Дело №2-1786/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 ноября 2016 года
Смоленский районный суд Смоленской области
в составе: председательствующего судьи Петроченко Ю.А.,
при секретаре Проскурновой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску СОГБУ «Смоленскавтодор» к Петросяну ФИО10 о взыскании вреда, причиненного автомобильным дорогам,
УСТАНОВИЛ:
СОГБУ «Смоленскавтодор» обратилось в суд с иском к Петросяну ФИО11 о взыскании вреда, причиненного автомобильным дорогам, указав, что 11.02.2016 г. на передвижном пункте весового контроля (ППВК 6), расположенном на 1 км автомобильной дороги общего пользования регионального и межмуниципального значения Смоленской области «Витязи - Духовщина - Белый - Нелидово», сотрудником СОГБУ «Смоленскавтодор», осуществляющим весовой контроль транспортных средств, перевозящих грузы по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Смоленской области, проведена проверка весовых параметров, в результате которой установлены факты несанкционированного (без специального разрешения) провоза водителями:
ФИО1 тяжеловесного груза автотранспортным средством марки SHACMAN модель SX3225DR384, государственный регистрационный знак <данные изъяты>;
ФИО2 тяжеловесного груза автотранспортным средством марки HOWO модель ZZ3407S3867C, государственный регистрационный знак <данные изъяты>;
ФИО3 тяжеловесного груза автотранспортным средством марки SHACMAN модель SX3255DR384, государственный регистрационный знак <данные изъяты>.
Указанные автотранспортные средства, принадлежащие на праве собственности Петросяну ФИО13, осуществляли перевозку тяжеловесных грузов по автомобильной дороге общего пользования регионального и межмуниципального значения Смоленской области «Витязи - Духовщина - Белый - Нелидово» с нарушением требований Приложения №1 и Приложения №2 (предельно допустимые полные массы и осевые нагрузки транспортных средств) Правил перевозки грузов автомобильным транспортом.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - федеральный закон) пользователям автомобильных дорог запрещается осуществлять перевозки по автомобильным дорогам тяжеловесных грузов без специального разрешения и осуществлять действия, наносящие ущерб автомобильной дороге.
В нарушение требований ст.31 федерального закона собственник транспортных средств Петросян ФИО14 специальное разрешение на перевозку тяжеловесных грузов у владельца дороги не получал, согласование маршрута движения транспортного средства не осуществлял, плату в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильной дороге перевозкой тяжеловесного груза, в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ № 934 от 16.11.2009 (далее - постановление Правительства РФ), в бюджет не вносил. С нарушением требований вышеуказанных нормативных актов и превышением значений предельно допустимых нагрузок на оси транспортных средств, автомашины ответчика проехали с тяжеловесным грузом по автодороге расстояние, равное 13 км.
По факту выявленного нарушения 11.02.2016 г. сотрудником СОГБУ «Смоленскавтодор» был составлен Акт контрольного взвешивания №185 о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось, свидетельствующий о превышении допустимых весовых параметров при эксплуатации транспортного средства - тягача марки SHACMAN модель SX3225DR384, государственный регистрационный знак <данные изъяты>67.
Согласно Акту контрольного взвешивания №185 о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось от 11.02.2016 г., составленного в отношении тягача марки SHACMAN модель SX3225DR384, государственный регистрационный знак <данные изъяты> фактические осевые нагрузки транспортного средства и полная масса превысили значения предельно допустимых нагрузок, установленных Приложением №1 и Приложением №2 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом:
- по оси №1 фактическая осевая нагрузка составила 8,26 т. при допустимой 9,18 т.;
- по оси № 2 фактическая осевая нагрузка составила 17,55 т. при допустимой 8,16 т.;
- по оси № 3 фактическая осевая нагрузка составила 16,62 т. при допустимой 8,16 т.;
- допустимая полная масса транспортного средства составила 25,50 т., фактическая полная масса составила 42,43 т..
По факту выявленного нарушения 11.02.2016 г. сотрудником СОГБУ «Смоленскавтодор» был составлен Акт контрольного взвешивания №187 о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось, свидетельствующий о превышении допустимых весовых параметров при эксплуатации транспортного средства - тягача марки HOWO модель ZZ3407S3867C, государственный регистрационный знак <данные изъяты>.
Согласно Акту контрольного взвешивания №187 о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось от 11.02.2016 г., составленного в отношении тягача марки HOWO модель ZZ3407S3867C, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, фактические осевые нагрузки транспортного средства и полная масса превысили значения предельно допустимых нагрузок, установленных Приложением №1 и Приложением №2 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом:
- по оси № 1 фактическая осевая нагрузка составила 9,63 т. при допустимой 7,65 т.;
- по оси № 2 фактическая осевая нагрузка составила 10,19 т. при допустимой 7,65 т.;
- по оси № 3 фактическая осевая нагрузка составила 22,38 т. при допустимой 8,16 т.;
- по оси № 4 фактическая осевая нагрузка составила 21,93 т. при допустимой 8,16 т.;
- допустимая полная масса транспортного средства составила 32,64 т., фактическая полная масса составила 64,13 т..
По факту выявленного нарушения 11.02.2016 г. сотрудником СОГБУ «Смоленскавтодор» был составлен Акт контрольного взвешивания №186 о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось, свидетельствующий о превышении допустимых весовых параметров при эксплуатации транспортного средства - тягача марки SHACMAN модель SX3255DR384, государственный регистрационный знак <данные изъяты>.
Согласно Акту контрольного взвешивания №186 о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось от 11.02.2016 г., составленного в отношении тягача марки SHACMAN модель SX3255DR384, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, фактические осевые нагрузки транспортного средства и полная масса превысили значения предельно допустимых нагрузок, установленных Приложением №1 и Приложением №2 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом:
- по оси № 1 фактическая осевая нагрузка составила 8,67 т. при допустимой 9,18 т.;
- по оси № 2 фактическая осевая нагрузка составила 18,56 т. при допустимой 8,16 т.;
- по оси № 3 фактическая осевая нагрузка составила 17,92 т. при допустимой 8,16 т.;
- допустимая полная масса транспортного средства составила 25,50 т., фактическая полная масса составила 45,15 т..
Взвешивание транспортных средств ответчика было произведено работником весового контроля СОГБУ «Смоленскавтодор» с применением весового оборудования - Весы автомобильные электронные портативные ВА-20П заводской №12-33939, признанных пригодными к применению и поверенных 20.10.2015 г., о чем сделана запись в паспорте весов.
Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Пунктом 2 Правил возмещения вреда, утвержденных постановлением Правительства РФ №934 от 16.11.2009 г. установлено, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Ответчик, являясь законным владельцем (собственником) указанных автомобилей, в добровольном порядке, в установленный срок, как это предусмотрено пунктом 2 Правил возмещения вреда, не возместил вред, нанесенный автодороге, уклонившись от оплаты провоза тяжеловесного груза в счет возмещения вреда, согласования маршрута движения транспортного средства и получения соответствующего специального разрешении на перевозку тяжеловесного груза.
На основании Акта контрольного взвешивания №185 о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось от 11.02.2016 г. был произведен расчет оплаты за провоз тяжеловесного груза, подлежащей уплате ответчиком в счет возмещения вреда, причиненного автодороге транспортным средством ответчика в результате осуществления перевозки тяжеловесного груза, размер которого составил 12 004,11 рубля 11 копеек.
На основании Акта контрольного взвешивания №187 о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось от 11.02.2016 г. был произведен расчет оплаты за провоз тяжеловесного груза, подлежащей уплате ответчиком в счет возмещения вреда, причиненного автодороге транспортным средством ответчика в результате осуществления перевозки тяжеловесного груза, размер которого составил 27 697,56 рублей 56 копеек.
На основании Акта контрольного взвешивания №186 о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось от 11.02.2016 г. был произведен расчет оплаты за провоз тяжеловесного груза, подлежащей уплате ответчиком в счет возмещения вреда, причиненного автодороге транспортным средством ответчика в результате осуществления перевозки тяжеловесного груза, размер которого составил 14 782,62 рубля 62 копейки.
15.03.2016 г. в адрес ответчика установленным порядком направлены уведомления за №0971, №0969, №0970 с предложением в добровольном порядке, в течении 10 (десяти) дней с даты получения уведомления, оплатить ущерб, причиненный автодороге перевозкой тяжеловесного груза, со ссылкой на Акты контрольного взвешивания №185,186,187 о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось от 11.02.2016 г..
До настоящего времени вред, причиненный ответчиком автодороге в результате перевозки тяжеловесного груза с превышением значений предельно допустимых нагрузок на оси транспортных средств и предельно допустимой полной массы транспортного средства, в добровольном порядке не возмещен.
В соответствии с ч.1 ст.31 ФЗ № 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку тяжеловесного груза, допускается только при наличии специального разрешения.
Частью 5 статьи 31 ФЗ РФ №257-ФЗ установлено, что порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку тяжеловесного груза, устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, т.е. Министерством транспорта РФ. В соответствии с пунктами 5.2.53.30. и 5.2.53.31. Положения о Министерстве транспорта РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 395, Министерство транспорта РФ наделено полномочиями утверждать порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, а также утверждать порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств.
Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку тяжеловесного груза утвержден Приказом Министерства транспорта РФ №258 от 24.07.2012.
Согласно положений пункта 2 Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов специальное разрешение на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов (далее - специальное разрешение), выдается уполномоченными органами, указанными в участи 6 статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ, а именно органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если маршрут, часть маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, проходят по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, участкам таких автомобильных дорог, по автомобильным дорогам местного значения, расположенным на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), при условии, что маршрут такого транспортного средства проходит в границах такого субъекта Российской Федерации и указанные маршрут, часть маршрута не проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог, которым в данном случае является СОГБУ «Смоленскавтодор» (далее -Учреждение, орган управления дорогой, Истец).
Согласно пунктов 1.3, 2.3. Устава Учреждения, последнее является бюджетной некоммерческой организацией, осуществляющей дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Смоленской области.
Постановлением Администрации Смоленской области №457 от 06.08.2010 г. «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Смоленской области» за Учреждением закреплены на праве оперативного управления автомобильная дорога общего пользования регионального и межмуниципального значения «Витязи - Духовщина - Белый - Нелидово».
Норма части 3 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ определяет два условия получения специального разрешения на перевозку по автомобильной дороге опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, а именно:
- согласование маршрута транспортного средства (п.1 ч.3 статьи 31 федерального закона);
- возмещение владельцем транспортного средства (п.2 ч.3 статьи 31 федерального закона), осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.
В соответствии с ч.8 и ч.9 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера вреда и сам размер такового вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 № 934 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее - Правила возмещения вреда), согласно которых устанавливается порядок возмещения владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в Российской Федерации, вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, а также порядок определения размера такого вреда (п. 1 Правил возмещения вреда).
Пунктами 2, 3, 4 Правил возмещения вреда установлено, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств, при этом внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств.
Осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства. Постановлением Администрации Смоленской области от 22.03.2010 № 132 СОГБУ «Смоленскавтодор» наделено полномочиями по взиманию платы с владельцев транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, в счет возмещения вреда, причиняемого такими транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Смоленской области.
Размер платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов, доводится до сведения владельца транспортного средства органом, выдающим специальное разрешение на движение транспортного средства, т.е. истцом, при этом, как было указано выше, внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении владельцем транспортного средства специального разрешения на движение транспортного средства и является условием для получения специального разрешения.
Истец просил:
взыскать с Петросяна ФИО15 в пользу УФК по Смоленской области
(Департамент Смоленской области по промышленности транспорту и дорожному хозяйству)
ущерб в сумме 12 004,11 рубля 11 копеек, 27 697,56 рублей 56 копеек, 14 782,62 рубля 62 копейки, а всего 54 484,29 рубля 29 копеек, причиненный транспортными средствами при осуществлении перевозки тяжеловесного груза по автомобильной дороге общего пользования регионального и межмуниципального значения Смоленской области;
взыскать с Петросяна ФИО16 в пользу Смоленского областного
государственного бюджетного учреждения «Управление областных автомобильных дорог» в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины денежную сумму в размере 1 835,00 рублей.
Представитель СОГБУ «Смоленскавтодор» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и дополнительные пояснения к иску, в которых представитель истца, указал, что поскольку средства, получаемые от взимания платы с владельцев транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, полностью зачисляются в областной бюджет, то истец просит взыскать с ФИО4 указанную в иске сумму ущерба 54 484, 29 рублей, причиненного транспортными средствами при осуществлении перевозок по автодорогам тяжеловесных грузов, перечислив указанную сумму в бюджет Смоленской области на расчётный счёт Департамента Смоленской области по промышленности, транспорту и дорожному хозяйству в УФК по Смоленской области по приложенным к иску реквизитам.
ФИО4 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Заявлений об отложении дела не поступило.
Согласно ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
порядок, правила и условия движения по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Смоленской области транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, устанавливаются и регулируются: ФЗ от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ), Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» (далее - Правила возмещения вреда), Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ №272 от 15.04.2011 (далее - Правила перевозки грузов), а также принятыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами.
В соответствии с п.2 ч.1 статьей 29 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.
В соответствии с ч.2 ст.31 ФЗ № 257-ФЗ, движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
В соответствии с ч.6 ст.31 ФЗ № 257-ФЗ, для получения специального разрешения, указанного в части 1 или 2 настоящей статьи, требуется:
1) согласование в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов;
2) возмещение владельцем тяжеловесного транспортного средства вреда, который будет причинен таким транспортным средством, в порядке, установленном частью 12 настоящей статьи.
Частью 9 статьи 31 ФЗ РФ №257-ФЗ установлено, что порядок выдачи специального разрешения, указанного в части 1 или 2 настоящей статьи, включая порядок согласования маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, порядок осуществления весового и габаритного контроля (в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля) и порядок установления постоянных маршрутов (в том числе маршрутов, движение по которым осуществляется в соответствии со специальным разрешением, выданным в упрощенном порядке в соответствии с частью 17 настоящей статьи) указанных в настоящей части транспортных средств, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с ч.12 ч.13 ст.31 ФЗ № 257-ФЗ, порядок возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения указанного транспортного средства по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.
В соответствии с пунктами 5.2.53.30. и 5.2.53.31. Положения о Министерстве транспорта РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 395, Министерство транспорта РФ наделено полномочиями утверждать:
порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;
порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств.
Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку тяжеловесного груза утвержден Приказом Министерства транспорта РФ №258 от 24.07.2012.
Согласно пункту 2 Приказ Минтранса России от 24.07.2012 N 258 "Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов", специальное разрешение на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов (далее - специальное разрешение), выдается уполномоченными органами, указанными в части 6 статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу п.3 ч.10 статьи 31 ФЗ РФ №257-ФЗ, выдача специального разрешения, указанного в части 1 или 2 настоящей статьи, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно либо через уполномоченные им подведомственные организации в случае, если маршрут, часть маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, участкам таких автомобильных дорог, по автомобильным дорогам местного значения, расположенным на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), при условии, что маршрут указанного транспортного средства проходит в границах этого субъекта Российской Федерации и маршрут, часть маршрута не проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог.
Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 № 934 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, согласно которым устанавливается порядок возмещения владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в Российской Федерации, вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, а также порядок определения размера такого вреда (п. 1 Правил возмещения вреда).
Пунктами 2, 3, 4 Правил возмещения вреда установлено, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств, при этом внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств.
Осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.
Порядок взаимодействия указанных органов и лиц по вопросам расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации при определении порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства.
Расчет платы в счет возмещения вреда осуществляется на безвозмездной основе.
Размер платы в счет возмещения вреда, рассчитанной применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут конкретного транспортного средства, доводится до сведения владельца транспортного средства органом, выдающим специальное разрешение на движение транспортных средств.
Из представленных в суд документальных доказательств, исследованных в судебном заседании, усматривается, что на передвижном пункте весового контроля (ППВК 6), расположенном на 1км. автомобильной дороги общего пользования регионального и межмуниципального значения Смоленской области «Витязи - Духовщина - Белый - Нелидово» 11.02.2016 г. проведена проверка весовых параметров, в результате которой установлены факты несанкционированного (без специального разрешения) провоза водителями:
ФИО1 тяжеловесного груза автотранспортным средством марки SHACMAN модель SX3225DR384, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, что подтверждается актом №185 от 11.02.2016 г. (л.д.14), а также расчетным листом разового сбора №185 от 11.02.2016 г. (л.д.15), перегруз составил 18.17 т.;
ФИО2 тяжеловесного груза автотранспортным средством марки HOWO модель ZZ3407S3867C, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, что подтверждается актом №187 от 11.02.2016 г. (л.д.22), а также расчетным листом разового сбора №187 от 11.02.2016 г. (л.д.23), перегруз составил 33,13 т.;
ФИО3 тяжеловесного груза автотранспортным средством марки SHACMAN модель SX3255DR384, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, что подтверждается актом №186 от 11.02.2016 г. (л.д.18), а также расчетным листом разового сбора №186 от 11.02.2016 г. (л.д.19), перегруз составил 20,48 т..
Указанные автотранспортные средства принадлежат на праве собственности Петросяну ФИО17, что подтверждается представленными документами (л.д.16,20,24).
Согласно пунктам 1.3, 2.3. Устава Учреждения, СОГБУ «Смоленскавтодор» является бюджетной некоммерческой организацией, осуществляющей дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Смоленской области (л.д.41-44).
Постановлением Администрации Смоленской области №457 от 06.08.2010 г. «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Смоленской области» за Учреждением закреплены на праве оперативного управления автомобильная дорога общего пользования регионального и межмуниципального значения «Витязи - Духовщина - Белый - Нелидово».
Постановлением Администрации Смоленской области от 22.03.2010 № 132 СОГБУ «Смоленскавтодор» наделено полномочиями по взиманию платы с владельцев транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, в счет возмещения вреда, причиняемого такими транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Смоленской области (л.д.53).
В нарушение требований ст.31 ФЗ № 257-ФЗ собственник вышеуказанных транспортных средств - Петросян ФИО18 специальное разрешение на перевозку тяжеловесных грузов у владельца дороги не получал, согласование маршрута движения транспортного средства не осуществлял, плату в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильной дороге перевозкой тяжеловесного груза, в бюджет не вносил. Автомашины ответчика проехали с тяжеловесным грузом по автодороге расстояние равное 13 км..
СОГБУ «Смоленскавтодор» произведены расчеты размера вреда, причиненного автомобильным дорогам транспортными средствами, принадлежащими ответчику, согласно которым:
автотранспортным средством марки SHACMAN модель SX3225DR384, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, по акту №185 от 11.02.2016 г. причинен ущерб в размере 12 004,11 руб. (л.д.55);
автотранспортным средством марки HOWO модель ZZ3407S3867C, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, по акту №187 от 11.02.2016 г. причинен ущерб в размере 27697,56 руб. (л.д.57);
автотранспортным средством марки SHACMAN модель SX3255DR384, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, по акту №186 от 11.02.2016 г. причинен ущерб в размере 14 782,62 руб. (л.д.56).
В адрес ФИО4 истцом были направлены уведомления с просьбой о возмещении причиненного автотранспортными средствами вреда автомобильной дороге от 15.03.2016 г. (л.д.17,21,25), что подтверждается представленными кассовыми чеками (л.д.26).
До настоящего времени нанесенный ответчиком ущерб не возмещен. Расчет взыскиваемой суммы не оспаривается, возражений на иск не поступило.
Учитывая, что средства, получаемые от взимания платы с владельцев транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, полностью зачисляются в областной бюджет, суд полагает возможным удовлетворить заявленные требования о взыскании с ФИО4 54 484, 29 рублей за ущерб, причиненный принадлежащими ответчику транспортными средствами, при осуществлении перевозок по автодорогам тяжеловесных грузов, с перечислением указанной суммы в бюджет Смоленской области на расчётный счёт Департамента Смоленской области по промышленности, транспорту и дорожному хозяйству в УФК по Смоленской области.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В соответствии с ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит возмещению уплаченная при подаче искового заявления госпошлина в размере 1 835 руб. (л.д.13).
В связи с вышеизложенным, заявленные требования СОГБУ «Смоленскавтодор» подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования СОГБУ «Смоленскавтодор» к Петросяну ФИО19 о взыскании ущерба, причиненного автомобильным дорогам удовлетворить.
Взыскать с Петросяна ФИО20 54 484,29 рубля 29 копеек за ущерб, причиненный принадлежащими ответчику транспортными средствами, при осуществлении перевозок по автодорогам тяжеловесных грузов, с перечислением указанной суммы в бюджет Смоленской области на расчётный счёт Департамента Смоленской области по промышленности, транспорту и дорожному хозяйству в УФК по Смоленской области по следующим реквизитам:
Получатель: УФК по Смоленской области (Департамент Смоленской области по промышленности, транспорту и дорожному хозяйству л/с <***>)
ИНН <***>
КПП 673001001
Банк: Отделение Смоленск г.Смоленск
БИК: 046614001
р/с <***>
ОКТМО 66701000
КБК 80811109032020001120
Взыскать с Петросяна ФИО21 в пользу Смоленского областного
государственного бюджетного учреждения «Управление областных автомобильных дорог» в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины денежную сумму в размере 1 835,00 рублей.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Смоленский районный суд Смоленской области в течение месяца в апелляционном порядке.
Председательствующий Ю.А.Петроченко