Производство № 2-1785/2022
УИД 28RS0004-01-2021-015264-35
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
24 февраля 2022 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Щедриной О.С.,
при секретаре Лукичёвой Е.А.,
с участием истца АА, его представителя – НВ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению АА, ОА, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ДД, АА, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего НМ к администрации г. Благовещенска о признании пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи,
УСТАНОВИЛ:
АА, ОА, действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ДД, АА, действуя в своих интересах в и интересах несовершеннолетнего НМ, обратились в суд с иском, указывая, что они проживали в жилом помещении по адресу: ***, которое было подтоплено в июне 2021 года в результате наводнения, пострадал сам дом, поврежден фундамент, деформированы полы в доме, стены и мебель покрылись плесенью. Указанный жилой дом принадлежит на праве собственности АА, при этом при обращении в администрацию г. Благовещенска с заявлениями о выплате единовременной материальной помощи из регионального бюджета, о выплате единовременной и материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, АА и членам его семьи было отказано в предоставлении единовременной материальной помощи и дополнительной единовременной помощи на несовершеннолетнего члена семьи, однако обращение АА и членов его семьи оставлены без удовлетворения. Также актом обследования жилого помещения от 26.08.2021 установлено, что в жилом доме уровень воды находится выше пола на 20 см., жилой дом подтоплен, условия жизнедеятельности граждан в результате поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации нарушены. Кроме того в 2013 году в результате наводнения спорный дом был признан непригодным для проживания и семье выделены денежные средства для приобретения нового жилья, однако истцами были предприняты меры по восстановлению данного жилого помещения.
Истцы, ссылаясь на положения Федерального Закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» просят:
-признать АА, ОА, несовершеннолетнюю ДД, *** г.р., АА, несовершеннолетнего НМ, *** г.р. пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, введенной распоряжением Губернатора Амурской области от 26 мая 2021 года № 94-р «О введении регионального режима чрезвычайной ситуации на территории Амурской области»;
-возложить на администрацию г. Благовещенска Амурской области включить АА, ОА, несовершеннолетнюю ДД, *** г.р., АА, несовершеннолетнего НМ, *** г.р. в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей и финансовой материальной помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50 000 рублей на человека за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 года № 1928.
- обратить решение суда к немедленному исполнению.
Истец АА и его представитель НВ в судебном заседании поддержали доводы искового заявления, настаивали на его удовлетворении, указывая, что повреждения жилого дома и имущества подтверждаются только видеофайлом, при этом из имущества пострадали только кухонный шкаф и угловой шкаф.
Представитель администрации г. Благовещенска Амурской области ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие со ссылкой на отсутствие оснований для удовлетворения иска, поскольку факт нарушения условий жизнедеятельности граждан не подтвердился, а имущество первой необходимости истцами не утрачено.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, будучи извещёнными о дате и месте судебного разбирательства надлежащим образом письменной позиции не представили. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание, и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи закона).
Правительством Амурской области принято постановление от 29.06.2021 г. № 416 «Об осуществлении выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации», согласно п. 1 которого пострадавшим гражданам за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2019 года № 1928.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 года № 1928 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, согласно которым федеральным и региональным законодательством предусмотрено оказание помощи пострадавшим гражданам в виде единовременной материальной помощь в размере 10 000 рублей на человека и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости: за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 000 рублей на человека; за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 000 рублей на человека (пп. «в», «г» п. 4 Правил).
Согласно пункту 10 приведенных Правил предоставление трансфертов из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, проводимых в целях, предусмотренных подпунктами "в" и "г" пункта 4 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении следующих условий:
а) в отношении оказания гражданам единовременной материальной помощи:
проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации;
б) в отношении оказания гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости:
проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Пунктом 11 указанных выше Правил, предусмотрены критерии утраты имущества первой необходимости, которыми являются:
а) частичная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования;
б) полная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования.
Согласно пункту 2 Правил, в целях настоящих Правил под имуществом первой необходимости понимается минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающий в себя:
а) предметы для хранения и приготовления пищи - холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды;
б) предметы мебели для приема пищи - стол и стул (табуретка);
в) предметы мебели для сна - кровать (диван);
г) предметы средств информирования граждан - телевизор (радио);
д) предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления) - насос для подачи воды, водонагреватель и отопительный котел (переносная печь).
В соответствии с приказом МЧС России от 29 апреля 2020 г. N 275 (действовавшего в период возникновения спорных правоотношений): факт нарушения условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации определяется наличием либо отсутствием обстоятельств, возникших в результате чрезвычайной ситуации и при которых на определенной территории невозможно проживание людей в связи с гибелью или повреждением имущества, угрозой их жизни или здоровью.
Факт нарушения условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации устанавливается исходя из следующих критериев (в соответствии с приказом МЧС России от 30 декабря 2011 г. N 795 "Об утверждении Порядка установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт"):
а) невозможность проживания гражданина в жилых помещениях (местах проживания);
б) невозможность осуществления транспортного сообщения между территорией проживания гражданина и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены;
в) нарушение санитарно-эпидемиологического благополучия гражданина.
Условия жизнедеятельности при чрезвычайной ситуации считаются нарушенными, если выявлено нарушение условий хотя бы по одному из указанных критериев (п.19).
Критерий невозможности проживания гражданина в жилых помещениях (местах проживания) оценивается по следующим показателям состояния жилого помещения, характеризующим возможность или невозможность проживания в нем (в соответствии с приказом МЧС России от 30 декабря 2011 г. N 795 "Об утверждении Порядка установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт"):
а) степень повреждения здания (помещения);
б) состояние теплоснабжения здания (помещения);
в) состояние водоснабжения здания (помещения);
г) состояние электроснабжения здания (помещения);
д) возможность использования лифта.
Степень повреждения здания (помещения) определяется в результате проведения его осмотра.
Состояние теплоснабжения здания (помещения) определяется инструментально. Невозможность проживания гражданина в жилых помещениях (местах проживания) констатируется, если в результате чрезвычайной ситуации более суток прекращено теплоснабжение жилого здания (помещения), осуществляемое до чрезвычайной ситуации.
Состояние водоснабжения здания (помещения) определяется визуально. Невозможность проживания гражданина в жилых помещениях (местах проживания) констатируется, если в результате чрезвычайной ситуации более суток прекращено водоснабжение жилого здания (помещения), осуществляемое до чрезвычайной ситуации.
Состояние электроснабжения здания (помещения) определяется инструментально. Невозможность проживания гражданина в жилых помещениях (местах проживания) констатируется, если в результате чрезвычайной ситуации более суток прекращено электроснабжение жилого здания (помещения), осуществляемое до чрезвычайной ситуации.
Возможность использования лифта определяется визуально. Невозможность проживания гражданина в жилых помещениях (местах проживания) констатируется, если в результате чрезвычайной ситуации более суток невозможно использование всех лифтов в здании на этажах выше шестого включительно (п.20).
Критерий невозможности осуществления транспортного сообщения между территорией проживания гражданина и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены, оценивается путем (в соответствии с приказом МЧС России от 30 декабря 2011 г. N 795 "Об утверждении Порядка установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт"):
а) определения наличия и состава общественного транспорта в районе проживания гражданина;
б) определения возможности функционирования общественного транспорта от ближайшего к гражданину остановочного пункта.
Невозможность осуществления транспортного сообщения констатируется при наличии абсолютной невозможности функционирования общественного транспорта между территорией проживания гражданина и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены (п. 21).
Критерий нарушения санитарно-эпидемиологического благополучия гражданина оценивается инструментально. Нарушение санитарно-эпидемиологического благополучия гражданина констатируется, если в районе его проживания в результате чрезвычайной ситуации произошло загрязнение атмосферного воздуха, воды и почвы загрязняющими веществами, превышающее предельно допустимые концентрации (в соответствии с приказом МЧС России от 30 декабря 2011 г. N 795 "Об утверждении Порядка установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт") (п. 22).
Постановлением администрации г. Благовещенска от 22.06.2021 № 2330 «Об установлении режима «чрезвычайная ситуация» с 18:00 22.06.2021 г. для органов управления, сил и средств Благовещенского городского звена АОТП РСЧС установлен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация» в границах городского округа.
29 июня 2021 года Правительством Амурской области принято постановление от № 416 «Об осуществлении выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации», п. 5.1 которого предусматривает, что выплата пострадавшим гражданам осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации следующих условий:1) в отношении оказания гражданам единовременной материальной помощи: а) постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; б) нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации; 2) в отношении оказания гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости: а) постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; б) утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права 28 АБ 053998 от 24.07.2015 жилое помещение, расположенное по адресу: ***инадлежит АА.
Согласно адресной справе по адресу пострадавшего помещения на день введения режима чрезвычайной ситуации были зарегистрированы ОА, несовершеннолетняя ДД, АА, несовершеннолетний НМАА зарегистрирован по иному адресу: ***.
Актом комиссионного обслуживания утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате возникновения комплекса метеорологических и гидрологических явлений и подъема уровня реки Амур в июне 2021 года установлено, что имущество не утрачено, сумма финансовой помощи составляет 0 рублей.
Заключением об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина и членов его семьи в результате возникновения комплекса метеорологических и гидрологических явлений и подъема уровня реки Амур в июне 2021 года не подтвержден факт нарушения условий жизнедеятельности гражданина.
При обращении АА в администрацию г. Благовещенска Амурской области с заявлением об оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, ему был дан ответ № ЧСФК-387; ЧСФК-388 от 06 сентября 2021 года, согласно которого администрацией было принято решение об отказе, о включении АА и членов его семьи в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости по причине не подтверждения факта нарушения условий жизнедеятельности граждан в жилом помещении, и отсутствия утраты имущества первой необходимости.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истцами в подтверждение своих доводов представлен видеофайл, который судом принимается, однако суд полагает, что указанным доказательством не могут быть опровергнуты заключение и акт обследования жилого помещения компетентного органа, которыми с полной точностью установлено отсутствие факта нарушений условий жизнедеятельности и утраты имущества первой необходимости.
Обязанность представить доказательства факта утраты имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации и нарушения условий их жизнедеятельности в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации, в силу ст. 56 ГПК РФ, лежит на истцах.
Вопреки доводам истцов факт утраты имущества первой необходимости (не менее трех предметов), находящегося в жилом доме по адресу: ***, надлежащими и достоверными доказательствами, не подтвержден. При этом суд отмечает, что утрата имущества представляет собой невозможность эксплуатации данного имущества в виде его непригодности либо его отсутствия, кроме того, само по себе наличие у истцов поврежденного имущества не свидетельствует о том, что оно пришло в негодность в результате подтопления жилого дома в период чрезвычайной ситуации в июне 2021 года.
Обстоятельства частичной утраты имущества первой необходимости (не менее трех предметов, указанных в Постановлении Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 года № 1928), нарушения условий жизнедеятельности гражданина и членов его семьи в результате чрезвычайной ситуации? не нашли подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Поскольку истцами в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представлено суду доказательств факта нарушения условий жизнедеятельности и частичной утраты имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований заявления в полном объёме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления АА, ОА, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ДД, АА, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего НМ, к администрации г. Благовещенска о признании пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 09 марта 2022 года.
Председательствующий судья: О.С. Щедрина