ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1783/2014 от 27.05.2014 Ачинского городского суда (Красноярский край)

№ 2- 1783/2014

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 27 мая 2014 года г.Ачинск

 Ачинский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Шиверской А.К.,

 с участием представителя процессуального истца Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю Грищенко Ю.А., действующей на основании доверенности от 07.04.2014 года, выданной сроком на 3 года (л.д.32),

 при секретаре Кирилловой Е.Н.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в г. Ачинске в интересах Маринова ИМ к ООО «ЕвроТур» о защите прав потребителя, расторжении предварительного договора, взыскании денежных средств, неустойки, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

 Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в г. Ачинске (далее по тексту Территориальный отдел Роспотребнадзора по Красноярскому краю) в интересах Маринова И.М. обратился в суд с исковым заявлением к ООО «ЕвроТур» (далее по тексту ООО «ЕвроТур») о защите прав потребителя, о расторжении предварительного договора № от 10 декабря 2013 г., заключенного между ООО «ЕвроТур» и Мариновым И.М., о взыскании денежных средств за оплаченный тур в размере 182000 руб., неустойки в размере 163800 рублей, компенсации морального вреда в сумме 10000 рублей, штрафа, требования мотивируя тем, что между ООО «ЕвроТур» и Мариновым И.М. 10 декабря 2013 г. был заключен предварительный договор № от 10 декабря 2013 года. По настоящему договору Маринов И.М. намеревался приобрести туристический пакет «Вьетнам Ня Чанг с 23 марта 2014 года пор 05 апреля 2014 года» 2 взрослых + 2 ребенка (Маринов И.М., Маринова Г.Н., ФИО4, ФИО5). Агент ООО «ЕвроТур» обязался провести работы по получению подтверждения в организации заявленного тура. В соответствии с договором бронирование осуществлялось через туроператора «Coral Travel». Оплата туристического продукта была осуществлена Мариновым И.М. в сумме 182000 рублей, что подтверждается квитанциями № от 27 декабря 2013 года на сумму 100000 рублей, № от 02 марта 2014 года на сумму 82 000 рублей и квитанциями к приходным кассовым ордерам № от 27 декабря 2013 года, № от 02 марта 2014 года. Ответчиком до даты предполагаемой поездки не были предприняты меры по заключению основного договора о реализации туристского продукта с Мариновым И.М., пакет документов по туристскому продукту ни 22 марта 2014 года, ни 23 марта 2014 года ему предоставлен не был, поездка не состоялась по вине ответчика. Обратившись в службу поддержки компании туроператора «Coral Travel» истец выяснил, что по номеру его заграничного паспорта никто не бронировал тур на дату, обозначенную в предварительном договоре. Маринов И.М. обратился к ответчику с претензией о возврате денежных средств за оплаченный, но не предоставленный тур в размере 182 000 рублей, а также компенсации морального вреда. Претензия была получена ответчиком, однако требования истца до настоящего времени не удовлетворены. В связи с чем, размер неустойки с 23 марта 2014 года за нарушение сроков оказания услуги составил 163800 рублей. Поскольку ответчик отказывается в добровольном порядке исполнить требования потребителя, истцы вынуждены обратиться в суд с данным исковым заявлением (л.д.2-6).

 В судебном заседании представитель истца Территориальный отдел Роспотребнадзора по Красноярскому краю Грищенко Ю.А. исковые требования в поддержала в полном объеме по аналогичным основаниям, дополнительно пояснила, что в ходе проверки, проводимой МО МВД России «Ачинский» по заявлению Маринова И.М. ответчиком каких-либо доказательств, подтверждающих перевод денежных средств в адрес туроператора «Корал тревел» представлено не было.

 Истец Маринов И.М., будучи надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился (л.д.55, л.д. 64), представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д.49).

 Представитель ответчика ООО «ЕвроТур», будучи извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания, посредством направления судебного извещения (л.д.53), а также телефонограммой (л.д. 69), в судебное заседание не явился, возражений не представил.

 Третье лицо Маринова Г.Н., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО1 и ФИО2, будучи надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась (л.д.65), представила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д.50).

 Третье лицо представитель ООО «Coral Travel», будучи надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела (л.д.53), в судебное заседание не явился, согласно письменным пояснениям Павлова Д.В., действующего на основании доверенности № от 10 января 2014 года (л.д.60), ООО «Корал тревел» стороной предварительного договора № от 10 декабря 2013 года, заключенного между ООО «ЕвроТур» и Мариновым И.М., не являлось, оплаты ни от истца, ни от ответчика не получало. ООО «Корал тревел» не подтверждало, не формировало туристский продукт с характеристиками, согласованными между истцом и ответчиком в договоре от 10 декабря 2013 года, не получало заявок на такой тур для истца от указанной компании, и соответственно не выдавало сопроводительных документов туристского продукта в подтверждение своих обязательств. Таким образом, в соответствии со ст.ст. 1,9,10, 10.1 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» Общество не выступало туроператором приобретенного Истцом тура и не может нести ответственность за действия третьего лица. Просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя ООО «Корал тревел» (л.д.57-59).

 Представитель третьего лица ООО «Страховая компания «Согласие», извещенный о дате, месте и времени судебного заседания надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении заказного письма (л.д. 63), в суд не явился, заявлений и ходатайств не представил.

 Выслушав представителя процессуального истца, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

 Правовое регулирование отношений, связанных с предоставлением туристских услуг, осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в редакции от 03.05.2012 года), Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), Правилами оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2007 N 452 (далее - Правила), а также иными нормативными правовыми актами.

 Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при рассмотрении гражданских дел судам следует учитывать, что отношения, одной из сторон которых выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой - организация либо индивидуальный предприниматель (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являются отношениями, регулируемыми Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей, либо Закон), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 Согласно статье 10.1 Федерального закона "Об основах туристической деятельности в Российской Федерации" настоящая статья применяется к отношениям, возникающим между туристом и (или) иным заказчиком и турагентом, от своего имени реализующим туристский продукт, сформированный туроператором, по договору о реализации туристского продукта. К данным отношениям применяются положения статьи 10 указанного Федерального закона, если иное не установлено настоящей статьей. При реализации турагентом туристского продукта от своего имени в договоре с туристом и (или) заказчиком должно содержаться указание на туроператора, сформировавшего туристский продукт.

 В соответствии со ст. 10 ФЗ «Об основах туристической деятельности», реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Указанный договор должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству о защите прав потребителей.

 В соответствии с п. 2. Правил оказания услуг по реализации туристического продукта утв. Постановлением Правительства РФ от 18.07.2007 года (в ред. от 23.03.2013 года) под потребителем понимаются заказчик туристского продукта, имеющий намерение заказать или заказывающий и использующий туристский продукт исключительно для личных, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

 Под исполнителем понимаются туроператор, который заключает с потребителем договор о реализации туристского продукта или от имени которого заключается этот договор, а также турагент, действующий на основании договора с сформировавшим туристский продукт туроператором и заключающий с потребителем договор о реализации туристского продукта от своего имени, но по поручению и за счет туроператора в соответствии с Федеральным законом "Об основах туристской деятельности Российской Федерации" и Гражданским кодексом Российской Федерации.

 Кроме того, согласно п. 19 Правил оказания услуг по реализации туристического продукта утв. Постановлением Правительства РФ от 18.07.2007 года (в ред. от 23.03.2013 года), исполнитель обязан не позднее 24 часов до начала путешествия передать потребителю оригинал договора о реализации туристского продукта, документы, удостоверяющие право потребителя на услуги, входящие в туристский продукт (ваучер, билет и другие), а также иные документы, необходимые потребителю для совершения путешествия. Предоставление потребителю указанных документов в более поздние сроки возможно лишь при наличии согласия потребителя.

 В силу п. 22 Правил оказания услуг по реализации туристического продукта утв. Постановлением Правительства РФ от 18.07.2007 года исполнитель в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" несет ответственность за нарушение сроков оказания услуг и иных условий договора о реализации туристского продукта.

 Исходя из абз. 5 ст. 6 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", турист имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 Как установлено по делу, ООО «ЕвроТур» 23 сентября 2005 года было поставлено на учет в налоговом органе. Основным видом его экономической деятельности является организация комплексного туристического обслуживания. В настоящее время ООО «ЕвроТур» является действующим юридическим лицом. Указанные обстоятельства подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д.34-41).

 10 декабря 2013 года между ООО «ЕвроТур» в лице генерального директора Батищевой О.Н. и Мариновым И.М. был заключен предварительный договор № о подготовке и заключении в последующем договора поручения по приобретению туристического пакета, в соответствии с условиями которого, ООО «ЕвроТур» обязался провести работы по получению подтверждения в организации заявленного тура. Бронирование осуществляется через туроператора «Корал тревел». В соответствии с п. 1.7 Договора Маринов И.М. обязался внести аванс в размере 30% от стоимости туристического обслуживания, что составляет 100000 руб. На момент 100 % доплаты стоимость тура пересчитывается на день доплаты по заявленному курсу туроператора до 14:00 (местного времени), после 14:00 (местного времени) пересчитывается на следующий день оплаты. Также Маринов И.М. обязался оплатить тур полностью в течение 3-5 дней после подтверждения (пункт 1.8 Предварительного договора №1281/2173) (л.д.8).

 Предоплата по договору № от 10 декабря 2013 года была произведена Мариновым И.М. 27 декабря 213 года в сумме 100000 рублей, доплата по указанному договору произведена Мариновым И.М. в сумме 82000 рублей 02 марта 2014 года, что подтверждается квитанциями от 27 марта 2013 года № и от 02 марта 2014 года №, а также квитанциями к приходному кассовому ордеру № и № (л.д.9).

 Таким образом, оплата туристического продукта была осуществлена истцом Мариновым И.М. в полном объеме сумме 182000 рублей.

 В соответствии с пунктом 1.3 предварительного договора № от 10 декабря 2013 года ООО «ЕвроТур» по заявке Маринова И.М. обязалось провести работы по получению подтверждения в организации тура

 Однако, несмотря на то, что туристский продукт был истцом Мариновым И.М. оплачен в ООО «ЕвроТур» своевременно и в полном объеме, обязательства, принятые на себя по предварительному договору от 10 декабря 2013 года, по проведению работы по получению подтверждения в организации тура, ООО «ЕвроТур» не выполнило в результате чего, тур не состоялся.

 Из письменных пояснений представителя ООО «Корал тревел» следует, что ООО «Корал тревел» не подтверждало, не формировало туристский продукт с характеристиками, согласованными между истцом и ответчиком в договоре от 10 декабря 2013 года, не получало заявок на такой тур для истца от ООО «ЕвроТур», и соответственно не выдавало сопроводительных документов туристского продукта в подтверждение своих обязательств.

 Указанные обстоятельства также подтверждаются результатами проверки, проведенной ОЭБ и ПК МО Межмуниципального отдела МВД России "Ачинский", в отношении Батищевой О.Н., которым установлено, что аннуляция тура на имя Маринова И.М. произошла из-за неоплаты в установленный срок забронированной заявки со штрафными санкциями для ООО «ЕвроТур» в размере 30 у.е (л.д.71-73). Из пояснений представителя процессуального истца также следует, что в ходе проверки ответчиком каких-либо доказательств, подтверждающих перевод денежных средств в адрес туроператора «Корал тревел» представлено не было.

 В соответствии со ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

 Учитывая, что ООО «ЕвроТур» не исполнило надлежащим образом свои обязательства перед истцом, предварительный договор № от 10 декабря 2013 подлежит расторжению, денежная сумма 182000 рублей подлежит взысканию с ответчика ООО ЕвроТур» в пользу истца Маринова И.М.

 В соответствии с п. 22 Правил оказания услуг по реализации туристического продукта утв. Постановлением Правительства РФ от 18.07.2007 года (в ред. от 23.03.2013 года) исполнитель в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" несет ответственность за нарушение сроков оказания услуг и иных условий договора о реализации туристского продукта.

 Последствия нарушения исполнителем сроков оказания услуг, а также сроков устранения недостатков таких услуг и сроки удовлетворения отдельных требований потребителя определяются в соответствии со ст. 28,30 и 31 Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей".

 Так в соответствии со ст. 28 Закона РФ "О защите прав потребителей", если исполнитель нарушил сроки выполнения работы (оказания услуги) - сроки начала и (или) окончания выполнения работы (оказания услуги) и (или) промежуточные сроки выполнения работы (оказания услуги) или во время выполнения работы (оказания услуги) стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель по своему выбору вправе назначить исполнителю новый срок; поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов; потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги);отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги). Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков выполнения работы (оказания услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

 В случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).

 Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги).

 Размер неустойки (пени) определяется, исходя из цены выполнения работы (оказания услуги), а если указанная цена не определена, исходя из общей цены заказа, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено исполнителем в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование потребителя добровольно удовлетворено не было.

 Как следует из материалов дела, истцом Мариновым И.М. в адрес ООО «ЕвроТур» 28 марта 2014 года была направлена претензия с требованием о расторжении предварительного договора о реализации туристского продукта № от 10 декабря 2013 года, о возврате уплаченной по договору суммы в размере 182000 руб. (л.д. 10, л.д.11). Претензия была получена директором ООО «Евротур» Батищевой О.Н. 31 марта 2014 года (л.д.11 оборот, л.д. 12), однако ответ на претензию не последовал.

 Истцы просят взыскать с ответчика ООО «ЕвроТур» неустойку в размере 163 800 рублей за 30 дней, начиная с 23 марта 2014 года. Заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме, с ответчика ООО «ЕвроТур» в пользу истца Маринова И.М. подлежит взысканию неустойка, исходя из следующего расчета: 182000 х 3% х 30 дн. (период с 23 марта 2014 года) = 163 800 рублей.

 Также истцами заявлены требования о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей в пользу Маринова И.М. с ответчика ООО «ЕвроТур».

 В силу ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителя», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

 В соответствии с п. 2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

 При определении размера морального вреда суд исходит из степени вины ответчика, конкретных обстоятельств дела. Учитывая, что компенсация морального вреда является средством возмещения причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, суд исходя из фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, характера нравственных страданий истца, а также требования разумности и справедливости, считает требования истцов в данной части обоснованными, и полагает необходимым взыскать в пользу Маринова И.М. с ответчика ООО «ЕвроТур» в качестве компенсации морального вреда 10 000 рублей.

 В силу п. 6 ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей", при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам.

 Указанная мера ответственности в виде штрафа в каждом случае при удовлетворении судом требований потребителя подлежит взысканию с ответчика независимо от того, заявлялось ли такое требование.

 Следовательно, размер суммы штрафа, подлежащий взысканию с ответчика ООО «ЕвроТур» в пользу истца Маринова И.М. составляет 177 900 рублей, из расчета (182000 руб.+ 163800 руб. + 10000 руб.) х 50%.

 Таким образом, общая сумма, подлежащая взысканию с ответчика ООО «ЕвроТур» в пользу истца Маринова И.М., составила 533700 руб. (182000 руб.+ 163800 руб. + 10000 руб.+ 177900 руб.)

 В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой освобожден истец, подлежит взысканию с ответчика в доход соответствующего бюджета в размере 6658 рублей, исходя из цены иска 345 800 рублей + 200 рублей за рассмотрение спора, в части морального вреда, всего 6858 рублей.

 Руководствуясь ст.ст.194-199, 233-235 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

 Исковые требования удовлетворить.

 Расторгнуть предварительный договор № от 10 декабря 2013 года, заключенный между Мариновым ИМ и ООО «ЕвроТур».

 Взыскать с ООО «ЕвроТур» в пользу Маринова ИМ денежные средства, уплаченные по предварительному договору от 10 декабря 2013 года, в сумме 182000 рублей, неустойку в сумме 163800 рублей, компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей, штраф за неисполнение в добровольном порядке требований потребителя в сумме 177900 рублей, а всего 533700 (пятьсот тридцать три тысячи семьсот) рублей.

 Взыскать с ООО «ЕвроТур» в доход муниципального образования город Ачинск государственную пошлину 6858 (шесть тысяч восемьсот пятьдесят восемь) рублей.

 Заявление об отмене заочного решения может быть подано в Ачинский городской суд в течение 7 дней со дня вручения копии этого решения.

 Заочное решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца в апелляционном порядке через Ачинский городской суд по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья: А.К. Шиверская