ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1780/2021 от 02.12.2021 Салехардского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 декабря 2021 года г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Лисиенкова К.В.

при секретаре судебного заседания Кузнецовой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1780/2021 по исковому заявлению Департамента строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации муниципального образования города Салехард к ФИО3, ФИО1, ФИО2 о возложении обязанности принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки), локализованных на земельных участках несанкционированное размещение отходов (свалки)

У С Т А Н О В И Л :

Департамента строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации муниципального образования города Салехард (ДСАиЗО администрации МО г. Салехард) обратился в суд с иском ФИО3 о возложении обязанности принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки), локализованных на земельных участках. Протокольным определением суда от 12.11.2021 года в качестве соответчиков привлечены ФИО1 и ФИО2

В обоснование требования иска представитель истца указал, что ответчики являются собственниками земельных участков с кадастровыми номерами ; ; ; ; ; ; ; по адресу: г. Салехард, фермерское хозяйство – 1, на которых локализованы бытовые отходы (чугунные радиаторы отопления, лом черного металла, металлические бочки, части металлического заграждения, куски металлочерепицы, металлические контейнеры, минеральная вата, доски, мешки с мусором, мешки с минеральной ватой и пенопластом, автомобильные шины, деревянные поддоны, пластиковые бутылки, межкомнатные двери, разукомплектованный кузов автомобиля), что зафиксировано актами обследования земельных участков от 12.08.2021 и от 09.09.2021. Указанными действия нарушаются требования ЗК РФ, Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределенного круга лиц, из право на обитание в здоровой сбалансированной окружающей среде. В соответствии с положениями ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. В связи с изложенным просил обязать ответчиков вывезти твердые бытовые отходы, локализованные на указанных выше земельных участках на специализированный объект размещения отходов (полигон ТБО). Установить ответчикам трехмесячный срок для вывоза твердых бытовых отходов, по истечении которого предоставить Администрации муниципального образования города Салехард право совершить действия по вывозу твердых бытовых отходов, локализованных на указанных выше земельных участках на специализированный объект размещения отходов (полигон ТБО), за счет ответчиков с взысканием с них необходимых расходов.

В судебном заседании представитель истца ФИО4, действующий на основании доверенности, на удовлетворении требований иска настаивал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно суду указал, что согласно акта обследования земельных участков, произведенных по поручению суда от 18.11.2021 года, свалка мусора на указанных в иске участках не ликвидирована.

Ответчик ФИО3 и его представитель ФИО5, действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не известили и не ходатайствовали об отложении рассмотрения дела по существу.

Ответчик ФИО2 суду пояснила, что с момента приобретения в собственность земельного участка, она на нем ни раза не была, но по слухам, мусор на ее участок вывозят неизвестные посторонние лица.

Ответчик ФИО1 суду пояснил, что он принимает меры по вывозу мусора с его участка, но пока не вывез его полностью.

Суд, выслушав доводы участвующих в деле сторон, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с Положением о департаменте строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации муниципального образования город Салехард, утвержденным Решением Городской Думы МО город Салехард от 22.02.2012 (далее - Положение), Департамент является структурным подразделением Администрации муниципального образования город Салехард и обладает правами юридического лица. В соответствии с п.2.3 Положения, в сфере земельных отношений Департамент, в том числе, осуществляет ведение учета по начислению и уплате арендной платы за землю. Согласно п.3.3 Положения, Департамент имеет право представлять Администрацию города Салехарда в пределах, возложенных на Департамент полномочий в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, в качестве истца (административного истца), ответчика (административного ответчика), заявителя, заинтересованного лица, третьего лица (третьего лица с самостоятельными требованиями), а также иных органах. Согласно п.2.4.3 Положения, Департамент выступает в суде от имени муниципального образования в качестве ответчика по искам к муниципальному образованию как главный распорядитель средств бюджета муниципального образования в пределах своих полномочий, обеспечивает предоставление и защиту интересов Администрации города Салехарда в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, в качестве истца (административного истца), ответчика (административного ответчика), заявителя, заинтересованного лица, третьего лица (третьего лица с самостоятельными требованиями), а также иных органах.

Статьёй 11 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17.1. Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 1 Устава муниципального образования город Салехард, муниципальное образование город Салехард в соответствии с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 июня 2004 года -ЗАО «О наделении статусом, определении административного центра и установлении границ муниципального образования город Салехард» является городским округом с административным центром город Салехард.

Частью 1 статьи 78 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Из определения охраны окружающей среды, закрепленного в ст. 1 указанного закона №7-ФЗ следует, что органы местного самоуправления являются субъектами природоохранной деятельности.

Одним из принципов охраны окружающей среды является ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Природоохранные полномочия органов местного самоуправления - это их право и обязанность решать вопросы местного значения в сфере охраны окружающей среды.

Реализация таких полномочий направлена на сохранение и восстановление окружающей среды, благоприятной для проживания населения, на предотвращение и уменьшение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение компенсации причиняемого экологического вреда.

Соблюдение природоохранного законодательства является обязательным для всех субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности.

В силу пункта 1 статьи 11 Закона № 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно части 1 статьи 51 Закона № 7-ФЗ, части 2 статьи 21, части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В соответствии со статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.

Как следует из статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами и не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Создание несанкционированной свалки на территории города Салехарда подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределенного круга лиц. Нарушаются права неопределенного круга лиц на обитание в здоровой, сбалансированной окружающей среде в отсутствие угрозы их образу жизни, что отрицательно сказывается на соблюдении ответчиками прав на уважение личной жизни неопределенного круга лиц в значении ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Исходя из положений пунктов 3.1, 4, 5.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 года № 26-П по смыслу взаимосвязанных положений статей 42 и 58 Конституции Российской Федерации конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам имеет всеобщий характер и, будучи частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, распространяется как на граждан, так и на юридические лица, что с необходимостью предполагает их ответственность за состояние экологии; поскольку эксплуатация природных ресурсов, их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду; сама же публичная власть, также несущая конституционную ответственность за сохранение природы и окружающей среды, обязана принимать меры, направленные на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков.

Из материалов дела следует, что согласно выписок из ЕГРН ФИО3 является собственником следующих земельных участков с кадастровыми номерами ; ; ; ; ; по адресу: г. Салехард, фермерское хозяйство – 1; ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером по адресу: г. Салехард, фермерское хозяйство – 1; ФИО2 является собственником земельного участка с кадастровым номером по адресу: г. Салехард, фермерское хозяйство – 1.

Актами обследования земельных участков от 12.08.2021 года, от 09.09.2021 года, от 18.11.2021 года установлено размещение на всех указанных выше земельных участках бытовых отходов (чугунные радиаторы отопления, лом черного металла, металлические бочки, части металлического заграждения, куски металлочерепицы, металлические контейнеры, минеральная вата, доски, мешки с мусором, мешки с минеральной ватой и пенопластом, автомобильные шины, деревянные поддоны, пластиковые бутылки, межкомнатные двери, разукомплектованный кузов автомобиля). В адрес ФИО3 ДСАиЗО администрации МО г. Салехард 17.08.2021 года исх. направлялась претензия об освобождении земельных участков от отходов, которая осталась без ответа.

Поскольку собственник несет бремя содержания принадлежащего его имущества, на ответчиках, как на собственниках земельных участков лежит бремя его содержания, а потому они обязаны убрать твердые бытовые отходы с принадлежащих им земельных участков, поэтому требования иска в данной части подлежат удовлетворению и суд возлагает на ответчиков обязанность вывезти твердые бытовые отходы, локализованные на принадлежащих им земельных участках.

В соответствии с частью 1 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

Потому требования иска о установлении ответчикам трехмесячного срока для вывоза твердых бытовых отходов по истечении которого предоставить Администрации МО г. Салехард право совершить действия по вывозу твердых бытовых отходов, локализованных на принадлежащих ответчикам земельных участках на специализированный объект размещения отходов (полигон ТБО), за счет ответчиков с взысканием с них необходимых расходов.

На основании ст. 333.20 НК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных требований. В соответствии со ст.333.36 п.19 НК РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины, поэтому с каждого из ответчиков подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет городского округа город Салехард согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации в размере 2000 рублей с каждого, поскольку взыскание государственной пошлины в солидарном порядке недопустимо.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 193-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Обязать ФИО3 вывезти твердые бытовые отходы, локализованные на земельных участках с кадастровыми номерами ; ; ; ; ; по адресу: г. Салехард, фермерское хозяйство - 1 на специализированный объект размещения отходов (полигон ТБО).

Установить ФИО3 трехмесячный срок для вывоза твердых бытовых отходов, по истечении которого предоставить Администрации муниципального образования города Салехард право совершить действия по вывозу твердых бытовых отходов, локализованных на земельных участках с кадастровыми номерами ; ; ; ; ; по адресу: г. Салехард, фермерское хозяйство - 1 на специализированный объект размещения отходов (полигон ТБО), за счет ФИО3 с взысканием с него необходимых расходов.

Взыскать с ФИО3 в бюджет городского округа город Салехард согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации государственную пошлину в сумме 2000 рублей.

Обязать ФИО1 вывезти твердые бытовые отходы, локализованные на земельном участке с кадастровым номером по адресу: г. Салехард, фермерское хозяйство - 1 на специализированный объект размещения отходов (полигон ТБО).

Установить ФИО1 трехмесячный срок для вывоза твердых бытовых отходов, по истечении которого предоставить Администрации муниципального образования города Салехард право совершить действия по вывозу твердых бытовых отходов, локализованных на земельном участке с кадастровым номером по адресу: г. Салехард, фермерское хозяйство - 1 на специализированный объект размещения отходов (полигон ТБО), за счет ФИО1 с взысканием с него необходимых расходов.

Взыскать с ФИО1 в бюджет городского округа город Салехард согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации государственную пошлину в сумме 2000 рублей.

Обязать ФИО2 вывезти твердые бытовые отходы, локализованные на земельном участке с кадастровым номером по адресу: г. Салехард, фермерское хозяйство - 1 на специализированный объект размещения отходов (полигон ТБО).

Установить ФИО2 трехмесячный срок для вывоза твердых бытовых отходов, по истечении которого предоставить Администрации муниципального образования города Салехард право совершить действия по вывозу твердых бытовых отходов, локализованных на земельном участке с кадастровым номером по адресу: г. Салехард, фермерское хозяйство - 1 на специализированный объект размещения отходов (полигон ТБО), за счет ФИО2 с взысканием с него необходимых расходов.

Взыскать с ФИО2 в бюджет городского округа город Салехард согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации государственную пошлину в сумме 2000 рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня вынесения решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы, через Салехардский городской суд.

Председательствующий К.В. Лисиенков