Дело № 2-1786/2021
УИД 61RS0007-01-2021-001573-63
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 апреля 2021 г. г. Ростов-на-Дону
Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Попова Д.А.,
при секретаре Агафоновой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к АО «Ростовводоканал», третье лицо Азово-Черноморское территориальное Управление Федерального агентства по рыболовству об устранении нарушений законов в сфере сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания,-
УСТАНОВИЛ:
Ростовский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к АО «Ростовводоканал» об обязании устранить нарушения законов, допущенные ответчиком при осуществлении сброса в водные объекты сточных вод, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Установлено, что АО «Ростовводоканал» является водопользователем, использует водный объект <адрес> для целей сброса хозяйственно-бытовых сточных вод <адрес> и <адрес> на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ№-ДД.ММ.ГГГГ.009- Р-РСВХ-С-2016-01350/00.
Преамбулой Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов.
На основании ч. ч. 1, 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов; юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Указанная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 3 Правил согласования деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 № 384, территориальные органы Федерального агентства по рыболовству осуществляют согласование видов деятельности, осуществляемой на территории одного субъекта РФ.
В нарушение ст. 50 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и п. 3 Правил согласования деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, осуществляемая АО «Ростовводоканал» деятельность по сбросу сточных вод в водный объект <адрес> не согласована с АЧТУ Росрыболовства в установленном порядке.
Установлено, что АО «Ростовводоканал» эксплуатирует очистные сооружения - объект I категории (объект №), подлежащий федеральному государственному экологическому надзору.
Согласно п. 3.1 ст. 67 Федерального закона от 10.04.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» программа производственного экологического контроля для объектов I категории, указанных в пункте 9 настоящей статьи, дополнительно содержит программу создания системы автоматического контроля или сведения о наличии системы автоматического контроля, созданной в соответствии с настоящим Федеральным законом
В соответствии с п. 9 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» на объектах I категории стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, образующихся при эксплуатации технических устройств, оборудования или их совокупности (установок), виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на основании программы создания системы автоматического контроля.
Программой создания системы автоматического контроля определяются стационарные источники и показатели выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, подлежащие автоматическому контролю, места и сроки установки автоматических средств измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также технических средств фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, состав и форма передаваемой информации.
Распоряжением Правительства РФ от 13.03.2019 № 428-р утверждены виды технических устройств, оборудования или их совокупности (установок) на объектах I категории, стационарные источники сбросов загрязняющих веществ которых подлежат оснащению автоматическими средствами измерения и учета показателей сбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях сбросов загрязняющих веществ, к которым относятся выпуски сточных вод, включая глубоководные выпуски, в водные объекты, за исключением выпусков сточных вод, образующихся на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на которых осуществляется деятельность исключительно по производству кокса, добыче сырой нефти и (или) природного газа, переработке природного газа, добыче и обогащению железных руд, обеспечению электрической энергией, газом и паром, производству фармацевтических субстанций, обработке поверхностей, предметов или продукции.
В нарушение п. п. 3.1, 9 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» программа производственного экологического контроля АО «Ростовводоканал» не содержит программу создания системы автоматического контроля или сведения о наличии системы автоматического контроля.
С целью устранения нарушений закона директору АО «Ростовводоканал» внесено представление, вместе с тем нарушения законов фактически не устранены.
Одним из основных принципов водного законодательства является значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, а также в зависимости от особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей (п. 1, 10 ст. 3 Водного кодекса Российской Федерации).
Азово-Черноморское территориальное Управление Росрыболовства должно быть привлечено в качестве третьего лица на стороне прокурора в связи с тем, что Управление является территориальным органом межрегионального уровня, осуществляющим федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов; согласование условий водопользования в случае использования водного объекта рыбохозяйственного значения при подготовке и заключении договора водопользования (Положение об Азово-Черноморском территориальном Управление, утвержденное приказом Федерального агентства по рыболовству от 17.09.2013 № 690).
Прокурор просил суд:
обязать АО «Водоканал Ростова-на-Дону» в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить нарушения законов путем согласования с Азово-Черноморским территориальным Управлением Росрыболовства осуществления деятельности по сбросу хозяйственно-бытовых сточных вод в водный объект <адрес> в установленном порядке;
обязать акционерное общество «Водоканал Ростова-на-Дону» в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить нарушения законов путем дополнения программы производственного экологического контроля программой создания систем автоматического контроля или сведениями о наличии системы автоматического контроля.
Помощник прокурора ФИО3 в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме. Дала пояснения, аналогичные доводам искового заявления. Также пояснила, что до настоящего времени ответчик не сообщил природоохранному прокурору об устранении выявленных нарушений.
Представитель ответчика ФИО4, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№, в судебное заседание явилась, исковые требования признала частично. Суду пояснила, что дополнение программы производственного экологического контроля программой создания систем автоматического контроля или сведениями о наличии системы автоматического контроля ответчиком исполнено, о чем им было сообщено на электронную почту ФИО2.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании с достоверностью установлено, что АО «Ростовводоканал» является водопользователем, использует водный объект <адрес> для целей сброса хозяйственно-бытовых сточных вод <адрес> и <адрес> на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ№
В нарушение ст. 50 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и п. 3 Правил согласования деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, осуществляемая АО «Ростовводоканал» деятельность по сбросу сточных вод в водный объект <адрес> не согласована с АЧТУ Росрыболовства в установленном порядке.
Установлено, что АО «Ростовводоканал» эксплуатирует очистные сооружения - объект I категории (объект №П), подлежащий федеральному государственному экологическому надзору.
Преамбулой Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов.
На основании ч. ч. 1, 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов; юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Указанная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 3 Правил согласования деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 № 384, территориальные органы Федерального агентства по рыболовству осуществляют согласование видов деятельности, осуществляемой на территории одного субъекта РФ.
Согласно п. 3.1 ст. 67 Федерального закона от 10.04.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» программа производственного экологического контроля для объектов I категории, указанных в пункте 9 настоящей статьи, дополнительно содержит программу создания системы автоматического контроля или сведения о наличии системы автоматического контроля, созданной в соответствии с настоящим Федеральным законом
В соответствии с п. 9 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» на объектах I категории стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, образующихся при эксплуатации технических устройств, оборудования или их совокупности (установок), виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на основании программы создания системы автоматического контроля.
Программой создания системы автоматического контроля определяются стационарные источники и показатели выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, подлежащие автоматическому контролю, места и сроки установки автоматических средств измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также технических средств фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, состав и форма передаваемой информации.
Распоряжением Правительства РФ от 13.03.2019 № 428-р утверждены виды технических устройств, оборудования или их совокупности (установок) на объектах I категории, стационарные источники сбросов загрязняющих веществ которых подлежат оснащению автоматическими средствами измерения и учета показателей сбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях сбросов загрязняющих веществ, к которым относятся выпуски сточных вод, включая глубоководные выпуски, в водные объекты, за исключением выпусков сточных вод, образующихся на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на которых осуществляется деятельность исключительно по производству кокса, добыче сырой нефти и (или) природного газа, переработке природного газа, добыче и обогащению железных руд, обеспечению электрической энергией, газом и паром, производству фармацевтических субстанций, обработке поверхностей, предметов или продукции.
В нарушение п. п. 3.1, 9 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» программа производственного экологического контроля АО «Ростовводоканал» не содержит программу создания системы автоматического контроля или сведения о наличии системы автоматического контроля.
Одним из основных принципов водного законодательства является значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, а также в зависимости от особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей (п. 1, 10 ст. 3 Водного кодекса Российской Федерации).
С целью устранения нарушений закона директору АО «Ростовводоканал» внесено представление, вместе с тем нарушения законов фактически не устранены.
Довод представителя ответчика о том, что частично нарушения ответчиком устранены и об этом сообщено в природоохранную прокуратуру на электронную почту ФИО2 ничем объективно не подтвержден.
Представленный суду скрин-шот адресной части электронного письма от «ФИО1» адресату «<данные изъяты>» с темой «Водоканал», содержащее сообщение «Добрый день! На основную почту не удалось отправить», суд не может принять как доказательство исполнения ответчиком предписания природоохранного прокурора об устранении нарушений.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,-
РЕШИЛ:
Обязать АО «Ростовводоканал» в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить нарушения законов путем согласования с Азово-Черноморским территориальным управлением Росрыболовства осуществление деятельности по сбросу хозяйственно-бытовых сточных вод в водный объект река Дон в установленном порядке.
Обязать АО «Ростовводоканал» в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить нарушения законов путем дополнения программы производственного экологического контроля программой создания систем автоматического контроля или сведениями о наличии системы автоматического контроля.
Мотивированное решение составлено 30 апреля 2021 года.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья Попов Д.А.