ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1782/18 от 21.05.2018 Анапского городского суда (Краснодарский край)

Дело №2-1782/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(заочное)

(не вступило в законную силу)

город-курорт Анапа 21 мая 2018 года

Анапский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Грошковой В.В.

при секретаре Стадниченко К.Е.,

с участием представителя истца Васильченко Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в городе-курорте Анапа к Обществу с ограниченной ответственностью «Вилла Менеджмент» о признании действий в отношении неопределенного круга потребителей противоправными и прекращении этих действий,

у с т а н о в и л:

Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в г.-к. Анапа обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Вилла Менеджмент» о признании действий в отношении неопределенного круга потребителей противоправными и прекращении этих действий.

В обоснование заявленных требований истец указал, что 16 марта 2018 года при проведении внеплановых мероприятий по контролю и надзору в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Вилла менеджмент» с целью выполнения приказов руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 17.04.2017 №236 «О проведении внеплановых надзорных мероприятий в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по организации проживания и питания участников и гостей Кубка конфедерации FIFA 2017 года и Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года», изданного в целях реализации поручений Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.Л. Мутко от 06.04.2017 № ВМ-П12-2021, и от 20.10.2017 № 954 «О проведении внеплановых надзорных мероприятий в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, участвующих в подготовке и проведении мероприятий Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года», изданного в целях реализации поручения Правительства Российской Федерации от 20.09.2017 № ВМ-П 12-6274, в соответствии с Распоряжением № 92р-14-2018 от 05.03.2018 заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю, были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о предоставлении гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания ответчиком, а именно Обществом с ограниченной ответственностью «Вилла Менеджмент» допущено предоставление гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания неопределенному кругу потребителей без свидетельства о присвоении средству размещения соответствующей категории, предусмотренной системой классификации гостиниц и иных средств размещения, утвержденной Министерством культуры Российской Федерации, что является нарушением ч.1 ст.36 Федерального закона №108-ФЗ от 07.06.2013 «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 5 Постановления Правительства РФ от 09.10.2015 № 1085 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации», о чем в отношении общества с ограниченной ответственностью «Вилла Менеджмент» составлен протокол по статье 14.39 КоАП РФ.

На основании изложенного истец просит суд признать действия ООО «Вилла Менеджмент» по предоставлению услуг по временному размещению граждан в отеле «Утесов» по адресу: Краснодарский край, г.-к. Анапа, ул. Маяковского, д. 2, корпус Б, без свидетельства о присвоении средству размещения категории, предусмотренной системой классификации гостиниц и иных средств размещения, противоправными в отношении неопределенного круга потребителей; обязать ООО «Вилла Менеджмент» прекратить противоправные действия и устранить нарушения закона, а именно пройти классификацию объекта туристской индустрии, расположенного по адресу: Краснодарский край, г.-к. Анапа, ул. Маяковского, дом 2, корпус Б; запретить ООО «Вилла Менеджмент», а так же иным лицам эксплуатацию объекта размещения граждан - отеля «Утесов», расположенного по адресу: Краснодарский край, г.-к. Анапа, ул. Маяковского, д. 2, корпус Б, до получения свидетельства о присвоении данному средству размещения категории, предусмотренной системой классификации гостиниц и иных средств размещения; обязать ООО «Вилла Менеджмент» довести в десятидневный срок через средства массовой информации до сведения лиц (потребителей), решение суда.

В судебном заседании представитель истца ТО Роспотребнадзора Краснодарского края в г.-к. Анапа – Васильченко Т.А., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Ответчик ООО «Вилла Менеджмент», надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил, доказательств уважительности причин неявки суду не предоставил, в связи с чем суд рассматривает дело в порядке заочного производства в отсутствие ответчика.

Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - орган государственного надзора) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Уполномоченным органом в области защиты прав потребителей является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, а также по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в целях охраны здоровья населения и среды обитания, а также федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей (п. 1 постановления Правительства РФ от 30.06.2004 N322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»).

Свою деятельность Роспотребнадзор осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы (п. 3 постановления Правительства РФ от 06.04. 2004 г. № 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», п.4 постановления Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»).

На территории Краснодарского края служба представлена Управлением Роспотребнадзора по Краснодарскому краю. Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в городе-курорте Анапа является структурным подразделением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю и осуществляет свою деятельность на территории города-курорта Анапа.

Согласно пункту 7.35 Положения о территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в городе - курорте Анапа, утвержденного Приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю от 17.08.2017 № 182, территориальный отдел вправе обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.

Согласно пункту 7.19 Территориальный отдел предъявляет иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

Согласно пункту 7 части 4 статьи 40 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации имеют право обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.

В соответствии с ч. 1 статьи 46 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.

Как следует из представленных в материалы дела документов 16 марта 2018 года при проведении внеплановых мероприятий по контролю и надзору в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Вилла менеджмент» с целью выполнения приказов руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 17.04.2017 №236 «О проведении внеплановых надзорных мероприятий в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по организации проживания и питания участников и гостей Кубка конфедерации FIFA 2017 года и Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года», изданного в целях реализации поручений Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.Л. Мутко от 06.04.2017 № ВМ-П12-2021, и от 20.10.2017 № 954 «О проведении внеплановых надзорных мероприятий в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, участвующих в подготовке и проведении мероприятий Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года», изданного в целях реализации поручения Правительства Российской Федерации от 20.09.2017 № ВМ-П 12-6274, в соответствии с Распоряжением № 92р-14-2018 от 05.03.2018 заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю, были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о предоставлении гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания в деятельности ответчика, а именно ООО «Вилла Менеджмент» допущено предоставление гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания неопределенному кругу потребителей без свидетельства о присвоении средству размещения соответствующей категории, предусмотренной системой классификации гостиниц и иных средств размещения, утвержденной Министерством культуры Российской Федерации, что является нарушением ч. 1 ст.36 Федерального закона №108-ФЗ от 07.06.2013 «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 5 Постановления Правительства РФ от 09.10.2015 № 1085 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации», о чем в отношении ООО «Вилла Менеджмент» составлен протокол по статье 14.39 КоАП РФ.

Согласно постановлению №172 по делу об административном правонарушении от 11.04.2018 Общество с ограниченной ответственностью «Вилла Менеджмент» за совершение вышеуказанных нарушений было привлечено к административной ответственности и признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 14.39 КоАП РФ, квалифицируемого как нарушение требований законодательства о предоставлении гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания, с назначением наказания в виде предупреждения, в соответствии со ст. 4.1.1 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 36 Федерального закона №108-ФЗ от 07.06.2013 «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2017 года в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, муниципальных образованиях, в которых будут проводиться спортивные соревнования, перечень которых устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в муниципальных образованиях, перечень которых утверждается высшим исполнительным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и на территориях которых расположены средства размещения (в том числе гостиницы) для участников спортивных соревнований, иных лиц, участвующих в мероприятиях, и зрителей, предоставление гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания допускается при наличии - свидетельства о присвоении гостинице или иному средству размещения категории, предусмотренной системой классификации гостиниц и иных средств размещения, в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1996 года №132-ФЗ «Об основных туристской деятельности в Российской Федерации».

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29 декабря 2016 №1092 город-курорт Анапа включен в перечень муниципальных образований Краснодарского края, на территории которых предоставление гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания допускается при наличии свидетельства о присвоении гостинице или иному средству размещения категории, предусмотренной системой классификации гостиниц и иных средств размещения в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

Согласно Порядку классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями (утв. Приказом Министерства культуры РФ от 11 июля 2014 г. N1215), разработанному в соответствии с требованиями Федерального закона от 24 ноября 1996 года X 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» основными целями классификации Объектов туристской индустрии являются:

- предоставление потребителям необходимой и достоверной информации о соответствии Объекта туристской индустрии категории, предусмотренной настоящим Порядком классификации;

- повышение конкурентоспособности туристских услуг и привлекательности Объектов туристской индустрии, направленное на увеличение туристского потока и развитие внутреннего и въездного туризма, за счет укрепления доверия потребителей к оценке соответствия Объектов туристской индустрии.

Отсутствие определенного законодательством подтверждения соответствия качества предоставляемых услуг и обеспечения современных стандартов обслуживания постояльцев и клиентов создает опасность причинения вреда неопределенному кругу лиц, которые могут находиться в данном средстве размещения, а также нарушает принципы государственной политики и правовые основы Российской Федерации, определенные вышеназванным законодательством в области туристской индустрии.

Суд исходит из того, что непринятие ответчиком мер, направленных на прохождение классификации объекта туристской индустрии в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1996 №132-Ф3, может создать угрозу предоставления потребителю некачественных гостиничных услуг.

В соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрете деятельности, создающей такую опасность.

Если причиненный вред является следствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика приостановить, или прекратить соответствующую деятельность.

Статья 1065 ГК РФ находится во взаимосвязи с п. 3 ст. 12 ГК РФ, на основании которых защита гражданских прав может осуществляться путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения в будущем.

Таким образом запрет деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем. является одним из способов защиты гражданских прав.

Суд считает, что действия ООО «Вилла Менеджмент» по предоставлению услуг размещения в отеле «Утесов» по адресу: Краснодарский край, г.-к. Анапа, ул. Маяковского, дом 2, корпус Б, без свидетельства о присвоении средству размещения категории, предусмотренной системой классификации гостиниц и иных средств размещения, производились в отношении неопределенного круга потребителей.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание заявленных требований и предоставленных возражений.

В связи с тем, что доказательств устранения выявленных нарушений ответчиком ООО «Вилла Менеджмент» суду не предоставлено, суд находит заявленные истцом требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, подлежит взысканию с ответчика в доход государства.

Поскольку в силу ст. 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации ТО Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в г.-к. Анапа был освобожден от уплаты государственной пошлины, принимая во внимание то, что исковые требования удовлетворены в полном объеме, с ответчика ООО «Вила Менеджмент» в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковое заявление Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в городе-курорте Анапа к Обществу с ограниченной ответственностью «Вилла Менеджмент» о признании действий в отношении неопределенного круга потребителей противоправными и прекращении этих действий, – удовлетворить.

Признать действия Общества с ограниченной ответственностью «Вилла Менеджмент» по предоставлению услуг по временному размещению граждан в отеле «Утесов» по адресу: Краснодарский край, г.-к. Анапа, ул. Маяковского, д. 2, корпус Б, без свидетельства о присвоении средству размещения категории, предусмотренной системой классификации гостиниц и иных средств размещения, противоправными в отношении неопределенного круга потребителей.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Вилла Менеджмент» прекратить противоправные действия и устранить нарушения закона, а именно пройти классификацию объекта туристской индустрии, расположенного по адресу: Краснодарский край, г.-к. Анапа, ул. Маяковского, дом 2, корпус Б.

Запретить Обществу с ограниченной ответственностью «Вилла Менеджмент», а так же иным лицам эксплуатацию объекта размещения граждан - отеля «Утесов», расположенного по адресу: Краснодарский край, г.-к. Анапа, ул. Маяковского, д. 2, корпус Б, до получения свидетельства о присвоении данному средству размещения категории, предусмотренной системой классификации гостиниц и иных средств размещения.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Вилла Менеджмент» довести в 10-ти дневный срок через средства массовой информации до сведения лиц (потребителей) настоящее решение суда.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Вилла Менеджмент» в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено 21.05.2018 года.