ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1788/18 от 20.09.2018 Иркутского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 сентября 2018 года ....

Иркутский районный суд в составе: председательствующего судьи Коткиной О.П., при секретаре Юровой Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иркутского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФКУ «Исправительная колония », Главному управлению ФСИН России по .... о признании незаконным бездействия по непринятию мер по оборудованию подъемным устройством столовой для осужденных,

УСТАНОВИЛ:

Иркутский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, обращаясь в суд с настоящим иском, в обоснование заявленных требований с учетом уточнения, указал, что им была проведена проверка исполнения администрацией ФКУ ИК-19 ГУФСИН России по .... требований уголовного – исполнительного законодательства Российской Федерации при реализации прав осужденных инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры в рамках исполнительного учреждения, гарантированные ч.1 ст.7 Конституции Российской Федерации, Уголовно – исправительным законодательством Российской Федерации, Федерального закона от **/**/**** №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», требований Технического регламента безопасности зданий и сооружений и иных правовых актов.

На территории жилой зоны ФКУ ИК-19 расположено здание, в котором расположен клуб и столовая для осужденных по техническому паспорту «Клуб – столовая» - на первом этаже (клуб) и на втором этаже (столовая, в т.ч. обеденный зал) в разными входами в жилой зоне ФКУ ИК-19 по адресу: ...., р....., кадастровый .

В ходе проведенной проверки **/**/**** было установлено, что ФКУ ИК-19 допускаются нарушения законодательства о социальной защите инвалидов. В частности, входы в клуб (зрительный зал для массовой воспитательной работы) и столовую для осужденных не оборудованы пандусами, а лестница на второй этаж столовой пандусами или подъемными устройствами.

В целях реализации осужденными к лишению свободы права, предусмотренного ч.1 ст.94 УИК РФ на демонстрацию фильмов и видеофильмов не реже одного раза в неделю на территории колонии функционирует клуб, в котором также проводятся культурно – массовые мероприятия, воспитательная работа с осужденными.

Названные нарушения, допущенные администрацией ФКУ ИК-19, препятствуют свободному доступу инвалидов в клуб и столовую, чем нарушаются предусмотренные федеральным законом возможности вышеуказанной категории лиц на беспрепятственный доступ к объектам инфраструктуры.

В целях устранения нарушений закона о социальной защите инвалидов прокуратурой **/**/**** в адрес начальника ФКУ ИК-19 внесено представление, согласно ответу от **/**/****, на которое инвалидам, проживающим в общежитии отряда , пища доставляется в термосах. Денежные средства из федерального бюджета для выполнения мероприятий «Доступная среда» для лиц с ограниченными возможностями не выделялись. Однако подобное не является устранением нарушений закона.

С учетом частичного отказа от исковых требований, истец просит: признать незаконным бездействие Федерального казенного учреждения «Исправительная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по ....» и Главного управления ФСИН России по .... по непринятию мер по оборудованию подъемным устройствами столовую для осужденных, обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по ....» и Главное управление ФСИН России по .... в срок до **/**/**** оборудовать столовую для осужденных, расположенную по техническому паспорту на втором этаже этого же здания, подъемными устройствами, взыскать с ответчиков расходы по уплате государственной пошлины.

В судебном заседании представитель истца – помощник Иркутского прокурора А.Р.Р. заявленные требования поддержал по доводам искового заявления.

Представитель ответчиков ФКУ «Исправительная колония », Главного управления ФСИН России по ....Р.С.И., действующая на основании доверенностей, заявленные требования не признала, указав, что организация подъемника в столовой будет нарушать противопожарные нормы. В колонии создан 10 отряд, в котором содержатся осужденные – инвалиды, прием пищи для них организован в отряде, для чего оборудована отдельная комната с холодильником и возможностью подогрева пищи. Полагает, что права осужденных – инвалидов тем самым не нарушаются.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В качестве способа защиты гражданского права ст. 12 ГК РФ предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.

Судом установлено, старшим помощником Иркутского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ была проведена проверка соблюдения законодательства в ФКУ ИК-19 ГУФСИН России по ...., в ходе которой были установлены нарушения требований действующего законодательства и в адрес Начальника ФКУ ИК-19 ГУФСИН России по .... было направлено Представление об устранении нарушений требований действующего законодательства, в том числе, нарушение требований ч.7 ст.101 УИК РФ, ст.ст. 9, 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», п.3 ч.1 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ, ст. 12 Федерального закона от **/**/**** №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в ФКУ ИК-19 не созданы необходимые условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального и иного назначения: церковь, клуб, отделение карантина, общежитие для проживания осужденных, медицинская часть, и столовая для осужденных при наличии лестниц не оборудованы пандусами или подъемными устройствами.

**/**/**** вновь была проведена проверка соблюдения в учреждении ИК-19 и ТПП требований закона, в результате которой были выявлены ряд нарушений законодательства, в том числе установлено, что в ФКУ ИК-19 не созданы необходимые условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального и иного назначения. В частности, входы в клуб (зрительный зал для массовой воспитательной работы) и столовую для осужденных не оборудованы пандусами, а лестница на второй этаж столовой пандусами или подъемными устройствами.

В ст. 2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» закреплено понятие «социальная защита инвалидов», под которой понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.

Статьей 15 указанного закона закреплено обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.

В соответствии с положениями данной статьи Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от **/**/**** утвержден свод правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СП 59.13330.2012). Согласно п. **/**/**** правил СНиП 35-01-2001 лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами.

Согласно разделу XXVIII «Особенности содержания осужденных, являющихся инвалидами» Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от **/**/****, обеспечение осужденным-инвалидам равных с другими осужденным возможностей в реализации прав осуществляется в соответствии с Федеральным законом от **/**/**** № 181-ФЗ.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от **/**/**** №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает в том числе, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной социальной инфраструктур.

Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона от **/**/**** №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), средствами связи и информации. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

В силу требований ст. 100 УИК РФ воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня. При этом участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания. Воспитательная работа с осужденными проводится с учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденных и обстоятельств совершенных ими преступлений.

Статьей 110 УИК РФ определены основные формы и методы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы: осуществляется нравственное, правовое, трудовое физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению. Воспитательная работа с осужденными организуется дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения, срока наказания, условий содержания в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого – педагогических методов.

Для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях создается материально – техническая база в соответствии с нормами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно постановлению Правительства РФ от **/**/**** утверждены «Нормы создания материально – технической базы для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях», куда включен зрительный зал для массовой воспитательной работы для исправительной колонии – не более 50 процентов вместимости колонии.

Разделом XXVIII «Особенности содержания осужденных, являющихся инвалидами» Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции РФ от **/**/**** установлено, что обеспечение осужденным – инвалидам равных с другими осужденными возможностей в реализации прав осуществляется в соответствии с Федеральным законом от **/**/**** №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

При этом каких-либо альтернативных возможностей приема пищи, кроме как в столовой для осужденных, не предусмотрено. Напротив, закреплено, что администрация колонии обеспечивает доступ лицам с ограниченными возможностями в места общего пребывания осужденных в установленное распорядком дня время.

Из материалов дела следует, что ответчиком из средств дополнительного финансирования были установлены пандусы в клубе, столовой для осужденных, расположенных на первом этаже здания, КПП, комната длительного свидания осужденных с родственниками, однако подъемные устройства для обеспечения доступа осужденных-инвалидов в столовую, расположенную на втором этаже здания, не установлены, чем нарушаются права неопределенного круга лиц осужденных-инвалидов на доступ в места общего пользования исправительного учреждения.

Организация питания для осужденных-инвалидов в комнате приема пищи, не освобождается ответчиков от обязанности проведения работ по устройству подъемников обеспечивающих доступ осужденных к помещению столовой, в связи с чем суд находит указанные доводы представителя ответчиков несостоятельными.

Также не подтверждены доказательствами приведенные представителем ответчиков доводы о возможном нарушении требования пожарной безопасности в случае обустройства подъемников.

При таких обстоятельствах, суд находит заявленные требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Иркутского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФКУ «Исправительная колония », Главному управлению ФСИН России по .... – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Федерального казенного учреждения «Исправительная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по ....», Главного управления ФСИН России по .... по непринятию мер по оборудованию подъемным устройством столовой осужденных.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по ....», Главное управление ФСИН России по .... в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать столовую для осужденных, расположенную согласно техническому паспорту на втором этаже здания, подъемными устройствами для инвалидов.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Иркутский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья О.П. Коткина