ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-178/2017 от 24.04.2017 Иркутского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 апреля 2017 года г. Иркутск

Иркутский районный суд Иркутской области в составе

председательствующего судьи Шевченко М.В.,

при секретареПестюрине Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-178/2017 по иску ФИО1 к Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» об установлении границ земельного участка, внесении в государственный кадастр недвижимости изменений в сведения о местоположении границ земельных участков,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование исковых требований истец ФИО1 указал, что является собственником земельного участка, расположенного по адресу: ...., кадастровый номер , отведенного ему в частную собственность на основании постановления главы Иркутского района Иркутской области от **/**/**** года «Об отводе в частную собственность земельных участков в ....» под строительство индивидуального двухэтажного кирпичного жилого дома по ...., строительство кирпичного гаража, хозяйственных построек.

Его право собственности на земельный участок площадью 1800 кв.м, расположенный по адресу: ...., кадастровый номер , удостоверено свидетельством направо собственности на землю от **/**/****, серия , выданным Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Иркутского района на основании Указа Президента РФ от **/**/**** «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» и постановления главы .... от **/**/****, регистрационная запись от **/**/****. После предоставления земельного участка, **/**/**** был составлен план внешних границ земельного участка и акт установления границ участка в натуре с согласованием границ земельного участка с пользователем смежного земельного участка - Производственным объединением Радиовещания и Радиосвязи № 10 (ГПР-10) в лице заместителя начальника ФИО2 Ответчик ФГУП РТРС является правопреемником Производственного объединения Радиовещания и Радиосвязи №10. План внешних границ содержит описание границ принадлежащего ему земельного участка по адресу: ...., кадастровый , с указанием таблицы точек, линий и дирекционных углов.

После установления границ земельного участка в натуре и согласования внешних границ с пользователем смежного участка он (истец) выстроил забор по периметру земельного участка согласно установленнымв 1998 году границам. Именно в таких границах и с такой площадью земельный участок всегда существовал и продолжает существовать в настоящее время. Границы его участка неизменны и существуют на местности с 1998 года, т.е. 18 лет. Они закреплены по периметрукапитальным забором, что позволяет однозначно определить местоположение земельного участка.

Однако, решением ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Иркутской области от **/**/**** осуществление государственного кадастрового учета земельного участка было приостановлено на основании того, что границы земельного участка с кадастровым номером пересекают границы земельного участка с кадастровым номером .

По сведениям Росреестра по Иркутской области, право собственности на земельный участок с кадастровым номером ни за кем не зарегистрировано. Согласно ответу Территориального управления Росимущества в Иркутской области, в согласовании границ земельного участка с кадастровым номером ему отказано, поскольку по мнению государственного органа, он увеличил площадь принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером за счет земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего Российской федерации и переданного в постоянное (бессрочное) пользование Радиостанции Производственного объединения Радиовещания и Радиосвязи № 10 (правопреемник - ФГУП РТРС).

В ходе выездной проверки от **/**/**** Управлением Росреестра установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: ...., кадастровый , огорожен забором. С момента приобретения им земельного участка ограждения не переносились, новые не возводились. Границы земельного участка с кадастровым номером были уточнены позднее предоставления ему земельного участка, при этом смежная граница с ним согласованию не подлежала. Указанные факты установлены проверкой и постановлением Управления Росреестра по Иркутской области о прекращении производства по делу об административном правонарушении от **/**/****.

С целью уточнения местоположения границ земельного участка и его площади он обратился в геодезическую организацию МУП «БТИ г. Иркутска» для составления межевого плана земельного участка. Межевым планом от **/**/**** уточнены границы и площадь его земельного участка.

Уточненная площадь его земельного участка составляет 1903 кв.м. Согласно правоустанавливающим документам ему отведен в частную собственность земельный участок площадью 1800 кв.м.Величина расхождения между декларированной площадью земельного участка согласно правоустанавливающего документа, сведения о которой внесены в Государственный кадастр недвижимости (1800 кв. м) и фактической площадью, полученной в ходе проведения кадастровых работ (1903 кв. м) составляет 103 кв. м, что не противоречит ст. 27 п. 5.1 ФЗ от 24.07.2007 года «О государственном кадастре недвижимости», так как не превышает 10% от исходного земельного участка.

В ходе кадастровых работ выявлено, что границы уточняемого земельного участка налагаются (пересекают) на границы учтенного смежного земельного участка с кадастровым номером , сведения о котором содержатся в Государственном кадастре недвижимости. Установлено, что изначально ошибочно установлены границы смежного землепользования, что привело к воспроизведению кадастровой ошибки в сведениях ГКН в отношении границ земельного участка с кадастровым номером .

Отказ ответчиков в добровольном порядке согласовать границы смежных земельных участков нарушает его права на установление границ земельного участка согласно действующего законодательства, внесение в кадастр сведений об уточненной площади и границах участка, а также права как собственника по владению, распоряжению земельным участком в надлежащих границах.

Истец ФИО1 просит суд установить границы принадлежащего ему земельного участка, расположенного по адресу: ...., с кадастровым номером , согласнограницам,установленным межевым планом от **/**/**** по следующим характернымточкам границы:

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

Уточненную площадь земельного участка, расположенного по адресу: ...., кадастровый , в указанных выше границах считать 1903 кв. м.

Внести в Государственный кадастр недвижимости изменения в сведения о местоположении границ земельного участка принадлежащего ФИО1 на праве собственности с кадастровым номером , расположенного по адресу: ...., с учетом установленных границ и уточненной площади земельного участка.

Внести в Государственный кадастр недвижимости изменения в сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: ...., с учетом установленных границ земельного участка, принадлежащего ФИО1 на праве собственности, расположенного по адресу: ...., кадастровый .

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал по доводам иска, дополнительно пояснил, что Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом по Иркутской области и ФГУП РТРС в 2000 году потеряли льготное право на пользование землей, и до сих пор никаких юридических прав на землю, которой пользуются незаконно, не имеют.Радиостанция не работает с 1956 года. 61 год налогоплательщик оплачивает содержание радиостанции. Бездоказательны заявления ответчика о том, что объекты недвижимости будут переданы новому предприятиюМинистерства обороны. ФГУП РТРС по своей халатности, а возможно и сознательно, за 19 лет не удосужились демонтировать списанную и подготовленную к демонтажу антенну, а теперь используют эту ситуацию в своих корыстных целях. Управление Росреестра своим постановлением подтвердило, что при строительстве им забора никаких нарушений закона не допущено. Уже одного этого документа достаточно, чтобы разрешить эту правовую коллизию и обязать Управление Росреестра зарегистрировать за ним участок с уточненными границами.

Представитель Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае ФИО3 возражал против удовлетворения исковых требований ФИО1 В судебном заседании пояснил, что земельный участок с кадастровым номером постановлен на государственный кадастровый учет в соответствии с нормами Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастровомучете», нарушений при постановке органом кадастрового учета не выявлено, следовательно, нарушений прав и законных интересов истца со стороны Территориального органа в данном случае не имеется.

Представитель ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (далее – ФГУП РТРС) ФИО4 возражала против удовлетворения исковых требований. В судебном заседании пояснила, что в пользовании учреждениянаходится земельный участок с кадастровым номером , площадью ~~~ кв.м., расположенный по адресу: ..... На земельном участке расположены объекты недвижимости, которыми РТРС было наделено при создании во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 13.08.2001 и на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.11.2011 № 1516-р. РТРС является правопреемником ВГТРК и его дочерних предприятий в отношении имущественных и неимущественных прав и обязанностей, связанных с деятельностью по распространению телерадиосигнала, в соответствии с разделительным балансом, утверждённым Правительством Российской Федерации.

Согласно разделительному балансу, утверждённому распоряжением Правительства Российской Федерации от **/**/****-р, а также передаточному акту от **/**/****, утверждённому распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от **/**/****-р, РТРС перешли права на отдельные здания, строения и сооружения, иное имущество, а также иные права, связанные с деятельностью по распространению телерадиосигнала.В том числе, РТРС были переданы следующие объекты недвижимости, расположенные на земельном участке по адресу: ....: здание антенной мастерской, здание водонасосной, здание проходной, техническое здание аппаратной, техническое здание дизельной, линия электрификации воздушная, линия электрификации кабельная, объект незавершенного строительства, столярный цех, антенна 3 БС-2, антенна 2 БС-2, антенна 29 БС-2, антенна БС-2 №15, антенна 22 БС-2, антенна 13 БС-2, антенна 5 БС-2, антенна БС-2 №1, антенна 30 БС-2, антенна 25 БС-2, антенна 12 БС-2, антенна 4 БС-2, антенна 17 2БС-2, антенна 16 БС-2.

На все объекты недвижимости, расположенные на территории земельного участка с кадастровым номером площадью 1054963 кв.м., зарегистрировано право хозяйственного ведения ФГУП РТРС и право собственности Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 01 ноября 2016 годаудовлетворены требования РТРС к ТУ Росимущества в Иркутской области о понуждении Территориального управления Росимущества заключить с Федеральным государственным предприятием «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» договор аренды земельного участка с кадастровым номером , площадью 1054963 кв.м., расположенного по адресу: .... на условиях истца (проект договора аренды прилагается). Также судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером , площадью 1054963 кв.м. находится в собственности Российской Федерации.

Земельный участок с кадастровым номером стоит на кадастровом учёте, его границы определены, в пункте 7 кадастровой выписки от **/**/**** указано, что земельный участок представляет собой Единое землепользование и состоит из двух частей с кадастровыми номерами и . В соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости 09.11.2004.

По утверждению истца, границы земельного участка с кадастровым номером пересекают границы земельного участка с кадастровым номером в связи с наличием кадастровой ошибки, которая препятствует ему постановке земельного участка на кадастровый учёт.

Однако при постановке земельного участка с кадастровым на кадастровый учёт у ФГУП РТРС отсутствовали сведения о наложении границ на земельный участок с кадастровым номером в связи с тем, что его границы в государственном кадастре отсутствовали.

Представитель третьего лица ФГУП «Федеральная кадастровая палатаРосреестра» в судебное заседание не явился. Согласно письменному отзыву просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя. Дополнительно указали, что оснований для приостановления или отказа в осуществлении кадастрового учета земельного участкас кадастровым номером , в состав которого входит земельный участок с кадастровым номером , кадастровой палатой выявлено не было.Возможно, при определении местоположения характерных точек границ единого землепользования с кадастровым номером была допущена кадастровая ошибка. В соответствии со ст. 28 Закона о кадастре, кадастровая ошибка. Она подлежит исправлению, в том числе на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении кадастровой ошибки.

У земельного участка с кадастровым номером отсутствуют координатыхарактерных точек границ земельного участка, следовательно, у органа кадастровогоучетаотсутствует возможность определить его местоположение, а также установить факт того, чтоземельный участок и единое землепользование являютсясмежными. Следовательно, именно кадастровый инженер несет ответственность за сведения, содержащиеся в межевом плане, и за согласование границ со всеми смежнымиземлепользователями.При внесении изменений в сведения о координатах характерных точек границ единого землепользования должен быть указан обособленный участок, с границами которого пересекаютсяграницы земельного участка и его новые координаты, которые необходимо внести вГКН.Требование об исключении из состава обособленного участка с кадастровым номером земельного участка с кадастровым номером в уточненных границах является неисполнимым для органа кадастрового учета, так как истцом не указаны новые координаты обособленного участка с кадастровым номером , которые необходимо внести в ГКН.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что на основании постановления Главы Иркутского района от **/**/****ФИО1, генеральному директору закрытого акционерного общества «Сервис-Парк» отведен в частную собственность земельный участок площадью 1800 кв.м., под строительство индивидуального двухэтажного кирпичного жилого дома общей площадью 140,4 кв.м, по ....

**/**/**** на имя ФИО1 выдан государственный акт на право собственности на землю серия , регистрационная запись . Указанным документом удостоверено право собственности ФИО1 на земельный участок площадью 1800 кв.м., расположенный по адресу: .....

Согласно кадастровому делу на земельный участок истца, **/**/**** сведения о ранее учтенном земельном участке, расположенном по адресу: .... с кадастровым номером внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Инвентаризационной описи сведений о ранее учтенных земельных участках в кадастровом квартале , утвержденной руководителем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Иркутскому району **/**/****. В соответствии с указанным документом площадь земельного участка составляет 1800 кв.м. Сведения о координатах характерных точек границ земельного участка в орган кадастрового учета не поступали и в ГКН не вносились.

Согласно кадастровому паспорту, земельный участок с кадастровым номером имеет категорию земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под жилую застройку.

Имея намерение уточнить местоположение границ земельного участка, в апреле 2016 года ФИО1 заказал проведение кадастровых работ в МУП «БТИ г. Иркутска».

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 6 ЗК РФ (действующей на момент проведения межевания земельного участка истца), земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Согласно ч. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ (действующей на момент проведения межевания земельного участка истца) местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 г. 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 г. N 361-ФЗ с 01.01.2017 –«О кадастровой деятельности»), в государственный кадастр недвижимости в числе сведений об уникальных характеристиках объекта недвижимости вносится описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок, площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.

Согласно пункта 9 ст. 38 Федерального закона (действующей на момент заключения оспариваемых договоров)при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Согласно межевому плану, изготовленному МУП «БТИ г. Иркутска», площадь земельного участка с кадастровым номером по фактическому землепользованию составила 1903 кв.м.

Согласно техническому отчету, подготовленному Институтом «Гипрокоммунводоканал», в 1998 году проводился вынос в натуру границ земельного участка, принадлежащего ФИО1 Площадь участка составляла 1799 кв.м. В плане внешних границ, составленном геодезистом ФИО5, указаны смежества, координаты, длины линий и дирекционные углы участка.

Согласно заключению кадастрового инженера ФИО6 от **/**/**** подготовленному в ходе рассмотрения дела по инициативе истца. Из графической части заключения следует, что границы и площадь земельного участка, сведения о котором указаны в плане внешних границ 1998 года, не совпадают с границами и площадью земельного участка, которым фактически пользуется истец.

При проведении кадастровых работ кадастровым инженером ФИО7 выявлено, что границы земельного участка ФИО1 налагаются на границы учтенного смежного земельного участка с кадастровым номером .

В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что сведения о едином землепользовании, в состав которого входит обособленный земельный участок с кадастровым номером площадью 768376 кв.м., с кадастровым номером внесены в государственный кадастр недвижимости **/**/**** на основании Инвентаризационной описи сведений о ранее учтенных земельных участках в кадастровом квартале ;утвержденной руководителем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Иркутскому району **/**/****. В соответствии с указанными документами декларированная площадь земельного участка составила 481789,13 кв.м.

На основании заявки от **/**/****, Описания земельных участков от **/**/****, Постановления мэра Иркутского района от **/**/**** «Об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: ....» уточнены площадь и местоположение характерных точек границ обособленных земельных участков входящих в состав единого землепользования с кадастровым номером, . Уточненная площадь единого землепользования составляет 1054963 кв.м.

Из кадастрового паспорта на земельный участок с кадастровым номером , что он относится к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование: для эксплуатации Радиостанции .

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 01.11.2016 по делу № А19-8122/2016 по иску Федерального государственного бюджетного учреждения «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области о понуждении к заключению договора аренды установлено, что земельный участок с кадастровым номером в собственности Российской Федерации, на праве пользованияу Государственного предприятия радиовещания и радиосвязи. На территории земельного участка размещены находящиеся в собственности Российской Федерации и переданные на праве хозяйственного ведения РТРС здание антенной мастерской, здание водонасосной п. Патроны, здание проходной п. патроны, техническое здание аппаратной, техническое здание дизельной п. Патроны, линия электрификации воздушная, линия электрификации кабельная, объект незавершенного строительства, столярный цех, антенна 3 БС-2, антенна 2 БС-2, антенна 29 БС-2, антенна БС-2 №15, антенна 22 БС-2, антенна 13 БС-2, антенна 5 БС-2, антенна БС-2 №1, антенна 30 БС-2, антенна 25 БС-2, антенна 12 БС-2, антенна 4 БС-2, антенна 17 2БС-2, антенна 16 БС-2.

Антенна БС-2 № 21 находится за пределами границ земельного участка, фактически используемого ФИО1 Вместе с тем, оттяжка этой антенны расположена в границах участка, фактически используемого истцом. Это обстоятельство сторонами не оспаривается. Истцом ФИО1 представлен фотоснимок, который подтверждает нахождение оттяжки антенны на его участке.

По запросу суда представитель ответчика ФГУП РТРС ФИО8 указал, что перенос оттяжки антенны БС-2 № 21 с участка, занимаемого ФИО1, может повлечь за собой разрушение опоры крепления антенного полотна и невозможность ее дальнейшей эксплуатации по назначению. В то время как в настоящее время в целях исполнения Указа Президента Российской Федерации «О мерах по совершенствованию государственной информационной политики и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации» ФГУП РТРС проводит работу по передаче объектов сети мощного радиовещания и коротковолновой радиосвязи подведомственному Министерству обороны Российской Федерации предприятию – ФГУП «Сеть мощного вещания», в том числе испрашиваемого истцом земельного участка, и антенны БС-2 № 21. Передаточные акты находятся на согласовании в Министерстве обороны РФ.

При разрешении настоящего дела судом установлено, что местоположение земельного участка с кадастровым номером , в состав которого входит земельный участок с кадастровым номером , определено в соответствии с требованиями законодательства; земельный участок с кадастровым номером , на часть которого претендует ФИО1, имеет другую категорию земель и другое разрешенное использование нежели принадлежащий истцу участок (с учетом испрашиваемых истцом границ земельный участок окажется в двух разных категориях земель с двумя разными видами разрешенного использования, что недопустимо); на земельном участке фактически используемым истцом расположена часть объекта, принадлежащего Российской Федерации, - оттяжка антенны, перенос которой может повлечь разрушение опоры крепления антенны; согласно сведениям органа кадастрового учета, требования истца в заявленной им редакции будут не исполнимыми. Совокупность установленных по делу обстоятельств позволяет суду прийти к выводу об отказе в удовлетворении требований истца.

Довод истца ФИО1, подтвержденный показаниями свидетеля ФИО9 о том, что с конца 1990-х годов планировался демонтаж антенны БС-2 № 21, не влияет вывод суда с учетом вышеуказанных обстоятельств.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» об установлении границ земельного участка, внесении в государственный кадастр недвижимости изменений в сведения о местоположении границ земельных участков, - отказать.

Решение суда может быть обжалованов Иркутский областной суд через Иркутский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.В.Шевченко