дело № 2-1784/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Севастополь |
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего – судьи Прохорчук О.В.
секретарь судебного заседания – Шинкаренко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Двадцать первому арбитражному апелляционному суду о признании права собственности,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Двадцать первому арбитражному апелляционному суду о прекращении права собственности Российской Федерации на двухкомнатную квартиру площадью 62,6 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>: прекращении права оперативного управления Двадцать первого арбитражного апелляционного суда на указанную квартиру; признании за истцом права собственности на двухкомнатную квартиру площадью 62,6 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.
Истец в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представитель Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя направил письменные пояснения по делу, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Двадцать первый арбитражный апелляционный суд также просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
С учетом изложенного, в соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска, исходя из следующего.
Судом установлено, что ФИО1 Указом Президента Российской Федерации № 786 от 19 декабря 2014 года назначен на должность судьи Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, где работает по настоящее время.
Решением жилищной комиссии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда № 2 от 18.02.2015 истец поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения.
Решением жилищной комиссии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда № 13 от 26.02.2016 истцу предоставлено жилое помещение - двухкомнатная квартира № № площадью 62,6 кв.м, расположенная по адресу: <адрес> как нуждающемуся в улучшении жилищных условий.
Указанная квартира по государственному контракту № 40/15 от 03.12.2015 на основании результатов размещения государственного заказа путем проведения открытого аукциона приобретена Двадцать первым арбитражным апелляционным судом, зарегистрирована на праве собственности за Российской Федерацией и передана в оперативное управление суду.
В соответствии с актом приема-передачи указанной квартиры от 24.06.2016 Двадцать первый арбитражный апелляционный суд передал, а ФИО1 принял указанное выше жилое помещение.
Решением жилищной комиссии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда № 23 от 28.09.2016 истец сеять с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Спорная квартира не отнесена в установленном законом порядке к специализированному - «служебному» жилищному фонду, в качестве служебного жилого помещения или иного вида специализированного жилого помещения на учет не ставилась и передано истцу как нуждающемуся в улучшении жилищных условий.
Истец и его семья в составе 4 человек проживают в указанной квартире, расположенной по адресу: <адрес>.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 № 1356-р утверждено Соглашение между Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и Правительством Севастополя «О передаче Правительству Севастополя осуществления части полномочий в сфере управления федеральным имуществом».
В соответствии с данным Соглашением Правительство Севастополя осуществляет полномочия собственника в отношении имущества ФГУП и ФГУ, зарегистрированных на территории Севастополя, а также иного федерального имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации.
В свою очередь, постановлением Правительства Севастополя от 22.09.2016 № 883-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя», утверждено Положение о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.
В соответствии с подпунктом 3.9 пункта 3 Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя Департамент осуществляет полномочия, предусмотренные Соглашением между Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и Правительством Севастополя о передаче Правительству Севастополя осуществления части полномочий в сфере управления федеральным имуществом, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2014 года № 1356-р.
Таким образом, Правительство города Севастополя уполномочило Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на осуществление полномочий собственника в отношении имущества ФГУП и ФГУ, зарегистрированных на территории г.Севастополя, а также иного федерального имущества, в том числе составляющего государственную казну РФ.
Согласно пункту 4 статьи 44 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» жилищное и социально-бытовое обслуживание судей и работников аппаратов арбитражных судов осуществляется соответствующим органом исполнительной власти по месту нахождения арбитражного суда за счет средств федерального бюджета.
Федеральной целевой программой «Развитие судебной системы России» на 2013- 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской федерации от 27.12.2012 № 1406 предусмотрено, что судьи и работники аппаратов арбитражных судов, имеющие статус государственного гражданского служащего, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются отдельными жилыми помещениями, приобретенными за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 19 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26.06.1992 № 3132-1, судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством РФ, отдельными жилыми помещениями с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере 20 квадратных метров или в виде отдельной комнаты, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Редакция указанного пункта 3 статьи 19 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» была введена пунктом 2 статьи 14 ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Ранее действующая редакция пункта 3 статьи 19 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» (в редакции от 15.12.2001) предусматривала, что местная администрация обязана не позднее шести месяцев после наделения судьи полномочиями и (или) в случае необходимости улучшения его жилищных условий предоставить ему во внеочередном порядке по месту нахождения суда благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере не менее 20 квадратных метров или в виде отдельной комнаты. Указанное жилое помещение предоставляется судье за счет средств местного бюджета с последующей компенсацией из федерального бюджета в срок не более шести месяцев либо приобретается судом за счет средств федерального бюджета, выделяемых суду на эти цели. При этом нуждающимся в улучшении жилищных условий признается судья, не обеспеченный жилой площадью по социальным нормам, установленным ЖК РСФСР и настоящим Законом, или проживающий в коммунальной квартире. Жилое помещение передается в собственность судьи бесплатно.
Постановлением от 31.01.2008 № 2-П Конституционный суд РФ указал, что статус судьи определяется Конституцией РФ, с тем, чтобы гарантировать осуществление правосудия независимым и беспристрастным судом. Общество и государство, предъявляя к судье и его профессиональной деятельности высокие требования, вправе и обязаны обеспечить ему дополнительные гарантии надлежащего осуществления деятельности по отправлению правосудия, что позволяет сохранять доверие к его независимости и беспристрастности.
Статус судьи является не личной привилегией, а средством, призванным обеспечивать каждому действительную защиту его прав и свобод правосудием, служит гарантией общего конституционного статуса личности и в качестве таковой подлежит конституционно-правовой защите, уровень которой не должен снижаться по отношению к ранее достигнутому.
Данное требование прямо закреплено в ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», согласно части 4 статьи 5 которого во взаимосвязи его со статьей 11, в Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей, в том числе гарантии материального и социально-бытового обеспечения.
Из этого исходит и Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации», положения которого, основанные на Конституции РФ и ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации», являются базовыми и, следовательно, исключают в ходе последующей конкретизации и развития ограничение или снижение уровня установленных ими гарантий, к числу которых федеральный законодатель относит право судьи, нуждающегося в улучшении жилищных условий, на обеспечение за счет средств федерального бюджета благоустроенным жилым помещением.
Конституционный суд РФ отметил, что финансирование судов не может произвольно определяться по усмотрению законодательной или исполнительной власти, поскольку необходимые расходы федерального бюджета на суды защищены непосредственно самой Конституцией РФ и не могут быть ниже такого уровня, который обеспечивал бы выполнение ее требований.
Внося в пункт 2 статьи 14 Федерального закона от 22.08.2004 № 122- ФЗ изменения в регламентирующую материальное обеспечение судей статью 19 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», законодатель определил, что нуждающиеся в улучшении жилищных условий судьи обеспечиваются жилыми помещениями, которые приобретаются за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Указывая на недопущение снижения уровня гарантий материального обеспечения судей как неотъемлемый элемент их конституционного статуса, Конституционный Суд РФ признал не соответствующим Конституции РФ, ее статьям 118, 120 (части 1) и 124, положение пункта 2 статьи 14 ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в той мере, в какой оно в силу своей неопределенности создает возможность неосновательного расширения компетенции Правительства Российской Федерации.
Учитывая, что в соответствии с приведенными выше положениями Конституции РФ характер и уровень правовой защиты статуса судьи является одной из гарантий надлежащего осуществления правосудия и основанием для предъявления к судьям высоких требований и сохранения доверия к их компетентности, независимости и беспристрастности, обеспечение судей жилыми помещениями является одной из основных социальных гарантий; пунктом 3 статьи 19 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (в редакции ФЗ от 21.06.1995 № 91ФЗ) гарантировалось обеспечение судей жилыми помещениями путем передачи в собственность; уровень установленного материального обеспечения не может быть снижен в ходе конкретизации и развития законодательства; до настоящего времени не установлен иной порядок обеспечения жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий; суд считает, что положения статьи 19 названного Закона (в редакции ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) в свете постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 31.01.2008 № 2-П, не ограничивают право судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на получение жилых помещений в собственность.
Согласно абзацу первому пункта 3 статьи 19 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются отдельными жилыми помещениями, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации.
Однако, способ передачи судьям приобретенных для них судами жилых помещений, не отнесенных к специализированному фонду, в Законе не определен, что создает сложности в реализации предусмотренного абзацем первым пункта 3 статьи 19 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» права судьи, нуждающегося в улучшении жилищных условий, на обеспечение жилым помещением.
Сведений о том, что спорная квартира является служебной, в материалах дела не имеется, доказательств обратного ответчиками не представлено.
Принимая во внимание, что истец является судьей, спорная квартира передана ему в пользование с целью улучшения жилищных условий, квартира не является служебной, исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 98, 194-199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск удовлетворить.
Прекратить право собственности Российской Федерации на двухкомнатную квартиру площадью 62,6 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.
Прекратить право оперативного управления Двадцать первого арбитражного апелляционного суда на двухкомнатную квартиру площадью 62,6 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.
Признать право собственности ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на двухкомнатную квартиру площадью 62,6 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья
В окончательной форме решение принято 20.06.2017.