Дело № 2-204/2021 Мотивированное решение изготовлено 12 марта 2021 года
Р Е Ш Е Н И Е
(заочное)
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ярославский районный суд Ярославской области в составе:
Председательствующего судьи Маханько Ю.М.,
при ведении протокола судебного заседания пом.судьи ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ярославле
3 февраля 2021 года
гражданское дело по иску ФИО2 к КУМИ Администрации ЯМР о признании незаконным распоряжения, обязании утвердить схему расположения земельного участка, заключить соглашение о перераспределении,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный в <адрес>.
Истец обратилась к ответчику с заявлением о перераспределении земельного участка, предоставив схему. В результате желаемого перераспределения площадь земельного участка истца должна составить 1498 кв.м.
14 июля 2020 года истцу было отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка. Основаниями для отказа, который истец просит признать недействительным с учетом уточнения исковых требований, послужили следующие обстоятельства:
- на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, а именно постройка;
- образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределение из земель, из которых возможно сформировать самостоятельный земельный участок.
Считает распоряжение председателя КУМИ Администрации Ярославского муниципального района № 418 от 14 июля 2020 года незаконным в связи с тем, что утверждение ответчика о том, что в результате перераспределения на вновь образованном земельном участке будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства не соответствует действительности. На вновь образуемом земельном участке никаких вышеуказанных объектов, принадлежащих третьим лицам нет и никогда не было. На испрашиваемом земельном участке расположена только постройка истца и забор. Кроме того, формирование самостоятельного земельного участка в месте расположения земельного участка, испрашиваемого истцом, невозможно.
Истец обратился с требованиями, в которых просит признать незаконным распоряжение председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ярославского муниципального района № 418 от 14 июля 2020 года об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, обязать утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории о перераспределении земельного участка с кадастровым номером № и земель, государственная собственность на которые не разграничена и обязать заключить соглашение о перераспределении земель. Настоящее дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ГПК РФ в связи со следующим.
Существование различных способов защиты нарушенных прав не означает, что выбор конкретного способа обусловливается только усмотрением истца и зависит лишь от его волеизъявления. Избранный лицом способ защиты должен соответствовать содержанию спорных правоотношений, виду нарушенного права и характеру нарушения. В тех случаях, когда законом предусмотрены специальные способы для защиты конкретного права от конкретных нарушений, именно они и подлежат применению.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Учитывая, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, споры об осуществлении этих прав, соединенные с требованиями о признании недействительными (незаконными) ненормативных актов, в том числе, органов местного самоуправления, и являющихся основанием их возникновения, а также споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Стороны в судебное заседание не явились, представитель истца и истец ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие, поддерживая заявленные уточненные требования.
Ответчики, и иные третьи лица в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежащим образом, дело рассмотрено в порядке заочного производств.
Исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд считает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению.
18 июня 2020 года истец обратилась в КУМИ Администрации ЯМР с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка, представив схему вновь образуемого земельного участка. 14 июля 2020 года истцу было отказано.
Основаниями для отказа, который истец просит признать недействительным послужили следующие обстоятельства:
- на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц.
- образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределение из земель, из которых возможно сформировать самостоятельный земельный участок.
Согласно пункту 2 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 названной статьи. В частности, исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам (подпункт 2 пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ).
Вместе с тем в соответствии с пунктом 1 статьи 11.2, пунктами 1 и 3 статьи 11.7 ЗК РФ земельные участки могут быть образованы путем перераспределения нескольких смежных земельных участков. Перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и с земельными участками, находящимися в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 названного Кодекса.
Таким образом, нормы главы V.4 ЗК РФ (статьи 39.27 - 39.29 ЗК РФ) являются специальными по отношению к положениям статьи 11.3 ЗК РФ и подлежат применению в рассматриваемом деле.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (пункт 3 статьи 39.28 ЗК РФ).
Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (пункт 10 статьи 39.28 ЗК РФ).
Пунктами 9 и 14 статьи 39.28 ЗК РФ предусмотрен перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.29 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.
В соответствии с п.п. 3 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), которое размещается на условиях сервитута, или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса и наличие которого не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием.
Как установлено в судебном заседании и не опровергнуто представителем ответчиков, на испрашиваемом земельном участке строений (сооружений), которые находятся (будут находиться) в собственности других граждан или юридических лиц не имеется.
Кроме того, истцом представлено заключение кадастрового инженера о невозможности сформировать земельный участок в допустимой для формирования самостоятельного земельного участка площади, в месте расположения испрашиемого истцом земельного участка в связи с особенностями ландшафта, перепада местности, высокой затопляемости.
В силу пункта 8 статьи 39.29 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Согласно положениям статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено данным Кодексом (пункт 13).
Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка перечислены в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ.
Как следует из материалов дела, оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка не имеется.
Между тем, требования об обязании заключить соглашение о перераспределении земель удовлетворению не подлежит, поскольку на данной стадии права истца не нарушались, данное решение подлежит принятию органом местного самоуправления самостоятельно после утверждения схемы расположения земельного участка.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным распоряжение КУМИ Администрации ЯМР № 418 от 14 июля 2020 года об отказе ФИО2 в заключении соглашения о перераспределении земельного участка.
Обязать Администрацию ЯМР в лице КУМИ Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории о перераспределении земельного участка с кадастровым номером № и земель, государственная собственность на которые не разграничена из земель населенных пунктов, находящихся в территориальной зоне СХ-3 «Зона сельскохозяйственного назначения, предназначенная для ведения садоводства, личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов», площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный в <адрес>.
В остальной части требований отказать.
Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Иными лицами, участвующими в деле, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ярославский районный суд Ярославской области в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Ю.М. Маханько