№ 2-1786/2013
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21.10.2013г. г.Надым
Надымский городской суд ЯНАО в составе: председательствующего судьи Кузнецовой И.Е. при секретаре Баландине В.Н., рассмотрев в судебном заседании с участием истца "М" представителя ответчика ФИО1, гражданское дело по иску "М" ООО УК «Домовой» о защите прав потребителя,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском к ООО УК «Домовой» о защите прав потребителя, просил взыскать с ответчика материальный ущерб в связи с заливом квартиры в размере 96399,95рублей; расходы по оплате услуг оценщика 10000руб.; компенсацию морального вреда 25000руб.; пени в размере 106399,95руб., штраф в размере 118899,95руб., а всего 356699,85руб.
В судебном заседании истец пояснил, что он является собственником жилого помещения по адресу <данные изъяты> квартира расположена на 1 этаже семиэтажного дома. 20.06.2013г. произошло затопление его квартиры канализационными стоками, были затоплены – ванная комната, кладовая, коридор, кухня, частично зал. Причиной затопления явился забитый канализационный лежак в подвале, что подтверждено актом от 20.06.2013г. Причиненный его имуществу ущерб оценен в 96399,95руб., он обратился к управляющей компании с просьбой в добровольном порядке компенсировать ущерб, также расходы по оценке, но получил отказ. Он как собственник жилого помещения является потребителем коммунальных услуг, ответчик же как управляющая компания является исполнителем услуг и обязан оказывать услуги надлежащего качества. Просил иск удовлетворить, взыскать с ответчика в свою пользу материальный ущерб в связи с заливом квартиры в размере 96399,95рублей; расходы по оплате услуг оценщика 10000руб.; компенсацию морального вреда 25000руб.; пени в размере 106399,95руб., штраф в размере 118899,95руб., а всего 356699,85руб.
Представитель ответчика ООО УК «Домовой» ФИО1 в судебном заседании иск не признала, пояснила, что 20.06.2013г. был выезд аварийной службы по звонку, топила канализация, слесарями аварийной службы было установлено, что в подвале забит канализационный лежак по отводу, обнаружена по стояку трубы бутылка, лежак был прочищен. Причиной затопления является внутриквартирный засор, когда собственники-жильцы дома сбрасывают в канализацию разный бытовой мусор, мусор спускается вниз и засоряет канализацию, поэтому вода идет из унитаза на первом этаже, так как ей просто некуда уходить. Это повсеместная проблема квартир на первых этажах, также имеет место быть изношенность сантехнических сетей. Прочищают канализацию планово, по заявкам, поскольку невозможно предвидеть, что стояк будет засорен. Дважды в год планово прочищают канализацию, составляют акты о подготовке дома к очередному календарному сезону. И по данному дому у них имеются акты о надлежащей подготовке дома к очередному календарному сезону. В данном случае это внутриквартирный засор, то есть засор бытовым мусором, в канализационном лежаке была обнаружена стеклянная бутылка, очевидно, что ее сбросили в канализацию жильцы дома, поэтому вины управляющей компании в этом нет, просила в иске к управляющей компании отказать.
Свидетель "В" в судебном заседании показал, что выезжал 20.06.2013г. по аварийному вызову на затопление, квартира была затоплена нечистотами. В подвале стали проверять канализационный лежак, начали чистить специальным тросом, трос не идет, пришлось разобрать стояк, при этом обнаружили стеклянную бутылку, видно, кто-то из жильцов бросил.
Заслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, истец действительно является собственником жилого помещения по адресу – <данные изъяты> квартира расположена на первом этаже семиэтажного дома.
Также судом установлено и сторонами не оспаривается, что 20.06.2013г. в результате залива была повреждена квартира истца и находящееся в квартире имущество, ущерб был оценен ИП "А" в 96399,95рублей.
Работниками ПРЭУ филиала ОАО «Ямалкоммунэнерго», привлекаемыми ООО Управляющей компанией «Домовой» в порядке субподряда, заключен договор от 01.03.2012г. между ООО УК «Домовой» и ОАО «Ямалкоммунэнерго», - "В" и "Д" 20.06.2013г. составлен акт о заливе квартиры <данные изъяты> топит канализация, забит канализационный лежак, в подвале обнаружена по стояку трубы бутылка, прочищен.
Актом от 26.06.2013г. зафиксированы повреждения в квартире истца, отраженные позднее в акте оценки ущерба.
Аналогичные содержанию актов записи содержатся и в журнале регистрации сантехнических заявок участка АДУ. Как пояснила представитель ответчика, в указанном журнале учитываются все заявки – и аварийной службы, и по текущему ремонту, иного журнала нет.
Таким образом, причиной затопления 20.06.2013г. квартиры истца явился забитый канализационный лежак, расположенный в подвале здания, т.е. в пределах ответственности ответчика как управляющей компании по оказанию надлежащих коммунальных услуг.
В соответствии со ст.1064 Гражданского кодекса РФ причиненный личности или имуществу гражданина вред подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Как следует из материалов дела, ООО УК «Домовой» является управляющей организацией для собственников жилого дома <данные изъяты>
В силу ст.161 ЖК РФ, надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.
В силу ст.162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме и др.) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Помимо жилищного законодательства РФ, правоотношения между сторонами регламентируются также и Законом РФ «О защите прав потребителей».
В силу ст.4 указанного закона, исполнитель (управляющая компания) обязан оказать потребителю (истице) услугу, качество которой соответствует договору. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к услуге, исполнитель обязан оказать услугу, соответствующую этим требованиям.
В силу ст.7 указанного Закона, потребитель имеет право на то, чтобы услуга была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред имуществу потребителя.
Согласно п.2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв.Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354, потребителем является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги; исполнителем, в свою очередь, является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Коммунальными услугами в целях указанных Правил является осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений); коммунальными ресурсами - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
Также в силу ч.4 ст.154 ЖК РФ к коммунальным услугам относятся услуги по предоставлению горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, и др.
В силу п.13 приведенных выше Правил предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией.
В силу п.31 тех же Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В силу ст.161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно обеспечивать, помимо прочего, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам.
В силу п.3 Правил предоставления коммунальных услуг, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно.
В силу п.149 указанных Правил, исполнитель несет ответственность за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг, за вред, причиненный имуществу потребителя вследствие нарушения качества предоставления коммунальных услуг, моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителей.
Исполнитель освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя.
Судом не отвергаются объяснения представителя ответчика о надлежащей подготовке сантехнического оборудования дома к соответствующему сезону, однако как видно из материалов дела, указанных мер было недостаточно для предотвращения причинения ущерба истцу.
Таким образом, на основании исследованных в судебном заседании доказательств суд приходит к выводу о наличии вины управляющей компании в причинении ущерба имуществу истца, при этом вина управляющей компании выражается в некачественном предоставлении истцу как потребителю коммунальной услуги по отведению канализационных стоков (сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения) вследствие засора общего стояка дома.
Размер ущерба имуществу истца подтвержден отчетом № 2013/07/06 от 04.07.2013г., произведенным ИП "А", согласно указанному ущерб от затопления квартиры истца оценен в 96399,95рублей, которые и подлежат взысканию с ответчика, управляющей компании, в пользу истца.
В силу ст.15 Закона «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Поскольку оказанием ответчиком коммунальной услуги по отведению канализации ненадлежащего качества истцу был причинен моральный вред, в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда, размер которой определяется судом с учетом принципов разумности и справедливости, степени вины ответчика в 3000рублей.
В части взыскания неустойки применительно к ст.28 Закона «О защите прав потребителей», исчисленной истцом в размере 106399,95руб., суд полагает требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу п.157 Правил предоставления коммунальных услуг, при предоставлении исполнителем потребителю коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей», в следующих случаях:
а) если исполнитель после заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, своевременно не приступил к предоставлению коммунальных услуг;
б) если суммарное время перерывов в предоставлении коммунальных услуг за расчетный период превышает допустимые перерывы в предоставлении коммунальных услуг, установленные в приложении № 1 к настоящим Правилам;
в) если давление холодной или горячей воды и (или) температура горячей воды в точке водоразбора не отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;
г) если давление газа в помещении потребителя не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;
д) если параметры напряжения и частоты в электрической сети в помещении потребителя не отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;
е) если температура воздуха в помещении потребителя (в том числе в отдельной комнате в квартире) ниже значений, установленных законодательством Российской Федерации, более чем на величину допустимого отклонения температуры и (или) если давление во внутридомовой системе отопления меньше значения, указанного в приложении № 1 к настоящим Правилам. Если иное не установлено договором, потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) за некачественное отопление в случае проведения потребителем мероприятий по подготовке жилого помещения к эксплуатации в осенне-зимний период (установка уплотняющих прокладок в притворах оконных и дверных проемов, замена разбитых стекол, утепление входных дверей в помещение и т.д.);
ж) если в аварийно-диспетчерской службе отсутствует регистрация сообщения потребителя о нарушении качества предоставления коммунальных услуг или их непредставлении;
з) в других случаях, предусмотренных договором.
Таким образом, Правила предоставления коммунальных услуг являются специальным нормативным актом, регулирующим отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, по отношению к Закону «О защите прав потребителей», в связи с этим неустойка в данном случае может быть взыскана только в определенных этими Правилами случаях. Таких обстоятельств, как приведенные в п.157 Правил в данном судебном споре не установлено.
В силу ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Расходы по оценке ущерба истцом подтверждены документально, в связи с этим подлежат взысканию в его пользу – 10000рублей.
В силу п.6 ст.13 Закона «О защите прав потребителей», при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Пунктом 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 17 от 28.06.2012г. «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», разъяснено, что указанный штраф суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя.
При определении размера штрафа суд учитывает сумму ущерба – 96399,95руб. : 2 = 48199,97руб., все иные суммы – компенсация морального вреда, судебные издержки, не входят в сумму, подлежащую учету при исчислении штрафа.
В силу ст.333.19 НК РФ, с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета государственная пошлина, от оплаты которой освобожден истец при подаче иска, в размере 3292руб.00коп.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 199, 209 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования "М" к ООО УК «Домовой» о защите прав потребителя, удовлетворить частично.
Взыскать с ООО УК «Домовой» в пользу "М" в счет возмещения ущерба 96399,95руб., расходы по оплате оценки ущерба 10000руб., компенсацию морального вреда 3000руб., штраф 48199,97руб., а всего взыскать 148599,92руб. (сто сорок восемь тысяч пятьсот девяносто девять рублей 92коп.).
В остальной части иска "М" отказать.
Взыскать с ООО УК «Домовой» в доход бюджета государственную пошлину 3292руб.00коп.
Решение может быть обжаловано в суд ЯНАО в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Надымский суд.
Решение принято судом в окончательной форме 25.10.2013г.
Председательствующий судья: подпись
Копия верна: Судья Надымского суда Кузнецова И.Е.
Секретарь суда_______________