Дело № 2-1789/2018 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Московский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Шемякиной И.В.,
при секретаре Марченко И.В.,
с участием представителя ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Пенсионному Фонду Российской Федерации о признании услуги некачественной, взыскании убытков, неустойки, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в Московский районный суд города Санкт – Петербурга с иском, в котором просил признать услугу Пенсионного фонда Российской Федерации о направлении заявления о доставке пенсии через личный кабинет гражданина на сайте Пенсионного фонда РФ некачественной, так как это привело к нарушению его прав как пенсионера на получение пенсии. В обоснование иска указал, что 24.03.2017 года в филиале <данные изъяты> менеджером банка был оформлен договор и выдана пенсионная карта без его присутствия, паспортные данные и номер СНИЛС были получены сотрудником банка при страховании автомашины его женой. В этот же день через «личный кабинет» на сайте Пенсионного фонда Российской Федерации в управлении Пенсионного фонда в <адрес> Санкт-Петербурга поступило электронное заявление о доставке пенсии с 01.04.2017 года на расчетный счет <данные изъяты> открытый менеджером банка в <адрес>, в связи с чем с мая 2017 года Пенсионный фонд перестал перечислять пенсию на карту Сберегательного банка Российской Федерации, открытую по его личному заявлению, и перечислял деньги на расчетный счет <данные изъяты> Считает, что открытие «личного кабинета» любым физическим лицом или организацией от имени другого лица, с использованием его паспортных данных, подаче заявления о доставке пенсии на любой другой расчетный счет без ведома пенсионера, является некачественной услугой. В связи с чем на основании ст. 13 Федерального закона «О защите прав потребителей» считает, что подлежит взысканию неустойка в размере 3% за каждый день не получения им пенсии в размере 240 918 рублей, и просит взыскать с Пенсионного фонда РФ убытки в виде неполучения пенсии с мая по октябрь 2017 года в размере 76 482 рубля, неустойку в размере 240 918 рублей, компенсацию морального вреда в размере 300 000 рублей.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика в судебное заседание явилась, просила отказать в удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в возражениях на иск.
Изучив доводы искового заявления, мнение представителя ответчика, возражавшего об удовлетворении исковых требований, исследовав материалы дела, изучив представленные доказательства, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого из представленных доказательств в отдельности, а также их взаимную связь и достаточность в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 12 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» выплата страховой пенсии на территории Российской Федерации производится пенсионеру органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в установленном размере без каких-либо ограничений.
Как усматривается из материалов дела, спорные правоотношения возникли в связи с несвоевременной выплатой пенсии ФИО2, получателем которой он является, в результате действий, совершенных третьими лицами.
В соответствии с ч.4 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» обращение за установлением страховой пенсии, выплатой и доставкой страховой пенсии может быть представлено в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации и который передается с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Согласно п.7 Приказа Минтруда России от 17.11.2014 N 884н заявление о назначении пенсии может быть представлено в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в форме электронного документа, порядок оформления которого установлен законодательством Российской Федерации (далее - в форме электронного документа), и которое передается с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и информационную систему Пенсионного фонда Российской Федерации "Личный кабинет застрахованного лица".
Как следует из материалов гражданского дела и установлено судом, в Пенсионный фонд РФ в электронном виде через «личный кабинет», доступный зарегистрированным пользователям в Единой системе идентификации и аутентификации или на сайте государственных услуг пользователей, имеющих подтвержденную учетную запись, 24 марта 2017 года поступило заявление об изменении способа выплаты пенсии истца на расчетный счет в <данные изъяты>
По результатам проведенной Центральным Банком РФ проверки по заявлению ФИО2 было установлено, что сотрудником <данные изъяты> на имя ФИО2 24.03.2017 года была оформлена «карта пенсионная», на которую с мая 2017 года переведено начисление пенсионных выплат. При этом расходные операции и перечисления денежных средств с банковской карты не осуществлялись.
После выявления неправомерных действий сотрудников <данные изъяты>, пенсионным органом был осуществлен отзыв денежных средств, зачисленных на расчетный счет в <данные изъяты> и произведен возврат денежных средств на счет ФИО2 в <данные изъяты>
Решением Московского районного суда г. Санкт-Петербурга от 24.01.2018 года ФИО2 было отказано в удовлетворении исковых требований к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе Санкт-Петербурга об отмене решения о способе доставки пенсии, обязании восстановить прежний порядок получения пенсии.
Согласно п.19 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" единая система идентификации и аутентификации (далее – ЕСИА) - федеральная государственная информационная система, порядок использования которой устанавливается Правительством Российской Федерации и которая обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, санкционированный доступ к информации, содержащейся в информационных системах.
Данная система создана в рамках реализации положений Постановления Правительства РФ от 28 ноября 2011 г. N 977 "О федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".
Порядок регистрации в ЕСИА физического лица определяется главой 6 приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 13.04.2012 N 107 "Об утверждении Положения о федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".
Утверждение истца о том, что любое физическое или юридическое лицо может получить доступ к сервису «личный кабинет застрахованного лица» на сайте Пенсионного фонда РФ с использованием его паспортных данных, подать заявление о доставке пенсии на любой другой расчетный счет без ведома пенсионера суд находит несостоятельным, поскольку в соответствии с подп. «з» п. 6.1 главы 6 вышеуказанного приказа в случае достоверности и полноты введенной информации для завершения регистрации физического лица, являющегося гражданином Российской Федерации, в регистре физических лиц регистрирующемуся гражданину необходимо удостоверить свою личность одним из следующих способов:
путем подписания введенной информации своей усиленной квалифицированной электронной подписью;
с использованием кода активации в единой системе идентификации и аутентификации. Получение кода активации осуществляется гражданами Российской Федерации самостоятельно без возможности представления их интересов третьими лицами в уполномоченных центрах регистрации после предъявления документа, удостоверяющего личность, и страхового номера индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда Российской Федерации (СНИЛС).
Подпунктом «к» пункта 6.1 главы 6 указанного приказа предусмотрено, что физическое лицо с использованием банковских информационных систем, обслуживающих персонифицированные электронные средства платежа, может самостоятельно сформировать и направить запрос в единую систему идентификации и аутентификации о внесении в регистр физических лиц сведений о физическом лице в объеме, установленном подпунктом "в" пункта 6.1 настоящего положения.
Таким образом, исходя из исследованных доказательств, суд приходит к выводу, что действия, связанные с внесением данных истца в «личный кабинет застрахованного лица» Пенсионного фонда РФ связаны непосредственно с действиями сотрудника банка, а не с качеством услуги по оформлению доступа к сервису «личный кабинет застрахованного лица». При таких обстоятельствах основания для удовлетворения искового заявления отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления ФИО2 к Пенсионному Фонду Российской Федерации о признании услуги некачественной, взыскании убытков, неустойки, компенсации морального вреда - отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт–Петербургский городской суд через Московский районный суд Санкт–Петербурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись И.В. Шемякина
Мотивированное решение изготовлено 20.04.2018 года.
Копия верна
Судья И.В. Шемякина