ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1789/2016 от 07.07.2016 Нерюнгринского городского суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2-1789/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Нерюнгри 07 июля 2016 года

Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе:

председательствующего судьи Чеплаковой Н.В.,

при секретаре Нугмановой Л.И., с участием:

представителя администрации городского поселения «Посёлок Чульман» Л., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации городского поселения «Посёлок Чульман» о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь - сооружение коммунального хозяйства в виде сетей теплоснабжения,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация городского поселения «Посёлок Чульман» обратилась в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь - сооружение коммунального хозяйства в виде сетей теплоснабжения, расположенное по <адрес>, с кадастровым . В обоснование требований заявителем указано, что ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления администрации городского поселения «Посёлок Чульман» от ДД.ММ.ГГГГ указанное сооружение коммунального хозяйства в виде сетей теплоснабжения принято на учет Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> как бесхозяйный объект недвижимого имущества. В течение года с момента постановки объекта на учет как бесхозяйного никто своих прав на него не заявлял. По настоящее время фактически данным объектом недвижимого имущества владеет муниципальное образование городское поселение «Посёлок Чульман».

В судебном заседании представитель администрации городского поселения «Посёлок Чульман» Л., действующий на основании доверенности, требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении. Просит суд признать за муниципальным образованием городское поселение «Посёлок Чульман» право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества - сооружение коммунального хозяйства в виде сетей теплоснабжения с кадастровым , расположенный по <адрес>

Суд, выслушав представителя заявителя администрации городского поселения «Посёлок Чульман» Л., изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в порядке особого производства суд рассматривает дела о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.

Пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» установлено, что тепловая сеть представляет собой совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В силу положений части 6 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.

На основании распоряжения администрации городского поселения «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей» в целях недопущения ухудшения технического состояния бесхозяйных тепловых сетей, предотвращения вреда бесхозяйному имуществу, расположенному на территории городского поселения «<данные изъяты>», бесхозяйные тепловые сети, в том числе и расположенные по <адрес>, переданы на содержание и обслуживание Обществу с ограниченной ответственностью <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией городского поселения «Посёлок Чульман» и Обществом с ограниченной ответственностью <данные изъяты> заключено соглашение о передаче на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей, в соответствии с которым администрация городского поселения «Посёлок Чульман» передает в безвозмездную временную эксплуатацию, на содержание и обслуживание бесхозяйные тепловые сети, расположенные на территории городского поселения <данные изъяты>

Указанным соглашением предусмотрено, что передача бесхозяйных тепловых сетей в безвозмездную временную эксплуатацию не влечет оформления права собственности ссудополучателя Общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты>

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

Пунктом 4 статьи 5 Устава городского поселения <данные изъяты><адрес> предусмотрено, что к вопросу местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Частью 2 статьи 50 Устава предусмотрено, что в собственности муниципального образования может находиться имущество, предусмотренное федеральным законодательством.

Согласно пункту 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

В силу пункта 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законом, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно пункту 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В соответствии с частью 2 статьи 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения <адрес> или <адрес> на недвижимую вещь, если признает, что недвижимая вещь не имеет собственника или ее собственник неизвестен и она принята на учет в установленном порядке.

Согласно кадастровому паспорту сооружение коммунального хозяйства в виде сетей теплоснабжения протяженностью 14 м по <адрес> введено в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ; кадастровый , номер кадастрового квартала <данные изъяты>; сведения о собственниках отсутствуют.

Из информации, предоставленной Комитетом земельных и имущественных отношений <адрес> (письмо от ДД.ММ.ГГГГ) и Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> (письмо от ДД.ММ.ГГГГ), следует, что объект недвижимого имущества - сооружение коммунального хозяйства в виде сетей теплоснабжения, расположенное по <адрес>, в реестре муниципального имущества муниципального образования «<адрес>», а также в реестре федерального имущества <адрес> не значится.

Согласно имеющейся в материалах дела копии сообщения Министерства имущественных и земельных <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ тепловые сети, сети водоотведения, сети водоснабжения не являются объектами учета Реестра государственного имущества <адрес>

Из представленных документов следует, что никакие иные физические и (или) юридические лица, кроме заявителя, прав на сети теплоснабжения с кадастровым не заявляли.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ на учет принят бесхозяйный объект недвижимого имущества: кадастровый ; адрес (местоположение) объекта - <адрес>, сети теплоснабжения; наименование объекта - сооружение; назначение объекта -нежилое, сооружения коммунального хозяйства.

Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что объект недвижимого имущества с кадастровым ; наименование объекта: сооружение; назначение объекта: сооружения коммунального хозяйства; площадь объекта 14 м, адрес (местоположение) объекта: <адрес>, сети теплоснабжения; правообладатель: Муниципальное образование городское поселение <данные изъяты>, принят на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ; правопритязания отсутствуют.

Таким образом, сооружение коммунального хозяйства в виде сетей теплоснабжения с кадастровым принято уполномоченным органом на учет как бесхозяйный объект в установленном законом порядке. Со дня постановки на учет до настоящего времени прошло более одного года, законных владельцев спорного объекта не выявлено.

В связи с этим суд приходит к выводу, что указанное сооружение коммунального хозяйства в виде сетей теплоснабжения не имеет собственника и является бесхозяйным объектом недвижимого имущества.

Теплоснабжение как публичная услуга, связанная с удовлетворением основных, жизненно важных потребностей человека, обеспечивается в <адрес> как в социальном государстве (статья 7, часть 1 Конституции Российской Федерации), в том числе при участии местного самоуправления как публичной власти, наиболее приближенной к населению. Отнесение федеральным законодателем части вопросов в сфере теплоснабжения населения - а именно его организации, связанной с налаживанием устойчивого и скоординированного функционирования субъектов, осуществляющих подготовку, транспортировку и подачу тепловой энергии абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем теплоснабжения, или приготовление, транспортировка и подача тепла абонентам, - к перечню вопросов местного значения городских поселений, с тем чтобы гражданам, проживающим на территории соответствующего муниципального образования, обеспечивался бесперебойный доступ к необходимому для нормальной жизнедеятельности объему тепловой энергии надлежащего качества, согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 20 декабря 2010 года №22-П, в силу которой основная цель местного самоуправления - решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и тем самым удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.

При таких обстоятельствах суд считает возможным признать право муниципальной собственности муниципального образования городское поселение «Посёлок Чульман» на следующий бесхозяйный объект недвижимого имущества - кадастровый номер объекта: <данные изъяты>; наименование объекта: сооружение; назначение объекта: сооружения коммунального хозяйства; площадь объекта 14 м, <адрес>, сети теплоснабжения.

Соответственно требования администрации городского поселения «Посёлок Чульман» являются законными и обоснованными.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление администрации городского поселения «Посёлок Чульман» о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь - сооружение коммунального хозяйства в виде сетей теплоснабжения удовлетворить.

Признать за муниципальным образованием городское поселение «Посёлок Чульман» право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества, а именно: кадастровый номер объекта: <данные изъяты>; наименование объекта: сооружение; назначение объекта: сооружения коммунального хозяйства; площадь объекта 14 м; адрес (местоположение) объекта: <адрес>, сети теплоснабжения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через суд, вынесший решение.

Решение принято судом в окончательной форме 12 июля 2016 года.

Судья Нерюнгринского

городского суда Н.В.Чеплакова