Дело № 2-178/2022
УИД 41RS0002-01-2022-000297-46
Решение
Именем Российской Федерации
г. Хилок 12 мая 2022 год
Хилокский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Клейнос С.А.,
при секретаре судебного заседания Глотовой С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Хилокского района, действующего в защиту интересов ФИО1 к Государственному профессиональному образовательному учреждению «Хилокское железнодорожное училище» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, к Министерству образования и науки Забайкальского края о возложении обязанности профинансировать учреждение на выплату заработной платы,
установил:
Прокурор Хилокского района Забайкальского края обратился в суд с иском. В обоснование указал, прокуратурой Хилокского района при проведении проверки в сфере оплату труда в ГПОУ «Хилокское железнодорожное училище» установлено, ФИО1 является работником ГПОУ «ХЖУ», принята на должность мастера производственного обучения с 24.06.2017 г. За период с сентября 2021 г. по январь 2022 г. ФИО1 производилась оплата за осуществление классного руководства, выплаты за экзамены, вакансии. Вместе с тем, оплата труда за выполнение работы начислялась не сверх минимального размера оплаты труда, а включалась в него, в связи с чем расчет заработной платы произведен неверно. Привел положения ч.3 ст.37, ч.1 ст.45 Конституции РФ, ст.ст.2,21,22,133, 133.1,149,151 Трудового кодекса РФ, Федерального закона от 29.12.2020 г. № 473-ФЗ о минимальном размере оплаты труда, установленного в Российской Федерации с 01.01.2021 г. в сумме 12792 руб. в месяц, Федерального закона от 06.12.2021 № 406-ФЗ о минимальном размере оплаты труда, установленного в Российской Федерации с 01.01.2022 г. в сумме 13980 руб., Закона Забайкальского края от 14.10.2008 г. № 39-ЗЗК об установлении в Хилокском районе районного коэффициента к заработной плате – 1,4 и процентной надбавке за стаж работы в размере 10% заработной платы по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждые последующие два года работы, но не свыше 30%, Постановления Правительства РФ от 30.12.2005 № 850, Приказа Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536, Положения об оплате труда работников ГПОУ «ХЖУ», и указал, что вознаграждение за труд должно быть не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а дополнительная работа должна оплачиваться отдельно, сверх установленного оклада, который должен быть не ниже МРОТ за полностью отработанный месяц, так как эти виды работ не входят в основные обязанности преподавателя, требуют дополнительных затрат рабочего времени. В противном случае заработная плата работников, привлеченных к работе в условиях, отклоняющихся от нормальных, не отличалась бы от оплаты труда лиц, работающих в обычных условиях. Следовательно, доплата за классное руководство, экзамены и вакансии не может включаться в состав заработной платы в целях сравнения с МРОТ. Начисление заработной платы таким образом, противоречит позиции Конституционного суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 11.04.2019 г. № 17-П. Указал, ФИО1 в связи с неправильным начислением заработной платы недоначислено: за сентябрь 2021 г. – 5253,17 руб., за октябрь 2021 г. – 1447,04 руб., за ноябрь 2021 г. – 3350,10 руб., за декабрь 2021 г. – 2081,39 руб., за январь 2022 г. – 1674,30 руб., всего – 13806 руб. Привел положения ст.236 ТК РФ, указал, что компенсация за нарушение сроков выплаты заработной платы истице не начислена и не выплачена. Кроме того, указал, в соответствии с уставом ГПОУ «ХЖУ», учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства образования и науки Забайкальского края, которое является главным распорядителем бюджетных средств учреждения, поэтому в соответствии с п.5 ст.158 БК РФ на Министерство образования и науки Забайкальского края возлагается обязанность по финансированию недоначисленной оплаты отпускных. Привел положения ст.45 ГПК РФ, указав, что обращается в суд по заявлению ФИО1, просил суд: обязать Министерство образования и науки Забайкальского края профинансировать выплату ГПОУ «ХЖУ» надоначисленной заработной платы ФИО1 за период с сентября 2021 г. по декабрь 2022 г. в размере 13806 руб., компенсации за нарушение сроков выплаты заработной платы в соответствии с требованиями ст.236 ТК РФ, страховых взносов; обязать ГПОУ «ХЖУ» выплатить недоначисленную заработную плату ФИО1 за период с сентября 2021 г. по декабрь 2022 г. в размере 13806 руб.; обязать ГПОУ «ХЖУ» начислить и выплатить ФИО1 компенсацию за нарушение сроков выплаты заработной платы в соответствии с требованиями ст.236 ТК РФ.
Определением от 20.04.2022 г. производство по делу в части требований к Министерству образования и науки Забайкальского края профинансировать выплату ГПОУ «ХЖУ» компенсации за нарушение сроков выплаты заработной платы в соответствии с требованиями ст.236 ТК РФ, страховых взносов, к ГПОУ «ХЖУ» обязать начислить и выплатить ФИО1 компенсацию за нарушение сроков выплаты заработной платы в соответствии с требованиями ст.236 ТК РФ, прекращено в связи с отказом прокурора и истца ФИО1 от исковых требований в данной части.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела сторона истца уточнила исковые требования, окончательно просила суд: взыскать с ГПОУ «ХЖУ» в пользу ФИО1 невыплаченную заработную плату за период с сентября 2021 г. по январь 2022 г. в размере 23321,34 руб.; обязать Министерство образования и науки Забайкальского края профинансировать ГПОУ «ХЖУ» денежными средствами для выплаты невыплаченной заработной платы ФИО1 за период с сентября 2021 г. по январь 2022 г. в размере 23321,34 руб.
В судебном заседании заместитель прокурора района Выскубов В.В. уточненные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске.
Истца ФИО1 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала.
Представитель ответчика – ГПОУ «Хилокское железнодорожное училище» (далее – ГПОУ «ЖХУ»), ФИО2, действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласилась, дала объяснения, аналогичные содержанию письменным возражениям ( с учетом дополнений) на иск.
Ответчик - Министерство образования и науки Забайкальского края (далее – Министерство), в судебное заседание представителя не направил, извещен надлежаще и своевременно. Представитель по доверенности ФИО3 направила заявление о проведении судебного заседания в отсутствие представителя Министерства.
Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Министерство финансов Забайкальского края, в судебное заседание представителя не направило, извещено надлежаще и своевременно.
На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании трудового договора № 12 от 24.06.2017 г. ФИО1 работает в ГПОУ «ХЖУ» мастером производственного обучения с 30.08.2013 г. В соответствии с указанным трудовым договором ФИО1 установлен оклад (должностной оклад) 7100 руб. в месяц, 30%- Северная надбавка, 40% - районный коэффициент, а также надбавка за специфику работы – 20%, надбавка за выслугу лет – 5%, надбавка за заведование кабинета – 15% ( л.д. 85-90).
Дополнительным соглашением № 3 от 01.09.2021 г. к трудовому договору № 12 от 24.06.2017 г. ФИО1 поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по должности классного руководителя (куратора) группы № 15 за дополнительную плату, а именно: работник получает дополнительную оплату в размере 5000 руб. (федеральный бюджет), 1000 руб. (20% районного коэффициента Федеральный бюджет), 1500 руб. (30% Северной надбавки Федеральный бюджет), 1000 руб. (20% районного коэффициента краевой бюджет), в общей сумме 8500 руб. ( л.д.91).
Дополнительным соглашением № 3А от 01.09.2021 г.. к трудовому договору № 12 от 24.06.2017 г. ФИО1 поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы: преподавание безопасность жизнедеятельности в количестве 162 часов в период с 01.09.2021 г. по 30.06.2022 г. За выполняемую по дополнительному соглашению дополнительную работу работник получает дополнительную оплату в размере за фактически отведенные часы согласно справке о прочитанных часах преподавателей за месяц из расчета стоимости 1 часа в размере 105,51 руб. с учетом районного регулирования. Аналогичные сведения содержатся в приказе от 01.09.2021 г. № 119 А.
Конституцией Российской Федерации закреплено право каждого на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации).
Конституция Российской Федерации гарантирует также равенство прав и свобод человека и гражданина и устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием (ст. 18, ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации).
В качестве основных принципов регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) указаны запрет дискриминации в сфере труда, равенство прав и возможностей работников, право каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Во исполнение данных принципов на работодателя возложена обязанность обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (ст. 22 ТК РФ).
В соответствии со ст. 129 названного кодекса заработной платой (оплатой труда работника) признается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть первая); тарифной ставкой - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья); окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая); базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть пятая).
Согласно ст. 135 этого же кодекса заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть первая).
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая).
Частями пятой и шестой данной статьи установлено, что условия оплаты труда, определенные трудовым договором, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Статьей 130 ТК РФ величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации включена в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников.
В соответствии со ст. 133 названного кодекса минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом (часть первая), при этом месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть третья), а согласно части второй ст. 133.1 этого же кодекса размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Согласно статье 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы, который определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (части первая, третья и четвертая).
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 07.12.2017 N 38-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ФИО4, О.Л. Дейдей, ФИО5 и И.Я. Кураш", вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда гарантируется каждому,а следовательно, определение его величины должно основываться на характеристиках труда, свойственных любой трудовой деятельности, без учета особых условий ее осуществления; это согласуется с социально-экономической природой минимального размера оплаты труда, которая предполагает обеспечение нормального воспроизводства рабочей силы при выполнении простых неквалифицированных работ в нормальных условиях труда с нормальной интенсивностью и при соблюдении нормы рабочего времени.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 11.04.2019 N 17-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, а также частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина ФИО6", положения статей 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда, при установлении которой каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и требования о повышенной оплате труда при осуществлении работы в условиях, отклоняющихся от нормальных (определения от 1 октября 2009 года N 1160-О-О и от 17 декабря 2009 года N 1557-О-О).
Таким образом, из вышеприведенных положений законодательства и позиции Конституционного Суда РФ следует, что каждому работнику в равной мере должны быть обеспечены как заработная плата в размере не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы), так и повышенная оплата в случае выполнения работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе за сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. В противном случае месячная заработная плата работников, привлеченных к выполнению работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, не отличалась бы от оплаты труда лиц, работающих в обычных условиях, т.е. работники, выполнявшие сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходной или нерабочий праздничный день (т.е. в условиях, отклоняющихся от нормальных), оказывались бы в таком же положении, как и те, кто выполнял аналогичную работу в рамках установленной продолжительности рабочего дня (смены), в дневное время, в будний день.
Федеральным законом от 29.12.2020 N 473-ФЗ минимальный размер оплаты труда на территории Российской Федерации установлен с 1 января 2021 г. установлен в сумме 12 792 рубля в месяц.
С 01 января 2022 г. Федеральным законом от 06.12.2021 N 406-ФЗ минимальный размер оплаты труда на территории Российской Федерации установлен в сумме 13 890 рублей в месяц.
Между тем частью второй ст. 146 ТК РФ установлено, что труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.
В соответствии со ст. 148 этого же кодекса порядок и размер оплаты труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со статьей 1 Закона Забайкальского края от 14.10.2008 N 39-ЗЗК "О районном коэффициенте и процентной надбавке к заработной плате работников государственных органов и государственных учреждений Забайкальского края, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений" районный коэффициент к заработной плате для лиц, работающих в государственных органах и государственных учреждениях Забайкальского края в муниципальном районе «Хилокский район» установлен в размере 1,4.
Статьей 2 названного закона Забайкальского края работникам государственных органов и государственных учреждений Забайкальского края установлена процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в остальных районах Севера, где установлены районные коэффициенты (далее - процентная надбавка), в размере 10 процентов заработной платы по истечении первого года работы с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов.
Кроме того, в соответствии со статьей 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст. 60.2 ТК РФ, определяющей порядок и условия совмещения профессий (должностей), расширения зон обслуживания, увеличения объема работы, исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, в ее части первой, закрепляющей, что с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 данного Кодекса).
В соответствии со ст. 151 ТК РФ, при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата (часть первая); размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 данного Кодекса) (часть вторая).
Постановлением Правительства Забайкальского края от 02.08.2021 N 284 "О ежемесячном денежном вознаграждении за классное руководство (кураторство) педагогических работников государственных образовательных организаций Забайкальского края, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья, за счет средств бюджета Забайкальского края" в период с 1 сентября 2021 года по 31 декабря 2023 года педагогическим работникам государственных образовательных организаций Забайкальского края, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья, за счет средств бюджета Забайкальского края установлено ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство (кураторство) в размере 5000 рублей (но не более двух выплат ежемесячного денежного вознаграждения одному педагогическому работнику при условии осуществления классного руководства (кураторства) в двух и более учебных группах) ( п.п.1 и 2 Постановления).
Пунктом 3 указанного постановления предусмотрено, на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство (кураторство) педагогическим работникам образовательных организаций производится начисление районного коэффициента, действующего на территории Забайкальского края, и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В соответствии с п. 5.1 и п. 5.2 Разъяснений об организации классного руководства (кураторства) в группах образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения, утв. Минпросвещения России, Общероссийским Профсоюзом образования, осуществление классного руководства (кураторства) в группах СПО не входит в должностные обязанности педагогических работников, которые определены квалификационными характеристиками, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761.
Классное руководство (кураторство) является для педагогических работников видом дополнительной работы, которая может выполняться ими только с их письменного согласия и за дополнительную оплату, что предусматривается в трудовом договоре (дополнительном соглашении к трудовому договору), в котором указывается ее содержание, срок выполнения и размер оплаты.
Указанные положения Разъяснений опровергают доводы представителя Министерства ФИО3 о том, что согласно Разъяснениям ежемесячная доплата педагогическим работникам за классное руководство (кураторство) учитывается в составе МРОТ. Указанное разъяснение не содержит положений, разъясняющих порядок либо вид выплат, подлежащих включению в заработную плату работника для определения ее соответствия уровню МРОТ.
Согласно п.2.1.1 Положения об оплате труда работников ГПОУ «ХЖУ», находящегося в ведении Министерства образования Забайкальского края ( далее – Положение об оплате труда) заработная плата работников учреждения за исполнение трудовых (должностных) обязанностей включает: оклады (должностные оклады), ставки заработной платы по соответствующим профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп в размере не ниже, устанавливаемых Правительством Забайкальского края; компенсационные выплаты; стимулирующие выплаты. Пунктом. 2.1.13 Положения об оплате труда предусмотрено, что в оклады (должностные оклады) педагогических работников ( в том числе руководящих работников, деятельность которых связана с образовательным процессом) включается ежемесячная денежная компенсация на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями в размере 100 руб. Данная денежная компенсация образует новый оклад. Согласно положению об оплате труда к выплатам компенсационного характера наряду с прочим отнесены выплаты: за работу в местностях с особыми климатическими условиями: районный коэффициент и процентная надбавка ( п.п. 2.2.2,2.2.4), выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных: совмещение профессий (должностей); сверхурочная работа; работа в ночное время, выполнение работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных ( работа в выходные и праздничные дни) ( п.п.2.2.2, 2.2.5). Пунктом 2.2.5.4 Положения об оплате труда к выплатам за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, отнесены выплаты за дополнительные трудозатраты непосредственно связанные с обеспечением выполнения основных должностных обязанностей: за работу в выходные и нерабочие дни, по классному руководству, проверке письменных работ, заведованию отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками и т.п., руководству предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другими видам работ, не входящими в должностные обязанности работников. Компенсационные выплаты начисляются к должностному окладу или тарифной ставке (окладу) и не образуют увеличение должностного оклада или тарифной ставки (оклада) для исчисления других выплат, надбавок, доплат. Районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях применяется к фактически начисленной заработной плате (с учетом всех компенсационных и стимулирующих выплат) ( п.2.2.7).
В соответствии с п. 2.3.1 Положения об оплате труда стимулирующие выплаты устанавливаются с целью повышения мотивации работников учреждения к качественному результату, а также поощрения за выполненную работу. Выплаты стимулирующего характера не связаны с оплатой труда в каких либо особых условиях и не ограничены законодательно минимальным или максимальным размером. Пунктом 2.3.3. Положения об оплате труда наряду с прочим установлены выплаты стимулирующего характера: выплата за специфику работы; надбавка за выслугу лет; выплата за интенсивность; система премирования.
Таким образом, из вышеприведенных положений законодательства следует, что ежемесячная заработная плата ФИО1 по основному месту работы в должности мастера производственного обучения при отработке нормы рабочего времени (без учета доплаты за классное руководство, за заведование кабинетом и доплаты за выполнение работы преподавателя по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности») с учетом районного коэффициента и стажевой надбавки должна составлять: в период с 01.09.2021 г. по 31.12.2021 г. не менее 21746,40 руб. (12792 руб.+ 5116,80 руб.(12792х40%)+3837,60 руб.(12792х30%)), за январь 2022 г. – не менее 23613 руб. (13890 руб.+ 5556 руб.(13890х40%)+4167 руб.(13890х30%)).
Поскольку классное руководство, заведование кабинетом, выполнение работы преподавателя по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», не входят в должностные обязанности мастера производственного обучения, то каждая из указанных работа является для ФИО1 дополнительной работой, работой в условиях, отклоняющихся от нормальных условий работы мастера производственного обучения и поэтому должна оплачиваться отдельно, должна оплачиваться с учетом районного регулирования оплаты труда.
Согласно расчетных листков по заработной плате ФИО1 в сентябре, октябре, ноябре, декабре 2021 г., в январе 2022 г. полностью отработала норму рабочего времени и ей начислено за:
сентябрь 2021 г.- оплата по окладу- 7363 руб., надбавка за выслугу лет – 746,30 руб., районный коэффициент – 5568,98 руб., Северная надбавка – 4176,74 руб., надбавка за методическую литературу – 100 руб., надбавка мастеру – 1492,60 руб., за экзамены, вакансии – 4220,56 руб., оплата за классное руководство ФБ– 5000 руб., районный коэффициент ФБ – 1000 руб., районный коэффициент краевой – 1000 руб., Северная надбавка ФБ-1500 руб., всего начислено 32168,18 руб. ( л.д.17);
октябрь 2021 г – оплата по окладу- 7363 руб., надбавка за выслугу лет – 746,30 руб., надбавка за заведование кабинетом суммой – 2238,90 руб., районный коэффициент – 6380,13 руб., Северная надбавка – 4785,10 руб., надбавка за методическую литературу – 100 руб., надбавка мастеру – 1492,60 руб., за экзамены, вакансии – 4009,53 руб., оплата за классное руководство ФБ– 5000 руб., районный коэффициент ФБ – 1000 руб., районный коэффициент краевой – 1000 руб., Северная надбавка ФБ-1500 руб., всего начислено 35615,56 руб. (л.д.18);
ноябрь 2021 г – оплата по окладу- 7363 руб., надбавка за выслугу лет – 746,30 руб., надбавка за заведование кабинетом суммой – 1119,45 руб., районный коэффициент – 5510,30 руб., Северная надбавка – 4132,72 руб., надбавка за методическую литературу – 100 руб., надбавка мастеру – 1492,60 руб., за экзамены, вакансии – 2954,39 руб., оплата за классное руководство ФБ– 5000 руб., районный коэффициент ФБ – 1000 руб., районный коэффициент краевой – 1000 руб., Северная надбавка ФБ-1500 руб., всего начислено 31918,76 руб. (л.д.19);
декабрь 2021 г – оплата по окладу- 7363 руб., надбавка за выслугу лет – 746,30 руб., надбавка за заведование кабинетом суммой – 1119,45 руб., надбавка за квалификационную категорию – 746,30 руб., районный коэффициент – 5217,94 руб., Северная надбавка – 3913,45 руб., надбавка за методическую литературу – 100 руб., надбавка мастеру – 1492,60 руб., за экзамены, вакансии – 1477,19 руб., оплата за классное руководство ФБ– 5000 руб., районный коэффициент ФБ – 1000 руб., районный коэффициент краевой – 1000 руб., Северная надбавка ФБ-1500 руб., всего начислено 30676,23 руб. (л.д.20);
январь 2022 г – оплата по окладу- 7363 руб., надбавка за выслугу лет – 746,30 руб., надбавка за заведование кабинетом суммой – 1119,45 руб., надбавка за квалификационную категорию – 746,30 руб., районный коэффициент – 5555,58 руб., Северная надбавка – 4166,69 руб., надбавка за методическую литературу – 100 руб., доплата до целевого показателя – 2273,70 руб., надбавка мастеру – 1492,60 руб., за экзамены, вакансии – 2321,31 руб., оплата за классное руководство ФБ– 5000 руб., районный коэффициент ФБ – 1000 руб., районный коэффициент краевой – 1000 руб., Северная надбавка ФБ-1500 руб., всего начислено 34384,93 руб. (л.д.21).
Сведения об отработке ФИО1 нормы рабочего времени в периоды сентябрь 2021 г. – январь 2022 г. также подтверждены табелями учета рабочего времени за указанные периоды ( л.д. 22-31).
Согласно объяснениям и показаниям свидетеля ФИО7 – бухгалтера ГПОУ «ХЖУ» надбавка за дополнительную работу в качестве преподавателя дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в расчетных листках указана как доплата за экзамены, вакансии, так как указана в тарификационном списке с 01.09.2021 г. Стоимость 1 часа – 105,51 руб. рассчитывается путем деления оклада преподавателя на норму часов в месяц (7597 руб.(оклад)/72 час. по штатному расписанию), к доплате применяется районный коэффициент и надбавка за работу в Забайкальском крае. ФИО1 отработала в качестве преподавателя дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» : в сентябре 2021 г. – 40 час., в октябре 2021 г. – 38 час., в ноябре 2021 г. – 28 час., в декабре 2021 г. – 14 час., в январе 2022 г. – 22 час., что также подтверждается справками о прочитанных часах преподавателями.
Проверив начисление заработной платы ФИО1, суд приходит к следующему.
Ежемесячное начисление и выплата ФИО1 оплаты за классное руководство в период сентябрь. 2021 г. – январь 2022 г. произведены верно. Так истице ежемесячно начислялась оплата за классное руководство в размере 5000 руб., а также районный коэффициент – 2000 руб. (40%) и стажевая надбавка – 1500 руб. (30%).
За сентябрь 2021 г. заработная плата истицы с учетом выполнения дополнительной работы и районного регулирования должна составлять не менее 39324,15 руб. ( 21746,40 руб. (работа мастера производственного обучения ) + 7174,68 руб. ((работа преподавателя по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности) ( 4220,40 руб. (105,51 руб.х40 час.) + 1688,16 руб.(4220,40 руб.х40%) + 1266,12 руб. (4220,40 руб.х30%) + 8500 руб. ((классное руководство) 5000 руб.+2000 руб.+1500 руб.) + 1903,07 руб. ((заведование кабинетом) 1119,45 руб. + 447,78 руб. (1119,45х40%) + 335,84 руб. (1119,45 руб.х30%), тогда как начисленная заработная плата истицы составила ( с учетом начислений в октябре 2021 за заведование кабинетом за сентябрь 2021 г.) 33287,63 руб. Размер недоначисленной заработной платы истицы за сентябрь 2021 г. составляет 6036,52 руб. (39324,15 руб.-333287,63 руб.).
За октябрь 2021 г. заработная плата истицы с учетом выполнения дополнительной работы и районного регулирования должна составлять не менее 38965,41 руб. ( 21746,40 руб. (работа мастера производственного обучения ) + 6815,94 руб. ((работа преподавателя по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности) ( 4009,38 руб. (105,51 руб.х38 час.) + 1603,75 руб.(4009,38 руб.х40%) + 1202,81 руб. (4009,38 руб.х30%)) + 8500 руб. ((классное руководство) 5000 руб.+2000 руб.+1500 руб.) + 1903,07 руб. ((заведование кабинетом) 1119,45 руб. + 447,78 руб. (1119,45х40%) + 335,84 руб. (1119,45 руб.х30%)), тогда как начисленная заработная плата истицы составила 34496,11 руб. (35615,56 руб. – 1119,45 руб. (за заведование кабинетом за сентябрь 2021 г.).
Размер недоначисленной заработной платы истицы за октябрь 2021 г. составляет 4469,30 руб. (38965,41 руб.-34496,11 руб.).
За ноябрь 2021 г. заработная плата истицы с учетом выполнения дополнительной работы и районного регулирования должна составлять не менее 37171,74 руб. ( 21746,40 руб. (работа мастера производственного обучения ) + 5022,27 руб. ((работа преподавателя по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности) ( 2954,28 руб. (105,51 руб.х28 час.) + 1181,71 руб.(2954,28 руб.х40%) + 886,28 руб. (2954,28 руб.х30%)) + 8500 руб. ((классное руководство) 5000 руб.+2000 руб.+1500 руб.) + 1903,07 руб. ((заведование кабинетом) 1119,45 руб. + 447,78 руб. (1119,45х40%) + 335,84 руб. (1119,45 руб.х30%)), тогда как начисленная заработная плата истицы составила 31918,76 руб..
Размер недоначисленной заработной платы истицы за ноябрь 2021 г. составляет 5252,98 руб. (37171,74 руб.-31918,76 руб.).
За декабрь 2021 г. заработная плата истицы с учетом выполнения дополнительной работы и районного регулирования должна составлять не менее 34660,61 руб. ( 21746,40 руб. (работа мастера производственного обучения ) + 2511,14 руб. ((работа преподавателя по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности) ( 1477,14 руб. (105,51 руб.х14 час.) + 590,86 руб.(1477,14 руб.х40%) + 443,14 руб. (1477,14 руб.х30%)) + 8500 руб. ((классное руководство) 5000 руб.+2000 руб.+1500 руб.) + 1903,07 руб. ((заведование кабинетом) 1119,45 руб. + 447,78 руб. (1119,45х40%) + 335,84 руб. (1119,45 руб.х30%)), тогда как начисленная заработная плата истицы составила 30676,23 руб..
Размер недоначисленной заработной платы истицы за декабрь 2021 г. составляет 3984,38 руб. (34660,61 руб.-30676,23 руб.).
За январь 2022 г. заработная плата истицы с учетом выполнения дополнительной работы и районного регулирования должна составлять не менее 37962,15 руб. ( 23613 руб. (работа мастера производственного обучения ) + 3946,08 руб. ((работа преподавателя по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности) ( 2321,22 руб. (105,51 руб.х22 час.) + 928,49 руб.(2321,22 руб.х40%) + 696,37 руб. (2321,22 руб.х30%)) + 8500 руб. ((классное руководство) 5000 руб.+2000 руб.+1500 руб.) + 1903,07 руб. ((заведование кабинетом) 1119,45 руб. + 447,78 руб. (1119,45х40%) + 335,84 руб. (1119,45 руб.х30%)), тогда как начисленная заработная плата истицы составила 34384,93 руб..
Размер недоначисленной заработной платы истицы за январь 2022 г. составляет 3577,22 руб. (37962,15 руб.-34384,93 руб.).
Всего размер недоначисленной и невыплаченной истице заработной платы с сентября 2021г. по январь 2022 г. составляет 23320,40 руб. (6036,52+4469,30+5252,98+3984,38+ 3577,22).
Начисление и выплата истице заработной платы в меньшем, чем предусмотрено трудовым законодательством размере, является нарушением трудовых прав истицы.
Восстановить нарушенные трудовые права истицы следует путем взыскания с работодателя - ответчика ГПОУ «ХЖУ» недоначисленной и невыплаченной заработной платы в размере 23320,40 руб. (без удержаний налогов и иных обязательных платежей, предусмотренных законом), поскольку в силу положений ст.20 ТК РФ обязанность по выплате заработной платы лежит на работодателе.
При таком положении исковые требования к ответчику – ГПОУ «ХЖУ» являются обоснованными и подлежат удовлетворению частично на сумму 23320,40 руб.
В соответствии с Уставом ГПОУ «ХЖУ» является бюджетным учреждением, функции учредителя и собственника имущества учреждения от имени Забайкальского края осуществляют Министерство образования и науки Забайкальского края и Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края ( п.п.1.7, 1.8, 1.9).
Согласно п.1.10 Устава ГПОУ «ХЖУ» находится в ведомственном подчинении Министерства образования и науки Забайкальского края. Министерство формирует и утверждает государственное задание для учреждения в соответствии с предусмотренными Уставом основными видами деятельности ( п.5.2.2 Устава).
В соответствии с п.1 ст.158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: 1) обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; 2) формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств;3) ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; 4) осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; 5) составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; 6) вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; 7) вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи; 8) определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями;9) формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания; 10) обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении; 12) формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств; 13) осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
В соответствии с п.1 ст.78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Согласно Закону Забайкальского края от 27.12.2021 N 2007-ЗЗК "О бюджете Забайкальского края на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов" субсидии на финансирование расходов государственных учреждений для исполнения государственного задания в области образования, на финансирование расходов доплат за классное руководство, на финансирование расходов, связанных с районным регулированием оплаты труда государственных образовательных организаций выделяются из бюджета Забайкальского края Министерству образования и науки Забайкальского края.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 16.07.2020 N 270 "О некоторых вопросах реализации постановления Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2020 года N 203 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим порядок определения объема и условия предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели" исполнительные органы государственной власти Забайкальского края, осуществляющие функции и полномочия учредителей в отношении бюджетных и автономных учреждений Забайкальского края, определены уполномоченными на принятие нормативных правовых актов, устанавливающих порядок определения объема и условия предоставления из бюджета Забайкальского края субсидий на иные цели в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 Порядка определения объема и условий предоставления из бюджета Забайкальского края субсидий на иные цели государственным бюджетным и автономным учреждениям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Забайкальского края, утв. Приказом Министерства образования и науки Забайкальского края от 21.01.2021 N 50, Министерство образования и науки Забайкальского края осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств.
Таким образом, из вышеприведенных положений законодательства следует, что на Министерстве образования и науки Забайкальского края как на главном распорядителе бюджетных средств по финансированию расходов подведомственных ему учреждений на цели, связанные с оплатой труда работников учреждений лежит обязанность предоставить ГПОУ «ХЖУ» субсидии на финансовое обеспечение расходов ГПОУ «ХЖУ» по оплате недоначисленной и невыплаченной истцу заработной платы.
В связи с изложенным, исковые требования в части возложения обязанности на Министерство образования и науки Забайкальского края профинансировать ГПОУ «ХЖУ» на оплату недоначисленной и невыплаченной заработной платы истице подлежат удовлетворению.
Доводы представителя Министерства ФИО3 о том, что выплаты за классное руководство подлежат включению в МРОТ, поскольку в действующем законодательстве отсутствует норма, предусматривающая запрет на включение в МРОТ выплаты за классное руководство, судом отклоняются как не основанные на законе. Доводы этого представителя о том, что классное руководство не является профессией и поэтому не может быть оформлено как совмещение, судом приняты быть не могут, поскольку повышенная оплата труда предусмотрена не только в случае совмещения профессий, но и в иных случаях, когда работа выполняется в условиях, отклоняющихся от нормальных. В данном случае, как установлено судом, выполнение истицей работы классного руководителя (куратора) является дополнительной работой, работой в условиях, отклоняющихся от нормальных условий работы мастера производственного обучения. Доводы представителя ФИО3 о неприменении в деле Постановления Конституционного Суда РФ от 11.04.2019 N 17-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, а также частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина ФИО6" судом отклоняются как противоречащие ст.6 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", согласно которой решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Ссылки представителя ФИО3 на письмо Министерства экономического развития РФ от 22.06.2022 г. № 55-к-9/1017 о том, что ежемесячное денежное вознаграждение педагогическим работникам за классное руководство (кураторство) является составной частью заработной платы педагогического работника, суд находит несостоятельными, поскольку указанное письмо не содержит каких либо разъяснений по вопросу включения либо не включения в МРОТ ежемесячного денежного вознаграждения педагогическим работникам за классное руководство (кураторство), а содержит разъяснения по вопросу статистического учета данной выплаты, относя данную выплату к заработной плате и подлежащей статистическому учету и отчетности в составе фонда оплаты труда.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Прокурор и истец на основании п.1, п.9 ч.1 ст.333.36 НК РФ, ответчик – Министерство образования и науки Забайкальского края, на основании п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины.
Ответчик – ГПОУ «ХЖУ», от уплаты государственной пошлины не освобожден.
На основании изложенного, учитывая требования п.1 ч.1 ст.333.19 НК РФ с ГПОУ «ХЖУ» в бюджет муниципального района «Хилокский район» надлежит взыскать государственную пошлину в размере 899,61 руб.. (800 руб.+ 99,61 руб. (3320,40 (23320,40-20000) х3%).
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с ГПОУ «Хилокское железнодорожное училище» в пользу ФИО1 недоначисленную и невыплаченную заработную плату за сентябрь, за октябрь, за ноябрь, за декабрь 2021 года, за январь 2022 года в размере 23320,40 рублей (без удержаний налогов и иных обязательных платежей, предусмотренных законом).
Обязать Министерство образования и науки Забайкальского края профинансировать ГПОУ «Хилокское железнодорожное училище» на выплату недоначисленной и невыплаченной заработной платы ФИО1 в размере 23320,40 рублей.
Взыскать с ГПОУ «Хилокское железнодорожное училище» в бюджет муниципального района «Хилокский район» государственную пошлину в размере 899,61 рублей.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Хилокский районный суд Забайкальского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 12.05.2022 г.
Судья – подпись.
Верно.
Судья С.А.Клейнос