ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-178/20 от 14.07.2020 Хоринского районного суда (Республика Бурятия)

Гр.д. №2-178/2020, УИД 04RS0024-01-2020-000273-09

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Хоринский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Цыбикдоржиевой О.В., единолично, при секретаре Юдиной А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора к МО СП «Кульское» об обязании привести Кульскую дамбу обвалования в состояние, соответствующее установленным требованиям к безопасности гидротехнических сооружений, обязании организовать проведение обследования Кульской дамбы обвалования, предшествующего разработке декларации безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования сельского поселения «Кульское» (далее по тексту- МО СП «Кульское») обязать в течение 2 лет с момента вступления решения суда в законную силу привести Кульскую дамбу обвалования в состояние, соответствующее установленным требованиям к безопасности гидротехнических сооружений. Обязать ответчика в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение обследования, предшествующего разработке декларации безопасности, в отношении гидротехнического сооружения - Кульской дамбы обвалования на реке <адрес>, а также произвести расчет вероятного вреда в случае аварии гидротехнического сооружения и согласовывать его в установленном порядке с Министерством природных ресурсов Республики Бурятия.

Иск мотивирован тем, что в ходе проверки установлено непринятие мер администрацией сельского поселения «Кульское» по исполнению возложенных на органы местного самоуправления обязанностей в сфере обеспечения безопасности гидротехнического сооружения, а также непринятие мер по проведению его преддекларационного обследования.

На территории муниципального образования расположено гидротехническое сооружение - Кульская дамба обвалования.

Кульская дамба обвалования находится в собственности муниципального образования сельского поселения «Кульское», о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации . Сведения о земельном участке, занятым дамбой, отсутствуют в ЕГРН, границы дамбы не установлены в соответствии с действующим законодательством.

Дамба начинается в 12 км. от районного центра <адрес>, проходит вдоль левого берега <адрес>, ее общая протяженность составляет 14850 м.

Согласно ст. 9 Закона о безопасности гидротехнических сооружений обязанности по соблюдению обязательных требований при строительстве и эксплуатации гидротехнических сооружений, обеспечению технического обслуживания, эксплуатационного контроля и текущего ремонта, обеспечению контроля (мониторинга) за показателями состояния гидротехнического сооружения, осуществлению регулярной оценки безопасности гидротехнического сооружения возлагаются в равной мере на эксплуатирующие организации и собственников гидротехнических сооружений

В настоящее время общее техническое состояние дамбы неудовлетворительное, требуется проведение капитального ремонта, дамба не включена в регистр гидротехнических сооружений, декларация ГТС не разработана.

На момент обследования в марте 2018 года состояние дамбы обвалования также неудовлетворительное, ремонт в течение 2018-2020 г.г. не проводился, мероприятия по приведению технического состояния дамбы в надлежащее состояние не проводились.

По всей протяженности гребня дамбы имеются просадки, углубления и ямы. На трех участках дамбы (от начала дамбы до участка напротив <адрес>) верхний откос дамбы размыт до основания, на участке протяженностью 100 метров размыто тело дамбы.

В ходе проверки выявлены нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений: напротив села Кульск имеется понижение дамбы на участке 350 метров, что создает угрозу прорыва дамбы, обнаружены следы переездов автомобильного транспорта через дамбу, в результате которых гребень дамбы просел, на отдельных участках дамбы течением реки Уда размыто основание. Эксплуатирующая организация собственником Кульской дамбы не определена, не обеспечивается техническое обслуживание дамбы и контроль за ее состоянием. Собственником гидротехнического сооружения в лице МО СП «Кульское» не обеспечено исполнение возложенных законодательством обязанностей по организации мониторинга (регулярные наблюдения) за показателями состояния гидротехнического сооружения, документация об осуществлении наблюдения за ГТС отсутствует, не установлены пикеты по всей длине дамбы, не обеспечена разработка и реализация мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения, не организовано проведение регулярных обследований, не обеспечено создание материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии ГТС, в Регистр гидротехнических сооружений не внесены сведения о гидротехническом сооружении, не осуществлялся капитальный ремонт или реконструкция объекта.

Согласно абзацу 3 ст. 8 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании требований представления деклараций безопасности гидротехнических сооружений, которая является основным документом, содержащим сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.

Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения.

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса.

Невыполнение требований представления декларации безопасности гидротехнического сооружения в соответствии с требованиями ст. 19 указанного закона является нарушением законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.

В силу пунктов 4 и 5 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.1998 № 1303, декларация безопасности составляется собственником гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организацией (декларанты); декларация безопасности представляется декларантом в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений.

Администрацией сельского поселения «Кульское» декларация безопасности ГТС Кульской дамбы обвалования не составлена и в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (Забайкальское управление Ростехнадзора) не представлена.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» сведения о гидротехническом сооружении вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений и (или) обновляются в Регистре после утверждения федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, декларации безопасности гидротехнического сооружения.

При внесении в Регистр сведений о гидротехническом сооружении ему присваивается один из четырех классов в соответствии с критериями классификации гидротехнических сооружений, установленными Правительством Российской Федерации:

Ненадлежащее исполнение собственником гидротехнических сооружений обязанностей по обеспечению их безопасности влечет угрозу причинения ущерба окружающей среде в связи с возможным ухудшением технического состояния сооружений, возникновением чрезвычайной ситуации и оказанием негативного воздействия на почву, водные и иные объекты окружающей среды.

В судебном заседании помощник прокурора Хоринского района РБ Мантатова С. М. исковые требования поддержала в полном объеме, просит иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ФИО1 исковые требования истца признает в полном объеме, обязуется привести дамбу в состояние, соответствующее установленным требованиям к безопасности гидротехнических сооружений.

В силу положений ч. 1, 2 ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Согласно п. п. 1, 2 ст. 173 ГПК РФ, признание иска ответчиком заносится в протокол судебного заседания и подписывается ответчиком. В случае если признание иска выражено в адресованных суду заявлениях в письменной форме, эти заявления приобщаются к делу, что указывается в протоколе судебного заседания.

Суд, выслушав представителя истца, ответчика, рассмотрев материалы дела, считает возможным принять признание иска. Признание иска является выражением добровольной воли ответчика, без какого-либо принуждения со стороны. Признание иска выражено в письменной форме и приобщено к материалам дела. Последствия признания иска ответчику разъяснены. Права и интересы других лиц при признании иска не затрагивают.

Оснований для непринятия признания иска ответчиком у суда не имеется.

Поскольку суд принимает признание иска ответчиком, исковые требования Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиками в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнен.

С учетом мнения прокурора, не возражавшего против определения указанного срока исполнения решения суда, суд устанавливает ответчику срок для исполнения судебного решения: в течение 2 лет с момента вступления решения суда в законную силу привести Кульскую дамбу обвалования в состояние, соответствующее установленным требованиям к безопасности гидротехнических сооружений; в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение обследования, предшествующего разработке декларации безопасности, в отношении гидротехнического сооружения - Кульской дамбы обвалования.

В соответствии со ст. 333.20 НК РФ, в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

В данном случае, в соответствии 333.36 НК РФ, от уплаты госпошлины освобождены государственные органы, органы местного самоуправления.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора к МО СП «Кульское» об обязании привести Кульскую дамбу обвалования в состояние, соответствующее установленным требованиям к безопасности гидротехнических сооружений, обязании организовать проведение обследования Кульской дамбы обвалования, предшествующего разработке декларации безопасности удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования сельское поселение «Кульское» в течение 2 лет с момента вступления решения суда в законную силу привести Кульскую дамбу обвалования в состояние, соответствующее установленным требованиям к безопасности гидротехнических сооружений, а именно:

- восстановить уровень дамбы на участке протяженностью 350 метров напротив села Кульск;

- устранить по всей протяженности гребня дамбы просадки, углубления и ямы;

- восстановить на трех участках дамбы (от начала дамбы до участка напротив <адрес>) верхний откос дамбы, на участке протяженностью 100 метров тело дамбы;

- обеспечить проведение мониторинга (регулярных наблюдений) за показателями состояния гидротехнического сооружения и регулярные обследования, установить пикеты по всей длине дамбы;

- создать материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии ГТС;

- обеспечить внесение в Регистр гидротехнических сооружений сведений о гидротехническом сооружении.

Обязать администрацию муниципального образования сельское поселение «Кульское» в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение обследования, предшествующего разработке декларации безопасности, в отношении гидротехнического сооружения - Кульской дамбы обвалования на реке <адрес>, а также произвести расчет вероятного вреда в случае аварии гидротехнического сооружения и согласовывать его в установленном порядке с Министерством природных ресурсов Республики Бурятия.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Бурятия через Хоринский районный суд РБ в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: О.В. Цыбикдоржиева