Дело № 2-178/2023
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 мая 2023 года г. Облучье
Облученский районный суд ЕАО в составе:
председательствующего судьи Будченко Т.В.,
при секретаре судебного заседания Берлинской Л.Ю.,
с участием:
представителя истца – ФГБПОУ «Известковское СУВУ» ФИО1,
представителя ответчика – администрации Известковского городского поселения ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Известковское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа» к администрации Известковского городского поселения Облученского муниципального района Еврейской автономной области об обязании обратиться в регистрирующий орган для постановки на учет объектов электроэнергетики, принять объекты в муниципальную собственность,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Известковское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа» (далее - ФГБПОУ «Известковское СУВУ») обратилось в суд с исковым заявлением к администрации Известковского городского поселения Облученского муниципального района ЕАО, в котором указало, что на территории <адрес> ЕАО находится ЛЭП-6 кВ (отпайка 01 от опоры 78-00\7ВЛ -6кВ Ф-78) с присоединенными к ней СКТП - 105, подающая электроэнергию жилому сектору по улице <адрес>. Данная ЛЭП состоит из: отпайки ВЛ-бкВ Ф№ от опоры № до опоры №; ВЛ-0,4 кВ Ф№ «Благоустроенные дома» от КТП - 105; ВЛ- 0,4 кВ Ф№ «Частный сектор» от КТП - 105; электроподстанции СКТП-105; ВЛ-0,22 Ф «Частный сектор». Сведения об указанных объектах в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует. Данные объекты на балансе ни у одной энергоснабжающей или сетевой организации не состоят, никем не обслуживается и при этом являются объектом инженерной инфраструктуры населенного пункта, обеспечивающем жизнедеятельность граждан, проживающих в многоквартирных многоэтажных домах №№, 42, 43, одноэтажных частных четырех - двух- одно квартирных домах № (дом находится в оперативном управлении ФГБПОУ «Известковское СУВУ»), № по улице <адрес> поселка <адрес> Еврейской <адрес>. От ЛЭП ВЛ-0,4 кВ Ф № «Благоустроенные дома» от КТП-105 запитаны 16-квартирный жилой дом № № по улице <адрес>, находящийся в оперативном управления Известковского СУВУ, и 24-квартирный дом жилой дом № № в котором девять квартир находится в оперативном управлении учреждения. От ЛЭП ВЛ-0,4 кВ Ф№ «Частный сектор» от КТП-105 запитан четырехквартирный жилой дом № №, находящийся в оперативном управлении училища. Непосредственно к ЛЭП «Отпайка Вл-6кВ Ф № от опоры № до опоры №» присоединена трансформаторная подстанция КТП -103, питающая Известковское СУВУ. Учреждение само является потребителем поступающей по спорной ЛЭП электроэнергии, Известковское СУВУ является поставщиком коммунальных услуг многоквартирных домов №№ по <адрес> по отоплению и водоснабжению. Обеспечение производства этих ресурсов непосредственно связано с надлежащей поставкой электроэнергии. В течение ДД.ММ.ГГГГ года ФГБПОУ «Известковское СУВУ» неоднократно обращалось к ответчику по поводу принятия мер по регистрации и последующего включения в состав муниципальной собственности указанных объектов, однако администрация Известковского городского поселения отказалась принять вышеуказанные меры. Обеспечение производства этих ресурсов непосредственно связано с надлежащей поставкой электроэнергии. Право на бесперебойность энергоснабжения является одним из прав потребителей электроэнергии. Бесперебойность энергоснабжения зависит и от поставщика энергоснабжения и от состояния сетей, по которым оно доставляется. Как лицо, осуществляющее право оперативного управления жилыми объектами недвижимости, и как непосредственный потребитель, получающий электроснабжение через ЛЭП, ФГБПОУ «Известковское СУВУ» заинтересовано в надлежащем снабжении ресурсом. Отсутствие собственника, а также организации содержателя инженерных сетей может повлечь причинение убытков Известковскому СУВУ, поскольку отсутствует ответственное лицо за техническое состояние потребляемых коммунальных услуг, а также прекращение ресурсоснабжающей организацией (ПАО «ДЭК») подачи услуг энергоснабжения учреждении. Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Известковское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа» просит суд понудить муниципальное образование «Известковское городское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области обратиться в Росреестр по постановке на учет ЛЭП- 6 кВ (отпайка 01 от опоры 78-00\7ВЛ -6кВ Ф-78) с присоединенными к ней СКТП - 105, состоящей из: отпайки ВЛ-6кВ Ф№ от опоры № до опоры №; ВЛ-0,4 кВ Ф№ «Благоустроенные дома» от КТП - 105; ВЛ- 0,4 кВ Ф№ «Частный сектор» от КТП - 105; электроподстанции СКТП-105; ВЛ-0,22 Ф «Частный сектор» и включить указанные объекты в состав муниципальной собственности; взыскать с ответчика судебные расходы, понесенные по делу.
В ходе производства по делу к участию в дел в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, реестра и картографии по ЕАО, акционерное общество «Дальневосточная распределительная сетевая компания», публичное акционерное общество «Дальневосточная энергетическая компания».
В судебном заседании представитель истца ФГБПОУ «Известковское СУВУ» ФИО1 исковые требования поддержал, по доводам, приведенным в иске и дополнении к нему, пояснил, что указанные в иске объекты электроэнергетики на балансе учреждения не стояли и не стоят, их собственник неизвестен. К электрической сети (линии), по которой поступает электроэнергия в училище, присоединены объекты электроэнергетики, указанные в иске, от которых снабжаются электроэнергией жилые дома. Известковское СУВУ оплачивает всю электроэнергию, которая поступает через воздушную линию, как в училище, так и другим потребителям, запитанных посредством спорных объектов электроэнергетики без взимания с них какой-либо оплаты. Известковское СУВУ не является организацией по оказанию услуг электроснабжения, поэтому плата за свет, поступающий в жилые дома, не взимается, однако вся электроэнергия, оплачивается училищем, что приводит к большим финансовым потерям. Организация, которая содержит спорные объекты, отсутствует, администрация Известковского городского поселения не желает принимать объекты в муниципальную собственность. В результате возникновения аварийной ситуации на линии в ДД.ММ.ГГГГ года жилые дома № № по <адрес> были оставлены без света, по просьбе администрации городского поселения училище подключило дома к трансформатору училища, и оплачивает электроэнергию, потребляемую жителями данных домов, но до настоящего времени администрация городского поселения аварийную ситуацию не устранила и дома не переподключило.
Представитель ответчика – администрации Известковского городского поселения ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала, в объяснениях привел доводы, изложенные в письменных возражениях, что не представлено достаточных и бесспорных доказательств, на которых основаны исковые требования. Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ трансформаторная подстанция СКТП-105, расположенная по адресу: <адрес> находится на балансе Известковского специального профессионального училища открытого типа, в настоящее время ГБПОУ «Известковское специально-учебно-воспитательное учреждение закрытого типа». Исходя из объективных технических характеристик, ЛЭП-6, (Отпайка 01 от опоры № от опоры 78-00/7 ВЛ-6кВ Ф-78 с присоединением СКТП 105), состоящая из объектов: ВЛ-04кВ № «благоустроенные дома» от КТП-105; ВЛ 0,4 кВ Ф № «частный сектор» от КТП-105; электростанции СКТП-105; ВЛ-0,22 Ф «частный сектор», - является недвижимым имуществом, а именно единым недвижимым комплексом-линейным объектом, перемещение которого невозможно без несоразмерного ущерба. На основании акта разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности на балансе Известковского СУВУ находятся: подстанция закрытого типа промышленной зоны СКТП-103, подстанция открытого типа жилфонда, ВЛ напряжением 6Кв протяженностью 1400 м, КЛ напряженностью 6 кВ протяженностью 40 м, согласно электрической схемы, представленной на акте разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности линия ВЛ-0,4 кВ, питающая дома по улице <адрес>. Указанные объекты обслуживает истец. Суду не представлены документы и основания снятия с баланса перечисленных объектов, обслуживаемых истцом. За пользование электрической энергией истец взимал оплату за электроэнергию с предъявленными квитанциями. Граждане (потребители электрической энергии), проживающие в домах индивидуального жилого фонда направляли обращение в Желдорэнерго с целью технологического подключения к линии электропередач, находящейся на меньшем расстоянии от их домов до железнодорожной линии. Их заявки оставлены без удовлетворения со ссылкой на пункт 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», по смыслу которого технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства носит однократный характер. С целью решения вопроса о передаче спорных объектов электроэнергетики администрацией Известковского городского поселения неоднократно было предложено истцу предоставить: копии правоустанавливающих документов на земельные участки, на которых расположены объекты энергетики (сведения об установлении сервитутов, если таковые имели место быть), копии правоустанавливающих документов на объекты энергетики, поскольку эти объекты состояли на балансе истца, значились в акте разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности, копии технических паспортов объектов электроэнергии, которые истец намерен передать в муниципальную собственность. До настоящего времени перечень требуемых документов, в адрес администрации Известковского городского поселения не направлен. Названное имущество находится на момент обращения с иском во владении и пользовании истца, которым не соблюден алгоритм действий для передачи спорного имущества в муниципальную собственность. Истцом не представлено документов о техническом состоянии объектов, которые он намерен передать в муниципальную собственность, не определен правовой режим земельных участков под объектами электроэнергетики. Документы, как на земельные участки, так и на объекты недвижимости указанные в исковом заявлении, в адрес администрации не направлены для рассмотрения вопроса о возможности принятия их в муниципальную собственность. Просит иск оставить без удовлетворения.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, реестра и картографии по ЕАО, акционерного общества «Дальневосточная распределительная сетевая компания», публичного акционерного общества «Дальневосточная энергетическая компания» в судебное заседание не явились, о его месте и времени извещены надлежащим образом, об отложении дела не просили.
Суд, в соответствии с положениями статьи 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие не явившихся представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом.
Заслушав объяснения представителей истца и ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.
На основании пункта 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесена организация в границах городского поселения организация в границах поселения электроснабжения населения в пределах полномочий, установленных (пункт 4), участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения (пункт 8).
В силу пункта 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» имущество, предназначенное для решения установленных данным Федеральным законом вопросов местного значения, может находиться в собственности муниципальных образований.
Администрация Известковского городского поселения Облученского муниципального района ЕАО согласно статьям 26, 27 Устава, является исполнительно-распорядительным органом городского поселения, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления. К исключительным полномочиям администрации городского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах городского поселения электроснабжения населения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского поселения.
Согласно пунктам 1.1- 1.2 Устава федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Известковское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа» является унитарной некоммерческой организацией, созданной для осуществления образовательных, социальных и культурных функций для обучающихся, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода. Учредителем является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство просвещения Российской Федерации.
Предметом деятельности ФГБПОУ «Известковское СУВУ» является реализация основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, основных программ профессионального обучения, а также дополнительных общеобразовательных программ для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (пункт 2.1 Устава).
Основными видами деятельности учреждения, в том числе осуществляемыми в рамках выполнения государственного задания на оказание государственных образовательных услуг, формируемого Учредителем, являются: образовательная деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам; содержание и воспитание обучающихся, защита прав и законных интересов детей (пункт 2.3 Устава).
Положения Устава ФГБПОУ «Известковское СУВУ» не предусматривают деятельность училища по обеспечению населения электрической энергией.
В судебном заседании установлено наличие на территории <адрес> ЕАО объектов электроэнергетики (электрических сетей): ЛЭП-6 кВ (отпайка 01 от опоры 78-00/7ВЛ-6кВ Ф-78) с присоединенными к ней СКТП-105, подающей электроэнергию жилому сектору по ул. <адрес>. Данная ЛЭП состоит из: отпайки ВЛ-6кВ Ф№ от опоры № до опоры №; ВЛ-0,4 кВ Ф№ «Благоустроенные дома» от КТП - 105; ВЛ- 0,4 кВ Ф№ «Частный сектор» от КТП - 105; электроподстанции СКТП-105; ВЛ-0,22 Ф «Частный сектор».
Из содержания технических паспортов объектов линейного хозяйства (воздушных линий, электроподстанции, трансформаторы), схемы электрических сетей, запитанных от КТП-105 ВЛ-6 кВ, схемы электросети, питающей жилой фонд по <адрес>, следует, что посредством названных в иске объектов поступает электроэнергия в жилые многоквартирные и частные дома, расположенные по <адрес> ЕАО, что представителем ответчика не оспаривалось.
По сообщению филиала ППК «Роскадастр» по ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре недвижимости информация об объектах недвижимости – ЛЭП-6 Кв (отпайка 01 от опоры 78-00/7ВЛ-6Кв Ф-78), СКТП-105 и КТП-103, включая ШУЭ-0,4 кВ в РУ-0,4кВ; столбовая комплексная трансформаторная подстанция СКТП-105 и комплексная трансформаторная подстанция КТП-103 отсутствуют.
В судебном заседании установлено, что на протяжении ДД.ММ.ГГГГ года Известковское СУВУ обращалось в адрес администрации Известковского городского поселения (письма от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ) с просьбой принять меры по включению в состав муниципальной собственности не состоящих на балансе учреждения и какой-либо энергоснабжающей или сетевой организации спорных объектов электросетевого хозяйства (ЛЭП-6 кВ, отпайка Вл-6кВ Ф № от опоры № до опоры №, Вл-0,4 кВ Ф № и № «Благоустроенные дома» и «Частный сектор» от КТП-105, ВЛ-0,22 Ф «Частный сектор», СКТП-105), являющихся объектом инженерной инфраструктуры населенного пункта, обеспечивающим жизнедеятельность граждан.
Согласно справке ФГБПОУ «Известковское СУВУ» от ДД.ММ.ГГГГ, ЛЭП-6 кВ (отпайка 01 от опоры 78-00/7ВЛ-6кВ Ф-78) с присоединенными к ней СКТП-105 и КТП-103, включая ШУЭ-0,4 кВ в РУ-0,4Кв не состоит на балансе учреждения, что также подтверждается ведомостью по нематериальным активам.
По сообщению МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ, объект недвижимого имущества - ЛЭП-6 кВ (отпайка 01 от опоры 78-00/7ВЛ-6кВ Ф-78) с присоединенными к ней СКТП-105, состоящими из: отпайки ВЛ-бкВ Ф№ от опоры № до опоры №; ВЛ-0,4 кВ Ф№ «Благоустроенные дома» от КТП - 105; ВЛ- 0,4 кВ Ф№ «Частный сектор» в реестре федерального имущества не учтен и правообладателями федерального имущества к учету не заявлен.
ДД.ММ.ГГГГ администрация Известковского городского поселения в связи с возникшей аварийной ситуацией на линии электропередачи по <адрес> просит ФГБПОУ «Известковское СУВУ» временно подключить жилые дома № № по <адрес> к трансформатору ФГБПОУ «Известковское СУВУ» (письмо № от ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии с выпиской департамента по управлению государственным имуществом ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ, сообщением администрации МО «Облученский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ объект ЛЭП-6 кВ (отпайка 01 от опоры 78-00/7ВЛ-6кВ Ф-78) с присоединенными к ней СКТП-105, состоящие из: отпайки ВЛ-6кВ Ф№ от опоры № до опоры №; ВЛ-0,4 кВ Ф№ «Благоустроенные дома» от КТП - 105; ВЛ- 0,4 кВ Ф№ «Частный сектор» от КТП - 105; электроподстанции СКТП-105; ВЛ-0,22 Ф«Частный сектор», расположенная по адресу: ЕАО, <адрес>, в реестрах государственного имущества ЕАО, муниципальной собственности МО «Облученский муниципальный район» ЕАО не значатся.
По информации филиала ООО «Энергопромсбыт» от ДД.ММ.ГГГГ, Дальневосточной НТЭ, электрические сети, расположенные по <адрес>, на балансе Дальневосточной НТЭ не состоят, информация об их принадлежности отсутствует.
Согласно справке ФГБПОУ «Известковское СУВУ» № от ДД.ММ.ГГГГ трансформаторная подстанция СКТП-105, расположенная по адресу: <адрес>, находится на балансе ФГБПОУ «Известковское СУВУ» под инвентарным №.
Из пояснений представителя истца - ФГБПОУ «Известковское СУВУ» в судебном заседании следует, что в справке ошибочно указано нахождении на балансе учреждения трансформаторной подстанции СКТП-105, поскольку от данной трансформаторной подстанции учреждение не получает электроэнергию, на территории учреждения значился один трансформатор КТП -103.
По сообщению администрации Известковского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ЛЭП-6 кВ (отпайка 01 от опоры 78-00/7ВЛ-6кВ Ф-78) с присоединенными к ней СКТП-105, состоящие из: отпайки ВЛ-6кВ Ф№ от опоры № до опоры №; ВЛ-0,4 кВ Ф№ «Благоустроенные дома» от КТП - 105; ВЛ- 0,4 кВ Ф№ «Частный сектор» в реестре муниципальной собственности МО «Известковское городское поселение» не состоят, не значились, ранее в учетных бухгалтерских документах, инвентаризационных ведомостях, не состояли на обслуживании Известковского городского поселения, в подтверждение чего представлена в материалы дела выписка из реестра муниципальной собственности.
В ответах на обращения ФГБПОУ «Известковское СУВУ» администрация Известковского городского поселения в письме от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ указала о готовности принять объекты в муниципальную собственность при предоставлении соответствующих правоустанавливающих документов на земельные участки, расположенные под объектами энергетики, технических паспортов, правоустанавливающих документов на объекты.
Из ответа прокурора Облученского района от ДД.ММ.ГГГГ на обращение главы администрации Известковского городского поселения следует, что каких-либо нарушений законодательства со стороны ФГБПОУ «Известковское СУВУ» в части ограничения (отключения) электроснабжения жителей по <адрес> не установлено, основания для принятия мер прокурорского реагирования отсутствуют.
Согласно сообщению АО «ДРСК» от ДД.ММ.ГГГГ на балансе ФГБПОУ «Известковское СУВУ» числится электросетевое имущество: ЛЭП-6кВ (отпайка ВЛ-6кВ Ф-78 от опоры 78-007 ВЛ-6 кВ Ф-78/) с присоединенными к ней СКТП-105, состоящие из: отпайки ВЛ-6кВ Ф№ от опоры № до опоры №; ВЛ-0,4 кВ Ф№ «Благоустроенные дома» от КТП - 105; ВЛ- 0,4 кВ Ф№ «Частный сектор» от КТП-105, электроподстанция СКТП-105; ВЛ-0,22 Ф – «Частный сектор», о чем представлен акт об осуществлении технологического присоединения от ДД.ММ.ГГГГ № ТПр 132/19-атп.
Вместе с тем, ссылка АО «ДРСК» на нахождение спорных объектов электросетевого имущества на балансе ФГБПОУ «Известковское СУВУ» соответствующими правоустанавливающими документами не подтверждена. Сам по себе факт технологического присоединения энергопринимающих устройств по адресу <адрес> для электроснабжения училища и жилых домов к опоре 78-00/7, с разграничением балансовой принадлежности, не влечет возникновения прав на объект недвижимости без регистрации в ЕГРН, не свидетельствует и не подтверждает принадлежность ФГБПОУ «Известковское СУВУ» указанных в иске объектов, от которых, как следует из схемы электропитания, осуществляется энергоснабжение жилого фонда по <адрес>.
Совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств установлено, что в Едином государственном реестре прав на недвижимость отсутствуют сведения о регистрации прав на объекты недвижимого имущества - объекты энергетики: ЛЭП-6 кВ (отпайка ВЛ-6кВ Ф-78 от опоры 78-007 ВЛ-6 кВ Ф-78/) с присоединенными к ней СКТП-105, состоящие из: отпайки ВЛ-6кВ Ф№ от опоры № до опоры №; ВЛ-0,4 кВ Ф№ «Благоустроенные дома» от КТП - 105; ВЛ- 0,4 кВ Ф№ «Частный сектор» от КТП-105, электроподстанция СКТП-105; ВЛ-0,22 Ф – «Частный сектор», на балансе ФГБПОУ «Известковское СУВУ» указанные объекты не находятся, не имеют собственников (законных владельцев), то есть являются бесхозяйными.
В силу части 10 статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы местного самоуправления, уполномоченные государственные органы субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя направляют в орган регистрации прав документы для постановки здания, сооружения на учет как бесхозяйного недвижимого имущества.
Согласно пункту 3 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931, на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
В соответствии с пунктом 5 названного Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (приложение № 1 к названному Порядку) органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов.
Таким образом, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан совершить действия по подаче такого заявления в силу возложенных на него законом полномочий.
Однако, как установлено судом администрацией Известковского городского поселения в нарушение требований статьи 225 ГК РФ каких- либо действий к постановке спорных объектов электроэнергетики на учет в регистрирующем органе, как бесхозяйного имущества, принято не было, доказательств обратного в материалы дела представлено не было, также как не представлено доказательств, подтверждающих правомочия ФГБПОУ «Известковское СУВУ» в отношении спорных объектов электросетевого хозяйства, источников энергоснабжения жилого фонда по <адрес>.
Наличие на территории поселения бесхозяйных электрических сетей, электрической подстанции, по которым осуществляется электроснабжение, в том числе жилого сектора <адрес>, представляет угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций на территории населенного пункта из-за аварий (порывов) на электрических сетях, отключение жилых домов от электричества.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований и возложении на администрацию Известковского городского поселения обязанности обратиться в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество – Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по ЕАО с заявлением о постановке на учет сооружения - объектов электроэнергетики: ЛЭП-6 кВ (отпайка 01 от опоры 78-00/7ВЛ-6кВ Ф-78) с присоединенными к ней СКТП-105, отпайки ВЛ-6кВ Ф№ от опоры № до опоры №; ВЛ-0,4 кВ Ф№ «Благоустроенные дома» от КТП - 105; ВЛ- 0,4 кВ Ф№ «Частный сектор», расположенных в <адрес>.
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ в случае принятия решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, когда эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание осведомленность ответчика о спорных бесхозяйных объектах электросетевого хозяйства более года, наличие аварийной ситуации на линии электропередачи, в результате которой жилые дома по ул. <адрес> временно подключены к трансформатору Известковского СУВУ, суд считает необходимым определить срок для исполнения возложенной на ответчика обязанности – два месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Учитывая, что положения статьи 225 ГК РФ, порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931, предусматривают право органа местного самоуправления по истечении трех месяцев со дня постановки на учет обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь, требование ФГБПОУ «Известковское СУВУ» о возложении обязанности включить в состав муниципальной собственности названные в иске объекты электроэнергетики при рассмотрении настоящего дела удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 2 статьи 198 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 этого же кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Из разъяснений, изложенных в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» следует, что положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (статьи 98, 102, 103 ГПК РФ, статья 111 КАС РФ, статья 110 АПК РФ) не подлежат применению при разрешении: иска неимущественного характера, в том числе имеющего денежную оценку требования, направленного на защиту личных неимущественных прав (например, о компенсации морального вреда); иска имущественного характера, не подлежащего оценке (например, о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения).
При обращении в суд с исковым заявлением, истцом ДД.ММ.ГГГГ согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации оплачена государственная пошлина в размер 6000 рублей (поручение о перечислении на счет), которая подлежит взысканию с ответчика в пользу истца в счет возмещения понесенных по делу судебных расходов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 98, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования федерального государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Известковское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа» к администрации Известковского городского поселения Облученского муниципального района Еврейской автономной области об обязании обратиться в регистрирующий орган для постановки на учет объектов электроэнергетики, принять объекты в муниципальную собственность – удовлетворить частично.
Обязать администрацию Известковского городского поселения Облученского муниципального района ЕАО (ИНН <***>) в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Еврейской автономной области с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного объекта недвижимого имущества: линии электропередач- 6 кВ (отпайка 01 от опоры 78-00\7ВЛ-6кВ Ф-78) с присоединенной к ней СКТП - 105, состоящей из: отпайки ВЛ-6кВ Ф№ от опоры № до опоры №; ВЛ-0,4 кВ Ф № «Благоустроенные дома» от КТП - 105; ВЛ- 0,4 кВ Ф № «Частный сектор» от КТП - 105; электроподстанции СКТП-105; ВЛ-0,22 Ф «Частный сектор».
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с администрации Известковского городского поселения Облученского муниципального района ЕАО (ИНН <***>) в пользу федерального государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Известковское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа» (ИНН <***>) расходы по уплате государственной пошлины в размере 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд ЕАО через Облученский районный суд ЕАО в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.В. Будченко
мотивированное решение составлено 23.05.2023