ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1787/2022 от 17.08.2022 Щекинского районного суда (Тульская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 августа 2022 г. г.Щекино Тульской области

Щекинский межрайонный суд Тульской области в составе:

председательствующего Петрова В.С.,

при секретаре Соколовой К.Е.,

с участием представителя ответчика - ООО «Хартия» - ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-1787/2022 по иску ФИО2, ФИО3, ФИО4 к ООО «Хартия» в лице филиала «Тульский», администрации МО Яснополянское Щекинского района об обязании осуществить перерасчет стоимости коммунальной услуги, ликвидировать лицевой счет на оплату коммунальной услуги, компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

ФИО2, ФИО3, ФИО4 обратились в суд с иском к ООО «Хартия» в лице филиала «Тульский» об обязании осуществить перерасчет стоимости коммунальной услуги, ликвидировать лицевой счет на оплату коммунальной услуги, компенсации морального вреда.

Исковые требования мотивированы тем, что ФИО2, ФИО3, ФИО4 на праве общей долевой собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: (доля в праве у ФИО2 - 1/6, у ФИО3 - 1/3, у ФИО4 - 1/6).

ООО «Хартия» имеет статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на территории Щекинского района Тульской области, это лицо осуществляет деятельность по транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО.

Коммунальная услуга «Обращение с ТКО» жителям домовладений с по по в оказывается с места (площадки) накопления ТКО, расположенного по адресу: .

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ вывоз ТКО с мест накопления ТКО в осуществлялся ООО «Хартия» нерегулярно с превышением установленной периодичности, не подбирался мусор, выпавший при погрузке, не вывозились своевременно крупногабаритные отходы (КГО), ООО «Хартия» не предоставило ФИО5 информацию о месте сбора ТКО для принадлежащего им жилого дома, о периодичности и графике вывоза ТКО и КГО, ООО «Хартия» принуждало М-вых пользоваться другими контейнерами, расположенными в .

ФИО2, ФИО3, ФИО4 просят суд обязать ООО «Хартия» снизить начисленную стоимость коммунальной услуги «Обращение с ТКО» по их домовладению по адресу: , до размера в 4501 руб. 28 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ согласно представленному расчету, взыскать с ООО «Хартия» денежную компенсацию морального вреда, причиненного им нарушением прав потребителя, в сумме 15000 руб. (по 5000 руб. в пользу каждого), штраф за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя.

Кроме того, они просят суд обязать ООО «Хартия» ликвидировать лицевой счет по коммунальной услуге «Обращение с ТКО» по адресу: , поскольку этот жилой дом признан непригодным для проживания.

До начала судебного заседания в суд поступило заявление М-вых от ДД.ММ.ГГГГ об увеличении исковых требований, в котором они просят также обязать ООО «Хартия» обеспечить раздельный сбор ТКО на основании фактического объема вывезенных контейнеров и периодичности вывоза по требованию (на основе устной или письменной заявки) потребителя, при раздельном накоплении сортированных отходов для их домовладения.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация МО Яснополянское Щекинского района.

В судебном заседании представитель ответчика - ООО «Хартия» по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 иск М-вых не признала, сославшись на отсутствие правовых оснований для его удовлетворения.

Истцы ФИО2, ФИО3, ФИО4, представитель ответчика - администрации МО Яснополянское Щекинского района в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом; до начала судебного заседания в суд поступило ходатайство М-вых об отложении разбирательства дела, мотивированное их нахождением на территории по семейным обстоятельствам для решения вопросов подготовки жилья к зимнему сезону родителей; между тем, это обстоятельство не является уважительной причиной их неявки в судебное заседание, поскольку о существовании этого обстоятельства М-вы должны были узнать задолго до предъявления в суд рассматриваемого иска, с такими же ходатайствами они обращались в суд и ранее (до проведения по делу ДД.ММ.ГГГГ беседы в порядке подготовки дела к судебному разбирательству и до проведения по делу ДД.ММ.ГГГГ судебного заседания); кроме того, М-вы были не лишены возможности воспользоваться юридической помощью представителя для защиты их интересов, инициировать вопрос об их опросе с использованием системы видеоконференц - связи. Дело рассмотрено судом в их отсутствие.

Определениями суда от 17 августа 2022 г. исковое заявление М-вых в части требования об обязании ООО «Хартия» ликвидировать лицевой счет по коммунальной услуге «Обращение с ТКО» по адресу: , оставлено без рассмотрения; в удовлетворении ходатайства о принятии заявления М-вых от ДД.ММ.ГГГГ об увеличении исковых требований отказано.

Выслушав объяснения явившегося в судебное заседание лица, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ФИО2, ФИО3, ФИО4 на праве общей долевой собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: (доля в праве у ФИО2 - 1/6, у ФИО3 - 1/3, у ФИО4 - 1/6).

ООО «Хартия» имеет статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на территории Щекинского района Тульской области, это лицо осуществляет деятельность по транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО.

Предъявляя в суд рассматриваемый иск и требуя обязать ООО «Хартия» снизить начисленную стоимость коммунальной услуги «Обращение с ТКО» по их домовладению по адресу: , до размера в 4501 руб. 28 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, ФИО3, ФИО4 указывают на то, что в этот период вывоз ТКО с мест накопления ТКО в осуществлялся ООО «Хартия» нерегулярно с превышением установленной периодичности, не подбирался мусор, выпавший при погрузке, не вывозились своевременно крупногабаритные отходы (КГО), ООО «Хартия» не предоставило ФИО5 информацию о месте сбора ТКО для принадлежащего им жилого дома, о периодичности и графике вывоза ТКО и КГО, ООО «Хартия» принуждало М-вых пользоваться другими контейнерами, расположенными в .

Суд не может согласиться с этой их позицией в связи с недоказанностью обстоятельств, положенных в основу их исковых требований, исходя из следующего.

Согласно ч.1 ст.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии со ст.ст.56, 57 этого Кодекса каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Согласно ст.1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (п.3). Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (п.4).

В силу ст.10 того же Кодекса не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом) (п.1). В случае несоблюдения требований, предусмотренных п.1 этой статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом (п.2). Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (п.5).

Согласно ст.309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В силу п.1 ст.420 этого Кодекса договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Согласно п.1 ст.422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.

В соответствии с п.1 ст.425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

В соответствии с п.1 ст.10 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация о товарах (работах, услугах) в соответствии с п.2 ст.8 этого Закона должна доводиться до сведения потребителя в наглядной и доступной форме в объеме, указанном в п.2 ст.10 этого Закона.

Согласно ч.3 ст.30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей этого Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (ч.5 этой статьи).

Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами регламентирован разделом I1 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156. Этим же постановлением Правительства Российской Федерации утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии со ст.153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (ч.1). Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного ч.3 ст.169 этого Кодекса (п.5 ч.2).

Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги определена в ст.154 указанного Кодекса.

В силу ч.2 этой статьи плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.

В силу ч.4 этой статьи плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Правиларавила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354) регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (п.1).

Требования к качеству коммунальной услуги «Обращение с ТКО» регламентированы разделом VII приложения № 1 к указанным Правилам; согласно п.17 этого приложения вывоз твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления должен осуществляться в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).

Разделом IX этих Правил определены случаи и основания изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Так, согласно п.98 этих Правил при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, установлен разделом X этих Правил.

Согласно п.105 Правил при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно - диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем, а в случаях, предусмотренных подп."б", "г" - "ж" п.17 этих Правил, - аварийно - диспетчерскую службу, деятельность которой организована управляющей организацией, товариществом или кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом.

При этом сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно - диспетчерской службой (п.106 Правил).

В случае если сотруднику аварийно - диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги (п.108 Правил).

По окончании проверки составляется акт проверки. Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги. Если в ходе проверки возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в приложении № 1 к этим Правилам параметров качества коммунальной услуги, то акт проверки составляется в соответствии с п.110 этих Правил (п.109 Правил).

Если в ходе проверки между потребителем (или его представителем) и исполнителем, иными заинтересованными участниками проверки возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в приложении № 1 к этим Правилам параметров качества коммунальной услуги, то потребитель и исполнитель, иные заинтересованные участники проверки определяют в соответствии с этим пунктом порядок проведения дальнейшей проверки качества коммунальной услуги. Любой заинтересованный участник проверки вправе инициировать проведение экспертизы качества коммунальной услуги (п.110 Правил).

В случае непроведения исполнителем проверки в срок, установленный в п.108 этих Правил, а также в случае невозможности уведомить его о факте нарушения качества предоставляемых услуг в связи с ненадлежащей организацией работы круглосуточной аварийной службы потребитель вправе составить акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг в отсутствие исполнителя (п.1101 Правил).

ООО «Хартия», как уже отмечалось, имеет статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на территории Щекинского района Тульской области, это лицо осуществляет деятельность по транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО.

Коммунальная услуга «Обращение с ТКО» жителям домовладений с по по в оказывается с места (площадки) накопления ТКО, расположенного по адресу: .

Сведений о том, что М-вы обращались в ООО «Хартия» за перерасчетом (изменением) размера платы за коммунальные услуги «Обращение с ТКО» в указанный период (разделы VIII, IX Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов), материалы дела не содержат, в ходе судебного разбирательства по делу отвечающие требованиям относимости, допустимости, достоверности доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, суду они не представляли, в исковом заявлении на такие доказательства не ссылались.

Нет в материалах дела и сведений о том, что ими был соблюден порядок установления факта предоставления этой коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, установленный разделом X этих Правил. Проведенная ими видеофиксация о соблюдении этого порядка не свидетельствует.

Как уже отмечалось, постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно п.16 этого типового договора в случае нарушения региональным оператором обязательств по этому договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем. Региональный оператор в течение 3 рабочих дней со дня получения акта подписывает его и направляет потребителю. В случае несогласия с содержанием акта региональный оператор вправе написать возражение на акт с мотивированным указанием причин своего несогласия и направить такое возражение потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения акта. В случае невозможности устранения нарушений в сроки, предложенные потребителем, региональный оператор предлагает иные сроки для устранения выявленных нарушений.

Упомянутые в этом пункте акты о нарушении региональным оператором обязательств по договору М-выми суду не представлялись.

Предъявляя в суд рассматриваемый иск, М-вы указывают на то, что ООО «Хартия» не предоставило им информацию о месте сбора ТКО для принадлежащего им жилого дома, о периодичности и графике вывоза ТКО и КГО.

Между тем, М-выми не представлены суду доказательства того, что они обращались в ООО «Хартия» за предоставлением этой информации и это лицо отказалось или уклонилось от её предоставления.

Утверждение М-вых о том, что ООО «Хартия» принуждало их пользоваться другими контейнерами, расположенными в , также ничем объективно не подтверждено.

Исходя из этого, следует признать, что обстоятельства, положенные в основу исковых требований М-вых, касающиеся предоставления им в указанный период коммунальной услуги «Обращение с ТКО» ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, М-выми не доказаны.

В связи с отсутствием доказательств нарушения ООО «Хартия» прав потребителя требования М-вых о компенсации морального вреда и взыскании штрафа за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя не могут быть удовлетворены судом.

При таких обстоятельствах исковые требования ФИО2, ФИО3, ФИО4 не могут быть удовлетворены судом.

Руководствуясь ст.ст.194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении исковых требований ФИО2, ФИО3, ФИО4 об обязании осуществить перерасчет стоимости коммунальной услуги, компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Щекинский межрайонный суд Тульской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 24 августа 2022 г.

Председательствующий - подпись