Дело № 2-1789/2020 26 ноября 2020 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд г. Иваново
в составе председательствующего судьи Ерчевой А.Ю.
при секретаре Водопьяновой А.С.,
с участием представителя истца Трайто А.В., действующего на основании доверенности, Савицкого К.Э.,
представителя ответчика Администрации города Иванова, действующей на основании доверенности, Смирновой И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 ноября 2020 года в г. Иваново гражданское дело по иску Трайто Александра Вячеславовича к Администрации города Иванова о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Трайто А.В. обратился в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения Ивановской области о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение.
Иск мотивирован тем, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца-единственный родитель истца-в ДД.ММ.ГГГГ году лишена в отношении истца родительских прав и в ДД.ММ.ГГГГ году умерла. 17.04.2014 истец включен в список нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку в квартире, где он зарегистрирован по месту жительства, общей площадью 63,3 кв. м, проживает 9 человек. Проживать в указанной квартире является в силу указанных причин невозможным, поэтому истец снимает жилье у частного лица. По состоянию на 01.01.2020 порядковый № истца в данной очереди-546.
На основании изложенного, истец просит обязать Департамент социальной защиты населения включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и предоставить по договору социального найма специализированное жилое помещение, предназначенное для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
28.09.2020 на основании определения суда в порядке ст. 41 ГПК РФ произведена замена ненадлежащего ответчика Департамента социальной защиты населения Ивановской области на надлежащего ответчика Администрацию города Иванова.
В ходе рассмотрения дела истец заявленные требования изменил и в конечном итоге просит обязать Администрацию города Иванова предоставить истцу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору социального найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим нормам.
В судебное заседание истец не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался заказной корреспонденцией, от его имени в деле участвует представитель.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал и пояснил, что, несмотря на то, что у истца в силу закона возникло право на получение жилого помещения по договору социального найма, он до настоящего времени ответчиком жилым благоустроенным помещением не обеспечен. Истец всегда проживал и проживает на территории г. Иваново, окончил учебные заведения в г. Иваново, ранее осуществлял трудовую деятельность в г. Иваново, но в настоящее время уволен из-за коронавирусной инфекции. Ранее истец проживал совместно со своим опекуном-бабушкой, а в настоящее время проживает у своих друзей и знакомых в различных жилых помещениях без оформления договора найма жилого помещения, поскольку денежных средств для снятия на постоянной основе определенного жилого помещения по договору у него не имеется. Проживать в жилом помещении опекуна, членом семьи которого истец является, не представляется возможным, поскольку в данном помещении проживает, помимо истца, еще 8 человек, а площадь квартиры является для проживания такого количества человек незначительной. С учетом изложенного, представитель истца просит заявленные требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, согласно которому до 01.01.2013 жилые помещения предоставлялись детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам социального найма согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ во внеочередном порядке, но с учетом номера в льготном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и по мере поступления финансирования из областного бюджета на приобретение жилых помещений для граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К ответчику до 01.01.2013 истец с заявлением о постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и в льготный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, не обращался. С 01.01.2013 ФЗ от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ признан утратившим силу и изложена в новой редакции ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Указанные изменения распространяются на правоотношения, возникшие до 01.01.2013, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу ФЗ от 29.02.2012 № 15-ФЗ. Согласно ст. 65 БК РФ формирование расходов бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Статьей 16 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определен перечень вопросов местного значения, согласно которому финансовое обеспечение дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе, и на жилое помещение, не относится к предметам ведения органов местного самоуправления. Вместе с тем, положениями ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ предусмотрено наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Так, согласно ч. 2 ст. 19 указанного ФЗ наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается. В соответствии с ч. 5 ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Пунктом 5 ст. 8 закона Ивановской области от 14.03.1997 № 7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области» установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам Ивановской области. В силу ст. 5 закона Ивановской области от 14.03.1997 № 7-ОЗ финансовое обеспечение дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и на жилое помещение, является расходным обязательством Ивановской области. Пунктом 1 ст. 8.1. закона Ивановской области от 14.03.1997 № 7-ОЗ установлено, что Ивановская область передает в рамках реализации государственной программы Ивановской области «Социальная поддержка граждан в Ивановской области» органам местного самоуправления городских округов государственные полномочия по однократному обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. При этом согласно п. 2 ст. 8.1. закона Ивановской области от 14.03.1997 № 7-0З средства на реализацию передаваемых полномочий предоставляются местным бюджетам из областного бюджета в виде субвенций. Учитывая изложенные выше нормы, правовые основания для приобретения жилого помещения для истца за счет средств бюджета г. Иванова отсутствуют. Статья 8 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ регламентирует порядок предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда. Согласно п. 3 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта РФ (Департамент социальной защиты населения Ивановской области) в порядке, установленном законом субъекта РФ, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Статьей 8.7 закона Ивановской области от 14.03.1997 № 7-ОЗ регламентируется порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Департамент социальной защиты населения Ивановской области, проводящий государственную политику и осуществляющий межотраслевое управление и координацию, а также функциональное регулирование в сфере социальной защиты населения, на основании данных, предоставляемых его территориальными органами, органами местного самоуправления городских округов и поселений, входящих в состав территорий муниципальных районов, для установления очередности предоставления жилья и расчета размера субвенции, указанной в ст. 8.1 закона Ивановской области от 14.03.1997 № 7-ОЗ, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 ст. 8 закона Ивановской области от 14.03.1997 № 7-ОЗ. Таким образом, предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления на основании списка, формируемого органом исполнительной власти субъекта РФ, в пределах размеров доведенных субвенций. Из вышеизложенного следует, что полномочия ответчика ограничиваются тем, что в пределах доведенных субвенций из федерального и областного бюджетов ответчик осуществляет закупку жилых помещений в соответствии с ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которые предоставляются лицам в строгом соответствии со списком получателей, представляемым Департаментом социальной защиты населения Ивановской области. Таким образом, ответчик осуществляет предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, только в соответствии со списком, предоставляемым Департаментом социальной защиты населения Ивановской области. В связи с этим истец должен быть обеспечен благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда в порядке очередности в списке, сформированном Департаментом социальной защиты населения Ивановской области и направленным в соответствующее муниципальное образование. ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ, имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов РФ в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 2). В частности, данный ФЗ предусматривает, что дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (ст. 4) и являются расходными обязательствами субъектов РФ, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами РФ (ст. 5). Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ. В соответствии с ч. 6 ст. 19 данного закона наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ, которые в обязательном порядке должны содержать, в том числе: способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта РФ, включая региональные государственные минимальные социальные стандарты. В развитие указанных предписаний БК РФ (ст. 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта РФ. С учетом изложенного, представитель ответчика просит в удовлетворении иска истцу отказать.
28.09.2020 на основании определения суда к участию в деле в качестве 3 лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке ст. 43 ч. 1 ГПК РФ привлечен Департамент социальной защиты населения Ивановской области в связи с характером спорного правоотношения.
В судебное заседание представитель 3 лица Департамента социальной защиты населения Ивановской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, с заявленными требованиями согласен по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление от 23.10.2020, согласно которому истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, т.к. его одинокая мать умерла в 2006 году. В соответствии со ст. 8 закона Ивановской области от 14.03.1997 № 7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Согласно ст. 8.1 закона Ивановской области от 14.03.1997 № 7-ОЗ с 28.04.2018 государственные полномочия по однократному обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда переданы органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. На эти цели предоставляются субвенции в соответствии с очередностью, установленной списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Очередность в списке устанавливается, исходя из даты рождения. Обеспечение жильем осуществляется в соответствии с указанным областным списком, в который истец включен. По состоянию на 01.01.2020 порядковый № истца в областном списке-546 (постановка на учет осуществлена по г. Иваново). Жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения истцу будет предоставлено ответчиком в порядке очередности по мере поступления средств из областного бюджета. Кроме того, необходимо учесть, что удовлетворение исковых требований и предоставление жилья истцу в порядке исполнения судебного решения повлечет нарушение прав таких же детей-сирот, которые старше его по возрасту, что нельзя считать социально справедливым. Вместе с тем, поскольку истец включен в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, но не обеспечен жильем, он сохраняет за собой право на получение жилого помещения в соответствии с указанным списком и установленным финансированием данной государственной социальной поддержки детей-сирот.
В судебное заседание представитель 3 лица Правительства Ивановской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, с заявленными требованиями согласен по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление от 23.10.2020, который является аналогичным отзыву на исковое заявление 3 лица Департамента социальной защиты населения Ивановской области от 23.10.2020.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 ч. 1 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со ст. 1 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ дети-сироты-лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим ФЗ право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В силу ст. 8.1 закона Ивановской области от 14.03.1997 N 7-ОЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области" Ивановская область передает в рамках реализации государственной программы Ивановской области "Социальная поддержка граждан в Ивановской области" органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов государственные полномочия по однократному обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Судом установлено, что истец, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца-ФИО5, умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ, отец истца-ФИО6 внесен в свидетельство о рождении по заявлению матери.
На основании постановления Главы г. Иванова от 06.05.2002 над несовершеннолетним истцом установлена опека, опекуном назначена ФИО7
Из сообщения Управления жилищной политики и ипотечного кредитования от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истец является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
Истец зарегистрирован по адресу: <адрес>. По указанному адресу также проживают: ФИО13ФИО12. Общая площадь жилого помещения составляет 63 кв. м. Общая площадь жилого помещения, приходящаяся на 1 лицо, проживающее в данном жилом помещении, включая истца, менее учетной нормы жилого помещения, установленной решением Ивановской городской Думы от 27.01.2012 № 251 (менее 10 кв. м).
В 2012 году истец окончил МБОУ общеобразовательную гимназию № 23 г. Иваново и получил аттестат об основном общем образовании от 25.06.2012. В 2017 году истец окончил ОГБ ПОУ «Ивановский энергетический колледж» г. Иваново» по специальности «Компьютерные системы и комплексы», в результате чего истцу присвоена квалификация «Техник по компьютерным системам», что подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании от 28.06.2017. Срок обучения в колледже составил 3 года 10 месяцев.
Из пояснений представителя истца следует, что истец проживал и проживает в г. Иваново, но в настоящее время в настоящее время проживает на съемных квартирах у своих знакомых и друзей без оформления договора найма, последнее место жительства истца: <адрес>. Проживание истца в жилом помещении по месту регистрации является невозможным ввиду большого числа лиц, проживающих в квартире, и не достаточности площади жилого помещения, приходящейся на 1 проживающего лица. Истец в настоящее время нигде официально не трудоустроен и ранее был уволен по месту работы из-за коронавирусной инфекции.
17.04.2014 истец на основании данных, представленных ТУЗСН по г. Иванову, включен Департаментом социальной защиты населения Ивановской области в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. По состоянию на 01.01.2020 порядковый № истца в списке-546.
Из материалов дела следует, что истец до настоящего времени принадлежащее ему право на обеспечение жилым помещением по льготному списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовал.
Согласно уведомлениям Управления Ростреестра по Ивановской области от 31.01.2014, от 28.09.2020 сведения о зарегистрированных правах собственности на недвижимое имущество на имя истца на территории РФ отсутствуют.
В соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Аналогичные положения содержатся и в ст. 8 закона Ивановской области от 14.03.1997 N 7-ОЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области".
Из п. 2.1 ст. 8 закона Ивановской области от 14.03.1997 N 7-ОЗ следует, что центральный исполнительный орган государственной власти Ивановской области, проводящий государственную политику и осуществляющий межотраслевое управление и координацию, а также функциональное регулирование в сфере социальной защиты населения, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в п. 6 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 настоящей статьи.
Согласно п. 1 ст. 8 закона Ивановской области от 14.03.1997 N 7-ОЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия в соответствии со ст. ст. 21 и 27 ГК РФ.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Территориальные органы центрального исполнительного органа государственной власти Ивановской области, проводящего государственную политику и осуществляющего межотраслевое управление и координацию, а также функциональное регулирование в сфере социальной защиты населения, в порядке, установленном нормативным правовым актом данного центрального исполнительного органа государственной власти Ивановской области, осуществляют контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществляют контроль за распоряжением ими (п. 2 ст. 8 закона Ивановской области от 14.03.1997 N 7-ОЗ).
В силу п. 3 ст. 8 закона Ивановской области от 14.03.1997 N 7-ОЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Таким образом, из содержания указанных норм права следует, что законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ.
При этом законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Установленный законом субъекта РФ порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Таким образом, судом бесспорно установлено, что истец относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, у него отсутствует пригодное для проживания жилое помещение на праве собственности, по договору социального найма в связи с чем, у него возникло право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Поскольку государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан (детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), переданы органам местного самоуправления городских округов, обязанность по обеспечению жилым помещением истца должна быть возложена на ответчика.
С учетом изложенного, заявленные истцом требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Трайто Александра Вячеславовича к Администрации города Иванова о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение удовлетворить.
Обязать Администрацию города Иванова предоставить Трайто Александру Вячеславовичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим нормам.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд г. Иваново в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ерчева А.Ю.
Мотивированное решение изготовлено 01.12.2020
Дело № 2-1789/2020 26 ноября 2020 года