РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 сентября 2018 года ....
Иркутский районный суд в составе: председательствующего судьи Коткиной О.П., при секретаре Юровой Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Иркутского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФКУ «Исправительная колония №», Главному управлению ФСИН России по .... о признании незаконным бездействия по непринятию мер по оборудованию подъемным устройством столовой для осужденных,
УСТАНОВИЛ:
Иркутский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, обращаясь в суд с настоящим иском, в обоснование заявленных требований с учетом уточнения, указал, что им была проведена проверка исполнения администрацией ФКУ ИК-19 ГУФСИН России по .... требований уголовного – исполнительного законодательства Российской Федерации при реализации прав осужденных инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры в рамках исполнительного учреждения, гарантированные ч.1 ст.7 Конституции Российской Федерации, Уголовно – исправительным законодательством Российской Федерации, Федерального закона от **/**/**** №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», требований Технического регламента безопасности зданий и сооружений и иных правовых актов.
На территории жилой зоны ФКУ ИК-19 расположено здание, в котором расположен клуб и столовая для осужденных по техническому паспорту «Клуб – столовая» - на первом этаже (клуб) и на втором этаже (столовая, в т.ч. обеденный зал) в разными входами в жилой зоне ФКУ ИК-19 по адресу: ...., р....., кадастровый №.
В ходе проведенной проверки **/**/**** было установлено, что ФКУ ИК-19 допускаются нарушения законодательства о социальной защите инвалидов. В частности, входы в клуб (зрительный зал для массовой воспитательной работы) и столовую для осужденных не оборудованы пандусами, а лестница на второй этаж столовой пандусами или подъемными устройствами.
В целях реализации осужденными к лишению свободы права, предусмотренного ч.1 ст.94 УИК РФ на демонстрацию фильмов и видеофильмов не реже одного раза в неделю на территории колонии функционирует клуб, в котором также проводятся культурно – массовые мероприятия, воспитательная работа с осужденными.
Названные нарушения, допущенные администрацией ФКУ ИК-19, препятствуют свободному доступу инвалидов в клуб и столовую, чем нарушаются предусмотренные федеральным законом возможности вышеуказанной категории лиц на беспрепятственный доступ к объектам инфраструктуры.
В целях устранения нарушений закона о социальной защите инвалидов прокуратурой **/**/**** в адрес начальника ФКУ ИК-19 внесено представление, согласно ответу от **/**/****, на которое инвалидам, проживающим в общежитии отряда №, пища доставляется в термосах. Денежные средства из федерального бюджета для выполнения мероприятий «Доступная среда» для лиц с ограниченными возможностями не выделялись. Однако подобное не является устранением нарушений закона.
С учетом частичного отказа от исковых требований, истец просит: признать незаконным бездействие Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по ....» и Главного управления ФСИН России по .... по непринятию мер по оборудованию подъемным устройствами столовую для осужденных, обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по ....» и Главное управление ФСИН России по .... в срок до **/**/**** оборудовать столовую для осужденных, расположенную по техническому паспорту на втором этаже этого же здания, подъемными устройствами, взыскать с ответчиков расходы по уплате государственной пошлины.
В судебном заседании представитель истца – помощник Иркутского прокурора А.Р.Р. заявленные требования поддержал по доводам искового заявления.
Представитель ответчиков ФКУ «Исправительная колония №», Главного управления ФСИН России по ....Р.С.И., действующая на основании доверенностей, заявленные требования не признала, указав, что организация подъемника в столовой будет нарушать противопожарные нормы. В колонии создан 10 отряд, в котором содержатся осужденные – инвалиды, прием пищи для них организован в отряде, для чего оборудована отдельная комната с холодильником и возможностью подогрева пищи. Полагает, что права осужденных – инвалидов тем самым не нарушаются.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В качестве способа защиты гражданского права ст. 12 ГК РФ предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.
Судом установлено, старшим помощником Иркутского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ была проведена проверка соблюдения законодательства в ФКУ ИК-19 ГУФСИН России по ...., в ходе которой были установлены нарушения требований действующего законодательства и в адрес Начальника ФКУ ИК-19 ГУФСИН России по .... было направлено Представление об устранении нарушений требований действующего законодательства, в том числе, нарушение требований ч.7 ст.101 УИК РФ, ст.ст. 9, 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», п.3 ч.1 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ, ст. 12 Федерального закона от **/**/**** №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в ФКУ ИК-19 не созданы необходимые условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального и иного назначения: церковь, клуб, отделение карантина, общежитие для проживания осужденных, медицинская часть, и столовая для осужденных при наличии лестниц не оборудованы пандусами или подъемными устройствами.
**/**/**** вновь была проведена проверка соблюдения в учреждении ИК-19 и ТПП требований закона, в результате которой были выявлены ряд нарушений законодательства, в том числе установлено, что в ФКУ ИК-19 не созданы необходимые условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального и иного назначения. В частности, входы в клуб (зрительный зал для массовой воспитательной работы) и столовую для осужденных не оборудованы пандусами, а лестница на второй этаж столовой пандусами или подъемными устройствами.
В ст. 2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» закреплено понятие «социальная защита инвалидов», под которой понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.
Статьей 15 указанного закона закреплено обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.
В соответствии с положениями данной статьи Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации № от **/**/**** утвержден свод правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СП 59.13330.2012). Согласно п. **/**/**** правил СНиП 35-01-2001 лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами.
Согласно разделу XXVIII «Особенности содержания осужденных, являющихся инвалидами» Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от **/**/****№, обеспечение осужденным-инвалидам равных с другими осужденным возможностей в реализации прав осуществляется в соответствии с Федеральным законом от **/**/**** № 181-ФЗ.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от **/**/**** №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает в том числе, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной социальной инфраструктур.
Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона от **/**/**** №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), средствами связи и информации. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
В силу требований ст. 100 УИК РФ воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня. При этом участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания. Воспитательная работа с осужденными проводится с учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденных и обстоятельств совершенных ими преступлений.
Статьей 110 УИК РФ определены основные формы и методы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы: осуществляется нравственное, правовое, трудовое физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению. Воспитательная работа с осужденными организуется дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения, срока наказания, условий содержания в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого – педагогических методов.
Для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях создается материально – техническая база в соответствии с нормами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства РФ от **/**/****№ утверждены «Нормы создания материально – технической базы для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях», куда включен зрительный зал для массовой воспитательной работы для исправительной колонии – не более 50 процентов вместимости колонии.
Разделом XXVIII «Особенности содержания осужденных, являющихся инвалидами» Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции РФ от **/**/****№ установлено, что обеспечение осужденным – инвалидам равных с другими осужденными возможностей в реализации прав осуществляется в соответствии с Федеральным законом от **/**/**** №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
При этом каких-либо альтернативных возможностей приема пищи, кроме как в столовой для осужденных, не предусмотрено. Напротив, закреплено, что администрация колонии обеспечивает доступ лицам с ограниченными возможностями в места общего пребывания осужденных в установленное распорядком дня время.
Из материалов дела следует, что ответчиком из средств дополнительного финансирования были установлены пандусы в клубе, столовой для осужденных, расположенных на первом этаже здания, КПП, комната длительного свидания осужденных с родственниками, однако подъемные устройства для обеспечения доступа осужденных-инвалидов в столовую, расположенную на втором этаже здания, не установлены, чем нарушаются права неопределенного круга лиц осужденных-инвалидов на доступ в места общего пользования исправительного учреждения.
Организация питания для осужденных-инвалидов в комнате приема пищи, не освобождается ответчиков от обязанности проведения работ по устройству подъемников обеспечивающих доступ осужденных к помещению столовой, в связи с чем суд находит указанные доводы представителя ответчиков несостоятельными.
Также не подтверждены доказательствами приведенные представителем ответчиков доводы о возможном нарушении требования пожарной безопасности в случае обустройства подъемников.
При таких обстоятельствах, суд находит заявленные требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Иркутского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФКУ «Исправительная колония №», Главному управлению ФСИН России по .... – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по ....», Главного управления ФСИН России по .... по непринятию мер по оборудованию подъемным устройством столовой осужденных.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по ....», Главное управление ФСИН России по .... в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать столовую для осужденных, расположенную согласно техническому паспорту на втором этаже здания, подъемными устройствами для инвалидов.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Иркутский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.П. Коткина