ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1782/2014 от 09.07.2014 Горно-алтайского городского суда (Республика Алтай)

Дело № 2-1782/2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 июля 2014 года г. Горно-Алтайск

Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Зрелкиной Е.Ю.,

при секретаре Охрименко Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Балабан <Г.Т.> о признании незаконным решения Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Алтай,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Алтай от 22 мая 2014 года, мотивируя требования тем, что 22 мая 2014 года было вынесено решение об отказе в осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером на основании того, что размер образуемых в результате раздела земельных участков меньше предельного минимального размера, установленного правилами землепользования и застройки в г. Горно-Алтайске. Заявитель в заявлении указывает, что в соответствии с договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ приобрела в собственность жилой дом с земельным участком. В 2009 году на указанном земельном участке было начато строительство нового жилого дома для дочери заявителя, в 2010 году на жилой дом и земельный участок были получены свидетельства о государственной регистрации права. В июле 2010 года заявителем принято решение о разделе земельного участка на два отдельных участка каждый площадью <данные изъяты> кв.м. для обслуживания двух отдельных жилых домов. 28 марта 2014 года на новый дом получено свидетельство о регистрации права. Однако межевание земельного участка было проведено лишь в 2014 году из-за финансовых трудностей. Заявитель указывает, что фактически земельные участки были образованы до вступления в законную силу Решения Горно-Алтайского городского Совета депутатов от 14.10.2010 года № 27-13 «О внесении изменений в Решение Горно-Алтайского городского Совета депутатов от 15.09.2005 года № 29-3», согласно которому минимальная площадь земельного участка для жилых домов усадебного типа увеличена с 300 до 450 кв.м., поэтому применение указанного решения в данном случае не подлежит.

ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

В судебном заседании представитель заявителя ФИО3 поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления.

Суд, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, исследовав доказательства в их совокупности, считает требования ФИО2 не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.

Согласно пункту 1 статьи 11.9 Земельного кодекса предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

Пунктом 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что при разделении земельного участка на несколько земельных участков, размеры образованных земельных участков не должны превышать предусмотренные градостроительным регламентом максимальные размеры земельных участков и не должны быть меньше предусмотренных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса).

Зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 Градостроительного кодекса).

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) - абзац 1 пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса.

В соответствии с ч. 2 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В силу п. 4 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

Согласно п. 1 ст. 33 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Данная норма корреспондирует с ч. 2 ст. 1 Закона Республики Алтай от 12.11.2003 № 15-8 «Об установлении предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в Республике Алтай», согласно которой минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Решением Горно-Алтайского городского Совета депутатов от 15.09.2005 года № 29-З приняты Правила землепользования и застройки в г. Горно-Алтайске.

Пунктом 20.3 решения Горно-Алтайского городского Совета депутатов от 15.09.2005 года № 29-З (в редакции от 25.04.2013 года) установлены предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для индивидуального жилищного строительства на территории г. Горно-Алтайска, а именно: минимальная площадь земельного участка для жилых домов усадебного типа составляет 450 кв. м (включая площадь застройки), для блокированных жилых домов - 200 кв. м (включая площадь застройки).

Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником земельного участка при жилом доме по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения и обслуживания жилого дома, кадастровый номер , что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 21.07.2010 года.

Согласно Свидетельств о государственной регистрации права от 26.08.2010 года и от 28.03.2014 года на праве собственности заявителю принадлежат жилые дома, расположенные по адресу: <адрес>.

В соответствии с межевым планом площадь двух образуемых участков для обслуживания двух жилых домов составляет 352 кв.м. и 407 кв.м.

ФИО1 было подано в Отдел кадастрового учета Филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> заявление о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 04:11:010327:75, с разрешенным использованием: для размещения и обслуживания жилого дома, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>.

К заявлению были приложены: заявление о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, межевой план от ДД.ММ.ГГГГ.

22 мая 2014 года Отделом кадастрового учета Филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Алтай было принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка на основании п. 2 ч. 3 ст. 27 Федерального закона РФ «О государственном кадастре недвижимости». Данное решение мотивировано тем, что площади земельных участков согласно сведениям, содержащимся в межевом плане, составляют 352 кв.м. и 407 кв.м., что не соответствует установленному предельному минимальному размеру земельного участка.

Поскольку площадь новых образованных земельных участков в результате раздела принадлежащего ФИО1 земельного участка с кадастровым номером составляет менее чем 450 кв.м., что в судебном заседании представителем заявителя не оспаривалось, суд приходит к выводу о законности и обоснованности обжалуемого решения, которое соответствует требованиям действующего законодательства, в связи с чем, считает возможным отказать в удовлетворении требований ФИО1

Ссылка заявителя на то, что решением от 27.07.2010 года земельный участок был разделен на два участка равными площадями по 380 кв.м. каждый, и на тот момент площади участков соответствовали минимальному размеру, не имеет правового значения, поскольку указанное решение не может быть принято во внимание, так как действующим законодательством не предусмотрен подобный порядок принятия решений о разделе земельных участков.

Межевание земельного участка заявителем проведено в мае 2014 года, как усматривается из обжалуемого решения с заявлением в кадастровую палату ФИО1 также обратилась в мае 2014 года.

Таким образом, на момент обращения ФИО1 в государственный орган действовало Решение Горно-Алтайского городского Совета депутатов от 15.09.2005 года № 29-З (в редакции от 25.04.2013 года, с внесенными изменениями Решением Горно-Алтайского городского Совета депутатов от 14.10.2010 года № 27-13 «О внесении изменений в Решение Горно-Алтайского городского Совета депутатов от 15.09.2005 года № 29-3), которым установлены предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для индивидуального жилищного строительства на территории г. Горно-Алтайска, а именно: минимальная площадь земельного участка для жилых домов усадебного типа составляет 450 кв. м (включая площадь застройки), для блокированных жилых домов - 200 кв. м (включая площадь застройки).

Учитывая вышеизложенное, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований ФИО1

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Балабан <Г.Т.> о признании незаконным решения Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Алтай от 22 мая 2014 года об отказе в осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости, образованных путем раздела земельного участка , возложении обязанности на Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Алтай осуществить кадастровый учет объектов недвижимости, образованных путем раздела земельного участка согласно межевому плану от 05 мая 2014 года оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд.

Судья Е.Ю.Зрелкина

Мотивированное решение изготовлено 21 июля 2014 года