Дело № 2–178/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 мая 2019 г. г. Ржев Тверской области
Ржевский городской суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Харази Д.Т.,
при секретаре Тетюхиной Н.В.,
с участием старшего помощника Ржевского межрайонного прокурора Соцковой Н.А.,
ответчика индивидуального предпринимателя ФИО1,
его представителя ФИО2,
представителя третьего лица ГБУЗ Тверской области «Ржевская ЦРБ» ФИО3,
представителей третьего лица администрации г. Ржева Тверской области – ФИО4, ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Ржевского межрайонного прокурора о запрете индивидуальному предпринимателю ФИО1, осуществляющему свою деятельность на основании свидетельства серии Р № 2251 от 30 января 1998 г. эксплуатацию объекта капитального строительства – здания ритуального зала, расположенного по адресу: <...>,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель Ржевского межрайонного прокурора обратился в суд с исковым заявлением о запрете индивидуальному предпринимателю ФИО1, осуществляющему свою деятельность на основании свидетельства серии Р № 2251 от 30 января 1998 г., эксплуатацию объекта капитального строительства – здания ритуального зала, расположенного по адресу: <...>.
В обосновании иска указано, что межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения земельного законодательства ГБУЗ «Ржевская ЦРБ» Тверской области. На основании свидетельства о Государственной регистрации права от 27 августа 2012 г., акта приема-передачи муниципальным учреждением здравоохранения «Ржевская центральная районная больница» от 30 декабря 2011 г., свидетельства о государственной регистрации права от 01 июля 2016 г., земельные участки с кадастровым номером 69:46:009078155 и кадастровым номером 69:46:009078156 предоставлены ГБУЗ «Ржевская ЦРБ» на праве постоянного (бессрочного) пользования из категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для размещения административных зданий объектов здравоохранения, площадью 50051 кв.м. и 266 кв.м. соответственно. Почтовый адрес ориентира: <...>. В ходе проверки установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 69:46:0090781:56, площадью 266 кв.м., расположено здание ритуального зала, используемое ИП ФИО1 для проведения ритуалов прощания и отпевания усопших. Указанное помещение является самовольно возведенным объектом недвижимости, расположенном на земельном участке, находящемся в постоянном бессрочном пользовании ГБУЗ «Ржевская ЦРБ». ИП ФИО1 использует указанное здание для проведения ритуалов прощания и отпевания усопших с 2011 г. в отсутствие разрешительных документов, связанных со строительством и вводом объекта капитального строительства в эксплуатацию и разрешительных документов на земельный участок. В соответствии с информацией администрации г. Ржева, объект капитального строительства ритуального назначения – здание ритуального зала возведен без документов, разрешающих строительство и ввод объекта в эксплуатацию, в соответствии со ст.ст. 51 и 55 Гражданского кодекса Российской Федерации. Кроме того, в соответствии со ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Следовательно, для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Земельный участок расположен в территориальной зоне О-2 (объектов здравоохранения и социальной защиты). Градостроительным регламентом данной зоны не предусмотрено размещение объектов ритуального назначения. Также в ходе проверки в здании ритуального зала выявлены нарушения требований пожарной безопасности: здание ритуального зала не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией, что является нарушением ст. 54 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; на пути эвакуации в коридоре на стенах и потолке эксплуатируется декоративно-отделочный материал (пластик) с неизвестными показателями пожарной опасности, в зальном помещении на стенах эксплуатируется декоративно-отделочный материал (пластик) с неизвестными показателями пожарной опасности, что также является нарушением вышеуказанного закона; здание ритуального зала не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, что является нарушением свода правил 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности». ИП ФИО1 эксплуатирует здание ритуального зала в отсутствие правоустанавливающих документов, вид разрешенного использования земельного участка не соответствует разрешенному Градостроительным регламентом, с существенными нарушениями правил пожарной безопасности в связи с чем, представляет опасность для пребывающих в нем граждан. Учитывая, что круг лиц, пребывающих в указанном здании исходя из вида осуществляющейся в нем деятельности определить не представляется возможным, прокурор обращается в защиту неопределенного круга лиц. Ссылаясь на ст. 12 ГК РФ, ст. 25, 35 «О прокуратуре РФ», прокурор просит запретить индивидуальному предпринимателю ФИО1, осуществляющему свою деятельность на основании свидетельства серии Р № 2251 от 30 января 1998 г., эксплуатацию объекта капитального строительства – здания ритуального зала, расположенного по адресу: <...>.
Протокольным определением суда от 02 апреля 2019 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Ржева Тверской области.
Участвующий в деле старший помощник Ржевского межрайонного прокурора Соцкова Н.А. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд их удовлетворить в полном объёме. Дополнительно пояснила, что просит запретить эксплуатацию здания траурного зала без указания срока, в случае устранения нарушений вопрос об эксплуатации ритуального зала будет решаться в ином судебном процессе. Решением суда здание ритуального зала не признавалось самовольной постройкой, это указано для общей картины, поскольку данное здание находится на земельном участке, находящемся в постоянном бессрочном пользовании ГБУЗ «Ржевская ЦРБ».
Ответчик – индивидуальный предприниматель ФИО1 исковые требования прокурора не признал, в обоснование своих возражений указал, что 14 октября 2010 г. он обратился в администрацию г. Ржева Тверской области с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства ритуального зала, расположенного на территории МУЗ «Ржевская ЦРБ». С данным заявлением ответчик обратился в администрацию г. Ржева в связи с тем, что 23 сентября 2010 г. в газете «Ржевская правда» № 40 было размещено объявление о том, что на основании ст. 31 Земельного кодекса РФ администрация г. Ржева информирует население о предстоящем предоставлении земельного участка приблизительной площадью 187 кв.м. для строительства здания траурного зала по адресу: <...> на территории МУЗ «Ржевская ЦРБ». 25 октября 2010 г. был составлен акт выбора и обследования площадки для строительства траурного зала на территории МУЗ «Ржевская ЦРБ» с выездом на ул. Партизанская в г. Ржеве Тверской области в том, что он соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. В 2011 г. ответчик обратился в МУП «Ржевгорпроект» о составлении проектной документации необходимой для строительства ритуального зала. 27 октября 2011 г. Ржевской городской думой было принято решение о внесении дополнений в решение Ржевской городской думы от 28 июля 2011 г. № 128 «Об утверждении предложений по передаче муниципального имущества в государственную собственность Тверской области». Согласно данного решения земельный участок на котором расположена МУЗ «Ржевская ЦРБ» со всеми расположенными на нем объектами недвижимости, передавались в собственность Тверской области. На момент передачи имущества являющегося муниципальной собственностью г. Ржева в собственность Тверской области, ответчиком на земельном участке предоставленном ему для строительства было построено нежилое помещение «Ритуальный зал», общей площадью 206,6 кв.м. Согласно свидетельства о государственной регистрации права, земельный участок, общей площадью 40317 кв.м., с кадастровым номером 69:46:0090781:7 находится на праве постоянного (бессрочного) пользования у ГБУЗ «Ржевская ЦРБ». Ответчик неоднократно обращался в администрацию г. Ржева с заявлением о заключении с ним договора аренды земельного участка, предоставленного ему для строительства ритуального зала. Так как земельный участок принадлежит ГБУЗ «Ржевская ЦРБ» на праве постоянного (бессрочного) пользования, ответчику было рекомендовано обратиться с заявлением на имя главврача ГБУЗ «Ржевская ЦРБ». После обращения в ГБУЗ «Ржевская ЦРБ» ответчику было рекомендовано обратиться в Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области для решения данного вопроса. На имя министра Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области главврачом ГБУЗ «Ржевская ЦРБ» было направлено обращение, в котором было указано, что ГБУЗ «Ржевская ЦРБ» не возражает против того, чтобы ответчику был выделен земельный участок площадью 187 кв.м. под строительство ритуального зала из земельного участка с кадастровым номером 69:46:0090781:7, площадью 40 317 кв.м., расположенный по адресу: <...>. В мае 2014 г. было проведено межевание земельного участка, на котором располагается ритуальный зал. Ответчик снова обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области о согласовании схемы раздела земельного участка с целью формирования земельного участка для строительства траурного зала. В связи с тем, что площадь сформированного земельного участка не соответствовала площади земельного участка указанного в акте выбора оформленном в 2010 г., а также что администрацией г. Ржева решение о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждения акта выбора не принималось, в соответствии с Земельным Кодексом РФ предоставление сформированного и поставленного на государственный учет земельного участка будет осуществляться на торгах после отказа ГБУЗ «Ржевская ЦРБ» от права постоянного (бессрочного) пользования на указанный земельный участок. Земельный участок общей площадью 266 кв.м. был поставлен на кадастровый учет и ему был присвоен кадастровый номер 69:46:0090781:56. В октябре 2016 г. ответчик обратился с заявлением в Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 69:46:0090781:56 под ритуальный зал. В ответе было указано, что земельный участок с кадастровым номером 69:46:0090781:56 зарегистрирован в государственную собственность Тверской области и предоставлен в постоянное бессрочное пользование ГБУЗ Тверской области «Ржевская ЦРБ». Согласно имеющейся информации на земельном участке с кадастровым номером 69:46:0090781:56 расположен объект недвижимого имущества. Документы, подтверждающие право собственности ИП ФИО1 на данный объект заявителем не предоставлены. В соответствии с требованиями ст. 39.17 ЗК РФ к заявлению о предоставлении земельного участка находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов заявителем не предоставлен соответствующий пакет документов, в связи с чем, ответчику было отказано в предоставлении земельного участка в собственность. Для оформления права собственности на нежилое помещение, ответчик обратился в Отдел Архитектуры администрации г. Ржева о предоставлении разрешения на строительство объекта недвижимости. Ответчику было отказано, так как им не были предоставлены документы, подтверждающие его право на земельный участок, на котором расположен объект недвижимого имущества. Таким образом, утверждение о том, что ответчик самовольно возвел здание ритуального зала является несостоятельным. Ответчиком были предприняты все меры для того, чтобы земельный участок и здание ритуального зала были оформлены в установленном законом порядке. По поводу нарушения пожарной безопасности в ритуальном зале, то по мнению ответчика они являются устранимыми и не могут являться основанием того, чтобы в судебном порядке требовать запрета эксплуатации объекта капитального строительства – здания ритуального зала, расположенного по адресу: <...>. На основании изложенного, просит в удовлетворении требований прокурора отказать. Также пояснил, что в настоящее время нарушения пожарной безопасности в ритуальном зале в полном объёме не устранены.
Представитель ответчика ФИО1 – ФИО2 поддержала позицию своего доверителя, дополнительно пояснив, что довод о том, что в здании ритуального зала выявлены нарушения требований пожарной безопасности не может быть состоятельным, поскольку выявленные нарушения не создают угрозу жизни и здоровью людей. К тому же за нарушения требований пожарной безопасности к административной ответственности может привлечь ОНД по пожарному надзору. Выявленные нарушения частично устранены, но документально подтвердить в настоящем судебном заседании не может. Довод администрации, что около 10 лет ИП ФИО1 не выплачивает налоги за пользование земельным участком в казну г. Ржева не состоятельный, поскольку здание ритуального зала находится на земле, принадлежащей Тверской области и не является муниципальной собственностью города. Здание ритуального зала является единственным помещением в г. Ржеве и Ржевском районе Тверской области, где происходит прощание граждан с усопшими родственниками, закрытие ритуального зала негативно скажется на жителях города. Ржевский межрайонный прокурор действует в интересах неопределенного круга лиц, но не исходя из интересов граждан города. Прокурором не доказано, что деятельность ритуального зала неблагоприятно сказывается на круге лиц города, как заявлено в исковом заявлении.
Представитель третьего лица ГБУЗ Тверской области «Ржевская ЦРБ» ФИО3 разрешение исковых требований прокурора оставил на усмотрение суда.
Представители третьего лица администрации г. Ржева Тверской области ФИО5ФИО4 исковые требования прокурора поддержали в полном объеме, представив письменный отзыв, из которого следует, что ритуальный зал, расположенный по адресу: <...>, принадлежащий ФИО1 расположен на земельном участке с кадастровым номером 69:46:0090781:56, площадью 266 кв.м., предоставленном ГБУЗ «Ржевская ЦРБ» на праве постоянного (бессрочного) пользования с видом разрешенного использования – для размещения административных зданий объектов здравоохранения. Объект капитального строительства – ритуальный зал введен без соответствующих разрешительных документов, а именно отсутствует разрешение на строительство, разрешение на ввод в эксплуатацию. Кроме того, земельный участок, на котором расположен данный ритуальный зал не предоставлен лицу, его построившему – ФИО1 В соответствии с п.п. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного ч. 1.1. настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее – требования к строительству реконструкции объекта капитального строительства) или требованиям установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельный участок в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации. В соответствии с п.п.4 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Объект капитального строительства - здание ритуального зала возведен на земельном участке, находящемся в территориальной зоне О2 – зона объектов здравоохранения и социальной защиты, в которой не предусмотрено размещение объектов ритуального назначения, что соответственно является нарушением ст. 51, 55 Градостроительного кодекса РФ, Правил землепользования и застройки г. Ржева, утвержденными решением Ржевской городской Думы от 08 апреля 2013 г. № 250. Таким образом, ФИО1 фактически осуществлена самовольная постройка объекта ритуального зала, что существенно нарушает требования законодательства Российской Федерации, а также законные права собственника земельного участка и неопределенного круга на предоставление качественных услуг, отвечающим требованиям безопасности. Администрация г. Ржева также считает важным то обстоятельство, что на протяжении длительного периода времени ИП ФИО1 не предпринято мер для оформления объекта капитального строительства – ритуального зала. Кроме того, исчерпывающим является то обстоятельство, что ИП ФИО1 использовал объект ритуального зала для осуществления предпринимательской деятельности и получения прибыли от нее, и как следствие из того, что объект как недвижимость не зарегистрирован, земельный участок не предоставлен на законных основаниях, на протяжении длительного периода времени ИП ФИО1 не оплачивал ни налогов на имущество, ни обязательные платежи за аренду земельного участка или земельного налога (в случае приобретения данного земельного участка в собственность), тем самым нанося ущерб бюджетам всех уровней, в том числе и бюджету г. Ржева, при этом нарушая права и законные интересы граждан. Также согласно информации, предоставленной МУП г. Ржева «ДЕЗ», являющейся единой организацией в сфере водоснабжения и водоотведения на территории г. Ржева пользователем на праве хозяйственного ведения имущества водного комплекса в отношении ИП ФИО1 составлен акт о бездоговорном потреблении услуг водоснабжения и водопотребления, причинен ущерб коммунальной услуги водоснабжения и водоотведения причинен ущерб на сумму 2 194 531 руб. 55 коп. Просит исковые требования прокурора удовлетворить в полном объеме.
Третье лицо Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в суд не обеспечило, представило в суд письменный отзыв, в котором указано, что Министерство поддерживает заявленные требования прокурора ввиду следующего. Согласно п.п. 1, 4 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного ч. 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5-6 настоящей статьи и другими федеральными законами. Согласно п.п. 1, 2 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции шейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
Согласно ч. 6 ст. 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
Согласно п. 2 ч. 1, ч. 3 ст. 38 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ (в ред. от 02 июля 2013 г.) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) осуществляется в целях, в том числе: удостоверения соответствия характеристик здания или сооружения, установленных в проектной документации, требованиям настоящего Федерального закона перед началом строительства здания или сооружения.
Оценкой соответствия проектной документации должно определяться соответствие проектной документации требованиям настоящего Федерального закона и результатам инженерных изысканий.
Обязательная оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса) осуществляется в форме государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации (п. 2 ч. 1 ст. 39 Закона).
В соответствии со ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнения строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос», выдавшие разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Согласно ст. 55 ГрК РФ эксплуатация построенного, реконструированного здания, сооружения допускается после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, указанных в части 3 настоящей статьи), а также акта, разрешающего эксплуатацию здания, сооружения, в случаях, предусмотренных федеральными законами.
На основании пп. 2 п. 2 ст. 40 Земельного кодекса российской Федерации (далее – ЗК РФ) собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Ржевской межрайонной прокуратурой Тверской области проведена проверка исполнения земельного законодательства ГБУЗ «Ржевская ЦРБ» Тверской области.
Согласно сведений, содержащихся в ЕГРП, земельный участок с кадастровым номером 69:46:0090781:56, общей площадью 266 кв.м., расположенный в границах ориентира: Тверская область, г. Ржев, ул. Грацинского, разрешенное использование: для размещения административных зданий объектов здравоохранения, принадлежит на праве собственности субъекту Российской Федерации Тверской области, и передан в постоянное (бессрочное) пользование ГБУЗ Тверской области «Ржевская ЦРБ».
На вышеуказанном земельном участке расположено здание ритуального зала, используемое ИП ФИО1 для проведения ритуалов прощания и отпевания усопших, что подтверждается материалами прокурорской проверки, фотоматериалами, сообщением отдела архитектуры и строительства администрации г. Ржева Тверской области № 02 от 09 января 2019 г., а также не отрицалось лицами, участвующими в судебном заседании.
Ответчиком не были предоставлены доказательства, свидетельствующие о заключении договора аренды земельного участка в соответствии с действующим земельным законодательством. Таким образом, законность владения земельным участком под возводимым объектом незавершенного строительства, ответчиком не подтверждена.
Согласно сообщению отдела архитектуры и строительства администрации г. Ржева Тверской области № 02 от 09 января 2019 г. земельный участок с кадастровым номером 69:46:0090781:56 расположен в территориальной зоне О-2 (объектов здравоохранения ми социальной защиты). Градостроительный регламент данной зоны не предусматривает размещения объектов ритуального назначения. Объект капитального строительства ритуального назначения – здание траурного зала возведен без соответствующих разрешительных документов (отсутствует разрешение на строительство). Земельный участок не предоставлен лицу, построившему объект капитального строительства, для строительства данного объекта.
Таким образом, ФИО1, в нарушение ст. 51 ГрК РФ, осуществлял свою деятельность по строительству указанного объекта капитального строительства без разрешения на строительство.
В материалы дела представлен акт от 25 октября 2010 г., согласно которому комиссией произведён выбор и обследование площадки для строительства здания траурного зала на территории МУЗ «Ржевская ЦРБ». Однако, данный акт не может быть принят судом в качестве доказательства законности постройки спорного объекта капитального строительства, поскольку данный акт не является разрешением на строительство, выданным в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Также не могут быть приняты в качестве оснований для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований многочисленные письма, направленные ФИО1 в различные государственные органы с требованиями и просьбами о предоставлении земельного участка для узаконивания произведенной постройки объекта капитального строительства – траурного зала, поскольку данные письма трактуются судом как способ ухода от ответственности и последствий, наступивших вследствие возведения здания без разрешительных документов.
В соответствии с требованиями ст. 44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для - строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Частью 3 (абзац 5) указанной статьи предусмотрено, что в градостроительном плане земельного участка указывается в частности информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке.
Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия (ч. 6 ст. 52 ГрК РФ).
Согласно требованиям ст. 55.24 ГрК РФ эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением). Эксплуатация построенного, реконструированного здания, сооружения допускается после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также акта, разрешающего эксплуатацию здания, сооружения, в случаях, предусмотренных федеральными законами. Эксплуатация зданий, сооружений, в том числе, содержание автомобильных дорог, должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.
Право использования объекта капитального строительства, согласно ст. 55 ГрК РФ, возникает после ввода объекта в эксплуатацию.
Особенностью объекта незавершенного строительства является невозможность его использования в качестве здания, строения или сооружения до завершения строительства и ввода в эксплуатацию.
Судом установлено, что уполномоченный орган не выдавал разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, однако, здание эксплуатируется ИП ФИО1 на протяжении более 6 лет. Указанные обстоятельства не оспариваются ответчиком.
Из сообщения, направленного начальником отделения отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Ржевскому, Зубцовскому, Старицкому и Оленинскому районам Тверской области ФИО6 Ржевскому межрайонному прокурору № 1061/2-14-3 от 27 декабря 2018 г., усматривается, что 27 декабря 2018 г. начальником отделения отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Ржевскому, Зубцовскому, Старицкому и Оленинскому районам Тверской области ФИО6 принято участие в прокурорской проверке здания ритуального зала, расположенного на территории ГБУЗ Тверской области «Ржевская ЦРБ» по адресу: <...>. При провидении проверки выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: здание ритуального зала не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией (ч. 2 ст. 54 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ), п. 9 таблицы А.1 приложения А Свода правил 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», утвержденного Приказом МЧС России № 175 от 25 марта 2009 г. (далее – Свод)); здание ритуального зала не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (ч. 2 ст. 54 Закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ, п. 12 таблицы 2 Свода); на пути эвакуации в коридоре на стенах и потолке эксплуатируется декоративно-отделочный материал (пластик) с неизвестными показателями пожарной опасности (п. 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 390 от 25 апреля 2012 г., ч. 6 ст. 134, таблица 28 Закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ); в зальном помещении на стенах эксплуатируется декоративно-отделочный материал (пластик) с неизвестными показателями пожарной опасности (ч. 6 ст. 134, таблица 29 Закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ).
Поскольку несоблюдение требований пожарной безопасности при эксплуатации траурного зала представляет повышенную опасность для окружающих, спорное здание не введено в эксплуатацию в установленном законом порядке, исходя из функционального назначения объекта, поэтому эксплуатация здания может представлять угрозу жизни и здоровью посещающих его лиц, а также лиц, посещающих ГБУЗ Тверской области «Ржевская ЦРБ», на территории которой расположен траурный зал.
В силу ч. 1 ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Таким образом, единственным документом, подтверждающим соответствие построенного, реконструируемого объекта капитального строительства разрешению на строительство, градостроительному плану земельного участка и проектной документации является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, выданное уполномоченным органом.
Кроме того, из системного толкования ст. ст. 40, 41, 56 ЗК РФ, ч. 1 ст. 47, п. 4 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ следует, что при решении вопроса о возможности строительства на земельном участке необходимо руководствоваться не только видом разрешенного использования данного участка, но и результатами инженерных изысканий, в том числе выявленными техногенными условиями, которые могут оказать неблагоприятное влияние на строительство и эксплуатацию сооружений и среду обитания, возводимое жилье должно соответствовать требованиям градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Поскольку спорный объект не прошел в установленном порядке проверку государственными органами на соответствие требованиям технических регламентов, строительных и санитарных норм и правил, то есть отсутствуют доказательства надежности и безопасности объекта капитального строительства, суд приходит к выводу, что такой объект не может эксплуатироваться.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Оценив представленные по делу доказательства, учитывая, что возведенное ответчиком здание траурного зала построено без установленного законом разрешения на строительство, в отсутствие государственной экспертизы проектной документации и правовых оснований для использования земельного участка, принимая во внимание, что материалами дела с достоверностью установлен факт нарушения созданным объектом прав третьих лиц, его эксплуатация связана с угрозой для жизни и здоровья граждан, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора о запрете эксплуатации незаконно возведенного объекта недвижимости, а именно объекта капитального строительства – здания ритуального зала, расположенного по адресу: <...>.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя Ржевского межрайонного прокурора удовлетворить.
Запретить индивидуальному предпринимателю ФИО1, осуществляющему свою деятельность на основании свидетельства серии Р № 2251 от 30 января 1998 г., эксплуатацию объекта капитального строительства – здания ритуального зала, расположенного по адресу: <...>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Ржевский городской суд Тверской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Д.Т. Харази
Мотивированное решение изготовлено 20 мая 2019 г.