К делу № 2-1785/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 октября 2018 года Белореченский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Волковой Н.А.
с участием помощника Белореченского межрайонного прокурора Артеменко В.С.,
при секретаре Гареевой К.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белореченского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Свириденко Кристине К.В. о запрете деятельности по строительству,
УСТАНОВИЛ:
Белореченский межрайонный прокурор обратился в суд с исковыми требованиями о запрете деятельности по строительству магазина по <адрес>А в городе <адрес> на земельном участке с кадастровым номером № до устранения нарушений градостроительного, противопожарного законодательства, законодательства о безопасности дорожного движения, а именно: до переноса парковочных мест на расстояние не менее 10 м или разработки специальных технических условий, содержащих комплекс дополнительных мероприятий, компенсирующих отступления от требований пожарной безопасности в части несоответствия противопожарного расстояния от строящегося здания до границ открытой площадки для хранения легковых автомобилей; увеличения степени огнестойкости несущих металлических конструкций до 3 степени огнестойкости или переноса объекта на расстояние не менее 6 м или разработки специальных технических условий, содержащих комплекс дополнительных мероприятий, компенсирующих отступления от требований пожарной безопасности в части несоблюдения противопожарных расстояний до жилых домов; разработки специальных технических условий, содержащих комплекс дополнительных мероприятий, компенсирующих отступления от требований пожарной безопасности в части несоблюдения противопожарных расстояний от строящегося магазина до трансформаторной подстанции; внесения изменений в проектную документацию путем размещения в здании дверей эвакуационного выхода шириной не менее 1,2 м, а также дополнения раздела «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности»: обоснованием противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и наружными установками, обеспечивающих пожарную безопасность объектов капитального строительства; описанием и обоснованием проектных решений по наружному противопожарному водоснабжению; описанием и обоснованием проектных решений по обеспечению безопасности людей при возникновении пожара; перечнем мероприятий по обеспечению безопасности подразделений пожарной охраны при ликвидации пожара; сведениями о категории зданий, сооружений, помещений, оборудования и наружных установок по признаку взрывопожарной и пожарной опасности; описанием и обоснованием противопожарной защиты (автоматических установок пожаротушения, пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, внутреннего противопожарного водопровода, противодымной защиты); описанием и обоснованием необходимости размещения оборудования противопожарной защиты, управления таким оборудованием, взаимодействия такого оборудования с инженерными системами зданий и оборудованием, работа которого во время пожара направлена на обеспечение безопасной эвакуации людей, тушение пожара и ограничение его развития, а также алгоритмом работы технических систем (средств) противопожарной защиты (при наличии); описанием организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объекта капитального строительства; разработки проектной документации, содержащей комплекс средств регулирования и специального технического оборудования, исключающих попадание части строящегося объекта (угол здания), части проектируемого тротуара и проектируемой парковки для транспортных средств по <адрес> в зону влияния треугольника видимости «транспорт-транспорт» и выполнения соответствующих мероприятий; запретить деятельность по строительству магазина по <адрес>А в городе Белореченске на земельном участке с кадастровым номером № до устранения нарушений градостроительного и противопожарного законодательства, а именно до: переноса парковочных мест на расстояние не менее 10 м или работки специальных технических условий, содержащих комплекс дополнительных мероприятий, компенсирующих отступления от требований пожарной безопасности в части несоответствия противопожарного расстояния строящегося здания до границ открытой площадки для хранения легковых автомобилей; увеличения степени огнестойкости несущих металлических конструкций до 3 степени огнестойкости или переноса объекта на расстояние менее 6 м или разработки специальных технических условий, содержащих комплекс дополнительных мероприятий, компенсирующих отступления от требований пожарной безопасности в части несоблюдения противопожарных расстояний до жилых домов; разработки специальных технических условий, содержащих комплекс дополнительных мероприятий, компенсирующих отступления от требований пожарной безопасности в части несоблюдения противопожарных расстояний от строящегося магазина до пункта редуцирования газа; внесения изменений в проектную документацию путем размещения в здании дверей эвакуационного выхода шириной не менее 1,2 м, а также дополнения раздела «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности»: обоснованием противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и наружными установками, обеспечивающих Пожарную безопасность объектов капитального строительства; описанием и обоснованием проектных решений по наружному противопожарному водоснабжению; описанием и обоснованием проектных решений по обеспечению безопасности людей при возникновении пожара; перечнем мероприятий по обеспечению безопасности подразделений пожарной охраны при ликвидации пожара; сведениями о категории зданий, сооружений, помещений, оборудования и наружных установок по признаку взрывопожарной и пожарной опасности; описанием и обоснованием противопожарной защиты (автоматических установок пожаротушения, пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, внутреннего противопожарного водопровода, противодымной защиты); описанием и обоснованием необходимости размещения оборудования противопожарной защиты, управления таким оборудованием, взаимодействия такого оборудования с инженерными системами зданий и оборудованием, работа которого во время пожара направлена на обеспечение безопасной эвакуации людей, тушение пожара и ограничение его развития, а также алгоритмом работы технических систем (средств) противопожарной защиты (при наличии); описанием организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объекта капитального строительства.
В ходе рассмотрения дела по существу Белореченский межрайонный прокурор уточнил заявленные требования, просит суд запретить ответчице Свириденко К.В. деятельность по строительству магазина по <адрес>А в городе <адрес> на земельном участке с кадастровым номером № до устранения нарушений градостроительного, противопожарного законодательства, законодательства о безопасности дорожного движения, а именно: до изготовления проектной документации, содержащей комплекс средств регулирования и специального технического оборудования, исключающих попадание части строящегося объекта (угол здания), части проектируемого тротуара и проектируемой парковки для транспортных средств по <адрес> в зону влияния треугольника видимости «транспорт-транспорт»; запретить деятельность по строительству магазина по <адрес>А в городе Белореченске на земельном участке с кадастровым номером № до устранения нарушений градостроительного и противопожарного законодательства, а именно до получения положительного заключения экспертизы проектной документации на осуществление строительства в охранной зоне трубопроводного транспорта.
В судебном заседании участвующий в деле помощник Белореченского межрайонного прокурора на уточненных исковых требованиях настаивала, в обоснование чего пояснила, что Белореченской межрайонной прокуратурой по обращениям граждан в июне-июле 2018 года проверкой выявлен факт нарушения градостроительного законодательства, а также законодательства о безопасности дорожного движения при строительстве магазинов по <адрес> А, 72 А в городе Белореченске. Установлено, что у К.В. по договорам аренды № от 26.12.2016г. и № от ДД.ММ.ГГГГ во временном владении и пользовании находятся земельные участки по адресу: <адрес>А с кадастровым номером № и <адрес>А с кадастровым номером № На указанных земельных участках выданы разрешения на строительство магазинов №RU№ от ДД.ММ.ГГГГ и №RU№ от ДД.ММ.ГГГГ Однако, в нарушение законодательства, здание магазина, расположенного по адресу <адрес>А не соответствует описание и обоснование проектных решений по обеспечению безопасности людей. Согласно информации ОГИБДД ОМВД России по <адрес> для соблюдения треугольника видимости по адресу: <адрес>А, размер сторон треугольника для условия «транспорт-транспорт» при скорости движения 40 км/ч и 60 км/ч должен быть не менее 25 м и 40 м, для условия «пешеход-транспорт» при скорости движения транспорта 25 км/ч и 40 км/ч - соответственно 8*40 и 10*50. Однако, часть строящегося объекта (угол здания), часть проектируемого тротуара и проектируемой парковки для транспортных средств по <адрес> попадает в зону влияния треугольника видимости «транспорт-транспорт». Аналогично, принятые проектом конструктивные решения здания магазина по адресу: <адрес>А, не соответствует вышеперечисленным нормам закона, кроме того строительство магазина планируется осуществлять в охранной зоне ШГРП на расстоянии 4 м, и в нарушение ч.2.1 ст. 49 ГК РФ экспертиза проектной документации на осуществление строительства магазина по <адрес>А в городе Белореченске не проводилась. Указанные нарушения могут повлечь угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц, нарушает их права и законные интересы.
Ответчица Свириденко С.В. в судебном заседании признала исковые требования в полном объеме, подтвердила наличие выявленных Белореченской межрайонной прокуратурой нарушений в части градостроительного законодательства при строительстве магазинов по <адрес> из указанных прокуратурой нарушений устранены в настоящее время, обязалась устранить допущенные нарушения в ближайшее время.
Представитель третьего лица отдела надзорной деятельности <адрес> Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по <адрес> – Д.Н. в судебном заседание просил исковые требования удовлетворить, подтвердил наличие выявленных прокурором нарушений в части противопожарного законодательства при строительстве магазина по <адрес> в <адрес>.
Представитель третьего лица филиала № АО «Газпром газораспределение Краснодар» - А.А. в судебном заседании просил удовлетворить исковые требования, пояснил, что действительно существует необходимость проведения экспертизы проектной документации на осуществление строительства магазина по <адрес> А в городе Белореченске в охранной зоне ШГРП. Кроме того на указанных участках располагается пункт редукторов газа, в отношении которого экспертиза не проводилась, что является существенным нарушением Правил охраны газораспределительных сетей.
Представитель третьего лица ОГИБДД ОМВД России по <адрес> – Ю.Р. исковые требования в части устранения нарушений правил дорожного движения просил удовлетворить, пояснил, что размер сторон треугольника видимости «транспорт-транспорт» по адресу: <адрес>А и 72А при скорости движения транспортного средства 40 км/ч и 60 км/ч должен быть не менее 25 метров и 40 метров, для условия «пешеход-транспорт» при скорости движения 25 км/ч и 40 км/ч – соответственно 8х40 и 10х50. Однако часть строящегося объекта, проектируемой парковки для транспортных средств и проектируемого тротуара по указанному адресу попадает в зону влияния треугольника видимости «транспорт-транспорт», что создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Проведенной Белореченской межрайонной прокуратурой по обращениям граждан в июне-июле 2018 года проверкой выявлен факт нарушения градостроительного законодательства, законодательства о безопасности дорожного движения при строительстве магазинов по <адрес>А и <адрес>А в городе <адрес>.
В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов), а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства,
Согласно ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство, к которому прилагается, в том числе положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства, если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 ст. 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных ч. 6 ст. 49 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ в случае, если строительство, объектов капитального строительства планируется осуществлять в границах охранных зон объектов трубопроводного транспорта, экспертиза проектной документации на осуществление строительства, реконструкции указанных объектов капитального строительства является обязательной.
Согласно ст. 52 Градостроительного кодекса лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
Пунктом 5 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей» закреплено, что в соответствии с законодательством Российской Федерации газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво - и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа.
Пункт 7 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей» устанавливает, что вокруг отдельно стоящих газорегуляторных пунктов устанавливаются охранные зоны в виде территории, ограниченной замкнутой линией, проведенной на расстоянии 10 метров от границ этих объектов.
Содержанием пункта 47 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей» предусмотрено, что земельные участки, расположенные в охранных зонах газораспределительных сетей, у их собственников, владельцев или пользователей не изымаются и могут быть использованы ими с учётом ограничений (обременений), устанавливаемых Правилами охраны газораспределительных сетей и налагаемых на земельные участки в установленном порядке.
Также, п. 11.16 СП 42.13330.2016 устанавливает, что на нерегулируемых перекрестках и примыканиях улиц и дорог, а также на пешеходных переходах необходимо предусматривать треугольники видимости. Размеры сторон треугольника для условий «транспорт-транспорт» и для условий «пешеход- пешеход» должны быть определены по расчету. В пределах треугольников видимости не допускается размещение зданий, сооружений, передвижных предметов, деревьев и кустарников высотой более 0,5 м. В условиях сложившейся капитальной застройки, не позволяющей организовать необходимые треугольники видимости, безопасное движение транспорта и пешеходов следует обеспечивать средствами регулирования и специального технического оборудования.
Как установлено в судебном заседании, между администрацией Белореченского городского поселения муниципального образования <адрес> и К.В. заключены договора аренды земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которым во временном владении и пользовании ответчика находятся земельные участки с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>А, площадью 651 кв.м с видом разрешенного использования - магазины; с кадастровым номером № по адресу: <адрес>А, площадью 301 кв.м с видом разрешенного использования – магазины (л.д.21-23; л.д.26-28).
Администрацией муниципального образования <адрес> на указанных земельных участках выданы К.В. разрешения на строительство магазина площадью 516 кв.м от ДД.ММ.ГГГГ№ RU № (л.д. 30); магазина площадью 218,2 кв.м от ДД.ММ.ГГГГ№ RU № (л.д.31).
Согласно информации ОГИБДД ОМВД России по <адрес> для соблюдения треугольника видимости по адресу: <адрес>А и 72А, размер сторон треугольника для условия «транспорт-транспорт» при скорости движения 40 км/ч и 60 км/ч должен быть не менее 25 м и 40 м, для условия «пешеход-транспорт» при скорости движения транспорта 25 км/ч и 40 км/ч - соответственно 8х40м и 10х50м, Однако, часть строящегося объекта, часть проектируемого тротуара и проектируемой парковки для транспортных средств по <адрес> попадает в зону влияния треугольника видимости «транспорт-транспорт» (л.д.87).
Кроме того, согласно информации Филиала № АО «Газпром газораспределение Краснодар» строительство магазина по адресу: <адрес>А, планируется осуществлять в охранной зоне ШГРП на расстоянии 4 м (л.д.88-89).
При этом, в нарушение ч. 2.1 ст. 49 Градостроительного Кодекса РФ экспертиза проектной документации на осуществление строительства магазина по <адрес>А в городе <адрес> в охранной зоне не проводилась.
В соответствии со ст. 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Выявленные нарушения градостроительных норм, а также законодательства о безопасности дорожного движения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан, ведут к нарушению прав на получение коммунальных услуг, чем нарушаются права неопределенного круга лиц.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Запретить Свириденко К.В. деятельность по строительству магазина по <адрес>А в городе <адрес> на земельном участке с кадастровым номером № до устранения нарушений градостроительного, противопожарного законодательства, законодательства о безопасности дорожного движения, а именно до выполнения мероприятий проектной документации, содержащей комплекс средств регулирования и специального технического оборудования, исключающих попадание части строящегося объекта (угол здания), части проектируемого тротуара и проектируемой парковки для транспортных средств по <адрес> в зону влияния треугольника видимости «транспорт-транспорт».
Запретить Свириденко К.В. деятельность по строительству магазина по <адрес>А в городе <адрес> на земельном участке с кадастровым номером № до устранения нарушений градостроительного законодательства, а именно до получения положительного заключения экспертизы проектной документации на осуществление строительства в охранной зоне трубопроводного транспорта.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Белореченский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Н.А. Волковая