РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 февраля 2024 года город Тула
Зареченский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Астаховой Г.Ф.,
при секретаре Барановой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области к индивидуальному предпринимателю ФИО1 об обязании совершить определенные действия,
установил:
Управление Роспотребнадзора по Тульской области обратилось к ИП ФИО1 с требованиями об обязании прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей, выразившееся в реализации табачной продукции в части повторной реализации одного и того же экземпляра товара не маркированного средствами идентификации, а также об обязании непозднее месяца со дня вступления в законную силу решения суда довести его до сведения потребителей через средства массовой информации.
В обоснование заявленных требований указано на то, что Управлением Роспотребнадзора по Тульской области на постоянной основе проводятся мероприятия без взаимодействия с контролируемыми лицами, а именно: наблюдение за соблюдением обязательных требований информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте Государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров по адресу: https://gov.crpt.ru/. Результаты проведения мониторинга безопасности оформляются в виде акта осмотра органом государственного контроля (надзора) сайта в сети «Интернет».
При проведении мониторинга безопасности с целью выявления нарушения требований законодательства субъектами предпринимательской деятельности по категории отклонения «повторные продажи», три раза был установлен один и тот же нарушитель обязательных требований по категории товара, подлежащего обязательной маркировке средствами идентификации «табачная продукция» - ИП ФИО1, а именно: ДД.ММ.ГГГГ был выявлен факт совершения участником оборота маркированных товаров операции «вывод из оборота» ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, а ДД.ММ.ГГГГ был выявлен факт совершения участником оборота маркированных товаров операции «вывод из оборота» ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, действия ИП ФИО1 по повторному выводу из оборота ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ табачной продукции – сигарет Camel Compact обладают признаками реализации табачной продукции без маркировки средствами идентификации.
При этом, правилами маркировки табачной, никотиносодержащей и безникотиновой продукции предусмотрен единственный возможный повторный вывод единицы товара – повторное введение товара в оборот. В таком случае хозяйствующий субъект обязан передать в систему маркировки информацию о возврате товара. Несмотря на это, сведений о повторном вводе ИП ФИО1, табачной продукции, указанной выше, в оборот, Государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров не содержит.
На основании выявленных нарушений обязательных требований, в отношении ИП ФИО1 были проведены профилактические мероприятия в виде объявления ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований. В данных предостережениях ИП ФИО1 было указано на необходимость принять меры по обеспечению обязательных требований п. 10 Постановления Правительства Российской Федерации №24 «Об утверждении Правил маркировки табачной, никотиносодержащей и безникотиновой продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировки средствами идентификации, в отношении табачной, никотиносодержащей и безникотиновой продукции», а именно: исключить реализацию табачной продукции без маркировки средствми идентификации, в том числе, повторно сформированными кодами идентификации; при реализации табачной продукции обеспечить передачу достоверных сведений в информационную систему мониторинга.
О результатах рассмотрения предостережений о недопустимости обязательных требований и принятых мерах ИП ФИО1 в адрес государственного органа не сообщал.
Представитель истца по доверенности ФИО2 в судебном заседании поддержал заявленные истцом требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик ИП ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом.
Представитель ответчика по доверенности ФИО3 в судебном заседании возражал об удовлетворении заявленных требований. В обоснование своих возражений указал на то, что, в данном случае имели место техническая ошибка и сбой программы «Честный знак», которую обслуживает ООО «Центр развития перспективных технологий». В связи с чем, ответственность за ненадлежащее обслуживание программного обеспечения должно нести ООО «Центр перспективных технологий», а не индивидуальный предприниматель.
Представитель третьего лица ООО «Центр развития перспективных технологий» - заместитель генерального директора ФИО4 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом. В представленном суду отзыве указал на то, что код маркировки после выводу соответствующего товара из оборота принимает статус «Выведен из оборота». Повторный вывод его из оборота возможен только в случае предварительного возврата товара продавцу потребителем и отражения возврата (обмена) в информационной системе мониторинга. Также указал на то, что повторные продажи – это реализация нескольких единиц товаров, маркированных средствами идентификации, содержащими одинаковый код маркировки.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что в соответствии с ч.2 ст. 57, ст.ст. 74 Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» должностным лицам Управления Роспотребнадзора по Тульской области было поручено провести наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров по адресу: https://gov.crpt.ru/ (задание от 07.09.2023 №276-16-2023 и от10.10.2023 №309-16-2023).
Пунктом п. 5, 16 Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации, участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, обязаны передавать информацию об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации, в информационную систему мониторинга и несут ответственность за полноту, достоверность и своевременность передачи ими информации об обороте таких товаров в информационную систему мониторинга в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2019 №515 «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров» настоящие Правила определяют порядок маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, включая правила формирования и нанесения средств идентификации и порядок представления участниками оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее - участник оборота товаров), оператору государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее соответственно - оператор, информационная система мониторинга), информации об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, для ее включения в информационную систему мониторинга.
Товары, сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации) не переданы в информационную систему мониторинга или переданы с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, считаются немаркированными (п. 10 постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2019 №515 «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров»).
Участники оборота товаров, определенные правилами маркировки отдельных товаров, в отношении которых вводится обязательная маркировка, представляют информацию о выводе из оборота товаров в информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрации выбытия, предоставляемых и обслуживаемых оператором на безвозмездной основе (п. 26 постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2019 №515 «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров»).
В силу п. 12 Правил маркировки табачной и никотиносодержащей продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной и никотиносодержащей продукции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №224 от 28.02.2019 при осуществлении ввода в оборот, оборота и вывода из оборота табачной продукции представление сведений в информационную систему мониторинга осуществляется участником оборота последовательно, в хронологическом порядке.
Все документы и сведения, направляемые участниками оборота табачной продукции в информационную систему мониторинга, соответствующие требованиям настоящих Правил, подлежат отражению в информационной системе мониторинга (пункт 13 Правил).
Согласно п. 41 Правил информационная система мониторинга не допускает повторного формирования (генерации) кода маркировки, содержащегося в средстве идентификации, нанесенном на упаковку табачной продукции или на этикетку.
Пунктом 87 Правил для дальнейшего оборота табачной продукции, ранее выведенной из оборота, заинтересованный участник оборота табачной продукции должен выполнить повторный ввод этой продукции в оборот.
Таким образом, Правилами предусмотрен единственный возможный повторный вывод единицы товара лишь в случае его повторного введения в оборот.
Согласно актов осмотра от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, при осуществлении мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом, на сайте Государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров по адресу: https://gov.crpt.ru/ обнаружено следующее: выявлен факт продажи ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО1 табачной продукции с кодом маркировки (средством идентификации) № и № повторно сформированными, что не соответствует п. 41 Правил маркировки табачной и никотиносодержащей продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной и никотиносодержащей продукции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №224 от 28.02.2019.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в отношении ИП ФИО1 были вынесены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований. В данных предостережениях ИП ФИО1 было указано на необходимость исключения реализации табачной продукции без маркировки средствами идентификации, в том числе, повторно сформированными кодами идентификации, а также на необходимость обеспечения при реализации табачной продукции передачи достоверных сведений в информационную систему мониторинга.
Допрошенный в качестве специалиста ФИО9 пояснил, что с ДД.ММ.ГГГГ он работает в ООО «Консультант» в должности эксперта. Также пояснил, что QR-код был введен для индивидуализации товара, чтобы индивидуальную упаковку товара можно было отследить от завода-изготовителя до потребителя. Поскольку QR-код является индивидуальным, с одним и тем же QR-кодом невозможно произвести действия дважды и дважды пробить один и тот же товар, это технически невозможно при надлежащей работе системы. Такое может произойти только из-за сбоя в системе. В таком случае ответственность должен нести человек, который обслуживает эту систему, но не индивидуальный предприниматель.
Из сообщения ООО «Центр развития перспективных технологий» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ, а также ДД.ММ.ГГГГ работа информационной системы мониторинга осуществлялась в штатном режиме. Время реагирования информационной системы мониторинга соответствовало условиям соглашения об уровне предоставления услуги, размещенного на сайте оператора честныйзнак.рф. От участника оборота товаров ИП ФИО1 в указанные даты обращений в службу технической поддержки не зафиксировано. Службой технической поддержки было зафиксировано обращение от данного участника оборота ДД.ММ.ГГГГ, но проблема не была связана с неработоспособностью информационной системы мониторинга. По вопросу возможности использования кода маркировки дважды указано следующее. В соответствии с п2 раздела I Правил маркировки табачной, никотиносодржащей и безникотиновой продукции средствами идентификации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2019 №224 «Об утверждении Правил маркировки табачной, никотиносодержащей и безникотиновой продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной, никотиносодержащей и безникотиновой продукции», код маркировки – это уникальная последовательность символов, формируется оператором, состоящая из кода идентификации и кода проверки, формируемая для целей идентификации потребительской и групповой упаковки табачной продукции. Код маркировки после вывода соответствующего товара из оборота принимает статус «выведен из оборота». Повторный вывод его из оборота возможен только в случае предварительного возврата товара продавцу потребителем и отражения возврата (обмена) в информационной системе мониторинга. Повторные продажи – это реализация нескольких единиц товаров, маркированных средствами идентификации, содержащими одинаковый код маркировки. Фиксация информационной системой мониторинга таких повторных продаж может свидетельствовать о следующем: о нанесении на товары, подлежащие обязательной маркировке средствами идентификации, идентичного средства идентификации на более чем один экземпляр продукции в нарушение обязательных требований, а также о возможном присутствии у участника оборота товаров нелегальных товаров; о допущении участником оборота товаров нарушения в части оформления возвратов (обмена) потребителями маркированных товаров; о допущении участником оборота товаров нарушения Федерального закона от 22.05.2023 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» в части направления в информационную систему мониторинга уведомлений о реализации маркированного товара в электронной форме с использованием контрольно-кассовой техники. В случае, когда участник оборота товаров при реализации нескольких товаров, маркированных средствами идентификации, осуществляет неоднократное сканирование одного и того же средства идентификации, и, соответственно, некорректно передает в информационную систему мониторинга сведения о реализации такой продукции.
С учетом изложенного, в ходе рассмотрения дела по существу установлено, что ИП ФИО1 реализует табачную продукцию без маркировки, предусмотренной законодательством Российской Федерации, а также с нарушением установленного порядка соответствующей маркировки.
Доказательств обратного, в порядке ст. ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороной ответчика суду представлено не было.
Таким образом, оценив по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, признав их достаточными, суд находит исковые требования Управления Роспотребнадзора по Тульской области подлежащими удовлетворению.
В силу абз. 2 ст. 46 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» при удовлетворении иска органа государственного надзора о прекращении противоправных действий изготовителя (продавца, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
Соответствующие разъяснения приведены в пункте 53 Постановления Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».
С учетом указанных положений и установленных обстоятельств суд приходит к выводу, что на ответчика необходимо возложить обязанность довести до сведения потребителей содержание принятого решения через средства массовой информации в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В силу ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации взысканию с ответчика в доход бюджета муниципального образования город Тула подлежит государственная пошлина в размере 300 руб., исчисленном по правилам п.п. 3 п.1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 (<данные изъяты>) прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей выразившееся в реализации табачной продукции в части повторной реализации одного и того же экземпляра товара не маркированного средствами идентификации.
Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 довести до сведения потребителей содержание принятого решения через средства массовой информации в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 в доход бюджета муниципального образования город Тула государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Зареченский районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 07 февраля 2024 года.
Председательствующий /подпись/ Г.Ф. Астахова
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>