Дело № 2-1786/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ишимбай 19 ноября 2013 года
Ишимбайский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Усманова Р.Р.,
с участием представителя Ишимбайской межрайонной прокуратуры старшего помощника прокурора Басырова Д.Ф.,
представителя ответчика главы администрации Урман-Бишкадакский сельсовет ФИО1,
при секретаре Аюповой И.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ишимбайского межрайонного прокурора Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Совету сельского поселения Урман-Бишкадакский сельсовет муниципального района Ишимбайский район РБ о признании незаконным бездействия Совета сельского поселения Урман-Бишкадакский сельсовет муниципального района Ишимбайский район выразившегося в непринятии мер по приведению Устава сельского поселения в соответствии с федеральным законодательством,
УСТАНОВИЛ:
Ишимбайский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Совету сельского поселения Урман-Бишкадакский сельсовет муниципального района Ишимбайский район РБ о признании незаконным бездействия Совета сельского поселения Урман-Бишкадакский сельсовет муниципального района Ишимбайский район выразившегося в непринятии мер по приведению Устава сельского поселения в соответствии с федеральным законодательством.
В обоснование иска указано, что межрайонной прокуратурой проведена проверка соответствия Устава сельского поселения Урман-Бишкадакскийсельский совет муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан требованиям действующего законодательства.
Установлено, что отдельные положения Устава сельского поселения Урман-Бишкадакский сельский совет муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан противоречат действующему законодательству.
Так, согласно п. 4 ст. 3 Устава к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Между тем, Федеральным законом от 25.06.2012 № 91-ФЗ в указанное положение внесены дополнение, что указанная деятельность осуществляется в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.
Кроме того, согласно Федеральному закону от 25.06.2012 № 93-ФЗ пункт 6 ст. 3 Устава необходимо изложить в следующей редакции: «обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством».
Согласно ч. 5 ст. 4 Устава органы местного самоуправления сельского поселения имеют право на осуществление финансирования и софинансирования капитального ремонта жилых домов, находившихся в муниципальной собственности до ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем, указанное положение исключено ст. 4 Федерального закона от 25.12.2012 № 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
Кроме того, ст. 4 Устава необходимо дополнить следующими положениями.
Так, оказание поддержки общественным наблюдательным комиссиям, осуществляющим общественный контроль за обеспечением прав человека и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания, который введен Федеральным законом от 06.12.2011 № 411-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» и отдельные законодательные акты РФ».
Также оказание поддержки общественным объединениям инвалидов, а также созданным общероссийскими общественными объединениями инвалидов организациям в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который введен Федеральным законом от 10.07.2012 № 110-ФЗ.
В судебном заседании представитель истца Ишимбайской межрайонной прокуратуры Басыров Д.Ф. исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика ФИО1 в судебном заседании исковые требования прокурора признал полностью, пояснил, что проект Устава ими разработан, который ДД.ММ.ГГГГ они сдадут на регистрацию в Министерство юстиции Республики Башкортостан.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению помимо признания его ответчиком в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закона) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Отдельные положения статей 3,4 Устава сельского поселения Урман-Бишкадакскийсельский совет муниципального района Ишимбайский район противоречат действующему законодательству и подлежат привидению в соответствие с требованиями федерального законодательства.
Соответствующие изменения в Устав согласно принесенного прокурором протеста не внесены, решение о внесения изменений в Устав Советом сельского поселения не принято.
В соответствие со ст. 23 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Поскольку внесенный прокурором протест, Советом сельского поселения не рассмотрен по существу, прокурор предъявляет иск в защиту Российской Федерации и в интересах муниципального образования по приведению в соответствие нормативно-правового акта - Устава сельского поселения.
Предопределяющим правом для предъявления иска прокурором в интересах Российской Федерации и в интересах граждан является ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которого прокуратуру - единственная федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Согласно ст. 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативно - правового акта противоречащим закону полностью или в части.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Ишимбайского межрайонного прокурора Республики Башкортостан действующего в интересах неопределенного круга лиц к Совету сельского поселения Урман-Бишкадакский сельсовет муниципального района Ишимбайский район РБ о признании незаконным бездействия Совета сельского поселения Урман-Бишкадакский сельсовет муниципального района Ишимбайский район выразившегося в непринятии мер по приведению Устава сельского поселения в соответствии с федеральным законодательством - удовлетворить.
Обязать Советсельского поселения Урман-Бишкадакский сельский совет муниципального района Ишимбайский район РБ в месячный срок со дня вступления решения в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства путем принятия Решения Совета о внесении изменений в Устав сельского поселения, изложив ст.ст. 3,4 Устава сельского поселения в следующей редакции:
Статья 3. Вопросы местного значения
1. К вопросам местного значения Сельского поселения относятся:
1) формирование, утверждение, исполнение бюджета Сельского поселения и контроль за исполнением данного бюджета;
2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов Сельского поселения;
3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Сельского поселения;
4) организация в границах Сельского поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Сельского поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Сельского поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) обеспечение проживающих в Сельском поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством;
7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах Сельского поселения;
8) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах Сельского поселения;
9) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах Сельского поселения;
10) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов Сельского поселения;
11) создание условий для обеспечения жителей Сельского поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
12) организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек Сельского поселения;
13) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей Сельского поселения услугами организаций культуры;
14) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности Сельского поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории Сельского поселения;
15) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в Сельском поселении;
16) обеспечение условий для развития на территории Сельского поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий Сельского поселения;
17) создание условий для массового отдыха жителей Сельского поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;
18) формирование архивных фондов Сельского поселения;
19) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;
20) утверждение правил благоустройства территории Сельского поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории Сельского поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов Сельского поселения;
21) утверждение генеральных планов Сельского поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов Сельского поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории Сельского поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования Сельского поселения, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах Сельского поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель Сельского поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений;
22) присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов;
23) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
24) организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории Сельского поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
25) создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории Сельского поселения;
26) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;
27) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории Сельского поселения, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения;
28) содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства;
29) организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в Сельском поселении;
30) осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования;
31) осуществление муниципального лесного контроля;
32) создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка;
33) предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке Сельского поселения сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции;
34) до ДД.ММ.ГГГГ предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности;
35) оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных статьями 31.1 и 31.3 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
36) осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей;
37) осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны;
38) обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд Сельского поселения, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с Федеральным законом;
39) осуществление мер по противодействию коррупции в границах Сельского поселения.
2.Органы местного самоуправления Сельского поселения вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов Сельского поселения в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.
Для осуществления переданных в соответствии с указанным соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа Сельского поселения.
Статья 4. Права органов местного самоуправления Сельского поселения на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения Сельского поселения
1. Органы местного самоуправления Сельского поселения имеют право на:
1) создание музеев Сельского поселения;
2) совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в Сельском поселении нотариуса;
3) участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству;
4) создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории Сельского поселения;
5) оказание содействия национально-культурному развитию народов Российской Федерации и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории Сельского поселения;
6) участие в организации и осуществлении мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории Сельского поселения;
7) создание муниципальной пожарной охраны;
8) создание условий для развития туризма;
9) оказание поддержки общественным наблюдательным комиссиям, осуществляющим общественный контроль за обеспечением прав человека и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания;
10) оказание поддержки общественным объединениям инвалидов, а также созданным общероссийскими общественными объединениями инвалидов организациям в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
2. Органы местного самоуправления Сельского поселения вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами Республики Башкортостан, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Ишимбайский городской суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения.
Судья Р.Р. Усманов
Решение не вступило в законную силу.в