ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-178/17 от 20.02.2017 Чугуевского районного суда (Приморский край)

дело № 2-178/2017

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с. Чугуевка 20 февраля 2017 года

Чугуевский районный суд Приморского края

в составе: председательствующего судьи Бурцевой И.М.,

с участием помощника прокурора Чугуевского района Федоренко О.В.,

при секретаре судебного заседания Довженко Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к администрации <адрес> муниципального района о возложении обязанности,

установил:

Прокурор <адрес>, в интересах ФИО1, обратился в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ о признании права на получение материальной помощи и возложении обязанности ее выплаты.

В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведения проверки по обращению ФИО1 о несогласии с решением органов местного самоуправления по вопросу возмещения ущерба, установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время ФИО1 проживает по адресу: <адрес>. При обращении в администрацию с заявлением о выплате компенсации ФИО1 в такой выплате было отказано, поскольку он не зарегистрирован по месту жительства (пребывания) в пострадавшем от паводка районе. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местом постоянного жительства ФИО1 является дом, расположенный по адресу: <адрес>. За время проживания истца по данному адресу необходимость регистрации по месту жительства отсутствовала. Согласно актам обследования заявитель признан пострадавшим, т.к. в результате паводков утрачен урожай, пострадал жилой дом. Однако, заявитель не включен в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера. Таким образом, Администрацией <адрес> муниципального района отказано во включении в списки на оказание финансовой помощи пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, поскольку заявителем не представлены документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства в пострадавшем жилом доме, что является незаконным. Просит признать ФИО1 пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной продолжительными ливневыми дождями на территории <адрес>, вызванными тайфуном <данные изъяты> Установить факт проживания ФИО1 по адресу: <адрес> в период чрезвычайной ситуации, вызванной продолжительными ливневыми дождями на территории <адрес>, вызванными тайфуном <данные изъяты> Признать за ФИО1 право на получение выплат за счет средств резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций в размере 10 000 рублей в качестве единовременной материальной помощи. Возложить обязанность на администрацию <адрес> муниципального района <адрес> включить ФИО1 в список на получение бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций в размере 10 000 рублей в качестве единовременной материальной помощи. Обратить решение суда к немедленному исполнению.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора <адрес>ФИО2 настаивала на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в иске.

Истец ФИО1 в судебном заседании поддержал заявленные требования, утверждал, что проживает он по <адрес>, зарегистрирован по <адрес>. Данный дом по <адрес> достался ему от жены по дарственной, он имеет право собственности 1/3 долю на данный дом. Жена умерла, он женился на другой женщине и проживает у нее по <адрес>. Он не выписывался, жил по <адрес>, где садил огород по месту жительства. По месту регистрации огород не садил, дом пустует. Жена получила выплаты 10 000 рублей, а ему отказали.

Представитель ответчика - администрации <адрес> муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, возражал против удовлетворения заявленных требований. Указал, что в ДД.ММ.ГГГГ поступило заявление от ФИО4, проживающей по адресу: <адрес>, на оказание единовременной материальной (финансовой) помощи в связи с наводнением, вызванным тайфуном <данные изъяты> на территории <адрес> 29-ДД.ММ.ГГГГ, в котором она включила в члены своей семьи ФИО1. В связи с тем, что ФИО1 не зарегистрирован по адресу: <адрес>, администрацией <адрес> муниципального района был дан отказ о включении его в списки пострадавших граждан, нуждающихся в оказании разовой материальной помощи. Истец в обосновании заявленных требований указывает, что у него отсутствовала необходимость регистрации по месту жительства, согласно актам обследования домовладение пострадало, урожай на придомовом земельном участке утрачен, но в списки пострадавших граждан в результате чрезвычайной ситуации природного характера его не внесли. Таким образом, законных оснований для включения в список и выплаты денежной помощи ФИО1 нет.

Представитель Департамента труда и социального развития <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В отзыве указал, что возражает против удовлетворения заявленных требований. Утверждал, что согласно п.п. 1.1, п. 1 постановления -па «О мерах по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного характера в результате продолжительных ливневых дождей на территории <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ за счет средств, выделяемых из федерального и краевого бюджетов» (далее – Постановление -па) на выплаты имеют право граждане Российской Федерации, местом жительства которых в ДД.ММ.ГГГГ являлись жилые дома, квартиры, находящиеся на первых этажах многоквартирных домов, расположенные на территориях <адрес> муниципальных районов, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации в связи с продолжительными ливневыми дождями на территории <адрес>, вызванными тайфуном <данные изъяты> на территории <адрес>). Выплаты производятся департаментом труда и социального развития <адрес> в соответствии со списками пострадавших граждан, представленными соответствующими органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес>, и на основании решения Администрации <адрес> (п.п. 1.2 п.1 постановления -па). В соответствии с п.п. 2.2. пункта 2 постановления -па формирование списков пострадавших граждан, нуждающихся в оказании разовой материальной помощи и единовременной материальной помощи, осуществляются на основании заявлений пострадавших граждан, документов, подтверждающих регистрацию пострадавших граждан по месту жительства, актов обследования утраченного урожая, актов обследования жилых домов, квартир, находящихся на первых этажах многоквартирных домов и поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, составленных комиссией, создаваемой органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес>. Наличие регистрации пострадавшего гражданина по месту жительства в жилых домах, квартирах, имеющих придомовые земельные участки, является необходимым условием для получения выплат. Поскольку ФИО1 не имеет регистрации по месту жительства, оснований для оказания ему единовременной материальной помощи, выплачиваемой на счет резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, не имеется. Согласно п. 1.3 постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-па выплата единовременной материальной и финансовой помощи производится департаментом в соответствии со списками пострадавших граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи, представленными соответствующими органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> и на основании решений администрации <адрес>. Вместе с тем, в настоящее время в списках, представленных органом местного самоуправления в департамент, ФИО1 отсутствует, в связи с этим Администрацией <адрес> не принято соответствующее решение.

Выслушав участников судебного заседания, допросив свидетелей, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» закреплено право граждан РФ на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. В соответствии с ФИО9 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины, определения, основные понятия», введенным в действие Постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ, пострадавшими от чрезвычайной ситуации являются граждане, получившие поражение, либо понесшие убытки в результате чрезвычайной ситуации.

При этом порядок и условия, виды и размеры компенсации и социальных гарантий, предоставляемых пострадавшим гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-па «О мерах по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного характера в результате продолжительных ливневых дождей на территории <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ за счет средств, выделяемых из федерального и краевого бюджетов», предусмотрено, что граждане Российской Федерации, местом жительства которых в ДД.ММ.ГГГГ являлись жилые дома, квартиры, находящиеся на первых этажах многоквартирных домов, расположенные на территориях <адрес> муниципальных районов, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации в связи с продолжительными ливневыми дождями на территории <адрес>, вызванными тайфуном <данные изъяты> на территории <адрес>, имеют право на выплаты:

разовой материальной помощи, выплачиваемой за счет средств резервного фонда Администрации <адрес>, в целях частичного покрытия расходов:

в размере 25,0 тыс. рублей - на восстановление поврежденного жилого дома, квартиры, находящейся на первом этаже многоквартирного дома (сумма выплачивается на один поврежденный жилой дом или квартиру);

в размере 10,0 тыс. рублей - в связи с утратой урожая на придомовом земельном участке;

единовременную материальную и финансовую помощь, выплачиваемую за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в размерах и в случаях, установленных подпунктами «г», «д» пункта 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».

Пунктом 2.1 указанного Постановления -па предусмотрено, что выплата материальной помощи проводится на основании списков пострадавших граждан, которые формируются органом местного самоуправления, при этом, в соответствии с п. 2.2 Постановления включение в список пострадавших граждан производится на основании:

- заявлений пострадавших граждан;

- документов, подтверждающих регистрацию пострадавших граждан в жилых домах, квартирах, указанных в п. 1.1 Постановления; - правоустанавливающих документов на земельные участки, предоставленные и (или) приобретенные для ведения личного подсобного хозяйства, правоустанавливающие документы на садовые, огородные земельные участки, а также на дачные земельные участки, предоставленные без права возведения жилого дома с правом регистрации, проживания в нем, расположенные на территории муниципальных образований <адрес>, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 настоящего постановления;

- актов обследования утраченного урожая в результате чрезвычайной ситуации, составленных комиссией, создаваемой органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес>, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 настоящего постановления;

- актов обследования жилых домов, квартир, находящихся при первых этажах многоквартирных домов и поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, составленных комиссией, создаваемой органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес>, указанных в подпункте 1.1. пункт 1 настоящего постановления.

Таким образом, право на компенсационные выплаты пострадавшим, оказавшимся в зоне чрезвычайной ситуации в связи с продолжительными ливневыми дождями на территории <адрес> признается за гражданами, которые на момент возникновения чрезвычайной ситуации были зарегистрированы в жилых домах, имеющих придомовые земельные участки, в квартирах, находящихся на первых этажах многоквартирных домов и поврежденных в результате чрезвычайной ситуации.

Судом установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> находилось в зоне затопления в результате чрезвычайной ситуации, вызванной продолжительными ливневыми дождями на территории <адрес>, вызванными тайфуном <данные изъяты> на территории <адрес> 29 - ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании свидетели ФИО5 и ФИО6 подтвердили факт проживания ФИО1 по адресу: <адрес>.

Согласно штампа в паспорте ФИО1 зарегистрирован по адресу: <адрес>.

Из сообщения администрации <адрес> муниципального района следует, что ФИО1 не включен в списки пострадавших граждан, нуждающихся в оказании материальной (финансовой) помощи, поскольку не имеет регистрации по месту жительства.

Доводы ФИО1 о том, что фактическим местом его жительства является дом по адресу: <адрес>, и он имеет право на получение компенсационных выплат, не могут быть приняты судом, поскольку постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-па предусмотрено право на компенсационные выплаты пострадавшим, оказавшимся в зоне чрезвычайной ситуации за гражданами, которые на момент возникновения чрезвычайной ситуации были зарегистрированы по месту жительства в жилых домах, имеющих придомовые земельные участки, и поврежденных в результате чрезвычайной ситуации.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Руководствуясь 194-198 ГПК РФ, -

решил:

В удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> в интересах ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о признании пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной продолжительными ливневыми дождями на территории <адрес>; установлении факта проживания ФИО1 по адресу: <адрес> в период чрезвычайной ситуации, вызванной продолжительными ливневыми дождями на территории <адрес>, вызванными тайфуном <данные изъяты>; признании за ФИО1 права на получение выплат за счет средств резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций в размере 10 000 рублей в качестве единовременной материальной помощи; возложении обязанности на администрацию <адрес> муниципального района <адрес> включить ФИО1 в список на получение бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций в размере 10 000 рублей в качестве единовременной материальной помощи – отказать.

Решение может быть обжаловано в <адрес> краевой суд через <адрес> районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Судья И.М. Бурцева