ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-178/2013 от 30.09.2013 Тарумовского районного суда (Республика Дагестан)

Дело № 2-178/2013 год

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

село Тарумовка                                     30 сентября 2013 г

Тарумовский районный суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Гаммаева М.Р.,

с участием старшего помощника Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора Омарова М.Г.,

при секретаре Диденко В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора РД к индивидуальному предпринимателю М.Л.М. о приостановлении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды,

установил:

Махачкалинский межрайонный природоохранный прокурор Нурмагомедов А.Ш. обратился в Тарумовский районный суд Республики Дагестан с иском (в порядке ст.45 ГПК РФ) в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъекта РФ – Республики Дагестан, МО «Тарумовский район» к индивидуальному предпринимателю М.Л.М. о приостановлении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.

В судебном заседании, поддерживая исковые требования Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора РД Нурмагомедова А.Ш., старший помощник Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора Омаров М.Г., пояснил, в ходе проведенной Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно с Тарумовским межрайонным комитетом по экологии и природопользованию проверки было установлено, что индивидуальным предпринимателем М.Л.М. на территории сельского поселения «с.А.Невского» Тарумовского района, на земельном участке площадью 5 га из земель категории сельскохозяйственного назначения, выделенных постановлением администрации района от ДД.ММ.ГГГГ № для использования в целях сельскохозяйственного назначения З.А.Г. и предоставленного ему в аренду согласно договору аренды с администрацией Тарумовского района от ДД.ММ.ГГГГ № на административной территории Тарумовского района, осуществляется деятельность по производству кирпича.

На момент проверки кирпичный цех функционировал. Обжиг кирпича осуществляется болгарским методом. Сырьем для кирпича служит грунт с оросительных каналов и валов. На территории расположения кирпичного цеха снят плодородный слой земли, земля деградирована.

Между тем, деятельность ответчика по размещению кирпичного производства на вышеуказанной вышеуказанном земельном участке, осуществление деятельности по выпуску кирпича противоречит требованиям законодательства об охране окружающей среды

Как усматривается из Требований к проведению оценки безопасности
эксплуатации производственных зданий и сооружений поднадзорных
промышленных производств и объектов (обследования строительных
конструкций специализированными организациями) РД 22-01-97,
утвержденными АОЗТ "ЦНИИПРОЕКТСТАЛЬКОНСТРУКЦИЯ" 11.12.1997, промышленный объект - предприятие, цех, участок, агрегат и другие производственные подразделения, используемые для осуществления промышленной деятельности.

Производство кирпича является промышленной деятельностью.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов, на которых основываются данный Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства, является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Из статьи 7 Земельного кодекса РФ следует, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на 7 категорий, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения (подпункт 1 п.1) и на земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (подпункт 3 пункта 1).

Земли, указанные в пункте 1 данной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2).

В статье 87 Земельного кодекса РФ определено, что земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации (п.1); особенности правового режима этих земель устанавливаются статьями 88-93 настоящего Кодекса и учитываются при

проведении зонирования территорий (п.2).

Статьей 88 Земельного кодекса РФ установлено, что землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п.1).

Согласно разделу 2 Методики государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, утвержденной Приказом Росземкадастра от 20.03.2003 N П/49, к группировкам видов использования земель промышленности и иного специального назначения относятся земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, в целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности.

С учетом вышеизложенных положений земельного законодательства получение земельного участка для промышленных целей по производству кирпича само по себе не является основанием для изменения вида его разрешенного использования.

Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия определяется правилами земельного, градостроительного и кадастрового законодательства.

Согласно ст.ст. 1,78 и 79 Земельного кодекса РФ, ст. ст. 11,12,38,73 и 74 Закона РД «О земле» и ст. 2 Закона РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» одним из основных принципов земельного законодательства является приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества; земли сельскохозяйственного назначения используются для ведения сельского хозяйства, пастбища имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране; целями охраны земель является предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель и других негативных воздействий хозяйственной деятельности; в обязанности лиц, использующих земельные участки, относятся их использование в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории и разрешенным использованием способами, которые не должны наносит вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования природными объектами; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических и иных правил и нормативов.

Следовательно, для промышленной деятельности по производству

кирпича предназначены земли категории промышленности и иного
специального назначения, а действующее законодательство Российской
Федерации не предусматривает возможность использование земель
сельскохозяйственного назначения для промышленной деятельности, в
связи с чем для организации кирпичного производства необходим перевод
земель сельскохозяйственного назначения в земли категории промышленности и иного специального назначения.

Согласно статье 1 Федерального закона N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В установленном порядке перевод земель сельскохозяйственного назначения в земли категории промышленности и иного специального назначения не осуществлен, в связи с чем предоставленный земельный участок ответчиком используется не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к установленной категории.

Таким образом, указанная деятельность по занятию и использованию земельного участка осуществлена и по настоящее время осуществляется в нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства, а также п. 1 ст. 2 Закона Республики Дагестан от 29.12.2003 N 46 (ред. от 01.12.2011) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Республике Дагестан", в соответствии с которым земли сельскохозяйственного назначения используются исключительно для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, в научно-исследовательских, учебных и иных целях, связанных с сельскохозяйственным производством; п.1 ст. 13 этого же Закона, согласно которому земли сельскохозяйственного назначения за чертой поселений могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства гражданами, ведущими крестьянское (фермерское) хозяйство или личное подсобное хозяйство, а также юридическими лицами, ведущими
деятельность по производству, переработке и реализации
сельскохозяйственной продукции, т.е.    целевого назначения и вида разрешенного использования    земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Кроме того, хозяйственная деятельность по изготовлению кирпича им осуществляется в нарушение и других требований законодательства об охране окружающей среды.

Так, в процессе производственной деятельности по изготовлению кирпича у ответчика образуются отходы производства в виде битого кирпича, которые размещены на производственной территории.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002

N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц устанавливаются нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.

Исходя из положений статей 1, 19, 22 и 24 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение относятся к нормативам допустимого воздействия на окружающую среду и устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду.

В силу статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.

В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Частью 1 ст. 19 названного Федерального закона закреплено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Согласно Порядку учета в области обращения с отходами, утвержденному приказом Минприроды Российской Федерации от 01.09.2011 № 721, учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов (п.4); учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных,

обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период (п.5); данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом (п.7).

Порядком представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденным приказом Минприроды РФ от 16.02.2010 N 30 (ред. от 09.12.2010), установлены требования к содержанию и представлению отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, в соответствии с которыми субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке Отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы (п.З); отчетный период составляет один календарный год (п.4). отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом (п.5); отчетность представляется отчитывающимся субъектом малого и среднего предпринимательства непосредственно в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора. Датой представления отчетности считается отметка территориального органа Росприроднадзора о ее получении с указанием даты или дата почтового отправления (п. 14).

В нарушение приведенных правовых положений, являясь субъектом малого предпринимательства, ответчик не ведет учет и не представляет отчетность об образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных за учетный период отходах, представляющей собой лимит на размещение отходов.

По смыслу статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" плата за негативное воздействие на окружающую среду представляет собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия и взимается с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 28.08.92 N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (далее - Постановление от 28.08.92 N 632), плата взимается за загрязнение в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов), сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды.

В соответствии с Постановлением от 28.08.92 N 632, Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденными Минприроды России от 26.01.93 (зарегистрированы в Минюсте России 24.03.93 N 190), сверхлимитным является загрязнение, в т.ч. в случае отсутствия у природопользователя утвержденных лимитов на размещение отходов.

Согласно пункту 5 Постановления от 28.08.92 N 632 плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды рассчитывается с

применением пятикратного повышающего коэффициента.

При этом нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления определяются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".

Из пункта 9 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, следует, что перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, определяемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в качестве которого признается календарный квартал.

Статьей 12 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" определено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются технические нормативы выбросов, предельно допустимые выбросы (ПДВ) (п.1); технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другой уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха (п.2); предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) (п.З).

Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 183 (ред. от
04.09.2012) "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в
атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него"
установлено, что предельно допустимые выбросы для конкретного
стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в
атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных

производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных
(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица
или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения
атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются
территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере
природопользования при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам (п.6); в случае невозможности соблюдения юридическим лицом, имеющим источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предельно допустимых выбросов территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по согласованию с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека могут устанавливать для таких источников временно согласованные выбросы (п.7).

В п. 3 ст.20 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" также предусмотрено, что нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов санитарным правилам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона N 96-ФЗ выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускаются на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Следовательно, для осуществления деятельности, связанной с негативным воздействием на атмосферный воздух, необходимо установление предельно допустимых выбросов (далее ПДВ) вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; условием для установления ПДВ является наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, поскольку в силу закона разрешением устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Вместе с тем, в ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение указанных требований закона М.Л.М. учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов не ведется, не разработан проект ПДВ

вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, соответственно, не получено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии их санитарным правилам и разрешение на их выброс в атмосферный воздух, плата за негативное воздействие на окружающую среду не производится.

Изложенное подтверждается актом проверки и заключением Тарумовского межрайонного комитета по экологии и природопользованию, справкой Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры, объяснением М.Г.С.( по доверенности) и другими документами.

Вместе с тем, одними из основных принципов охраны окружающей среды, государственной политики в области обращения с отходами, выброса вредных веществ в атмосферу в соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», Федерального закона «Об охране окружающей среды» являются охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия, соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде.

Отсутствие необходимых документов в сфере обращения с отходами, выброса вредных веществ в атмосферу может привести к превышению предельно допустимого воздействия отходов на окружающую среду и создает опасность причинения вреда окружающей среде в будущем. Несоблюдение экологических требований при обращении с отходами может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированных ст.42 Конституции Российской Федерации, ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», и в отсутствие указанной документации такая деятельность должна быть запрещена либо приостановлена.

Из пунктов «в» и «д» ч.1 ст. 72 Конституции РФ следует, что вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

В соответствии со ст.42 Конституции РФ, ст.11 ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст.8 ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Таким образом, незаконным пользованием земельным участком в целях изготовления кирпича, строительством объектов хозяйственной деятельности и их эксплуатацией на указанном земельном участке грубо нарушаются требования законодательства об охране окружающей среды, изменяется целевое назначение земель сельскохозяйственного назначения, права и законные интересы РФ и его субъекта - Республики Дагестан в области управления и распоряжения природными ресурсами, а также права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.

Ст. 1065 ГК РФ предусматривает, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика прекратить соответствующую деятельность.

Из ст. 56 ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что при нарушений природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением этих требований, может быть ограничена, приостановлена, прекращена в порядке предусмотренном законодательством.

В соответствии с п.З ст.34 ФЗ «Об охране окружающей среды» прекращение в полном объеме размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов при нарушении требований в области охраны окружающей среды осуществляется на основании решения суда и (или) арбитражного суда.

Просит суд обязать индивидуального предпринимателя М.Л.М. приостановить деятельность по производству кирпича на территории сельского поселения «с. А.Невское», на административной территории Тарумовского района, осуществляемую с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, до получения соответствующей разрешительной документации: перевода земель категории сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, разработки проекта ПДВ и получения разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, ведения учета и представление отчетности об образовавшихся, использованных, обезвреженных, а также размещенных отходов, представляющих собой лимит размещения отходов, подготовки расчета и производства оплаты за негативное воздействие на окружающую среду и других.

Ответчик М.Л.М., извещенная своевременно и надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась по неизвестной суду причине. Свои полномочия на участие по делу от её имени передала согласно доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ К.М.К..

Представитель ответчика по доверенности К.М.К. в судебном заседании пояснил, что с исковыми требованиями Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора РД к его доверительнице - индивидуальному предпринимателю М.Л.М. об обязании приостановить деятельность кирпичного завода, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды он не согласен, и просил суд оставить их без удовлетворения, обязуясь привести в надлежащий порядок все необходимые документы.

Представитель третьего лица на стороне истца – Тарумовского межрайонного комитета по экологии и природопользованию Кадинаев А.Г. поддержал исковые требования Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора РД, и в судебном заседании пояснил, что в ходе проверки деятельности индивидуального предпринимателя М.Л.М., осуществляющей деятельность по

изготовлению кирпича на административной территории Тарумовского района было установлено, что не ведется учет и не предоставляется отчетность об образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученным от других лиц, а также размещенных за учетный период отходах, представляющей собой лимит на размещение отходов, проект нормативов ПДВ и разрешение на выбросы в атмосферный воздух отсутствует. М.Л.М. не состоит на учете в Росприроднадзоре по платежам, и не осуществляет платежи за негативное воздействие на окружающую среду, программы и мероприятия по охране атмосферного воздуха не разработаны и не выполняются, инвентаризация выбросов вредных веществ в атмосферный воздух не проводится, мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не планируется и не осуществляется, из-за конструктивной не приспособленности кирпичного цеха, учет и производственный контроль за соблюдением установочных нормативов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не ведется, сооружений и оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не установлено и не эксплуатируется.

Представитель третьего лица на стороне истца – администрации МО «Тарумовский район» Джамалов В.А. также поддержал исковые требования Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора РД в части перевода земель в категорию сельхоз назначения земли промышленности.

Заслушав объяснения сторон, проверив и оценив материалы дела, суд считает, что исковые требования Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора РД подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов, на которых основываются данный Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства, является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Из статьи 7 Земельного кодекса РФ следует, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на 7 категорий, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения (подпункт 1 п.1) и на земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (подпункт 3 пункта 1).

В статье 87 Земельного кодекса РФ определено, что земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации (п.1); особенности правового режима этих земель устанавливаются статьями 88-93 настоящего Кодекса и учитываются при проведении зонирования территорий (п.2).

Статьей 88 Земельного кодекса РФ установлено, что землями

промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п.1).

Согласно ст.ст. 1,78 и 79 Земельного кодекса РФ, ст. ст. 11,12,38,73 и 74 Закона РД «О земле» и ст. 2 Закона РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» одним из основных принципов земельного законодательства является приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества; земли сельскохозяйственного назначения используются для ведения сельского хозяйства, пастбища имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране; целями охраны земель является предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель и других негативных воздействий хозяйственной деятельности; в обязанности лиц, использующих земельные участки, относятся их использование в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории и разрешенным использованием способами, которые не должны наносит вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования природными объектами; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических и иных правил и нормативов.

Следовательно, для промышленной деятельности по производству
кирпича предназначены земли категории промышленности и иного
специального назначения, а действующее законодательство Российской
Федерации не предусматривает возможность использование земель
сельскохозяйственного назначения для промышленной деятельности, в
связи с чем для организации кирпичного производства необходим перевод
земель сельскохозяйственного назначения в земли категории промышленности и иного специального назначения.

Согласно статье 1 Федерального закона N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В установленном порядке перевод земель сельскохозяйственного назначения в земли категории промышленности и иного специального назначения не осуществлен, в связи с чем предоставленный земельный участок ответчиком используется не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью

к установленной категории.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц устанавливаются нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.

Исходя из положений статей 1, 19, 22 и 24 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение относятся к нормативам допустимого воздействия на окружающую среду и устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду.

В силу статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Частью 1 ст. 19 названного Федерального закона закреплено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Порядком представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденным приказом Минприроды РФ от 16.02.2010 N 30 (ред. от 09.12.2010), установлены требования к содержанию и представлению отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, в соответствии с которыми субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке Отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы (п.З); отчетный период составляет один календарный год (п.4). отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом (п.5); отчетность представляется отчитывающимся субъектом малого и среднего предпринимательства непосредственно в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора. Датой представления отчетности считается отметка территориального органа Росприроднадзора о ее получении с указанием даты или дата почтового отправления (п. 14).

Ст. 1065 ГК РФ предусматривает, что опасность причинения вреда в будущем

может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика прекратить соответствующую деятельность.

Из ст. 56 ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что при нарушений природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением этих требований, может быть ограничена, приостановлена, прекращена в порядке предусмотренном законодательством.

Согласно ст.80 ФЗ «Об охране окружающей среды» требования об ограничении, приостановлении и прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области окружающей среды, рассматриваются судом.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку малолетние учащиеся образовательного учреждения в силу несовершеннолетнего возраста не могут самостоятельно обратиться с заявлением в суд о защите своих прав и интересов.

Таким образом, оценивая доказательства, собранные по делу в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования прокурора Тарумовского района Республики Дагестан обоснованы и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора РД Нурмагомедова А.Ш. удовлетворить.

Обязать индивидуального предпринимателя М.Л.М. приостановить деятельность по производству кирпича на территории сельского поселения «с. А.Невское», на административной территории Тарумовского района, осуществляемую с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, до получения соответствующей разрешительной документации: перевода земель категории сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, разработки проекта ПДВ и получения разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, ведения учета и представление отчетности об образовавшихся, использованных, обезвреженных, а также размещенных отходов, представляющих собой лимит размещения отходов, подготовки расчета и производства оплаты за негативное воздействие на окружающую среду и других.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение 30 дней со дня его вынесения через Тарумовский районный суд Республики Дагестан.

Судья                          ______________