ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-178/2018 от 29.03.2018 Шахтинского городского суда (Ростовская область)

№ 2-178/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Шахты 29 марта 2018 года

Шахтинский городской суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Малько С.В., при секретаре Луганцевой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ТСЖ «Советская 148» о признании действий о необоснованном начислении оплаты за тепловую энергию незаконными, обязании устранить допущенные нарушения закона, взыскании судебных издержек и компенсации морального вреда,

установил:

ФИО1 обратились в суд с вышеуказанным иском к ТСЖ «Советская 148», ссылаясь на то, что она проживает в жилом <адрес> Жилое помещение, <адрес> общей площадью 59,3 кв.м., принадлежит истцу на праве собственности, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 19.08.2006. В соответствии с нормами ЖК РФ, с учетом требований норм Постановления Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 она обязана своевременно осуществлять плату за пользование жилым помещением и местами общего пользования, а также плату за пользование потребленными коммунальными ресурсам, поставляемыми поставщиками таких услуг. В жилом <адрес> установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии, которая подается поставщиком АО «Донэнерго» для отопления квартир. В квартире истца имеется индивидуальное отопление, с помощью которого она и отапливает свою квартиру. Переустройство квартиры истца, в результате которого было выполнено отключение от центрального теплоснабжения и установлено индивидуальное отопление, выполнено в соответствии с требованиями ст. 26 ЖК РФ на основании решения Межведомственной комиссии г. Шахты от 08.06.2006 и подтверждено Актом об отключении тепловой энергии от 27.08.2008. Установленное в квартире истца индивидуальное оборудование включает в себя, в том числе и газовый котел с закрытой камерой сгорания , номинальной мощностью на отопление 18,6 кВт, что позволяет отапливать им помещения ориентировочно до 240 кв.м. Тепловую энергию, которую истец использует для обогрева квартиры, вырабатывает котел, потребляя при этом природный газ. Для работы котла истец заключил с ресурсопоставляющей организацией ОАО «Шахтымежрайгаз» договор на поставку газа от 19.09.2008 и договор на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования от 20.09.2008. Истцу известно, что в многоквартирном <адрес> имеют индивидуальное отопление 25 квартир, при этом общее число квартир нашего дома - 70. 28.01.2017 на расширенном заседании Правления Товарищества собственников жилья «Советская 148» (далее - ТСЖ) собственникам квартир, у которых установлено индивидуальное отопление, была доведена информация о результатах неплановой проверки ТСЖ. По результатам проверки, проведенной Государственной жилищной инспекцией Ростовской области (далее - ГЖИ) в отношении ТСЖ было вынесено предписание от 19.01.2017 об устранении нарушения Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 «О порядке предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила), в части порядка определения размера платы за отопление, в том числе для квартир, имеющих индивидуальное отопление, в многоквартирном доме с центральным отоплением (т.е. в доме, расположенном по адресу: <адрес> Правление ТСЖ уведомило истца о том, что она должна оплачивать коммунальные услуги по отоплению в соответствии с требованиями п. 42 (1) Правил за период с октября 2016 года по январь 2017 года и в последующем. Таким образом, истцу сделано начисление за тепловую энергию в сумме 27453 руб. 71 коп., которую истец не потреблял и не намерен потреблять в дальнейшем. Эти действия ТСЖ противоречат ч. 1 ст. 37 Закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. Как упомянуто выше, квартира истца была отключена от центрального отопления на законных основаниях и из нее убраны радиаторы, которые могли бы передавать тепловую энергию для обогрева квартиры. Вместо этого смонтирована индивидуальная система отопления и установлен газовый котел с закрытой камерой сгорания BAXI MAIM 24, номинальной мощностью на отопление 18,6 кВт. Ввиду отсутствия возможности получать тепловую энергию через централизованную сеть, у истца нет договорных отношений с поставщиком тепловой энергии. Важным является и то, что в <адрес> нет ни одного помещения общего пользования, где бы были установлены батареи центрального отопления, что свидетельствует о том, что вся получаемая от АО «Донэнерго» тепловая энергия поступает только к тем абонентам, которые подключены к системе и распределяется только между подключенными абонентами. Именно подключенные к централизованной сети абоненты и являются потребителями тепловой энергии. Других потребителей тепловой энергии в доме нет. Таким образом, считает, что предъявленные к истцу требования со стороны ТСЖ об оплате тепловой энергии, которую она не потребляла и не имеет намерения потреблять, являются незаконными, противоречат действующему законодательству РФ. На основании изложенного просила признать незаконными действия ТСЖ «Советская 148» о необоснованном начислении истцу оплаты за тепловую энергию как собственнику <адрес> с момента установления индивидуального отопления то есть с 21.09.2006 г. по настоящее время; Обязать ТСЖ «Советская 148» устранить допущенные нарушения закона по незаконному и необоснованному начислению оплаты за поставку якобы в квартиру центральной тепловой энергии (отопления) в размере 25227 руб. 15 коп. на сентябрь 2017 года, отсутствующую у истца в квартире с 21.09.2006; Взыскать с ТСЖ «Советская 148» в пользу истца судебные издержки, складывающиеся из суммы: 300 руб. - госпошлина в суд, 15 000 руб. - затраты на адвоката, квитанция об оплате 1000 руб. за нотариальную доверенность, а всего 16300 руб.

Впоследствии истец дважды уточняла исковые требования и в окончательном варианте просила признать незаконными действия ТСЖ «Советская 148» о необоснованном начислении ей оплаты за тепловую энергию; Обязать ТСЖ «Советская 148» устранить допущенные нарушения закона по незаконному и необоснованному начислению оплаты за поставку тепловой энергии; Взыскать с ТСЖ «Советская 148» в ее пользу судебные издержки, складывающиеся из суммы: 300 руб. - госпошлина в суд, 15 000 руб. - затраты на адвоката; Взыскать с ответчика ТСЖ «Советская 148» в ее пользу денежную сумму в размере 15000 руб. в счет компенсации морального вреда.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, в представленном заявлении просила дело рассмотрение в ее отсутствие.

Представитель истца ФИО2, действующий на основании ордера от 13.10.2017 и доверенности от 11.10.2017, в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика ТСЖ «Советская 148» - ФИО3 в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлен надлежащим образом, причины неявки не сообщил.

Дело в отношении неявившихся сторон рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Изучив письменные доказательства, суд считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, ФИО1 принадлежит на праве собственности <адрес>, хозяйственной деятельностью в котором на основании Устава занимается ТСЖ «Советская 148» (л.д. 38-46).

В вышеуказанном жилом доме установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии, которая подается поставщиком АО «Донэнерго» для отопления квартир согласно договору теплоснабжения от 01.08.2014 и дополнительным соглашениям к нему (л.д. 58-67).

Распоряжением от 20.12.2016 в отношении ТСЖ было назначено проведение внеплановой документарной проверки, в ходе которой установлено, что ТСЖ не производилось начисление за коммунальную услугу по отоплению собственникам помещений с использованием индивидуальных квартирных

счетчиков тепловой энергии.

Предписанием ГЖИ от 19.01.2017 (л.д. 57) ТСЖ указано произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с требованиями п. 42 (1) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» и ежемесячно осуществлять начисление за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами.

В силу ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную и горячую воду, электрическую и тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, в частности, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах устанавливаются Правительством РФ. Формула определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, приведена в п. 3 приложения 2 Правил.

В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 № 29433-ВК/19 даны разъяснения, что используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами значения общей площади жилого помещения (квартиры), нежилого помещения в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в документе, подтверждающем право собственности (пользования) на помещение в многоквартирном доме, передаточном акте или ином документе о передаче застройщиком помещения в многоквартирном доме, техническом паспорте жилого помещения (квартиры) или техническом паспорте многоквартирного дома, а значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.

В квартире истца проведено переустройство, в результате которого было выполнено отключение от центрального теплоснабжения, что подтверждается актом об отключении тепловой энергии от 21.09.2006 и актом от 29.08.2006, согласно которому на основании решения МВК от 25.08.2006, протокол , произведено отключение квартиры от центрального отопления и ГВС (л.д. 30), из нее убраны радиаторы, которые могли бы передавать тепловую энергию для обогрева квартиры, и установлено индивидуальное отопление.

В силу подпункта «в» п. 35 Правил потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.

В соответствии с п. 42 Правил потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления этим Домом в составе платы за коммунальные услуги должен отдельно оплачивать коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, за исключением коммунальной услуги по отоплению. Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно пункту 42 (1) Правил размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 1 приложения № 2 к Правилам, исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. Указанная формула также включает в себя показатель объема (количества) потребленного за расчетный период коммунального ресурса, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета.

На основании указанных норм и материалов дела, переоборудование помещения путем демонтажа радиаторов отопления не может порождать правовых последствий в виде освобождения собственника помещения, допустившего такие действия, от обязанности по оплате услуг за потребляемую тепловую энергию. Квартиры с индивидуальным отоплением не лишены теплоснабжения посредством теплоотдачи через общие конструкции многоквартирного дома, оборудованного системой централизованного отопления, посредством которой отапливаются не только жилые помещения, но и общее имущество многоквартирного дома. Утверждение истца, что в <адрес> нет ни одного помещения общего пользования, где бы были установлены батареи центрального отопления, ничем не подтверждено, в связи с чем подлежит отклонению.

Суд также отмечает, что расчет размера платы за отопление без учета площади квартир, переведенных на индивидуальное отопление, нарушает права иных собственников помещений, являющихся потребителями коммунальной услуги по отоплению, поскольку возлагает на них обязанность по внесению платы за отопление на общедомовые нужды в большем размере. Жилищное законодательство Российской Федерации не освобождает граждан, отключивших свои жилые помещения от центрального отопления, от оплаты за тепловые потери системы отопления многоквартирного дома и расход тепловой энергии на общедомовые нужды.

Предписанием № 93 от 19.01.2017 ГЖИ на ТСЖ возложена обязанность выполнить перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с требованиями п. 42 приведенных Правил за период с октября 2016 года по январь 2017 года и в дальнейшем ежемесячно осуществлять взимание платы за отопление согласно приведенной формуле.

Данное предписание отвечает требованиям закона и приведенных подзаконных актов, не оспорено истцом, исполнено ответчиком.

Кроме того, в соответствии с ч. 15 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах, за исключением использования индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется Правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Доказательств соблюдения приведенных Правил истец не представила, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований.

При рассмотрении дела суд исходил из доказательств, представленных сторонами, иных доказательств суду не представлено.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд

решил:

в удовлетворении искового заявления ФИО1 к ТСЖ «Советская 148» о признании действий о необоснованном начислении оплаты за тепловую энергию незаконными, обязании устранить допущенные нарушения закона, взыскании судебных издержек и компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 02.04.2018.

Судья С.В. Малько