Дело № 2-1781/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 ноября 2021 г. г. Белебей
Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Ломакиной А. А.,
при секретаре Коптел М.М.,
с участием старшего помощника Белебеевской межрайонной прокуратуры Республики Башкортостан Новиковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Барнаульского транспортного прокурора к Мельник Е.А. о запрете эксплуатации воздушного судна,
УСТАНОВИЛ:
Барнаульский транспортный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя его тем, что в результате анализа соблюдения законности в сфере соблюдения на территории Алтайского края законодательства о безопасной эксплуатации воздушного транспорта выявлен факт нарушения владельцем воздушного судна TEKNAM –Р 2006Т, бортовой номер №, серийный №, Мельник Е.А. требований воздушного законодательства. По результатам проверки установлено, что 21.08.2021 в 18 часов 52 минуты воздушное судно TEKNAM –Р 2006Т, бортовой номер №, серийный №, пропало с радаров в районе села Панфилово Калманского района Алтайского края. Из полученных от руководителя полетов Алтайского центра организации воздушного движения - структурного подразделения филиала «Аэронавигация Западной Сибири» ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» объяснений следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 17 часов 43 минуты ему поступила информация Новокузнецкого аэродрома о полете неопознанного воздушного судна. В 18 часов 05 минут данное воздушное судно обнаружили на локаторе аэродрома г. Барнаул. В 18 часов 52 минуты в районе села Панфилово Калманского района Алтайского края отметка указанного воздушного судна исчезла. В дальнейшем воздушное судно совершило посадку на аэродроме «Панфилово» Калманского района Алтайского края. Сотрудниками Алтайского ЛУ МВД России выполнен рейдовый осмотр данного самолета, в ходе которого выявлено отсутствие документации, в том числе сертификата летной годности, которая должна находиться на борту воздушного судна в соответствии с пунктом 1 статьи 67 ВК РФ. Таким образом, эксплуатация самолета TEKNAM - Р2006Т, бортовой номер RA-01797, не прошедшим процедуру сертификации, создает потенциальную угрозу безопасности полетов пользователям воздушного пространства, а также неопределенному кругу лиц, которые могут находиться рядом в момент полета воздушного судна.
На основании изложенного, просит запретить Мельник Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, эксплуатировать воздушное судно TEKNAM –Р 2006Т, бортовой номер №, серийный №, в том числе передавать его другим лицам для эксплуатации, до получения в установленном законом порядке сертификата летной годности.
Представитель Белебеевской межрайонной прокуратуры Новикова Н.В. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске, просила удовлетворить.
Ответчик Мельник Е.А., в суд не явился, телефонограммой сообщил, что надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания, против удовлетворения исковых требований не возражает.
Третье лицо Приволжское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания, представителя в суд не направило, о причинах неявки не известили.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело при указанной явке.
Выслушав представителя Белебеевской межрайонной прокуратуры, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 11 Воздушного кодекса Российской Федерации использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения. Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.
Статьей 35 Воздушного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что летная годность гражданского воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта - состояние гражданского воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта, при котором они соответствуют типовой конструкции и способны обеспечивать их безопасную эксплуатацию. Требования к летной годности гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов и требования в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации (далее - требования к летной годности и к охране окружающей среды) определяются федеральными авиационными правилами и обязательны для соблюдения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также юридическими лицами и физическими лицами, участвующими в разработке, испытаниях, серийном производстве, приемке и эксплуатации гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов.
В соответствии с частью 1 статьи 36 ВК РФ гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее, а также беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности. Сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа, аттестата о годности к эксплуатации либо иного акта об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до 1 января 1967 года, или акта оценки воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности и к охране окружающей среды. Использование гражданского воздушного судна, имеющего сертификат летной годности, выданный на основании указанного акта оценки, для осуществления коммерческих воздушных перевозок не допускается.
Сертификат летной годности выдается уполномоченным органом в области гражданской авиации государства, в котором зарегистрировано воздушное судно, за исключением случаев, предусмотренных статьей 83 Конвенции о международной гражданской авиации. Форма сертификата летной годности, выдаваемого на воздушное судно, и порядок его оформления устанавливаются федеральными авиационными правилами.
В силу части 1 статьи 67 Воздушного кодекса Российской Федерации на борту гражданского воздушного судна должна находиться следующая документация: судовые документы: свидетельство о государственной регистрации для воздушных судов, подлежащих государственной регистрации; сертификат (свидетельство) эксплуатанта (копия), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 61 настоящего Кодекса; сертификат летной годности, за исключением воздушных судов, эксплуатация которых допускается без сертификата летной годности; бортовой и санитарный журналы, руководство по летной эксплуатации (при эксплуатации сверхлегких и беспилотных гражданских воздушных судов наличие бортового и санитарного журналов, руководства по летной эксплуатации необязательно); разрешение на бортовую радиостанцию, если воздушное судно оборудовано радиоаппаратурой; соответствующие документы на каждого члена экипажа пилотируемого воздушного судна; документы, предусмотренные уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Приказом Минтранса России от 31.07.2009 № 128 утверждены Федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» (далее - ФАП № 128).
В силу пункта 2.27 ФАП № 128 эксплуатант воздушного судна при выполнении авиационных работ или полетов на воздушных судах авиации общего назначения (далее - АОН), не относящихся к легким (сверхлегким), или владелец легкого (сверхлегкого) воздушного судна АОН обеспечивает наличие действительного сертификата летной годности.
Согласно пункту 5.68 ФАП № 128 на воздушном судне должны находиться на бумажных носителях документы, которые члены экипажа воздушного судна предъявляют по требованию уполномоченных должностных лиц, в том числе сертификат летной годности.
Судом установлено, что 21.08.2021 в 18 часов 52 минуты воздушное судно TЕKNAM Р2006Т, бортовой номер №, серийный №, пропало с радаров в районе села Панфилово Калманского района Алтайского края.
Из полученных от руководителя полетов Алтайского центра организации воздушного движения - структурного подразделения филиала «Аэронавигация Западной Сибири» ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» объяснений следует, что 21.08.2021 в 17 часов 43 минуты ему поступила информация Новокузнецкого аэродрома о полете неопознанного воздушного судна. В 18 часов 05 минут данное воздушное судно обнаружили на локаторе аэродрома г. Барнаул. В 18 часов 52 минуты в районе села Панфилово Калманского района Алтайского края отметка указанного воздушного судна исчезла.
В дальнейшем воздушное судно совершило посадку на аэродроме «Панфилово» Калманского района Алтайского края. Сотрудниками Алтайского ЛУ МВД России выполнен рейдовый осмотр данного самолета, в ходе которого выявлено отсутствие документации, в том числе сертификата летной годности, которая должна находиться на борту воздушного судна в соответствии с пунктом 1 статьи 67 ВК РФ.
Собственником указанного воздушного судна является Мельник Е.А., что подтверждается договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ№.
Выявленные нарушения при выполнении на воздушном судне полётов представляет реальную угрозу жизни и здоровью граждан, безопасности полётов и могут стать причиной не только авиационных инцидентов, но и авиационного происшествия (аварии либо катастрофы).
Таким образом, эксплуатация ответчиком Мельник Е.А. самолета TEKNAM - Р2006Т, бортовой номер №, не прошедшим процедуру сертификации, создает потенциальную угрозу безопасности полетов пользователям воздушного пространства, а также неопределенному кругу лиц, которые могут находиться рядом в момент полета воздушного судна.
По правилам п.1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации - опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
С учетом установленных по делу обстоятельств, признания ответчиком иска, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.
По правилам ст.98 ГПК РФ с Мельник Е.А. подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Барнаульского транспортного прокурора к Мельник Е.А. о запрете эксплуатации воздушного судна удовлетворить в полном объеме.
Запретить Мельник Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт №№, зарегистрированному по адресу: <адрес>, эксплуатировать воздушное судно TEKNAM – Р2006Т, бортовой номер №, серийный №, в том числе передавать его другим лицам для эксплуатации, до получения в установленном законом порядке сертификата летной годности.
Взыскать с Мельник Е.А. в местный бюджет государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья А.А. Ломакина