Дело № 2-178/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 июля 2019 года с.Ключи
Ключевский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего судьи Кирилловой В.Р., при секретаре Батрак А.А., с участием истца ФИО1, представителя истца кукречко В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) о включении в страховой стаж периодов работы и перерасчете страховой пенсии,
установил:
Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) (в дальнейшем- пенсионный фонд) о включении в страховой стаж периодов работы в сельской местности и перерасчете страховой пенсии.
Исковые требования мотивированы тем, что ей было отказано в перерасчете размера пенсии по причине отсутствия требуемого стажа работы в сельском хозяйстве 30 лет, поскольку должность контроль-ассистента племобъединения, которую она занимала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрена действующим законодательством.
Считает данный отказ незаконным, указывает, что она имеет право на получение пенсии с учетом надбавки за работу в сельском хозяйстве более 30 лет.
Просила суд обязать ответчика засчитать спорные периоды как работу в сельской местности.
Истец ФИО1 в судебном заседании на поданном иске настаивала по основаниям, изложенным в нем, пояснив суду, что в спорные периоды в ее должностные обязанности входил учет племенного скота, проведение бонитировки крупно-рогатого скота, ведение первичных документов по племучету, осуществление контрольных доек, определениежирности молока, контроль за осеменением коров.
Представитель пенсионного фонда в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, представили отзыв, согласно которому с исковыми требования не согласны, поскольку (контролер-ассистент) контролер, ассистент – должности служащего, не предусмотренные Списком. В его функциональные обязанности входит контроль и помощь хозяйствующему субъекту (колхозу, совхозу) по вопросам селекционно-племенной работы. Таким образом, работу в качестве контроль-ассистента по колхозу (совхозу) не следует рассматривать как работу в колхозе (совхозе).
Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав мнение стороны истца, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п. 14 ст. 17 указанного закона лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.
Исчисление стажа работы в сельском хозяйстве осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1441 "Об утверждении Правил установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, проживающим в сельской местности".
Согласно п. 2 Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", утв. постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, при исчислении стажа работы в сельском хозяйстве применяется список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ "Об утверждении списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 805) и и Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В соответствии с п. 3 указанных Правил, в стаж работы в сельском хозяйстве включаются:
б) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до ДД.ММ.ГГГГ, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком.
В силу п. 5 указанных Правил исчисление стажа работы в сельском хозяйстве производится в календарном порядке. При исчислении и подтверждении стажа работы в сельском хозяйстве применяются Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", с учетом особенностей, установленных пунктом 6 настоящих Правил.
Согласно Списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" устанавливается:
технику животноводства (технику по воспроизводству стада, технику по искусственному осеменению животных, технику по племучету, технику-селекционеру) (колхоза, совхоза, крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, а также структурного подразделения животноводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство).
Таким образом, при определении права на установление предусмотренного частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, на которую претендует истец, юридически значимыми обстоятельствами являются профиль работы подразделения, в котором работал истец, возможность установления тождества профессий и условий работы истца тем, которые дают право на установление предусмотренного частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 является получателем страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.53).
ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по сельскому стажу в соответствии с ч. 14 ст. 17 ФЗ от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением пенсионного фонда № от ДД.ММ.ГГГГ в перерасчете повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости ФИО1 было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа в сельском хозяйстве 30 лет (л.д.8).
При этом ответчиком не включены в вышеуказанный стаж периоды работы истца:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности контроль-ассистента в Михайловском племобъединении, поскольку должность не предусмотрена Списком;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности контроль-ассистента в Славгородском предприятии « Племзаготскот», поскольку должность не предусмотрена Списком.
Вместе с тем, согласно записям в трудовой книжке в спорные периоды истец работала:
- в должности контроль-ассистента в Михайловском племобъединении с ДД.ММ.ГГГГ (Приказ № от 25.01.1978г.); ДД.ММ.ГГГГ переведена в связи с реорганизацией межрайонных племобъединений с Михайловского в Славгородское племобъединение контроль-ассистентом по совхозу «Ключевской» <адрес> (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ); ДД.ММ.ГГГГ принята в порядке перевода КАС в Славгородское предприятие Племзаготскот (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ); ДД.ММ.ГГГГ уволена поп. 5 ст. 29 КЗОТ РСФСР (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ) (копия трудовой книжки истца на л.д. 11, копия архивной справки КГБУ «<адрес>вой центр информационно-консультационного обслуживания и развития агропромышленного комплекса» № на л.д. 15).
Из архивной копии решения № от <данные изъяты>. исполнительного комитета <адрес>вого совета депутатов трудящихся «О дополнительных мерах по улучшению племенного дела в животноводстве» (л.д.18-27) следует, что одной из важнейших задач управления сельского хозяйства краисполкома, краевого производственного объединения совхозов, межрайонных объединений совхозов, других сельскохозяйственных предприятий является всемерное улучшение племенной работы и искусственного осеменения сельскохозяйственных животных, доведение поголовья скота до требуемых размеров.
Так, согласно указанного решения отмечается принятие мер по улучшению племенного дела в животноводстве и искусственного осеменения сельскохозяйственных животных в колхозах и совхозах.
Управлению сельского хозяйства крайисполкома и краевому госплемобъединению по согласованию с Министерством сельского хозяйства РСФСР рекомендовано разработать структуру племобъединений, племпредприятий с их штатной численностью.
Управлению сельского хозяйства крайисполкома, краевому производственному объединению совхозов, Горно-Алтайскому облисполкому, тресту племенных совхозов и заводов… рекомендовано:
организовать в колхозах и совхозах контроль-ассистентскую службу по племенному учету с последующей передачей ее в ведение племобъединений.
Племобъединениям проводить племенной учет в хозяйствах на договорных началах с ними.
Поручено Управлению сельского хозяйства крайисполкома, краевому производственному объединению, объединению совхозов и Алтайскому научно- исследовательскому институту сельского хозяйства в 2-х месячный срок разработать положение о контрольно-ассистентах и условия договора хозяйств с племобъединениями на ведение зоотехнического учета.
Из справки <данные изъяты> от <данные изъяты>. № (л.д.17) следует, что межрайонными племобъединениями (в том числе Михайловским, Родинским племобъединением, Славгородским объединением «Племзаготскот») осуществлялась деятельность в области животноводства: разведение, увеличение численности и продуктивности животных, обследование состояния стада, искусственное осеменение, содержание сельскохозяйственных животных и уход за ними. В должностные обязанности сотрудников племобъединений контроль-ассистентов входило: учет племенного скота, бонитировка с/х животных, контроль за реализацией племенного молодняка, контроль своевременного предоставления первичных документов по производственно-зоотехническому делу, обеспечение сохранности документации по племенному делу. Данная работа тождественна трудовой функции техника по племучету.
Изученные документы позволяют суду сделать вывод о том, что межрайонными племобъединениями, объединениями совхозов, колхозов, в т.ч. Михайловским, Славгородским, где осуществляла истец свою трудовую деятельность в спорный период, осуществлялась деятельность в области животноводства, а именно: организация племенного дела в животноводстве, расширение охвата искусственным осеменением сельскохозяйственных животных, реализация племенного и улучшенного скота и птицы, другие работы, связанные с повышением породных и продуктивных качеств сельскохозяйственных животных.
Как показала суду свидетель ФИО4, работавшая в это время главным зоотехником районного управления сельского хозяйств, для улучшения племенной работы в животноводстве в племобъединениях были созданы контроль-ассистентские службы. По существу контроль-ассистенты выполняли обязанности техника по племучету: вели учет племенного скота, проводили бонитировку, вели все первичные документы по учету, осуществляли контрольные дойки, определяли жирность молока, контролировали осеменаторов. В целях достоверности показателей племенной работы они были выведены из-под контроля на местах и получали зарпаботную плату в племобъединениях. При этом работали они непосредственно в совхозах. Истица работала в совхозе «Ключевской», жила в <адрес>.
Аналогичные пояснения дала свидетель ФИО5, работавшая зоотехником-селекционером совхоза «Ключевской».
Таким образом, в ходе судебного заседания установлено, что обязанности контроль-ассистента, выполняемые ФИО1 в периоды работы в Михайловском племобъединении, в Славгородском объединении «Племзаготскот» по совхозу «Ключевской» аналогичны обязанностям техника по племучету.
Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ№ разъяснил, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Факт занятости истца на работах в области животноводства в сельском хозяйстве, характер выполняемой ею работы по осуществлению племенного дела, подтвержден представленными в судебное заседание документами и показаниями свидетелей.
Факт проживания истицы в сельской местности, по месту нахождения совхоза, где она работала, подтверждается справкой администрации Истимисского сельсовета <адрес> на л.д.14.
Отказывая истцу во включении спорного периода в стаж работы в сельском хозяйстве, орган пенсионного обеспечения неправомерно ограничил истца в пенсионных правах, поставив в неравные условия с другими категориями граждан, выполнявших аналогичную работу в животноводстве, что противоречит конституционному принципу равенства всех перед законом, закрепленному ст. 19 Конституции Российской Федерации.
Ссылка ответчика на отсутствие достоверных доказательств занятости истца на работе именно в сельском хозяйстве, с выполнением обязанностей по осуществлению племенной работы несостоятельна.
Согласно ст. 66 ТК РФ основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является его трудовая книжка.
Занятость истца в спорные периоды в профессии контроль-ассистента, с выполнением трудовой функции техника племучета, должность которого дает право на включение в стаж работы в сельском хозяйстве и соответственно повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, подтверждается представленными суду вышеуказанными доказательствами.
С учетом стажа, определенного ответчиком бесспорно, – 28 лет 01 месяц 08 дней и продолжительности спорного периода – 05 лет 11 месяцев, стаж работы истца в сельском хозяйстве превышает требуемые 30 лет (34 года 08 дней).
Учитывая изложенное, оценив представленные доказательства, у суда имеются основания для удовлетворения исковых требований.
Ч. 14 ст. 17 ФЗ от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25% суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии на весь период их проживания в сельской местности распространяет свое действие с ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с чем, перерасчет повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по сельскому стажу необходимо произвести с даты возникновения права, т.е. с момента распространения действий нормы ч. 14 ст. 17 ФЗ от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» - с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 98 ГПК Российской Федерации с ответчика в пользу истца следует взыскать расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Частью 1 ст.100 ГПК РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В судебном заседании установлено, что истец понес расходы на представителя в сумме <данные изъяты> рублей, что подтверждается квитанцией об оплате услуг (л.д. 5).
Суд, учитывая характер и категорию рассматриваемого спора, объем выполненной представителем истца работы, в том числе по сбору доказательств, сложность рассматриваемого дела, с учетом времени рассмотрения дела, приходит к выводу, что исходя из принципа разумности, данные расходы подлежат взысканию с ответчика в пользу истца в сумме <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) включить в стаж работы в сельском хозяйстве ФИО1 периоды работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности контроль-ассистента в Михайловском племобъединении;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности контроль-ассистента в Славгородском объединении «Племзаготскот».
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) произвести ФИО1 перерасчет повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по сельскому стажу с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственного учреждения – ГУ – Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) в пользу ФИО1 судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей и расходы на оплату услуг представителя в сумме <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Ключевский районный суд в течение месяца.
Председательствующий В.Р. Кириллова