проводящих выездную проверку должностных лиц органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) на территорию, в здания, строения, сооружения и помещения, используемые юридическими лицами при осуществлении своей деятельности, а также обязанность присутствовать лично или обеспечить присутствие уполномоченного представителя при проведении плановой выездной проверки.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей зарегистрирована ФИО2 Основным видом деятельности ИП ФИО2 является выращивание картофеля, столовых корнеплодных и клубнеплодных культур с высоким содержанием крахмала или инулина.

Распоряжением Управления Россельхознадзора по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ с целью исполнения плана контрольных (надзорных) мероприятий от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении ИП ФИО2 была назначена плановая выездная проверка в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на предмет соблюдения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами. Задачами проверки являлось: осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований в области землепользования, в том числе безопасного применения пестицидов и агрохимикатов; осуществление государственного контроля (надзора) в области карантина растений и семеноводства; осуществление государственного контроля (надзора) в отношении зерна, приобретаемого не для личных нужд потребителей, а также в отношении связанных с требованиями к зерну процессов производства, хранения, перевозки реализации и утилизации.

Уведомление о проведении плановой выездной проверки в отношении ИП ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, было получено ИП ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ.

Между тем, согласно акту о воспрепятствовании законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) от ДД.ММ.ГГГГ, плановая выездная проверка не проведена, в связи с неявкой ИП ФИО2 и не обеспечением ею явки уполномоченного представителя.

В отношении ИП ФИО2 были составлены протокол об административном правонарушении , , от ДД.ММ.ГГГГ, в совершении правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ и ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ, которые направлены мировому судье для рассмотрения по существу.

Согласно акту о непредставлении сведений (информации) от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ИП ФИО2 выявлен факт неповиновения законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор, в связи с чем, в отношении ИП ФИО2 был составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ, который направлен мировому судье для рассмотрения по существу.

Учитывая, что ИП ФИО2 уклоняется от обязанности по обеспечению доступа государственных инспекторов на территорию, на которой осуществляется деятельность юридического лица, а также присутствию уполномоченного представителя юридического лица при проведении плановый выездной проверки, не представила документы, необходимые для проведения проверки, принимая во внимание, что в связи с действиями ИП ФИО2 невозможно установить, соблюдаются ли ею требования фитосанитарного и земельного законодательства, исковые требования Управления Россельхознадзора по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление Управления Россельхознадзора по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия удовлетворить.

Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 допустить представителей Управления Россельхознадзора по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия на объект для проведения плановой выездной проверки в порядке Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 обеспечить при проведении данной проверки присутствие законного представителя или уполномоченного представителя, ответственного за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований.

Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 предоставить следующие документы (в копиях), необходимые для достижения целей и задач проверки:

- правоустанавливающие документы, в том числе свидетельство о государственной регистрации;

- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

- свидетельство о государственной регистрации юридического лица;

- документы, подтверждающие полномочия руководителя, его полномочного представителя на представление интересов предприятия при проведении контрольно-надзорных мероприятий Управлением Россельхознадзора;

- свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц;

- правоудостоверяющие, правоустанавливающие документы на земельные участки сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов, здания, строения, сооружения, расположенные на этих участках, разрешение на строительство объектов;

- паспорт почв (результаты обследований уровня плодородия почв);

- книгу истории полей (план севооборота, структура посевных площадей);

- технологические карты выращивания сельскохозяйственных культур;

- формы отчетности федерального статистического наблюдения; акты о применении пестицидов и агрохимикатов;

- документы, подтверждающие происхождение, поступление, перемещение, применение пестицидов и агрохимикатов и соответствие их качеству;

- приказы о назначении ответственных лиц за проведение карантинных фитосанитарных мероприятий на территории организации (объекта);

- распорядительный документ о назначении ответственного за проведение систематических обследований на территории организации (объекта);

- утвержденный владельцами подкарантинных объектов план проведения систематических обследований;

- справку о поступившей подкарантинной продукции за период двух месяцев до даты начала проведения проверки;

- справку о реализованной подкарантинной продукции за период двух месяцев до даты начала проведения проверки;

- документы, подтверждающие извещение органа государственного надзора об обнаружении признаков заражения подкарантинных объектов карантинными объектами;

- структуру посевных площадей;

- лицензионный договор с оригинатором, патентообладателем сорта, гибрида;

- документы на подкарантинную продукцию (товаротранспортные накладные, карантинные и фитосанитарные сертификаты);

- документы, подтверждающие происхождение, оборот, фитосанитарные, сортовые и посевные качества партий семян сельскохозяйственных растений за трехлетний период;

- документы, подтверждающие качество и безопасность зерна и продуктов его переработки, за период одного года;

- протоколы исследований (испытаний) зерна и продуктов его переработки;

- информацию о пестицидах, применяемых при выращивании зерна и хранении зерновой продукции, дате последней обработки ими;

- информацию о наличии в зерне генно-модицифированных (трансгенных) организмов; товаросопроводительные документы на зерно и продукты его переработки;

- договор (контракт) на поставку поднадзорной продукции;

- схему технологического процесса обработки зерна в зернохранилищах (очистка, сушка, обеззараживание);

- справку о количестве хранящегося зерна и продуктов его переработки на день проверки;

- документы количественно-качественного учета зерна и продуктов его переработки (журнал количественно-качественного учета хлебопродуктов, журнал взвешивания грузов на автомобильных весах, журнал взвешивания на вагонных весах поступающих и отправляемых грузов, журнал регистрации показателей качества, журнал наблюдений за хранящимся зерном на складах и в силосах, карточка анализа зерна, штабельный ярлык на зерно, акт зачистки, отчет о движении хлебопродуктов и тары на элеваторах и складах, акт инвентаризации хлебопродуктов и мешков и др.);

- журнал учета мероприятий по контролю.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено – «04» декабря 2015 года.

Судья Данилова О.В.