Дело № 2-204/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 февраля 2014 года с. Долгодеревенское
Сосновский районный суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Гладких Е.В.
при секретаре Попилиной Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Лесина С.В., Лесиной Е.А. к администрации Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района, администрации Сосновского муниципального района Челябинской области об оспаривании постановления и распоряжений
У С Т А Н О В И Л:
Лесин С.В., Лесина Е.А. обратились в суд с иском к администрации Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района, администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, в котором с учетом уточнений просили:
признать незаконным и отменить постановление № администрации Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от ДАТА об исключении молодой семьи Лесиных С.В., Е.А., Арт.С. и Арс.С. из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
обязать администрацию Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области устранить допущенное нарушение и восстановить молодую семью в составе Лесина С.В., ДАТА года рождения, Лесиной Е.А., ДАТА года рождения, Лесина Арт.С. ДАТА года рождения и Лесина Арс.С., ДАТА года рождения на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий;
признать незаконным и отменить распоряжение № администрации Сосновского муниципального района Челябинской области от ДАТА в части исключения из списка - претендентов на получение социальных выплат в ДАТА в рамках реализации подпрограммы "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» областной целевой программы «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Челябинской области на 2011-2015 годы по Сосновскому муниципальному району молодой семьи Лесиных С.В., Е.А., Арт.С. и Арс.С.;
обязать администрацию Сосновского муниципального района Челябинской области устранить допущенное нарушение и восстановить молодую семью в составе Лесина С.В., ДАТА года рождения, Лесиной Е.А. ДАТА года рождения, Лесина Арт.С., ДАТА года рождения и Лесина Арс.С., ДАТА года рождения в списке -претендентов на получение социальных выплат в рамках реализации подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» областной целевой программы «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Челябинской области на 2011-2015 годы по Сосновскому муниципальному району с учетом очередности на день исключения из списков 2013 года;
признать незаконным и отменить распоряжение № от ДАТА администрации Сосновского муниципального района Челябинской области в части исключения из состава участниц подпрограммы «Оказание молодым семьям государственное поддержки для улучшения жилищных условий» районной целевой программы реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Сосновском муниципальном районе на 2011-2015 годы по Сосновскому муниципальному району молодую семью Лесиных С.В., Е.А., Арт.С. и Арс.С.;
обязать администрацию Сосновского муниципального района Челябинской области устранить допущенное нарушение и восстановить молодую семью в составе Лесина С.В., ДАТА года рождения, Лесиной Е.А., ДАТА года рождения, Лесина Арт.С., ДАТА года рождения и Лесина Арс.С. ДАТА года рождения в состав участниц подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» районной целевой программы реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Сосновском муниципальном районе на 2011-2015 годы по Сосновскому муниципальному району;
признать за молодой семьей в составе Лесина С.В., ДАТА года рождения, Лесиной Е.А., ДАТА года рождения, Лесина Арт.С., ДАТА года рождения, и Лесина Арс.С., ДАТА года рождения право на получение социальных выплат в рамках реализации подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» районной целевой программы реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Сосновском муниципальном районе на 2011-2015 годы по Сосновскому муниципальному району;
обязать администрацию Сосновского муниципального района Челябинской области в срок не позднее 60 дней со дня вступления решения суда в законную силу выдать истцам свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, установленного образца в рамках реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Сосновском муниципальном районе на 2011-2015 годы по Сосновскому муниципальному району.
В качестве основания иска указано, что ДАТА решением Сосновского районного суда Челябинской области молода семья истцов включена в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молоды семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
ДАТА администрацией Сосновского муниципального района Челябинской области истцам направлено уведомление о том, что в виду прекращения вышеуказанной подпрограммы с ДАТА и в связи с вступлением в силу новой подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 им предложено было принять в ней участие. В связи с чем, истцами было подано соответствующее заявление с приложением необходимых документов.
ДАТА постановлением № главы Полетаевского сельского поселения Лесин С.В. и члены его семьи: жена - Лесина Е.А.. сын - Лесин А.С. признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» районной целевой программы реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Сосновском муниципальном районе на 2011-2015 годы.
ДАТА истцы обратились к главе Сосновского Муниципального район Челябинской области с заявлением на включение их семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. В связи с чем, отделом субсидирования архитектуры строительства администрации Сосновского муниципального района ДАТА вынесено положительное заключение о возможности участия семьи истцов в указанной подпрограмме.
ДАТА администрацией Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области издано постановление № «О признании утратившим силу в улучшении жилищных условий», которым в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 4 ФЗ № 112 от 07 июля 2003 года «О личном подсобном хозяйстве в связи предоставлением земельного участка молодая семья Лесиных была исключена их из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
ДАТА администрацией Сосновского муниципального района Челябинской области вынесено распоряжение № «О внесении изменений в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2013 году, которым семья истцов исключена из списка -претендентов на получение социальных выплат в 2013 году в рамках реализации подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» областной целевой программы «Доступное и комфортное жилы гражданам России» в Челябинской области на 2011-2015 годы по Сосновском муниципальному району.
ДАТА администрацией Сосновского муниципального района Челябинске области вынесено распоряжение № «Об исключении из состава участнике подпрограммы», на основании которого семья истцов была исключена из состава участников подпрограммы.
Истцы считают указанные акты ответчиков незаконными и необоснованными г следующим причинам.
Согласно пунктам "ж" и "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы, включающая в себя подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» (далее - Подпрограмма).
Решением № от ДАТА собрания депутатов Сосновского муниципального района утверждена районная целевая программа реализации национального проекта: «Доступное комфортное жилье - гражданам России» в Сосновском муниципальном районе на 2011-2015 годы.
Согласно п. 44 Подпрограммы социальная выплата может быть использована распорядителем средств на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.
Пункт 51 Подпрограммы предусматривает, что перечисление указанных средств является основанием для исключения органом местного самоуправления молодой семьи - участницы подпрограммы из списков участников подпрограммы.
В силу п. 23 указанной подпрограммы реализация гражданами ранее права на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты за счет средств федерального, областного и местного бюджетов и является основанием для отказа данным гражданами в признании членами молодой семьи, нуждающейся в жилом помещении.
Основанием для признания молодой семьи Лесиных участницей подпрограмм «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2011-20 годы явилось признание их семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий согласно постановления № от ДАТА и решения Сосновского районного суда от ДАТА.
Однако в момент, когда подошла очередь истцов получать социальную выплату, им сообщили, что они исключены из всех списков.
Как следует из представленных ответчиками документов и показаний представителя ответчика в судебном заседании, причиной снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях и исключения семьи истцов из состава претендентов-участников в указанной подпрограмм является тот факт, что ранее семье истцов был предоставлен земельный участок для строительства жилого дома.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право получение жилого помещения по договору социального найма.
Нуждаемость в улучшении жилищных условий, установленная в отношении семьи истца на основании п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ на день снятия ее с учета не отпала, предоставление земельного участка в собственность для ведения личного подсобного хозяйства на общих основаниях одному из истцов не может рассматриваться как улучшение жилищных условий.
Факт предоставления земельного участка Лесиной Е.А. является дополнительной мерой социальной поддержки, которая не лишает семью истцов права на получение государственной социальной выплаты на улучшение жилищных условий путем выдачи соответствующего свидетельства.
С получением земельного участка жилищные условия семьи истцов не изменились, семья не реализовала свое право на улучшение жилищных условий, поскольку проживать на данном земельном участке не возможно. Кроме того, подпрограмма (п. 18) не содержит такого основания для отказа, как получение дополнительной меры поддержки семьи за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
К тому же на момент признания молодой семьи Лесиных участницей новой подпрограммы ДАТА указанные условия имели место, земельный участок в собственность Лесиной Е. уже был предоставлен.
Перечень оснований, установленный ст. 56 ЖК РФ, когда граждане подлежат снятию с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Лесина Е.А. получила земельный участок с целевым назначением для веления личного подсобного хозяйства, а не для строительства жилого дома, предоставленный на общих основаниях, независимо от участия в программе обеспечения жильем молодых семей. Следует особо отметить, что предоставление Лесиной Е.А. земельного участка не являлось мерой социальной поддержки и состоялось ДАТА.
Социальную выплату, предусмотренную вышеуказанной программой, семья истцов вправе использовать на строительство жилого дома. Осуществление строительства жилого дома без получения земельного участка невозможно, что следует из норм Градостроительного кодекса РФ и ст. 222 ГК РФ, в противном случае постройка будет самовольной. При отсутствии земельного участка получение молодой семьей социальной выплаты для строительства жилого дома окажется невозможным
Таким образом, правовых оснований для исключения семьи Лесиных из списка молоды семей - претендентов на получение социальных выплат не имелось. На предоставленном земельном участке как такового объекта недвижимости индивидуального жилого дома, принадлежащего на праве собственности Лесиным не имеете; на эти цели социальные выплаты от соответствующих федеральных органов исполнительно власти местного самоуправления им ранее не предоставлялись. При таких обстоятельствах, снятие молодой семьи Лесиных из списка лиц преждевременно и незаконно. О вынесении оспариваемых постановлений истцам стало известно только в суде после подачи иска.
Истцы Лесина Е.А., Лесин С.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще.
Представитель истцов, действующая на основании ордера, в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала, пояснила, что в связи с предоставлением земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, жилищные условия семьи не улучшились, оснований для снятия семьи с учета не имелось.
Представитель ответчика администрации Сосновского муниципального района Челябинской области Сторожева в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве. Пояснила, что семья истцов была исключена из списка - претендентов на получение социальных выплат и из состава участниц подпрограммы в связи с изданием распоряжения администрации Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от ДАТА об исключении семьи Лесиных из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Считает, что указанное распоряжение законное, поскольку Лесиной предоставлен земельный участок, который может быть использован под строительство жилого дома. Согласно акту обследования администрации на земельном участке в АДРЕС, расположен объект капитального строительства в виде жилого дома.
Представитель ответчика администрации Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель третьего лица Министерства социальных отношений Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще.
Суд, выслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы, включающая в себя подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» (далее - Подпрограмма).
Решением № от ДАТА собрания депутатов Сосновского муниципального района утверждена районная целевая программа реализации национального проекта: «Доступное комфортное жилье - гражданам России» в Сосновском муниципальном районе на 2011-2015 годы, разработанная в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» и направленная на продолжение подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» районной целевой программы реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» (л.д. 53-72).
Согласно п. 23 Подпрограммы в целях настоящей подпрограммы под нуждающимися в жилых помещениях признаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДАТА, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после ДАТА по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Отказ в признании молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях для участия в подпрограмме допускается в случае, если:
не представлены в полном объеме документы, предусмотренные п. 17 настоящей подпрограммы;
представлены документы, не подтверждающие право молодой семьи состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях для участия в подпрограмме;
молодая семья в течение последних пяти лет совершила действия по ухудшению жилищных условий, в результате чего не может быть признана нуждающейся в жилых помещениях для участия в подпрограмме (кроме случаев переезда на постоянное место жительства в связи с изменением семейного положения) (п.19).
В соответствии с п.29 Подпрограммы основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей Подпрограммы являются:
несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 25 настоящей Подпрограммы;непредоставление или предоставление не в полном объеме документов, указанных в п.26 или 26 (1) настоящей Подпрограммы;
недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
- ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или формы государственной поддержки за счет средств федерального, областного или местного бюджетов.
Суд установил, что на основании вступившего в законную силу решения Сосновского районного суда Челябинской области от ДАТА семья Лесиных в составе Лесиной Е.А., Лесина А.С., Лесина А.С. была включена в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (л.д. 22-23).
ДАТА у Лесиных С.В. и Е.А. родился второй ребенок - Лесин Арс.С. (л.д. 13 – свидетельство о рождении).
Постановлением администрации Сосновского муниципального района Челябинской области от ДАТА № Лесиной Е.А. предоставлен в собственность земельный участок из категории «земли населенных пунктов» по АДРЕС, для ведения личного подсобного хозяйства с кадастровым № в границах указанных в кадастровом паспорте участка, общей площадью 1554 кв.м. из них 1000 кв.м. - бесплатно, за плату - 554 кв.м. (л.д.83-84).
Указанное постановление было вынесено в соответствии со ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 10. ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», п. 6 ст. 13 Закона Челябинской области «О земельных отношениях» от 28 августа 2003 года № 171-ЗО, Федерального закона от 07 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», постановления Сосновского районного Совета депутатов от 26 марта 2003 года № 229 «Об утверждении предельных размером земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Сосновского района».
На основании данного постановления Лесина Е.А. заключила договор № продажи земельного участка ДАТА по АДРЕС для ведения личного подсобного хозяйства. Договор зарегистрирован ДАТА.
В связи с прекращением действия с ДАТА указанной подпрограммы ДАТА семья Лесиных обратилась в администрацию Сосновского муниципального района Челябинской области с заявлением о включении в состав участников новой подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года (л.д.36-37).
ДАТА постановлением № главы Полетаевского сельского поселения Лесин С.В. и члены его семьи: жена - Лесина Е.А.. сын - Лесин А.С. признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» районной целевой программы реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Сосновском муниципальном районе на 2011-2015 годы (далее - Подпрограмма) (л.д.85).
ДАТА истцы обратились к главе Сосновского Муниципального район Челябинской области с заявлением на включение их семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы (л.д.36-37).
ДАТА отделом субсидирования архитектуры строительства администрации Сосновского муниципального района утверждено положительное заключение о возможности участия семьи истцов в Подпрограмме (л.д.41-43).
ДАТА администрацией Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области издано постановление № «О признании утратившим силу в улучшении жилищных условий», которым в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 4 ФЗ № 112 от 07 июля 2003 года «О личном подсобном хозяйстве в связи предоставлением земельного участка молодая семья Лесиных была исключена их из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.46).
ДАТА администрацией Сосновского муниципального района Челябинской области вынесено распоряжение № «О внесении изменений в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2013 году, которым семья истцов исключена из списка -претендентов на получение социальных выплат в 2013 году в рамках реализации подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» областной целевой программы «Доступное и комфортное жилы гражданам России» в Челябинской области на 2011-2015 годы по Сосновском муниципальному району (л.д.47-48).
ДАТА администрацией Сосновского муниципального района Челябинске области вынесено распоряжение № «Об исключении из состава участнике подпрограммы», на основании которого семья истцов была исключена из состава участников подпрограммы (л.д.51-52).
Согласно ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
В силу ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
(в ред. Федерального закона от 05.06.2012 N 55-ФЗ)
6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Вышеуказанный перечень оснований для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
В связи с получением в собственность Лесиной Е.А. земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства жилищные условия семьи Лесиных не изменились, не улучшились, основания, предусмотренные ст. 56 ЖК РФ, для снятия с учета не наступили, семья Лесиных сохранила право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
То обстоятельство, что земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства в силу Федерального закона от 07 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» может быть использован для возведения жилого дома, на что ссылается представитель администрации Сосновского муниципального района в своем отзыве на иск, об улучшении жилищных условий семьи не свидетельствует.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДАТА на земельном участке по АДРЕС, не зарегистрирован.
Представленный в суд акт обследования земельного участка администрации Сосновского муниципального района допустимым доказательством наличия в собственности семьи Лесиных жилого дома и улучшения их жилищных условий семьи не является. Установить, что изображенный на фотографии жилой дом находится в границах участка, указанного в кадастровом паспорте участка с кадастровым № площадью 1554 кв.м., не предоставляется возможным.
Согласно акту от ДАТА, заверенному администрацией Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области и соседями, семья Лесиных в составе Лесина С.В., Лесиной Е.А., Лесина Арт.С. и Лесина Арс.С. фактически проживает по АДРЕС.
Кроме того, на момент вынесения оспариваемых постановления администрации Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от ДАТА, распоряжений администрации Сосновского муниципального района Челябинской области № от ДАТА и № от ДАТА, Лесиной Е.А. уже был предоставлен земельный участок в собственность на основании постановления администрации Сосновского муниципального района Челябинской области от ДАТА №, о чем администрация Сосновского муниципального района Челябинской области не могла не знать.
В силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Как видно из материалов дела, доказательств наличия законных оснований для исключении молодой семьи Лесиных из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ответчиками не представлено.
Таким образом, постановление № администрации Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от ДАТА об исключении молодой семьи Лесиных из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вынесено незаконно и подлежит отмене, а на администрацию Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области следует возложить обязанность по восстановлению молодой семьи Лесиных на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно ч. 1 ст. 257 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Учитывая, что оспариваемые распоряжения администрации Сосновского муниципального района Челябинской области № от ДАТА и № от ДАТА вынесены на основании вышеуказанного незаконного распоряжения администрации Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, распоряжения администрации Сосновского муниципального района Челябинской области № от ДАТА, в части исключения из списка - претендентов на получение социальных выплат в 2013 году в рамках реализации Подпрограммы молодой семьи Лесиных, и № от ДАТА, в части исключения из состава участниц Подпрограммы молодой семьи Лесиных, - также являются незаконными и подлежат отмене, а на администрацию Сосновского муниципального района Челябинской области необходимо возложить обязанность восстановить молодую семью Лесиных в списке - претендентов на получение социальных выплат в рамках реализации Подпрограммы с учетом очередности на день исключения из списков ДАТА и восстановить молодую семью в состав участниц указанной Подпрограммы.
Указание в резолютивной части решения на признание за молодой семьей Лесиных права на получение социальных выплат в рамках реализации Подпрограммы не требуется, поскольку нарушенные права истцов восстановлены путем включения семьи Лесиных в список - претендентов на получение социальных выплат и в состав участниц Подпрограммы осуществляется.
Требования истцов об обязании администрации Сосновского муниципального района Челябинской области в срок не позднее 60 дней со дня вступления решения суда в законную силу выдать истцам свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома являются преждевременным, поскольку в выдаче указанного свидетельства администрация Сосновского муниципального района Челябинской области не отказывала, с момента включения молодой семьи в состав участников Подпрограммы и до принятия органом местного самоуправления решения о выдаче (об отказе в выдаче) им свидетельства о праве на получение социальной выплаты, должна пройти определенная процедура.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить исковое заявление Лесина С.В. и Лесиной Е.А. к администрации Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района, администрации Сосновского муниципального района Челябинской области.
Признать незаконным и отменить постановление № администрации Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от ДАТА об исключении молодой семьи Лесиных С.В., Е.А., Арт.С. и Арс.С. из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Обязать администрацию Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области восстановить молодую семью в составе Лесина С.В., ДАТА года рождения, Лесиной Е.А., ДАТА года рождения, Лесина Арт.С. ДАТА года рождения и Лесина Арс.С., ДАТА года рождения на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Признать незаконным и отменить распоряжение № администрации Сосновского муниципального района Челябинской области от ДАТА в части исключения из списка - претендентов на получение социальных выплат в 2013 году в рамках реализации подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» областной целевой программы «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Челябинской области на 2011-2015 годы по Сосновскому муниципальному району молодой семьи Лесиных С.В., Е.А., Арт.С. и Арс.С..
Обязать администрацию Сосновского муниципального района Челябинской области восстановить молодую семью в составе Лесина С.В., ДАТА года рождения, Лесиной Е.А. ДАТА года рождения, Лесина Арт.С., ДАТА года рождения и Лесина Арс.С., ДАТА года рождения в списке - претендентов на получение социальных выплат в рамках реализации подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» областной целевой программы «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Челябинской области на 2011-2015 годы по Сосновскому муниципальному району с учетом очередности на день исключения из списков ДАТА.
Признать незаконным и отменить распоряжение № от ДАТА администрации Сосновского муниципального района Челябинской области в части исключения из состава участниц подпрограммы «Оказание молодым семьям государственное поддержки для улучшения жилищных условий» районной целевой программы реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Сосновском муниципальном районе на 2011-2015 годы по Сосновскому муниципальному району молодую семью Лесиных С.В., Е.А., Арт.С. и Арс.С..
Обязать администрацию Сосновского муниципального района Челябинской области восстановить молодую семью в составе Лесина С.В., ДАТА года рождения, Лесиной Е.А., ДАТА года рождения, Лесина Арт.С., ДАТА года рождения и Лесина Арс.С. ДАТА года рождения в состав участниц подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» районной целевой программы реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Сосновском муниципальном районе на 2011-2015 годы по Сосновскому муниципальному району.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Челябинский областной суд через Сосновский районный суд Челябинской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: