Гражданское дело № 2-178/2021
УИД 42RS0011-01-2020-004213-53
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Ленинск-Кузнецкий 14 апреля 2021 года
Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Лозгачевой С.В.,
при секретаре Быкасовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления социальной защиты населения администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа к ФИО1 о взыскании излишне полученной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о взыскании суммы неосновательно полученной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с <дата> по <дата> в размере 70691,26 рублей.
Требования, с учетом заявлений об уточнении исковых требований, мотивированы следующим. Ответчику ФИО1 в соответствии с Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 760 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (далее – Правила) была назначена субсидия на оплату ЖКУ квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, на основании представленных документов и заявлений:
от <дата> в размере 2111,79 рублей в месяц на период с <дата> по <дата>;
от <дата> в размере 2221,52 рублей в месяц на период с <дата> по <дата>;
от <дата> в размере 2433,97 рублей в месяц на период с <дата> по <дата>;
от <дата> в размере 2072,20 рублей в месяц на период с <дата> по <дата>;
от <дата> в размере 1100,70 рублей в месяц на период с <дата> по <дата>;
от <дата> в размере 1400,30 рублей в месяц на период с <дата> по <дата>.
Ссылаясь на п.п.20,21 Правил, указывает, что в перечисленные периоды производился перерасчет размеров субсидии, в связи с изменением региональных стандартов, установленных постановлениями Коллегии администрации Кемеровской области, постановлениями Правительства Кемеровской области – Кузбасс: от <дата><номер>, от <дата><номер>, от <дата><номер>, от <дата><номер>, от <дата><номер>, от <дата><номер>. Также истцом производился перерасчет размера предоставленной субсидии с учетом фактических расходов на оплату ЖКУ за периоды с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в соответствии с п.п. 27, 27 (1) Правил, поскольку размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактические расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
За период с <дата> по <дата>, с учетом перерасчетов, субсидия выплачена в размере 70691,26 рублей.
Указывает, что в соответствии с п.8 (а) Правил для получения субсидии ФИО1 предоставляла договор на передачу жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации от <дата>, свидетельство о государственной регистрации права № <адрес> от <дата>, кадастровый номер <номер>, подтверждающие правовое основание владения и пользования вышеуказанным жилым помещением.
Проверок в отношении ФИО1 по вопросу достоверности предоставленных документов истцом не проводилось в силу п.11 Правил, предусматривающего право истца проводить проверки выборочно.
В <дата> во время устной консультации по вопросу предоставления субсидии ФИО1 сообщила, ч то в <дата> подарила вышеуказанную квартиру внуку ФИО2.
В связи с чем, с <дата> выплата субсидии была приостановлена до выяснения достоверных сведений.
При обращении с заявлением о назначении субсидии <дата>ФИО1 в числе необходимых для назначения субсидии документов, предоставила впервые договор дарения вышеуказанной квартиры от <дата>, согласно которому ответчик является дарителем, а ФИО2 – одаряемым.
Согласно выписке из ЕГРН от <дата> собственником квартиры является ФИО2, право собственности зарегистрировано <дата>.
Поскольку ФИО1 на <дата> не являлась собственником жилого помещения и не предоставила договора найма, с учетом положений п.3 Правил, <дата> было принято решение об отказе в предоставлении субсидии <номер>, в связи с отсутствием у нее права на субсидию, предусмотренного п.3 Правил.
После получения отказа в предоставлении субсидии, ФИО1<дата> предоставила договор найма жилого помещения от <дата>, по которому нанимателем является ФИО1, наймодателем – ФИО2.
Считает, что с <дата>ФИО1 для назначения субсидии намеренно предоставлялись документы, являющиеся недостоверными, утратившие правовое основание владения и пользования жилым помещением, в связи с чем, в силу п.п.14,60,61 Правил, ст.1102 ГК РФ должна нести ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, путем возврата необоснованно полученной субсидии. В адрес ответчика истцом было направлено письмо от <дата><номер> о необходимости обратиться к истцу по вопросу возврата переплаты субсидии до <дата>. В предложенный срок уплата ответчиком не произведена.
Решением истца от <дата> выплата ответчику субсидии прекращена с <дата> на основании полученных от нее сведений, в соответствии с п.60 Правил. В настоящее время ответчик не является получателем субсидии.
Кроме того, указывает, что поскольку в указанном выше договоре найма плата за наем жилого помещения сторонами договора не установлена, поэтому принимается истцом равной нулю, соответственно, носит безвозмездный характер, то согласно ст.689 ГК РФ предоставленный договор является договором безвозмездного пользования.
Указывает со ссылкой на п.3 Правил на то, что ссудополучатели не входят в перечень лиц, имеющих право на предоставление субсидии.
Предусмотренная п.2.2.6 договора найма обязанность нанимателя вносить плату за помещение и коммунальные услуги не противоречит ч.3 ст.678 ГК РФ, устанавливающая указанную обязанность нанимателя. Плата за коммунальные услуги включает в себя согласно ст.154 ЖК РФ, в том числе плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, обращение с твердыми коммунальными отходами.
При обращении за субсидией ФИО1 предоставляла квитанции об уплате за коммунальные услуги, подтверждающие фактические расходы по их оплате.
Расчет субсидии производился, в том числе в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от <дата><номер> «об утверждении методических рекомендаций по применению правил предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата><номер>».
Учитывая положения п.87 указанных Методических рекомендаций, руководствуясь позицией Восьмого кассационного суда общей юрисдикции (определение от <дата><номер> по делу <номер>) истец должен рассчитать неосновательно полученную выгоду ФИО1 в виде разницы между суммой субсидии, полученной ФИО1 в качестве собственника жилого помещения (70691,26 рублей) и суммой субсидии, рассчитанной в соответствии с несвоевременно представленным договором найма (0 руб.), которую однако рассчитать не представляется возможным, поскольку в договоре найма плата за наем равна нулю, что является ниже фактических расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, производимой ФИО1.
В случае установления сторонами вышеуказанного договора найма в соответствии со ст.671 ГК РФ платы за наем, то у истца имелась бы возможность рассчитать субсидию ФИО1, применяя правила расчета для нанимателей, и вывести вышеуказанную разницу для применения п.п.60,61 Правил.
Учитывая изложенные обстоятельства и указанные положения нормативно-правовых актов, истец просит взыскать в свою пользу с ФИО1 сумму неосновательно полученной субсидии в размере 70691,26 рублей.
В судебном заседании представитель истца, Управления социальной защиты населения администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа, ФИО3, действующая по доверенности, исковые требования поддержала, дала пояснения, основанные на доводах, изложенных в исковом заявлении, заявлениях об уточнении исковых требований, письменных пояснениях, приобщенных к материалам настоящего гражданского дела.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, обратилась в суд с ходатайством о рассмотрении дела в ее отсутствие при участии ее представителя, адвоката Коневой Н.Н., с которой заключено соглашение об оказании юридической помощи по данному гражданскому делу, согласно представленным письменным пояснениям, исковые требования не признает, просит отказать в удовлетворении иска по изложенным в них доводам. Кроме того, заявила ходатайство о взыскании судебных расходов за услуги представителя в суде в сумме 30000,00 рублей, мотивированное обстоятельствами, изложенными в представленном письменном ходатайстве, и сведениями, содержащихся в приобщенных к нему документах.
Представитель ответчика, адвокат Конева Н.Н., представившая удостоверение <номер> от <дата>, ордер <номер> от <дата>, в судебном заседании просила отказать истцу в удовлетворении иска к ФИО1 в полном объеме, основываясь на письменных пояснениях от <дата>, приобщенным к ним документам, а также на ранее представленных письменных возражениях и приобщенных к ним документах. Кроме того, в заявлении о взыскании судебных расходов поддержала ходатайство доверителя о взыскании судебных расходов за услуги представителя в суде в сумме 30000,00 рублей.
Пояснив, что в <дата> она представляла интересы ФИО2, по оказанию ему юридических услуг, связанных с рассмотрением в суде гражданского дела по защите прав потребителей и дала консультацию связанную с защитой жилищных прав, которая разъяснила ему о необходимости в установленном законом порядке документального оформления, возникших и имевших на тот период времени между его <данные изъяты>ФИО1 и ним правоотношений относительно пользования квартирой, расположенной по адресу: <адрес>. В связи с чем, <дата> она подготовила проект и знает, что между ним и ответчиком был заключен договор найма указанного жилого помещения. ФИО1, постоянно проживала и пользовалась указанной квартирой, как до заключения данного договора, так и после его заключения, в том числе и в спорный период, указанный истцом. Оплачивала в управляющую компанию лично, за счет собственных средств плату за помещение и коммунальные услуги, в соответствии с условиями заключенного между ним договора найма жилого помещения. В связи с чем, являлась получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренной законом. В установленные порядок и сроки обращалась к истцу лично с заявлениями о предоставлении данной субсидии, представляла все имеющиеся у нее документы на квартиру, а также платежные документы. Отказов истца в предоставлении ответчику субсидии, в том числе в связи с отсутствием необходимых документов либо предоставлением недостоверных сведений, не имелось до <дата>. ФИО1 в спорный период предоставляла истцу каждый раз пакет документов, в которых содержались копии всех правоустанавливающих документов на квартиру по <адрес>, а также подтверждающих ее право пользования данным жилым помещением, соответственно, не препятствовала в ознакомлении с ними, не препятствовала их приобщению к заявлению о получении субсидии, и в силу нахождения в <данные изъяты> в возрасте уже в <данные изъяты> лет, не имела намерения предоставлять недостоверные сведения, в связи с чем, с целью избежать не предоставления каких-либо документов, необходимых для начисления субсидии, всегда приносила все имеющиеся у нее документы на квартиру и квитанции об оплате коммунальных услуг, подтверждающие несение расходов на оплату.
Третье лицо на стороне ответчика, не заявляющее самостоятельных требований, ФИО2, в судебном заседании пояснил, что исковые требования к ФИО1 считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению, полностью подтвердив обстоятельства, изложенные представителем ФИО1 – адвокатом Коневой Н.Н.
Суд, заслушав явившихся лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Согласно ч.2 ст.159 Жилищного кодекса Российской Федерации право на субсидии имеют граждане:
1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда;
3) члены жилищных кооперативов;
4) собственники жилых помещений.
В соответствии с ч.3 ст.159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
Таким образом, федеральным законом определены категории граждан, которым предоставлено право на субсидии, к которым отнесены граждане, в том числе наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, собственники жилых помещений, расходы которых на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемые субъектом Российской Федерации, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Согласно ч.6 ст.159 Жилищного кодекса Российской Федерации при определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на субсидии и расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается для лиц, указанных в пунктах 1 - 3 части 2 настоящей статьи, исходя из размера платы за пользование жилым помещением (плата за наем) для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании, размера платы, используемой для расчета платы за содержание жилого помещения для указанных нанимателей, цен, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги для указанных нанимателей. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается для собственников жилых помещений исходя из размера платы, используемой для расчета платы за содержание жилого помещения для указанных нанимателей, минимального размера взноса на капитальный ремонт (при уплате в соответствии с настоящим Кодексом взносов на капитальный ремонт), цен, тарифов на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги для указанных нанимателей.
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что субсидии гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому в соответствии со статьей 155 настоящего Кодекса вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, указанные положения закреплены ч.7 ст.159 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», утвердившим Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – Правила), установлены указанные выше порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан.
В силу пункта 2 Правил, субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Согласно пункту 3 Правил, право на субсидии имеют:
а) пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде;
б) наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде;
в) члены жилищного или жилищно-строительного кооператива;
г) собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).
Субсидии предоставляются гражданам, указанным в пункте 3 настоящих Правил, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей (п.4 Правил).
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что ответчик ФИО1 с <дата> (с момента регистрации по месту жительства) и до настоящего времени пользуется жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, постоянно зарегистрирована в нем, что подтверждается сведениями паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность ответчика, и справкой, выданной управляющей организацией по месту жительства и не оспаривается истцом.
Основаниями пользования указанным жилым помещением, подтвержденными документально, являлись: договор найма жилого помещения <номер> от <дата>, что усматривается из сведений, содержащихся в договоре на передачу жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации жилого фонда от <дата>; договор на передачу жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации жилого фонда от <дата>, зарегистрированный в Управлении Федеральной регистрационной службы по <адрес><дата>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес> от <дата>; договор найма жилого помещения от <дата>, заключенный между ФИО2 (Наймодателем), право собственности которого на квартиру по <адрес> в <адрес>, подтверждается Договором дарения от <дата>, зарегистрированным в Управлении Федеральной регистрационной службы по <адрес><дата>, что подтверждается выпиской из Единого реестра недвижимости, и ФИО1 (Нанимателем), на основании которого ответчик продолжается до настоящего времени пользоваться квартирой по адресу: <адрес> Данные обстоятельства сторонами под сомнение не ставятся.
Соответственно, указанным жилым помещением, в том числе в спорный период с <дата> по <дата>, ФИО1 пользовалась на законных основаниях.
Судом, из предоставленных истцом доказательств, установлено, что за ФИО1, в спорный период с <дата> по <дата>, управомоченным учреждением, а именно Управлением социальной защиты населения администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа, признано право на предоставление субсидии, как лицу из числа, перечисленных в ч.2 ст.159 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункте 3 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, расходы которого на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Указанное обстоятельство подтверждено истцом и не оспаривается ответчиком ФИО1
Таким образом, судом установлено и не оспаривается сторонами, что ФИО1 по категории лиц, имеющих право на субсидии, расходам на оплату жилого помещения, сведениям о составе семьи, как <данные изъяты> проживающий гражданин, сведениям о размере ее дохода, отнесена федеральным законом к лицам, которым предоставлено право на получение вышеуказанного вида субсидии, вне зависимости от оснований пользования жилым помещением, предусмотренных ч.2 ст.159 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 3 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, квартирой по адресу: <адрес> т.е. вне зависимости - на основании права собственности либо на основании найма по договору найма в частном жилищном фонде.
Согласно п.20 указанных Правил, размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (далее - региональные стандарты).
В силу п.22 Правил, региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемые в соответствии с требованиями частей 1 и 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации из расчета на одного члена семьи для семей разной численности и одиноко проживающего гражданина, могут быть установлены раздельно по поселениям одного субъекта Российской Федерации, в том числе населенным пунктам, расположенным на межселенных территориях, городским округам, для следующих групп получателей субсидий, указанных в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации:
а) пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде и члены жилищного кооператива, жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, которым жилое помещение предоставлено в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до приобретения ими права собственности на такое жилое помещение;
б) собственники жилых помещений в многоквартирных домах, которые в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации обязаны вносить взносы на капитальный ремонт;
в) собственники жилых помещений в многоквартирных домах, которые в соответствии с требованиями части 2 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации не обязаны вносить взносы на капитальный ремонт, и собственники жилых домов.
Истцом подтверждено и не оспаривается ответчиком, что размер предоставленной ФИО1 в спорный период субсидии исчислялся в соответствии с п.п.20,21 Правил, исходя из установленных региональных стандартов, на основании Постановления Коллегии <адрес> от <дата><номер>, Постановления Коллегии <адрес> от <дата><номер>, Постановления Коллегии <адрес> от <дата><номер>, Постановления <адрес> от <дата><номер>, в которые включены группы получателей субсидий, указанных в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусмотренные п.22 Правил, то есть и собственники жилых помещений, и наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде.
Кроме того, при исчислении размера субсидии ФИО1 в вышеуказанный период учитывалась величина прожиточного минимума, установленная Постановлением Коллегии <адрес> от <дата><номер> «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения <адрес> за первый квартал <дата>», Постановлением <адрес> - Кузбасса от <дата><номер> «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения <адрес> за первый квартал <дата>».
Данное обстоятельство также подтверждает вывод суда о том, что право на получение субсидии ФИО1 признавалось вне зависимости от оснований пользования жилым помещением из категории, предусмотренной ч.2 ст.159 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 3 Правил.
Истцом подтверждено, что за период с <дата> по <дата>ФИО1 предоставлена субсидия в общем размере 70691,26 рублей, которая ей выплачена.
Перечень документов (сведений), необходимых для предоставления субсидии, и порядок их рассмотрения установлен разделом II в редакции Постановления Правительства РФ от <дата><номер>, которая распространяется на правоотношения, начиная с <дата> (с <дата> действует редакция от <дата><номер>). До указанного периода, то есть до <дата>, в указанной части действовали Правила в редакции Постановления Правительства РФ от <дата><номер>, определяющей документы, представляемые с заявлением о предоставлении субсидии, и порядок их рассмотрения.
Таким образом, на правоотношения сторон в период обращения ответчика с заявлениями на предоставление субсидии, то есть с <дата> по <дата>, в части, определяющей документы, представляемые с заявлением о предоставлении субсидии, и порядок их рассмотрения, распространяются положения раздела II Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в редакции Постановления Правительства РФ от <дата><номер>, поскольку на момент подачи ФИО1 заявлений на предоставление субсидии от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата> редакция Постановления Правительства РФ от <дата><номер> (начало действия с <дата>) не действовала.
В силу п.8 Правил (в редакции от <дата><номер>) для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с указанием всех членов семьи и степени родства и приложением следующих документов:
а) копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, - в случае, если заявитель является нанимателем жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, членом жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Заявитель, проходящий военную службу по контракту, зарегистрированный по месту жительства по адресу воинской части, но проживающий ввиду отсутствия служебных жилых помещений в жилых помещениях на условиях заключенного договора найма (поднайма), прилагает к заявлению о предоставлении субсидии копию договора найма (поднайма) в частном жилищном фонде и справку из воинской части об отсутствии возможности предоставления служебного жилого помещения;
б) документы или их копии, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие размер вносимой ими платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги;
в) копии документов, подтверждающих право заявителя и (или) членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки и компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);
г) копии документов, удостоверяющих принадлежность заявителя - иностранного гражданина и членов его семьи к гражданству государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, в соответствии с которым предусмотрено предоставление субсидий (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);
д) документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии. Для подтверждения доходов индивидуального предпринимателя представляются документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для избранной им системы налогообложения.
Таким образом, подпунктом «а» пункта 8 Правил (в редакции от <дата><номер>) определена отдельная категория лиц, которые для получения субсидии предоставляют копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором они зарегистрированы по месту постоянного жительства.
К числу указанных лиц отнесены: наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, члены жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, заявители, проходящие военную службу по контракту.
Собственники жилых помещений к числу лиц, указанных в подпункте «а» пункта 8 Правил не отнесены.
Следовательно, подпунктом «а» пункта 8 Правил (в редакции от <дата><номер>) установлены основания получения субсидии нанимателями жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, членами жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, военнослужащими.
Аналогичные основания предусмотрены положениями п.п. «а» п. 8 Правил в редакции Постановления Правительства РФ от <дата><номер>, действующими с <дата>.
В силу пункта 14 Правил заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Истец, обращаясь с настоящим иском к ФИО1, основывает свои требования на обстоятельствах того, что в соответствии с п.п. «а» п. 8 Правил ответчик для получения субсидии предоставляла договор на передачу жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации от <дата>, свидетельство о государственной регистрации права <адрес> от <дата>.
Вместе с тем, подпункт «а» пункта 8 Правил, как отмечалось выше, не возлагает обязанность на собственников жилых помещений предоставлять указанные истцом вышеперечисленные документы.
Определяя правовое основание пользования ФИО1, как заявителя на получение субсидии, вышеуказанным жилым помещением по адресу: <адрес>, в период с <дата> по <дата>, судом, исходя из представленных сторонами правоустанавливающих документов и справки, свидетельствующей о лицах, в нем зарегистрированных, установлено, что указанным жилым помещением ответчик пользуется для проживания на основании договора найма жилого помещения в частном жилищном фонде от <дата>, заключенного с третьим лицом ФИО2, зарегистрирована в данном жилом помещении с <дата>.
Договором найма жилого помещения от <дата> (далее – Договор) сторонами определен срок найма <данные изъяты> лет с момента перехода права собственности на помещение наймодателю (п.4.1), кроме того, определено, что палата за пользование помещением состоит исключительно из затрат на жилищно-коммунальные услуги, которые наймодатель возлагает на нанимателя (п.5.1). В силу п.5.2 Договора, оплата за жилищно-коммунальные услуги производится нанимателем самостоятельно, исходя из представленного расчета ООО «<данные изъяты><адрес>». Оплата за жилищно-коммунальные услуги производится нанимателем путем передачи денежных средств в наличной форме непосредственно в управляющую организацию не позднее 10 числа за текущий месяц. Передача денежных средств подтверждается квитанциями управляющей организации.
В соответствии с положениями ст. 288 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
Из содержания ч. 2 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», принимая во внимание, что жилое помещение может выступать объектом как гражданских, так и жилищных правоотношений, судам следует иметь в виду, что гражданское законодательство в отличие от жилищного законодательства регулирует отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением жилым помещением как объектом экономического оборота (например, сделки с жилыми помещениями, включая передачу в коммерческий наем жилых помещений).
Согласно пункту 1 ст. 671 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
В силу пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Одним из существенных условий при заключении договора найма жилого помещения, в силу п.1 ст.671 ГК РФ, является плата за жилое помещение. Согласно п.1 ст.682 Гражданского кодекса Российской Федерации, размер платы за жилое помещение устанавливается по соглашению сторон в договоре найма жилого помещения. Плата за жилое помещение должна вноситься нанимателем в сроки, предусмотренные договором найма жилого помещения. Если договором сроки не предусмотрены, плата должна вноситься нанимателем ежемесячно в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации (п.3 ст.682 ГК РФ).
Таким образом, заключенный сторонами договор найма жилого помещения от <дата> соответствует требованиям действующего законодательства, не оспаривается сторонами спора. Указанный Договор от <дата> заключен сторонами, в том числе, с соблюдением положений, установленных ст.682 ГК РФ, с определением размера платы за жилое помещение, вносимой наймодателем, которому предоставлено право пользования жилым помещением за плату, состоящую исключительно из затрат на жилищно-коммунальные услуги, исходя из представленного расчета управляющей организацией, соответственно, указанные положения договора фактически освобождают наймодателя (собственника жилого помещения) от платы за указанное принадлежащее ему жилое помещение и коммунальные услуги, то есть сторонами заключен договор коммерческого найма жилого помещения на возмездной основе, что прямо опровергает доводы истца в части безвозмездного характера договора, о которых указано в заявлении об уточнении исковых требований, основанные на неверном толковании истцом условий указанного Договора и действующих положений законодательства в части заключения договора найма жилого помещения.
Кроме того, истец, ссылаясь на отсутствие в договоре найма жилого помещения от <дата> соглашения сторон о размере платы за наем, считает ее равной нулю, что лишает его права на исчисление разницы между суммой субсидии выплаченной ФИО1, по утверждению истца, как собственнику, и суммой субсидии, подлежащей расчету ответчику на основании указанного договора найма жилого помещения, несвоевременно предоставленного.
Тогда как, исходя из положений ч.6 ст.159 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг для нанимателей по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда устанавливается из размера платы за пользование жилым помещением (плата за наем) для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании, размера платы, используемой для расчета платы за содержание жилого помещения для указанных нанимателей, цен, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги для указанных нанимателей.
Следовательно, как следует из положений ч.6 ст.159 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг для нанимателей по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда не зависит от факта установления в договоре найма жилых помещений частного жилищного фонда сторонами указанного договора платы за наем либо отсутствия указанного соглашения сторонами договора. В связи с чем, в указанной части доводы истца об отсутствии в договоре найма жилого помещения от <дата> соглашения сторон о размере платы за наем основаны на неверном толковании закона.
Для собственников жилых помещений, в соответствии с приведенными положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается, исходя из размера платы, используемой для расчета платы за содержание жилого помещения для указанных нанимателей, минимального размера взноса на капитальный ремонт (при уплате в соответствии с настоящим Кодексом взносов на капитальный ремонт), цен, тарифов на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги для указанных нанимателей.
Ответчик, возражая относительно предъявленных к ней требований, заявляет о том, что при обращении к истцу с заявлениями от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата> на предоставление субсидии каждый раз предоставляла договор от <дата> найма жилого помещения, в котором она зарегистрирована по месту постоянного жительства. Поскольку в силу возраста (на <дата> – <данные изъяты> лет), <данные изъяты> образования (о чем указано в трудовой книжке ответчика), и как следствие не способна самостоятельно определить какие именно правоустанавливающие документы на квартиру документы, подтверждающие ее право на субсидию, требовалось предоставить, ответчица предоставляла истцу наряду с документами, подтверждающими ее расходы по оплате за жилищно-коммунальные услуги, подтверждающие сведения о размере ее дохода, подтверждающие сведения о составе семьи, как <данные изъяты>, и все правоустанавливающие документы на квартиру, в том числе вышеуказанные договор на передачу жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации, свидетельство о государственной регистрации права, договор дарения, договор найма жилого помещения. О том, какие именно правоустанавливающие документы являлись основаниями для предоставления ей субсидии, сотрудниками Управления социальной защиты населения администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа ей не разъяснялось. Сотрудники, которые принимали у нее заявления, самостоятельно определяли документы, которые требуются для принятия решения о предоставлении ей субсидии, приобщали данные документы к ее заявлению или не приобщали ей не известно.
Учитывая, возражения ответчика, принимая во внимание вышеуказанные положения п.п. «а» п.8 Правил, на которые ссылается истец, установленный судом и подтвержденный истцом в основаниях иска, а также представленных документах факт того, что ФИО1 в спорный период на основании ее заявлений от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата> и представленных ею документов была предоставлена субсидия, оснований не доверять доводам ответчика в части предоставления истцу договора найма жилого помещения от <дата> при указанных установленных обстоятельствах не имеется.
В силу п.16 Правил уполномоченные органы формируют в отношении каждого заявителя дело, в которое включаются документы, связанные с предоставлением субсидии и определением ее размера (далее - персональное дело). Документы на бумажных и электронных носителях информации подлежат хранению не менее 3 лет. При несоответствии записей на бумажных носителях информации записям на электронных носителях информации приоритет имеют записи на бумажных носителях.
Приказом Минстроя России <номер>/пр, Минтруда России <номер> от <дата> утверждены Методические рекомендации по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата><номер>.
Согласно пункту 15 Методических рекомендаций под предоставлением неполных сведений рекомендуется понимать отсутствие сведений, которые обязан представить заявитель в соответствии с пунктами 8 и 8(1) Правил.
Под предоставлением заведомо недостоверных сведений рекомендуется понимать явное несоответствие сведений, указанных в заявлении и в предоставленных заявителем документах фактическим обстоятельствам, о котором заявителю известно в момент предоставления заявления и соответствующих документов.
Каких-либо умышленных, виновных действий по предоставлению неполных сведений либо по предоставлению заведомо недостоверных сведений, как о том заявлено истцом, со стороны ответчика судом не установлено.
Из представленной, заверенной истцом и удостоверенной судом копии персонального дела в отношении заявителя ФИО1, судом установлено, что ФИО1 является получателем субсидии с <дата>, в деле имеются одна копия договора на передачу жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации жилого фонда от <дата>, одна копия свидетельства о государственной регистрации права <адрес> от <дата>, иных копий и иных правоустанавливающих документов, подтверждающих основание для принятия решения о предоставлении ФИО1 субсидии, не имеется.
Отсутствие в персональном деле в отношении ответчика копии договора найма жилого помещения от <дата>, как приобщенного правоустанавливающего документа к заявлениям от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата>, на выводы суда об отсутствии оснований не доверять доводам ответчика в части предоставления истцу указанного правоустанавливающего документа от <дата> повлиять не могут, поскольку ни одно заявление не содержит сведений на приобщение к нему каких-либо правоустанавливающих документов, явившихся основанием для назначения субсидии.
Пунктом 42 вышеуказанных Методических рекомендаций, уполномоченным органам рекомендуется утвердить форму заявления о предоставлении субсидий согласно примерной форме заявления, содержащейся в Приложении <номер> к Рекомендациям, включающей, в том числе сведения о предоставленных заявителем документах и их копий об основании пользования жилым помещением.
Судом установлено и следует из представленных истцом документов, что вышеуказанная рекомендованная форма заявления о предоставлении субсидии, содержащая сведения о предоставленных заявителем документов об основаниях пользования жилым помещением и их копий, истцом в период обращения ответчика ФИО1 с заявлениями о предоставлении субсидии от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата> не использовалась.
При этом материалами дела подтверждено, что ФИО1 в предусмотренные законом сроки, каждые шесть месяцев, обращалась с заявлениями о предоставлении субсидии, о чем свидетельствуют заявления, имеющиеся в персональном деле в отношении заявителя ФИО1, однако сведений какие документы предоставлялись ответчиком при обращении и оснований назначения истцом ФИО1 субсидии (как собственнику либо нанимателю жилого помещения) персональное дело не содержит. Имеющееся в правом верхнем углу либо в середине верней части (над печатной частью текста) вышеуказанных заявлений ФИО1 выполненные от руки надписи, на которые ссылается истец, как на доказательство, свидетельствующее о предоставлении ответчиком в указанный выше период именно свидетельства о государственной регистрации права <адрес> от <дата>, договора на передачу жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации жилого фонда от <дата>, произведенными сотрудниками, принимавшими у ФИО1 заявления, не могут быть признаны доказательствами, подтверждающими указанные обстоятельства, в связи с отсутствием подтверждающих сведений о том кем выполнены данные надписи, в какой период времени, и отсутствием указания на основания выполнения данных надписей, подписи ФИО1 подтверждающей предоставления конкретных документов, заявления не содержит.
По мнению суда, требования, установленные Правилами, применительно к заполнению заявления и комплекту прилагаемых документов, и указанные Методические рекомендации по применению данных Правил преследуют законную цель оценить нуждаемость заявителя в предоставлении субсидии, направлены на социальную защиту нуждающихся в материальной помощи граждан.
В данном случае, исходя из обстоятельств того, что ФИО1 относится к наиболее незащищенному слою населения, с учетом возраста (в <дата> достигла возраста <данные изъяты> лет) и образования, имеющая право на получении субсидии, у должностных лиц Управления социальной защиты населения администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа, как должностных лиц уполномоченного органа, имелась обязанность разъяснить права и порядок предоставления субсидии, проверить полноту предоставляемых ответчиком сведений и документов для получения субсидии, а также в порядке, предусмотренном пунктом 11 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг их достоверность.
Представитель истца в судебном заседании пояснил, что в отношении заявителя ФИО1 проверка подлинности представленных заявителем документов, полноты и достоверности содержащихся в них сведений, достоверности предоставленных заявителем сведений о составе семьи не проводилась, поскольку проведение подобных проверок является правом истца, а не его обязанностью в соответствии с Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
При этом суд находит заслуживающими внимание возражения ответчика, основанные на пункте 45 Методических рекомендаций, определяющим документы, подтверждающие законные основания владения и пользования жилым помещением заявителем-собственником, и положениях Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», которые применяются с <дата>, относительно подтверждения возникновения права, перехода права собственности на недвижимое имущество выпиской из Единого реестра недвижимости.
В представленных истцом доказательствах, в том числе в персональном деле в отношении заявителя ФИО1, выписка из Единого реестра недвижимости относительно объекта недвижимого имущества, квартиры, расположенной по адресу: <адрес> по состоянию за период с <дата> по <дата> (период обращения ответчика с заявлениями на предоставлении субсидии) отсутствует.
Из изложенных в исковом заявлении обстоятельств, подтвержденных истцом в ходе судебного разбирательства, следует, что ответчик в период с <дата> по <дата> предоставляла истцу подтверждающие правовое основание владения и пользования жилым помещением договор на передачу жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации от <дата> и свидетельство о государственной регистрации права от <дата>, то есть документы, которые, при этом, начиная с <дата>, не подтверждали основания владения недвижимым имуществом на праве собственности; иных документов, подтверждающих основания владения и пользования жилым помещением ответчик не предоставляла; до <дата> истец не располагал выпиской из Единого реестра недвижимости в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, то есть фактически, исходя из позиции истца, в период с <дата> по <дата> истец не располагал документами, подтверждающими правовое основание владения и пользования указанным жилым помещением ответчиком ФИО1.
Таким образом, исходя из установленных обстоятельств и указанных выше материалов дела, истцом не представлено подтверждающих оснований принятия решения для предоставления субсидий ФИО1 по ее заявлениям от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата>, и как следствие, не подтверждено основание заявленных требований в части предоставления ФИО1 заведомо недостоверной информации.
При этом истец считает, что ФИО1 для назначения субсидии намеренно предоставляла документы, являющиеся недостоверными, утратившие правовое основание владения и пользования жилым помещением, начиная с <дата> намеренно предоставляла указанные недостоверные сведения, скрывала факт дарения квартиры <дата>, на данных обстоятельствах, указанных в исковом заявлении и в заявлении об уточнении исковых требований, истец, кроме того, основывает свои требования, которые истцом не подтверждены, опровергаются вышеуказанными установленными судом обстоятельствами.
Судом какой-либо заинтересованности ответчика в предоставлении истцу недостоверных сведений не установлено, поскольку ФИО1 имела право на получение субсидии вне зависимости от основания пользования вышеуказанным жилым помещением, то есть и как собственник, и как наниматель, что не оспаривается. Региональные стандарты, применяемые для исчисления размера субсидии в спорный период, установленные исполнительным органом власти <адрес> вышеуказанными постановлениями администрации (Правительства) <адрес>, для собственников и нанимателей жилых помещений по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда имеют минимальное различие, что подтверждается расчетом субсидии на жилищно-коммунальные услуги ФИО1 на основании договора найма за спорный период с <дата> по <дата>, произведенному истцом на основании определения Ленинск-Кузнецкого городского суда от <дата>, согласно которому размер данного вида субсидии ФИО1 составил 70450,76 рублей, таким образом, разница составляет 240,5 рублей (70691,26 рублей – 70450,76 рублей = 240,5 рублей).
Кроме того, принимая во внимание, что следует понимать под предоставлением заведомо недостоверных сведений в силу п.15 Методических рекомендаций, а именно явное несоответствие сведений, указанных в заявлении и в предоставленных заявителем документах фактическим обстоятельствам, о котором заявителю известно в момент предоставления заявления и соответствующих документов, а также учитывая, что истец утверждает о том, что ФИО1 при обращении с заявлениями, начиная с <дата>, намеренно предоставляла договор на передачу жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации от <дата>, свидетельство о государственной регистрации права от <дата>, являющиеся недостоверными, и не предоставляла документов, свидетельствующих о ее праве пользования жилым помещением на основании договора найма жилого помещения, что при этом истцом не подтверждено, в связи с чем, установить явное несоответствие сведений, указанных в заявлении и в предоставленных заявителем документах фактическим обстоятельствам, о чем заявлено истцом невозможно. Следовательно, указанные истцом обстоятельства в части предоставления ответчиком заведомо недостоверных сведений не могут быть признаны таковыми, поскольку, кроме того, основаны на неверном толковании указанных правовых актов.
Иного основания, предусматривающего в соответствии с пунктом 14 Правил, ответственность заявителя за недостоверность представленных сведений и документов, истцом не заявлено. Подпункт «а» пункта 8 Правил, как отмечалось выше, не возлагает обязанность на собственников жилых помещений предоставлять указанные истцом вышеперечисленные документы.
Учитывая, что основанием исковых требований о взыскании с ФИО1 неосновательно полученной субсидии является предоставление ответчиком заведомо недостоверных сведений, основанное на положениях п.14 Правил, в результате предоставления ФИО1 в период с <дата> по <дата> в соответствии с п.п. «а» п. 8 Правил документов: договора на передачу жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации от <дата>, свидетельства о государственной регистрации права от <дата>, как подтверждающих правовое основание владения и пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, которые, как установлено судом, истцом не подтверждены, кроме того, исходя из положений приведенных правовых норм, основанных на неверном толковании истцом действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что оснований для применения к ФИО1 мер ответственности, предусмотренной на основании п.14 Правил, при указанных обстоятельствах не имеется.
Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (п.1 ст.12 ГПК РФ).
Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (п.1 ст.56 ГПК РФ).
Суд, оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации совокупность представленных по делу доказательств, пришел к выводу о том, что истцом не подтверждено предоставление ответчиком заведомо недостоверных сведений в прилагаемых к заявлениям от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата> документах, подтверждающих правовое основание владения и пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>109, то есть заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера.
В силу п. 60 Правил, предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии:
а) изменения места постоянного жительства получателя субсидии;
б) изменения основания проживания, состава семьи, гражданства получателя субсидии и (или) членов его семьи, размера доходов получателя субсидии и (или) членов его семьи, приходящихся на расчетный период (если эти изменения повлекли утрату права на получение субсидии);
в) представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера, либо невыполнения требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил, в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования);
г) непогашения задолженности или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования).
Согласно п.61 Правил, возврат в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, при наличии условий, указанных в подпунктах «а» - «в» пункта 60 настоящих Правил, производится получателем субсидии добровольно, а в случае отказа от добровольного возврата - по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ответчиком в добровольном порядке субсидия, полученная за период с <дата> по <дата> в размере 70691,26 рублей, не возвращена, что подтверждает позицию ответчика по предъявленным исковым требованиям, которые он не признает.
При установленных судом вышеуказанных обстоятельствах, учитывая, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих наличие в результате умышленных, виновных действий ФИО1 условий, предусмотренных подпунктами «а» - «в» пункта 60 Правил, и не опровергнуты возражения ответчика в указанной части, оснований для возврата субсидии в бюджет, из которого она была получена, предусмотренного п.61 Правил, и применения положений ст.1102 ГК РФ суд не усматривает.
В связи с чем, принимая во внимание правовую позицию Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по применению судом пункта 61 Правил, изложенных в Определении Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от <дата><номер>, в Определении Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от <дата><номер> по делу <номер>, в Определении Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от <дата><номер>, установленные судом обстоятельства об отсутствии в персональном деле подтверждающих правовое основание владения и пользования жилым помещением документов, свидетельствующих об основании принятия истцом решений по предоставлению ФИО1 субсидии на общий период с <дата> по <дата>, а также подтверждающих, исходя из данных документов, правильность определения истцом размеров региональных стандартов для исчисления размера субсидии за каждый указанный в иске период предоставления субсидии (в общем размере 70691,26 руб.), отсутствуют правовые основания для расчета разницы между суммой субсидии, подлежащей начислению ФИО1
Таким образом, суд пришел к выводу, что требования истца следует признать не обоснованными, не подтвержденными истцом, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований истцу следует отказать в полном объеме.
Разрешая ходатайство ответчика о взыскании судебных расходов, суд исходит из следующего:
Часть 1 статьи 48 Конституции РФ закрепляет право каждого на получение квалифицированной юридической помощи.
В соответствии со ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу положений ст.94 ГПК РФ расходы на оплату услуг представителей отнесены к издержкам, связанным с рассмотрением дела.
Общий принцип распределения судебных расходов установлен частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 данного Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Согласно ч.2 ст.98 ГПК РФ правила, изложенные в ч.1 ст.98 ГПК РФ, относятся также к распределению судебных расходов, понесенных сторонами в связи с ведением дела в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях.
Частью 1 статьи 100 этого же Кодекса также предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Таким образом, гражданское процессуальное законодательство исходит из того, что критерием присуждения расходов на возмещение судебных расходов вообще и на оплату услуг представителя в частности является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного требования, а основным критерием размера оплаты труда представителя – разумность суммы оплаты, которая предполагает, что размер возмещения стороны расходов должен быть соотносим с объемом защищаемого права.
Применительно к вопросу о возмещения стороне, в пользу которой состоялось решение суда, расходов на оплату услуг представителя с противной стороны, вышеназванная норма означает, что обращаясь с заявлением о взыскании судебных расходов, указанное лицо должно представить доказательства, подтверждающие факт несения данных расходов в заявленной к возмещению сумме, то есть осуществления этих платежей своему представителю.
Другая сторона обладает правом заявить о чрезмерности требуемой суммы и обосновать разумный размер понесенных заявителем расходов применительно к соответствующей категории дел с учетом оценки, в частности, объема и сложности выполненной представителем работы, времени, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист, продолжительности рассмотрения дела, стоимости оплаты услуг адвокатов, представителей по аналогичным делам.
При этом процессуальное законодательство не ограничивает права суда на оценку представленных сторонами доказательств в рамках требований о возмещении судебных издержек в соответствии с ч.1 ст.67 ГПК РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Учитывая названные положения закона, а также обстоятельство того, что суд пришел к выводу об отказе истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме, принимая во внимание мнение истца по заявленному ответчиком ходатайству о возмещении судебных расходов, согласно которому, считая их в целом необоснованными, истец указал на обоснованность и разумность суммы юридических услуг, оказанных ответчику, в размере 30000,00 рублей, а также факт подтверждения ответчиком документально несение расходов на оплату услуг адвоката Коневой Н.Н. в размере 30000,00 рублей, суд, с учетом характера заявленного спора, объема выполненной представителем ФИО1 – адвокатом Коневой Н.Н. работы по подготовке процессуальных документов и времени, необходимого на их подготовку, объема работы по представлению в гражданском деле интересов ответчика, качество оказанной ответчику по делу правовой помощи, рекомендованным минимальным ставкам вознаграждений за отдельные виды юридической помощи, оказываемой по соглашениям адвокатами <адрес>, утвержденных решением Совета Адвокатской <адрес> от <дата><номер>, а также требований разумности и справедливости, соблюдая баланс между правами лиц, участвующими в деле, исходя из правового статуса сторон, считает их подлежащими возмещению истцом ответчику в полном объеме, в связи с чем, с истца в пользу ответчика подлежат взысканию судебные издержки в виде расходов за услуги представителя в суде в сумме 30000,00 рублей.
Принимая во внимание положения ч.2 ст.103 ГПК РФ, государственная пошлина не подлежит взысканию с истца в местный бюджет, поскольку истец в силу закона освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать Управлению социальной защиты населения администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа в удовлетворении исковых требований к ФИО1 о взыскании суммы неосновательно полученной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с <дата> по <дата> в размере 70691,26 рублей.
Взыскать с Управления социальной защиты населения администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа в пользу ФИО1 судебные издержки в виде расходов за услуги представителя в суде в сумме 30000,00 рублей.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 21.04.2021 года.
Судья: подпись
Подлинный документ находится в гражданском деле № 2-178/2021 Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области, г.Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области.