ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1787/2011 от 19.09.2011 Норильского городского суда (Красноярский край)

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 19 сентября 2011 года

Дело № 2-1787/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Норильск Красноярского края 13 сентября 2011 года

Норильский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Крючкова С.В.,

при секретаре Сидиропуло О.С.,

с участием представителя ответчика Усанова М.И.,

представителя ответчика Квитка В.Г.,

представителя ответчика Толкачева Ю.В.,

представителя ответчика Смирновой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску И.о. прокурора Тазовского района Ямало-Ненецкого автономного округа в интересах Российской Федерации, муниципального образования Тазовский район, неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Норильскгазпром» о приостановлении деятельности в сфере обращения с опасными отходами,

У С Т А Н О В И Л:

И.о. прокурора Тазовского района Ямало-Ненецкого автономного округа (далее по тексту – ЯНАО) обратился в суд в интересах Российской Федерации, муниципального образования Тазовский район, неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Норильскгазпром» (далее по тексту - ОАО «Норильскгазпром») о приостановлении деятельности в сфере обращения с опасными отходами, мотивировав свой иск тем, что прокуратурой Тазовского района в ДД.ММ.ГГГГ года по заданию прокуратуры автономного округа проведена проверка соблюдения исполнения законодательства об охране, рациональном использовании недр и природоохранного законодательства предприятиями ТЭК, и в ходе проверки установлено следующее: ОАО «Норильскгазпром» на основании лицензии на право пользование недрами с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время осуществляет производственную деятельность на территории Тазовского района на границах лицензионных участков Южно-Соленинского, Северо-Соленинского месторождений и Мессояхского газового месторождения. В ходе выполнения производственных работ ответчик осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов I-IV класса опасности. Данная деятельность должна осуществляться в соответствии с федерального законодательства. Согласно положениям Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Федерального закона «Об отходах производства и потребления» лицензированию подлежит, в том числе, деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. В силу Федерального закона «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования. В соответствии с требованиями вышеуказанных законодательных актов государственное регулирование деятельности в сфере обращения с опасными отходами производства и потребления осуществляется, в том числе, в форме её лицензирования. В ходе проведенной проверки установлено, что срок действия ранее действовавшей лицензии по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов у ОАО «Норильскгазпром» истек ДД.ММ.ГГГГ. Лимиты на размещение отходов производства с ДД.ММ.ГГГГ года ответчиком не получены. Таким образом, с указанного периода до настоящего времени ОАО «Норильскгазпром» в нарушение действующего законодательства осуществляет на территории Тазовского района в границах лицензионных участков Южно-Соленинского, Северо-Соленинского месторождений и Мессояхского газового месторождения деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов в отсутствии обязательной лицензии и утвержденных лимитов на их размещение. В этой связи, действиями ОАО «Норильскгазпром» нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 41 Конституции РФ и гарантированные государством. В силу Федерального закона «Об охране окружающей природной среды» прекращение (или приостановление) в полном объеме эксплуатации при нарушении требований в области охраны окружающей среды осуществляется по решению суда. В силу статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 80 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды» невыполнение требований природоохранного законодательства создает опасность причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде в будущем, что является основанием для приостановления соответствующей деятельности в судебном порядке. В связи с тем, что осуществляемая ОАО «Норильскгазпром» деятельность в сфере обращения с опасными отходами при отсутствии выданной в установленном порядке лицензии и утвержденных лимитов на их размещение влечет необоснованное загрязнение окружающей среды, создает угрозу здоровью неопределенного круга лиц, прокурор, в рамках предоставлённых ему полномочий, обращается в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования Тазовский район и неопределенного круга лиц – граждан, проживающих на территории муниципального образования Тазовский район ЯНАО, и просит признать незаконной и приостановить деятельность ОАО «Норильскгазпром» в сфере сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, размещения опасных отходов до получения в установленном порядке лицензии на осуществление указанного вида деятельности и утвержденных лимитов на размещение отходов.

В судебное заседание прокурор Тазовского района ЯНАО не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (<данные изъяты>), подал заявление о рассмотрении дела без его участия, на исковых требованиях настаивает (<данные изъяты>).

В силу ч. 3 ст. 45 ГПК РФ неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.

Представитель ответчика Усанов М.И., действующий на основании доверенности (<данные изъяты>), не признавая исковые требования прокурора Тазовского района ЯНАО, представил письменные возражения с дополнениями, согласно которым основной производственной деятельностью ОАО «Норильскгазпром» является добыча и транспортировка природного газа и газового конденсата с Мессояхского газового, Северо-Соленинского и Южно-Соленинского газоконденсатных месторождений, расположенных, в том числе, на территории Тазовского района Ямало-Ненецкого автономного округа, для нужд городов Норильск и Дудинка, поселков Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края. В процессе данной деятельности естественным образом образуются отходы производства и потребления и, соответственно, в силу действующего природоохранного законодательства Российской Федерации ОАО «Норильскгазпром» обязано предпринимать определенный комплекс мероприятий, связанных со сбором, использованием, обезвреживанием, транспортировкой и размещением опасных отходов. В соответствии с действующим законодательством деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов подлежит лицензированию. Кроме того, на юридические лица законодательно возложена обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. До ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Норильскгазпром» осуществляло деятельность по обращению с опасными отходами на основании лицензии До истечения срока действия лицензии ОАО «Норильскгазпром» начало принимать меры, направленные на получение новой лицензии (перечислены соответствующие действия ответчика). В ДД.ММ.ГГГГ году в природоохранном законодательстве произошли изменения, получение ОАО «Норильскгазпром» лицензии на деятельность по обращению с отходами и, соответственно, лимитов на их размещение, стало невозможным до момента разработки проектов строительства полигонов для захоронения твердых бытовых и промышленных отходов (далее по тексту - ТБиПО) (Северо-Соленинское ГКМ, Южно-Соленинское ГКМ, Мессояхское ГМ, п. Тухард) и получения положительного заключения государственной экологической экспертизы на проектную документацию. Указанный документ у ОАО «Норильскгазпром» отсутствует, для его получения требуется значительное время. Поскольку истечение срока действия лицензии на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами практически совпало с внесением указанных изменений в законодательство о лицензировании, ОАО «Норильскгазпром» не имело возможности заблаговременно начать совершать действия по получению указанного документа с тем, чтобы обеспечить его наличие к моменту окончания срока действия лицензии и подачи документов в лицензирующий орган. В настоящее время ОАО «Норильскгазпром» планомерно продолжается работа, направленная на получение лицензии в максимально возможно короткие сроки (перечислены соответствующие действия ответчика). В исковом заявлении прокурором не приводится доказательств причинения ОАО «Норильскгазпром» реального экологического вреда, а также возможной реальной угрозы причинения вреда в будущем. Указанные нарушения вызваны не зависящими от ОАО «Норильскгазпром» причинами, и нарушения носят формальный характер. Сам по себе факт отсутствия определенных разрешительных документов без приведения реальных доказательств негативного воздействия на окружающую природную среду не может свидетельствовать о наличии причинения вреда или реальности причинения его в будущем. Статьей 1065 ГК РФ прямо установлено, что суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности в случае, если ее приостановление или прекращение противоречит общественным интересам. Основной задачей производственной деятельности ОАО «Норильскгазпром» является обеспечение природным газом нужд городов Норильск и Дудинка, поселков Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края. С технологической точки зрения приостановка подачи газа сразу же приведёт к отсутствию возможности в полной мере производить отпуск тепла подразделениями ОАО «ГМК «Норильский никель» и ОАО «Норильско-Таймырская энергетическая компания», включая горячее водоснабжение, населению городов Дудинка, Норильск (районы - Центральный, Талнах и Кайеркан, жилое образование Оганер), с общей численностью более 230 тыс. человек, не говоря уже о промышленных предприятиях. С приближением низких температур ставится под угрозу нормальная работа систем холодного водоснабжения и канализации в жилых, общественных и производственных зданиях. Дальнейшее развитие событий может повлечь за собой необходимость опорожнения систем тепловодоснабжения и канализации. При неблагоприятных погодных факторах появится вероятность частичной эвакуации населения за пределы территории района. ОАО «Норильскгазпром» является предприятием, деятельность которого направлена на обеспечение жизнедеятельности всего Норильского промышленного района, и даже ограничение (не говоря о полном прекращении) поставок природного газа подпадает под признаки чрезвычайной ситуации. Удовлетворение требований Прокурора о приостановке деятельности возможно только при условии заведомого нарушения законодательства Российской Федерации. Используя аналогию закона, ОАО «Норильскгазпром» обращает внимание на положения статьи <данные изъяты> КоАП РФ, где в силу части второй при административном приостановлении деятельности не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения. С момента истечения срока действия лицензии какие-либо изменения в технологическом процессе ОАО «Норильскгазпром», могущие причинить вред жизни или здоровью населению, окружающей среде не происходили, какие-либо обстоятельства, связанные с возможностью причинения вреда жизни или здоровью населения, окружающей среде не возникали. Формальное истечение срока действия лицензии по обращению с опасными отходами не свидетельствует о возникновении угрозы жизни или здоровью населения или вреда окружающей среде. Доказательства такой угрозы прокурором в материалы дела не представлены. Весь объем добываемого ОАО «Норильскгазпром» и поставляемого природного газа используется для нужд Норильского промышленного района, таким образом, учитывая все вышеизложенное, ОАО «Норильскгазпром» считает, что удовлетворение исковых требований прокурора повлечет за собой нарушение законных прав ответчика в области своей экономической деятельности в виде реального причинения убытков, может привести к нарушению жизнеобеспечения Норильского промышленного района, в связи с чем исковые требования прокурора не основаны на требованиях законодательства и удовлетворению не подлежат (<данные изъяты>

Указанные письменные возражения, дополнения к ним и представленные ответчиком доказательства были заблаговременно направлены прокурору Тазовского района ЯНАО (<данные изъяты>), однако каких-либо дополнительных доказательств по иску прокурором не представлено.

В судебном заседании представители ОАО «Норильскгазпром» Усанов М.И., Квитка В.Г., Толкачев Ю.В. и Смирнова А.В., действующие на основании доверенностей (<данные изъяты>), иск прокурора не признали, полностью подтвердив ранее представленные письменные возражения и дав аналогичные пояснения в судебном заседании. Усанов М.И. при этом обратил внимание, что прокурором не представлено доказательств наличия причиненного ОАО «Норильскгазпром» вреда либо угрозы причинения вреда, пояснив, что иск является формальным, однако прокурором не учтено, что ОАО «Норильскгазпром» не бездействует, принимает все возможные меры для получения лицензии, однако по независящим от ответчика обстоятельствам до настоящего времени лицензия не получена. Удовлетворение же иска прокурора приведет к нарушению жизнеобеспечения Норильского промышленного района, поскольку газ, поставляемый ответчиком, является безальтернативным источником энергии для города, каких-либо резервных источников, альтернативных поставщиков либо запасов энергии не существует, отходы I-IV класса опасности естественным образом образуются в процессе указанной производственной деятельности ответчика и приостановление деятельности ОАО «Норильскгазпром» по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов I-IV класса опасности неизбежно повлечет приостановление деятельности ОАО «Норильскгазпром» по обеспечению газом Норильского промышленного района, что повлечет необратимые последствия для всего населения и промышленных предприятий, а также необходимость эвакуации населения с учетом наступающего зимнего периода.

Выслушав пояснения представителей ОАО «Норильскгазпром», изучив представленные доказательства, суд считает необходимым в удовлетворении заявленного иска прокурора Тазовского района ЯНАО отказать по следующим основаниям.

В силу статьи 17 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и статьи 9 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности подлежит лицензированию.

Согласно статье 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое); лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории; норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции; паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе; вид отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

На основании пункта 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В силу пункта 2 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайной ситуацией признается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

В судебном заседании установлено следующее:

ОАО «Норильскгазпром» зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ в Администрации г. Норильска за , в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись ОГРН , что подтверждается Уставом (<данные изъяты>), свидетельством о государственной регистрации (<данные изъяты>).

Видами деятельности ОАО «Норильскгазпром» являются: эксплуатационное и поисково-разведочное бурение скважин; добыча и транспортировка природного газа и газового конденсата; переработка газа и газового конденсата; строительство объектов магистральных нефтегазопродуктопроводов; эксплуатация объектов магистральных нефтегазопродуктопроводов; строительство производств и объектов для газовой промышленности; эксплуатация производств и объектов газовой промышленности, ремонт и монтаж бурового нефтегазопромыслового оборудования, что подтверждается Уставом (<данные изъяты>).

Основной производственной деятельностью ОАО «Норильскгазпром» фактически является добыча и транспортировка природного газа и газового конденсата с Мессояхского газового, Северо-Соленинского и Южно-Соленинского газоконденсатных месторождений, расположенных, в том числе, на территории Тазовского района ЯНАО, для нужд городов Норильск и Дудинка, поселков Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края, что подтверждается пояснениями представителей ответчика, сведениями по добыче газа (<данные изъяты>), справками (<данные изъяты>), протоколами заседаний с участием представителей Федерального агентства по недропользованию (<данные изъяты>), сведениями о магистральном газопроводном транспорте (<данные изъяты>) и не опровергается истцом.

До ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Норильскгазпром» осуществляло деятельность по обращению с опасными отходами на основании лицензии ).

В ДД.ММ.ГГГГ году в природоохранном законодательстве произошли изменения, исключившие возможность получения ОАО «Норильскгазпром» лицензии на новый срок до проведения ряда мероприятий: согласно подпункту «е» пункта 3 «Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности», введенному в действие Постановлением Правительства РФ от 15.06.2009 N486, одним из лицензионных требований является наличие у соискателя лицензии положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-IV класса опасности. На момент окончания срока действия лицензии ОАО «Норильскгазпром» эксплуатировало полигоны для размещения отходов, не соответствующие требованиям к обустройству и без проектной документации (при этом соответствующие землеотводы были выделены). В связи с появлением вышеупомянутого подпункта «е», получение ОАО «Норильскгазпром» лицензии на деятельность по обращению с отходами и, соответственно, лимитов на их размещение, стало невозможным до момента разработки проектов строительства полигонов для захоронения ТБиПО (Северо-Соленинское ГКМ, Южно-Соленинское ГКМ, Мессояхское ГМ, п. Тухард) и получения положительного заключения государственной экологической экспертизы на проектную документацию. Согласно Приказу Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 25.02.2010 года №50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые размещают отходы I-IV класса опасности на эксплуатируемых ими объектах размещения отходов, нормативы образования отходов I-IV класса опасности и лимиты на их размещение утверждаются на срок действия лицензии на деятельность по обращению с отходами на основе разработанного в соответствии с требованиями Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Таким образом, в настоящее время ОАО «Норильскгазпром» не могут быть получены лимиты на размещение отходов в связи с отсутствием лицензии на деятельность по обращению с отходами, для чего, в свою очередь, необходимо положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-IV классов опасности. Указанный документ у ОАО «Норильскгазпром» отсутствует, для его получения требуется значительное время.

В настоящее время ОАО «Норильскгазпром» планомерно ведется работа, направленная на получение лицензии в максимально возможно короткие сроки: в ДД.ММ.ГГГГ года начата работа по разработке технических условий и заданий на проектирование полигонов для захоронения ТБиПО (Северо-Соленинское ГКМ, Южно-Соленинское ГКМ, Мессояхское ГМ, п. Тухард). Данные работы были выполнены ДД.ММ.ГГГГ; в ДД.ММ.ГГГГ года Норильский филиал «Института «Норильскпроект» ООО «Институт Гипроникель» рассмотрел подготовленные Обществом технические условия на строительство полигонов и запросил недостающую для разработки проектной документации информацию; в ДД.ММ.ГГГГ года ООО «Гипроникель» запросил недостающую информацию для разработки проектно-сметной документации; ОАО «Норильскгазпром предоставило недостающую информацию; ДД.ММ.ГГГГ на устный запрос специалистов ООО «Гипроникель» были направлены дополнения к техническим условиям на разработку ПСД по проектам строительства полигонов ТБиПО в п. Тухард, на территориях Мессояхского ГМ, Северо-Соленинского и Южно-Соленинского ГКМ; в ДД.ММ.ГГГГ года в адрес ОАО «Норильскгазпром» были направлены на рассмотрение технические задания на выполнение первого этапа инженерных изысканий на «Строительство полигонов для захоронения ТБиПО (Северо-Соленинское ГКМ, Южно-Соленинское ГКМ, Мессояхское ГМ, п. Тухард)»; ДД.ММ.ГГГГ в Норильский филиал «Институт «Норильскпроект» ООО «Институт Гипроникель» были направлены откорректированные дополнения к техническим условиям на проектирование; в ДД.ММ.ГГГГ года были утверждены технические задания на выполнение инженерных изысканий по объектам строительства полигонов для захоронения твердых бытовых и промышленных отходов на территории Северо-Соленинского ГКМ и Южно-Соленинского ГКМ и направлены в НФ «Институт «Норильскпроект» ООО «Институт Гипроникель»; со специалистами ООО «Институт Гипроникель» НФ «Институт «Норильскпроект» на постоянной основе проводились рабочие совещания в целях скорейшей реализации разработки проектов строительства полигонов ТБО; в апреле и ДД.ММ.ГГГГ года Обществом было проведено обучение по экологическим программам для сотрудников Аппарата управления, ИТР и рабочих специальностей, что также является одним из основных требований для получения лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности с получением свидетельств (сертификатов) и удостоверений, подтверждающих профессиональную подготовку работников на право работы с опасными отходами; в ДД.ММ.ГГГГ года утверждены откорректированные Бизнес-планы на проекты: «Строительство полигона для захоронения твердых бытовых и промышленных отходов. Северо-Соленинское ГКМ» и «Строительство полигона для захоронения твердых бытовых и промышленных отходов. Южно-Соленинское ГКМ». Согласно утвержденным бизнес-планам, сроки разработки проектной документации НФ «Институт «Норильскпроект» ООО «Институт Гипроникель» директивно сокращены, относительно планируемых ранее, с окончанием работ в 4 квартале текущего года. Срок получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации по объектам строительства – полигонам для захоронения ТБиПО (Северо-Соленинское ГКМ, Южно-Соленинское ГКМ) – установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями представителей ответчиков, соответствующими материалами дела (<данные изъяты>) и не опровергаются истцом.

В результате производственной деятельности подразделений газовых промыслов ОАО «Норильскгазпром», действующих на территории Тазовского района ЯНАО, образуются отходы I-IV класса опасности:

Отходы I класса опасности - ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки, отработанные и брак;

Отходы II класса опасности - кислота аккумуляторная серная отработанная;

Отходы III класса опасности - масла гидравлические отработанные, не содержащие галогены, масла индустриальные отработанные, масла компрессорные отработанные, масла трансмиссионные отработанные, масла трансмиссионные отработанные, масла моторные отработанные, масла трансформаторные отработанные, не содержащие галогены, полихлорированные дифенилы и терфенилы, аккумуляторы свинцовые отработанные неразобранные, со слитым электролитом, шлам очистки трубопроводов и емкостей (бочек, контейнеров, цистерн, гудронаторов) от нефти и нефтепродуктов (конденсата), отходы при добыче нефти и газа (хлористый калий);

Отходы IV класса опасности - абразивная пыль и порошок от шлифования черных металлов (с содержанием металла менее 50 %); отходы лакокрасочных средств (тара из-под лакокрасочных материалов); лом и отходы, содержащие оцинкованную сталь загрязненные, с содержанием горюче-смазочных материалов менее 15% (тара из-под нефтепродуктов); медицинские отходы (терапевтические дезинфицированные); мусор строительный от разборки зданий; обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел менее 15%); отходы (осадки) при механической и биологической очистке сточных вод; отходы древесных строительных лесоматериалов, в том числе от сноса и разборки строений; отходы минерального волокна (отходы минваты, содержащие фенол и фенольные соединения); песок, загрязненный маслами (содержание масел менее 15 %); покрышки отработанные; пыль гипсовая; пыль черных металлов незагрязненная; резиноасбестовые отходы, в том числе отработанные и брак; мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); отходы бумаги и картона с пропиткой и покрытиями (отработанные воздушные фильтры); отходы бумаги и картона с пропиткой и покрытиями (отработанные масляные фильтры); отходы бумаги и картона с пропиткой и покрытиями (отработанные топливные фильтры); отходы при добыче нефти и газа (карбокилметилцеллюлоза - КМЦ); отходы при добыче нефти и газа (глина для буровых растворов).

Указанные обстоятельства подтверждаются сведениями об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за ДД.ММ.ГГГГ год (), проектом нормативов образования отходов (<данные изъяты>), паспортами опасных отходов (<данные изъяты>), справками по отходам (<данные изъяты>), и не опровергаются истцом.

В результате производственной деятельности за ДД.ММ.ГГГГ год образовалось всего:

отходов I класса опасности - 0,975 тонн (а также 0,375 тонн на начало ДД.ММ.ГГГГ года);

отходов II класса опасности – 0, 432 тонн;

отходов III класса опасности – 13,939 тонн (а также 78,357 тонн на начало ДД.ММ.ГГГГ года);

отходов IV класса опасности – 183,491 тонн;

при этом на начало ДД.ММ.ГГГГ года на предприятии также находилось 78,732 тонн опасных отходов I-IV класса опасности (4580,491 – 4501,759 = 78,732, где: 4580,491 тонн всего отходов на начало ДД.ММ.ГГГГ года, 4501,759 – отходов V класса опасности), что подтверждается сведениями об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за ДД.ММ.ГГГГ год (<данные изъяты>), проектом нормативов образования отходов (<данные изъяты>), паспортами опасных отходов (<данные изъяты>) и не опровергается истцом.

Отходы I класса опасности вывозятся с газовых промыслов в п. Тухард и во время летней навигации вывозятся Енисейским пароходством в г. Красноярск, где передаются лицензированным предприятиям на утилизацию, согласно заключаемым договорам.

Отходы II класса опасности обезвреживается на предприятии путем нейтрализации гашеной известью в специально оборудованных помещениях, в результате чего образуется отход - пыль гипсовая IV класса опасности, который подлежит захоронению на полигоне ТБО.

Отходы III класса опасности: при подготовке отработанных аккумуляторов к хранению из них производится слив электролита в подготовленную емкость в специально оборудованных помещениях. Отходы отработанной аккумуляторной серной кислоты не хранятся, а подлежат обезвреживанию (нейтрализации).

Отработанные аккумуляторы накапливаются и вывозятся в п. Тухард для последующей отправки в г. Красноярск во время летней навигации и передачи лицензированным предприятиям на переработку, согласно заключаемым договорам.

Отходы при добыче нефти и газа (хлористый калий) подлежат использованию в технологическом процессе при капитальном ремонте скважин.

Отработанные масла собираются в металлические бочки из-под свежих масел с маркировкой. Бочки устанавливаются пробками вверх. Хранение бочек производится на специально выделенных площадках с обвалованием по периметру. При возможном разливе отработанных нефтепродуктов места загрязнения посыпаются песком, а затем загрязненный песок удаляется. При временном хранении отработанных нефтепродуктов соблюдаются требования пожарной безопасности. На каждом ГКМ имеется собственная пожарная часть.

По мере накопления отработанные нефтепродукты вывозятся в п. Тухард для последующей отправки в г. Красноярск во время летней навигации и передачи лицензированным предприятиям на переработку, согласно заключаемым договорам.

Отходы IV класса опасности подлежат захоронению на свалке твердых бытовых отходов.

Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями представителей ответчика, материалами дела и не опровергаются истцом.

Таким образом, деятельность ОАО «Норильскгазпром» в сфере сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, размещения опасных отходов в отсутствие выданной в установленном порядке лицензии и утвержденных лимитов на размещение отходов, формально осуществляется в нарушение требований действующего законодательства.

Вместе с тем, суд находит необоснованным требование прокурора о приостановлении указанной деятельности, по следующим основаниям.

В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации суд может отказать в иске о приостановлении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление противоречит общественным интересам.

Основной производственной деятельностью ОАО «Норильскгазпром» является добыча и транспортировка природного газа и газового конденсата с Мессояхского газового, Северо-Соленинского и Южно-Соленинского газоконденсатных месторождений, расположенных, в том числе, на территории Тазовского района ЯНАО, для нужд городов Норильск и Дудинка, поселков Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края, что подтверждается пояснениями представителей ответчика, материалами дела: сведениями по добыче газа (<данные изъяты>), справками (<данные изъяты>), протоколами заседаний с участием представителей Федерального агентства по недропользованию (<данные изъяты>), сведениями о магистральном газопроводном транспорте (<данные изъяты>) и иными материалами дела, а также не опровергается истцом.

Приостановление деятельности ОАО «Норильскгазпром» в сфере сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, размещения опасных отходов с технологической точки зрения повлечет невозможность деятельности предприятия по добыче, транспортировке и подаче природного газа потребителям, поскольку с неизбежностью вызовет невозможность эксплуатации автотранспортных средств, вывод газопроводов из эксплуатации, прекращение газоснабжения, невозможность технического обслуживания оборудования вспомогательного назначения, прекращение его эксплуатации, остановку насосного парка месторождений, невозможность технического обслуживания оборудования, прекращение его эксплуатации; консервацию скважин без возможности пуска скважин, постепенное выбытие трубопроводов в ремонт, невозможность проведения буровых работ и последующую эвакуацию рабочих с промыслов, что подтверждается пояснениями представителей ответчика, проектом нормативов образования отходов (<данные изъяты>), паспортами опасных отходов (<данные изъяты>), справками по отходам (<данные изъяты>), иными материалами дела и не опровергается истцом.

Из представленных доказательств следует, что Норильский промышленный район и Таймырский район являются энергетически замкнутыми, добычу газа осуществляют ОАО «Норильскгазпром» и ОАО «Таймыргаз». Газ используется для выработки электроэнергии и тепла, при этом весь добываемый на месторождениях природный газ используется для внутренних нужд района и предприятий ОАО «ГМК «Норильский никель», что подтверждается справками (<данные изъяты>), протоколами заседаний с участием представителей Федерального агентства по недропользованию (<данные изъяты>), сведениями о магистральном газопроводном транспорте (<данные изъяты>) и иными материалами дела.

Основным видом топлива для ТЭЦ и котельных ОАО «Норильско-Таймырская энергетическая компания» - поставщика электрической и тепловой энергии для нужд населения и промышленных предприятий Норильского промышленного района и Таймырского района, является природный газ, поставляемый ОАО «Норильскгазпром» и ОАО «Таймыргаз», что подтверждается пояснениями представителей ответчика, справками (<данные изъяты>), сведениями (<данные изъяты>) и не опровергается истцом.

72,9 % продукции ОАО «Норильско-Таймырская энергетическая компания» потребляет ОАО «ГМК «Норильский никель» и его дочерние и зависимые общества, что подтверждается сведениями (<данные изъяты>).

При этом в балансе газа, поставляемого для внутренних нужд Норильского и Таймырского районов, доля газа, добытого непосредственно ОАО «Норильскгазпром», составляет 50,55 % (1 082 535 / 2 141 550 * 100% = 50,55, где: 1 082 535 – тыс. куб. м. газа поступившего от собственной добычи ОАО «Норильскгазпром» по состоянию на август 2011 года», 2 141 550 - тыс. куб. м. газа добытого по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года всего и поставленного потребителям по газопроводу, принадлежащего ОАО «Норильскгазпром»), что подтверждается сведениями о магистральном газопроводном транспорте (<данные изъяты>).

Из материалов дела установлено, что доля газа, добытого ОАО «Норильскгазпром» на территории Тазовского района на границах лицензионных участков Южно-Соленинского, Северо-Соленинского месторождений и Мессояхского газового месторождения, в общем объеме добытого ОАО «Норильскгазпром» газа составляла в ДД.ММ.ГГГГ года 89,74% (173,024 тыс. куб. м. / 192,797 тыс. куб. м. * 100% = ~ 89,74%), а в ДД.ММ.ГГГГ года составляла 91,48 % (75,133 тыс. куб. м. / 82,134 тыс. куб. м. * 100% = ~91,48), где: 1 показатель – добытый газ на указанных месторождениях, 2- общий объем газа за соответствующий месяц), что подтверждается информацией о добыче газа (<данные изъяты>).

Также из статистических сведений следует, что из общего объема добытого газа - 2 141 550 тыс. куб. м., 2 109 738 тыс. куб. м. было подано потребителям (98,51% от общего объема: 2 109 738 / 2 141 550 * 100%) и весь указанный объем газа использован для внутренних нужд Норильского промышленного района и Таймырского района, что подтверждается протоколами заседаний с участием представителей Федерального агентства по недропользованию (<данные изъяты>), сведениями о магистральном газопроводном транспорте (<данные изъяты>

Из указанных фактических и статистических данных с очевидностью следует, что природный газ, добываемый ОАО «Норильскгазпром» на территории Тазовского района ЯНАО на границах лицензионных участков Южно-Соленинского, Северо-Соленинского месторождений и Мессояхского газового месторождения, является неотъемлемой и значительной (около 45%) составляющей общего топливного баланса Норильского промышленного и Таймырского районов, а приостановка добычи газа на указанных лицензионных участках повлечет, несомненно, невозможность должного обеспечения электрической и тепловой энергией как населения указанных районов, так промышленных предприятий.

Также из материалов дела установлено, что помимо собственной добычи природного газа, а также его последующей транспортировки и подаче потребителям, ОАО «Норильскгазпром» также осуществляет транспортировку и подачу природного газа, добытого и переданного со стороны ОАО «Таймыргаз», что подтверждается информацией о добыче газа (<данные изъяты>), сведениями о магистральном газопроводном транспорте (<данные изъяты>).

.

При этом существующая система газопроводов обеспечивает передачу газа ОАО «Таймыргаз» через газопровод, проходящий через лицензионные участки Южно-Соленинского, Северо-Соленинского месторождений и Мессояхского газового месторождения, расположенных в ненаселенных участках территории Тазовского района ЯНАО, что подтверждается схемой газопроводов (<данные изъяты>) и не оспаривается истцом.

Таким образом, приостановление деятельности ОАО «Норильскгазпром» в сфере сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, размещения опасных отходов с технологической точки зрения повлечет и невозможность транспортировки газа по существующей системе газопроводов от второго поставщика топлива.

Альтернативной системы газопроводов в обход указанных месторождений не существует, что подтверждается схемой газопроводов (<данные изъяты> и не оспаривается истцом.

Как следует из представленных доказательств, резервные мощности и запасы природного газа для Норильского промышленного района и Таймырского района отсутствуют, альтернативы данному виду топлива нет, что подтверждается пояснениями представителей ответчика, сведениями (<данные изъяты>), протоколами заседаний (<данные изъяты>), сведениями о магистральном газопроводном транспорте (<данные изъяты>) и не опровергается истцом.

Исходя из географического положения Южно-Соленинского, Северо-Соленинского месторождений и Мессояхского газового месторождения и суровых климатических условий добычи и транспортировки газа по газопроводу от указанных месторождений, отсутствует возможность вывоза с данной территории всех отходов, образующихся в ходе добычи и транспортировки газа.

Таким образом, с технологической точки зрения приостановка подачи газа с указанных месторождений в результате приостановления деятельности ОАО «Норильскгазпром» в сфере сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, размещения опасных отходов приведет к отсутствию возможности в полной мере производить отпуск тепла подразделениями ОАО «ГМК «Норильский никель» и ОАО «Норильско-Таймырская энергетическая компания», включая горячее водоснабжение, населению городов Дудинка, Норильск (районы - Центральный, Талнах и Кайеркан, жилое образование Оганер), а также отпуск тепла промышленным предприятиям.

С приближением низких температур ставится под угрозу нормальная работа систем холодного водоснабжения и канализации в жилых, общественных и производственных зданиях. Дальнейшее развитие событий может повлечь за собой необходимость опорожнения систем тепловодоснабжения и канализации. При неблагоприятных погодных факторах появится вероятность частичной эвакуации населения за пределы территории района. ОАО «Норильскгазпром» является предприятием, деятельность которого направлена на обеспечение жизнедеятельности всего Норильского промышленного района, и даже ограничение (не говоря о полном прекращении) поставок природного газа подпадает под признаки чрезвычайной ситуации.

Таким образом, приостановление деятельности ОАО «Норильскгазпром» в сфере сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, размещения опасных отходов повлечет необратимые негативные последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения и в итоге образует наличие чрезвычайной ситуации, что явно противоречит общественным интересам.

Учитывая изложенное, суд считает необходимым отказать в удовлетворении требования прокурора о приостановлении деятельности ОАО «Норильскгазпром» в сфере сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, размещения опасных отходов.

При этом суд дополнительно учитывает, что с момента истечения срока действия лицензии какие-либо изменения в технологическом процессе ОАО «Норильскгазпром», которые могут причинить вред жизни или здоровью населению, окружающей среде, не происходили, какие-либо обстоятельства, связанные с возможностью причинения вреда жизни или здоровью населения, окружающей среде, не возникали.

Формальное истечение срока действия лицензии по обращению с опасными отходами не свидетельствует о возникновении угрозы жизни или здоровью населения или вреда окружающей среде.

Суд также принимает во внимание, что ОАО «Норильскгазпром» реально принимает весь объем зависящих от него мер по получению в максимально короткие сроки положительного заключения государственной экспертизы проектной документации по объектам строительства – полигонам для захоронения ТБиПО и последующего получения соответствующей лицензии, срок получения указанных документов реально возможен в течение 3-4 кварталов ДД.ММ.ГГГГ года, а длительность получения указанных документов вызвана географическим расположением месторождений, суровыми климатическими особенностями региона и отсутствием транспортной инфраструктуры.

Согласно части 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Возражения, дополнения к ним и доказательства, подтверждающие доводы представителей ответчика, были направлены прокурору (<данные изъяты>), однако прокурором дополнительных доводов и доказательств, опровергающих пояснения представителей ответчика, суду не представлены.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.

В силу части 3 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов.

Таким образом, рассматриваемое в данном исковом производстве требование о приостановлении деятельности является способом защиты интересов, указанных прокурором в исковом заявлении, а заявленное требование о признании незаконной деятельности не является способом защиты права (интереса) и неразрывно связано с требованием о приостановлении деятельности.

Учитывая, что суд не находит оснований для приостановления деятельности ОАО «Норильскгазпром» в сфере сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, размещения опасных отходов, в целом заявленный иск не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 45, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении иска И.о. прокурора Тазовского района Ямало-Ненецкого автономного округа в интересах Российской Федерации, муниципального образования Тазовский район, неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Норильскгазпром» о приостановлении деятельности в сфере обращения с опасными отходами - отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Норильский городской суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий С.В. Крючков