Дело №2-178/21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 января 2021 года город Ростов-на-Дону
Ленинский районный суд города Ростова-на-Дону в составе:
Председательствующего судьи Баташевой М. В.,
при секретаре Феоктистовой Д.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Пролетарского района г.Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Специализированный застройщик «Бриг», третьи лица Региональная служба государственного строительного надзора Ростовской области, Департамент архитектуры и градостроительства г.Ростов-на-Дону, ООО «Единый центр строительства» о возложении обязанности по внесению изменений в проектную документацию по объекту «Комплекс многоквартирных жилых домов со встроенной автостоянкой по адресу: <адрес> в соответствии с законодательством,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Пролетарского района г. Ростова-на-Дону в защиту неопределенного круга лиц обратился с иском к ООО «Специализированный застройщик «Бриг», с учетом уточненных исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил суд возложить обязанность на ООО «Специализированный застройщик «Бриг» по устранению нарушений градостроительного законодательства при возведении объекта: «Комплекс многоквартирных жилых домов со встроенной автостоянкой по адресу: <адрес> а именно привести проектную документацию по объекту строительства по <адрес> в соответствии с требованиями природоохранного и градостроительного законодательства, применив закрытую систему водоотвода дождевых, талых и поливочных вод на территории застройки, а также внести изменения в проектную документацию, обеспечив предусмотренные действующим законодательством количество парковочных мест для собственников помещений дома и озеленение объекта.
В обоснование исковых требований указал на то, в ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что ООО «Специализированный застройщик «Бриг» осуществляется возведение объекта: «Комплекс многоквартирных жилых домов со встроенной автостоянкой по адресу: <адрес> который частично расположен в водоохранной зоне р. Дон, и находится в зоне композиционного регулирования (охрана речного фасада).
Вопреки требованиям природоохранного и градостроительного законодательства, а именно п. 12.11, 13.3 СП 42.13330,2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», указывающих на применения закрытой системы водоотвода, в проектной документацией названного объекта предусматривается отвод поверхностных вод открытым способом по спланированной территории, покрытиям тротуаров, площадок и лоткам проектируемых проездов на проезжую часть ул. Береговой и далее в общую систему канализации.
Обращает внимание на то, что в проектной документации отсутствуют сведения об исполнении требований п. 7.1.10 СП 32.13330.2012 «Канализация. Наружные сети и сооружения». СНиП 2.04.03-85, предусматривающие, что на территории населенных пунктов следует предусматривать закрытые системы отведения поверхностных сточных вод. Отведение по открытой системе водостоков с использованием разного рода лотков, канав, кюветов допускается для селитебных (предназначенных под застройку) территорий с малоэтажной индивидуальной застройкой, поселков в сельской местности, а также парковых территорий, а также согласованность технических условий отвода дождевых вод в соответствии с вышеуказанными требованиями с Департаментом автомобильных дорог и организации дорожного движения г. Ростова-на-Дону. Неисполнение указанных требований противоречит ч. 16 ст. 65 ВК РФ, допускающей проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию хозяйственных и иных объектов в границах водоохранных зон при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
В проектной документации объекта: «Комплекс многоквартирных жилых домов со встроенной автостоянкой по адресу: <адрес> не предусматривается нормативная обеспеченность собственников и посетителей помещений многоквартирных домов машиноместами и озеленением в границах земельного участка застройки, в соответствии с п. 2.3. СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно- эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях.
Ссылаясь на положения п. 9.2, 11.2 Нормативов градостроительного проектирования городского округа «Город Ростов-на-Дону», утвержденных решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 26.02.2008 № 353, предусматривающих, что расчет площади озелененных территорий общего пользования микрорайонов (кварталов) в районах новой жилой застройки принимается исходя из 6 кв.м /чел., а также п. 3 ч. 17 ст. 20 Правил землепользования и застройки города Ростова-на-Дону, утвержденных решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 26.04.2011 № 87 (в редакции от 18.04.2017г. действовавшей на момент выдачи разрешения на строительство), настаивает на том, что в проектной документацией предусмотрено строительство двух 25-этажных жилых домов высотой 81,5 м и 82,3 м с площадью озеленения участка равной 0,4626 га, что составляет менее 50% от нормативно установленной - 0,8694 га.
Также проверкой установлено, что по расчету, выполненному в соответствии с требованиями ст.13 Нормативов градостроительного проектирования городского округа «Город Ростов-на-Дону», утвержденных решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 25.12.2017 № 459, необходимо количество стоянок для постоянного и временного хранения автомобилей жителей многоквартирных домов по объекту: «Комплекс многоквартирных жилых домов со встроенной автостоянкой по адресу: <адрес> по указанному адресу принято равным 534м/м. вопреки данных указанных в проектной документации, предполагающей размещение 90 м/м на встроенной автостоянке и 23 м/м на открытой автостоянке в границах территории застройки, и недостающих 421 м/м на территории АО «Ростовский порт» по адресу: <адрес>
Старший помощник прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону Долгалева А.А. в судебном заседании просила суд удовлетворить исковые требования, по основаниям, изложенным в иске прокурора.
Представители ответчика Кравченко И.В., Сацук Т.В. действующие на основании доверенности в судебном заседании полагали, что основания для удовлетворения иска прокурора отсутствуют, исходя из доводов, изложенных в отзыве, а также наличия в проектной документации сведений о гостевых парковочных местах, сведениях о заключении договора аренды с целью использования в качестве парковки для жильцов дома в шаговой доступности, сведений о водоотведении и площади озеленения земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Представитель третьего лица – Департамент архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону Чернявцева И.В. в судебном заседании полагала, что исковые требования удовлетворению не подлежат, поддержала доводы, изложенные в отзыве на иск.
Представитель третьего лица ООО «Единый центр строительства» в судебном заседании против удовлетворения иска возражала, поддержала письменные пояснения, указав о том, что расчет озеленения произведен в соответствии с действующим законодательством, система водоотведения была проектной документацией предусмотрена изначально как закрытого типа, по земельному участку вливающаяся в колодцы, а затем в городскую систему по ул.Береговой. Парковочные места предусмотрены на земельном участке, а часть подлежит размещению на земельном участке на основании договора аренды в доступности не более 800 м., что не противоречит законодательству. Оснований для отказа в выдаче положительного заключения проектной документации не имелось.
Третье лицо Региональная служба государственного строительного надзора Ростовской области своего представителя для участия в судебном заседании не направили, извещены, представили отзыв на иск, просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Дело рассмотрено в порядке ст.167 ГПК РФ.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, полагает, что исковые требования прокурора не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В целях строительства объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы с приложением правоустанавливающих документов на земельный участок. Для получения разрешения на строительство необходимо также представление положительного заключения экспертизы проектной документации (часть 7, пункт 4 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Часть 11 статьи 51 названного Кодекса предусматривает, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Судом установлено и следует из документов гражданского дела, что строительство комплекса многоквартирных домов со встроенной автостоянкой по адресу: <адрес> осуществляется застройщиком ООО «Специализированный застройщик «Бриг»» на основании разрешения на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ выданного Департаментом архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону.
Основанием для выдачи разрешения на строительство послужила проектная документация, разработанная ООО «ТВСпроект», а также положительное заключение проектной документации, подготовленное аккредитованной организацией ООО «Единый центр строительства», в соответствии со Свидетельством об аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий № от ДД.ММ.ГГГГ, срок действия до ДД.ММ.ГГГГ и Свидетельством об аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации № т ДД.ММ.ГГГГ, срок действия до ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с частью 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3, 3.1 и 3.8 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы.
Застройщик, технический заказчик или лицо, обеспечившее выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 настоящего Кодекса, по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
Согласно части 5 данной статьи предметом экспертизы результатов инженерных изысканий является оценка соответствия таких результатов требованиям технических регламентов. Предметом экспертизы проектной документации являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий.
Результатом экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации, предусмотренным в соответствии с частью 13 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также о соответствии результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов (в случае, если результаты инженерных изысканий были направлены на экспертизу одновременно с проектной документацией). В случае, если результаты инженерных изысканий были направлены на экспертизу до направления проектной документации на экспертизу, результатом экспертизы является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
Заключение подготовлено по разделам проектной документации, разработанным в соответствии с техническим заданием заказчика, Постановлением Правительства РФ № 87 от 16.02.2008 "О составе разделов проектной документации и требованиях к содержанию", а так же согласованиями и техническими условиями, выданными сетевыми организациями.
Из положительного заключения экспертизы ООО «Единый центр строительства» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что проектная документация по объекту «Комплекс многоквартирных домов со встроенной автостоянкой по адресу: <адрес> соответствует требованиям действующих нормативных документов.
Из градостроительного плана земельного участка, площадью 15831,00 кв.м., с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> следует в том числе, что чертежом градостроительного плана земельного участка предусмотрено расположение гостевых автостоянок.
Согласно содержанию положительного заключения экспертизы «ООО «Единый центр строительства», следует, что застройщиком ООО «Специализированный застройщик «Бриг»» получены технические условия на организацию гостевых автостоянок, озеленения и условия, предусматривающие отвод поверхностных вод открытым способом по спланированной территории, покрытием тротуаров, площадок и лоткам проектируемых проездов на проезжую часть ул. Береговой и далее в общую систему канализации.
В силу взаимосвязанных положений ст. ст. 49 и 55 Градостроительного кодекса РФ, вводимый в эксплуатацию объект строительства должен соответствовать, в том числе проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы.
Таким образом, выполнение при строительстве спорного объекта мероприятий, не предусмотренных проектной документацией и не получивших положительное заключение экспертизы, как этого требует прокурор, будет противоречить указанным требованиям градостроительного законодательства.
Как следует из преамбулы Нормативов градостроительного проектирования городского округа «Город Ростов-на-Дону», утвержденных решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 25.12.2017 № 459 «Термины и определения», под гостевой стоянкой автомобилей понимается открытая площадка, предназначенная для парковки легковых автомобилей посетителей жилых зон.
Под земельным участком понимается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Под зоной (районом) застройки понимается застроенная или подлежащая застройке территория, имеющая установленные документацией по планировке территории границы и режим целевого функционального назначения.
Квартал - планировочный элемент жилой застройки в границах красных линий, ограниченный магистральными или жилыми улицами.
Красная линия - граница, отделяющая территорию квартала, микрорайона и других элементов, планировочной структуры от улиц, дорог, проездов, площадей, а также других земель общего пользования в городских и сельских поселениях.
Нормативный размер земельного участка определяется в зависимости от площади земельного участка, занятого непосредственно жилыми зданиями, а также прилегающими к ним территориями, необходимыми для обеспечения их функционирования (обслуживания).
Из вышеуказанного нормативного описания терминов следует, что под земельным участком жилой застройки понимается земельный участок, занятый жилой зоной, то есть застроенной или подлежащей застройке территории, имеющей установленные документацией по планировке территории границы и режим целевого функционального назначения.
При этом такая территория включает в себя несколько многоквартирных жилых домов со своей придомовой территорией, а также общую инфраструктуру и планировочные элементы, в том числе открытые площадки для временного хранения автомобилей, которые могут находиться, в том числе на прилегающем земельном участке, находящимся в муниципальной территории г.Ростова-на-Дону.
Указанный вывод следует, в том числе, из общего смысла статьи 23 НГП от 25.12.2017 № 459 («Жилые зоны») которые содержат правила планирования жилых зон в соответствии с планировочной структурой города (п.23.2) и не определяют правила застройки земельного участка конкретного многоквартирного жилого дома.
В частности, п. 23.4 определяет, что в составе жилых зон используются такие типы застройки как зона застройки многоэтажными жилыми домами (девять этажей и более); зона застройки среднеэтажными жилыми домами (от пяти до восьми этажей); зона застройки малоэтажными многоквартирными жилыми домами (до четырех этажей, включая мансардный); зона застройки блокированными жилыми домами; зона застройки индивидуальными отдельно стоящими жилыми домами с приусадебными земельными участками.
Вместе с тем, возможность размещения, в том числе стоянок для временного хранения автомобилей за пределами застраиваемого земельного участка прямо предусмотрена следующими нормами.
В силу примечания 3 к п.11.19 СП 42.13330.2011 Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89, действующего на момент разработки проектной документации и получения положительного заключения экспертизы и разрешения на строительство, допускается предусматривать открытые стоянки для временного и постоянного хранения автомобилей в пределах улиц и дорог, граничащих с жилыми районами и микрорайонами.
В соответствии с п.2.3 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» устанавливает, что отводимый под строительство жилого здания земельный участок должен предусматривать возможность организации придомовой территории с четким функциональным зонированием и размещением площадок отдыха, игровых, спортивных, хозяйственных площадок, гостевых стоянок автотранспорта, зеленых насаждений.
Из правового смысла указанной нормы следует, что при размещении определенных данной нормой функциональных зон, должно обеспечиваться их четкое зонирование, при этом императивная обязанность застройщика по размещению всех зон, указанных в норме, данным положением не установлена. Более того, изложенные в данной норме нормативные предписания относятся к выделяемому земельному участку и не возлагают каких-либо обязанностей на застройщика на стадии проектирования и строительства многоквартирного жилого дома
При рассмотрении Верховным Судом РФ требований заявителя о признании частично недействующим п. 2.3 СанПиН 2.1.2.2645-10 в части возможности размещения на территории дворов жилых зданий гостевых стоянок автотранспорта, суд, с учетом системного толкования действующего градостроительного законодательства, применяет к данной норме понятие «допустимости размещения» функциональной зоны, но не обязанности по ее размещению, обязывающего характера суд указанной норме не придает.
При этом в указанном судебном акте Верховный Суд РФ отождествляет предписания, изложенные в п. 2.3 СанПиН 2.1.2.2645-10 с нормами части 3 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ и пункта 5.1 Свода правил СП 42.13330.2016 "СНиП 2.07.01-89, регламентирующими проектирование жилых зон, но не земельного участка конкретного многоквартирного жилого дома.
Помимо изложенного, письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 07 декабря 2011 года «Об организации надзора за условиями проживания населения РФ» разъяснены вопросы применения СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». В частности, согласно вышеуказанному письму Роспотребнадзора, придомовая территория является принадлежностью многоквартирного жилого дома, ее режим регламентируется Жилищным кодексом Российской Федерации. При строительстве микрорайонов зонирование придомовой территории возможно проводить для нескольких жилых домов, имеющих единые площадки отдыха, игровые, спортивные, хозяйственные площадки, гостевые стоянки автотранспорта и зеленых насаждений.
Таким образом, положения СанПиН 2.1.2.2645-10 не содержат требования об обязательном размещении гостевых парковочных мест в границах участка, отведенного для строительства одного жилого дома, а напротив, согласно разъяснениям Роспотребнадзора, предусматривают возможность организации придомовой территории для нескольких жилых домов в границах разных земельных участках, имеющих общую инфраструктуру, т. е. в границах жилой застройки.
Более того, возможность размещения, в том числе стоянок для временного хранения автомобилей за пределами застраиваемого земельного участка прямо предусмотрена следующими нормами.
В силу примечания 3 к п.11.19 СП 42.13330.2011 Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89, действующему на момент разработки проектной документации и получения положительного заключения экспертизы и разрешения на строительство, допускалось предусматривать открытые стоянки для временного и постоянного хранения автомобилей в пределах улиц и дорог, граничащих с жилыми районами и микрорайонами.
Как следует из содержания положительного заключения экспертизы «ООО «Единый центр строительства», раздела «Пояснительная записка имеется Заключение от ДД.ММ.ГГГГ№ Азово-Черноморского территориального Управления о согласовании планируемой деятельности в рамках проектных материалов «Комплекс многоквартирных жилых домов со встроенной автостоянкой по адресу: <адрес> а также соглашение с АО «Азовский порт» от ДД.ММ.ГГГГ о размещении парковок 423 машиномест.
Согласно ст. 13 Нормативов градостроительного проектирования городского округа «Город Ростов-на-Дону», утвержденных решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 25.12.2017 № 459, уровень автомобилизации - 350 легковых автомобилей на 1000 чел. В границах жилых территорий и на прилегающих к ним производственных территориях следует предусматривать гаражи и открытые стоянки для постоянного хранения не менее 90% расчетного числа индивидуальных легковых автомобилей при пешеходной доступности не более 800м, а в районах реконструкции - не более 1500 м.
На территории жилых районов и микрорайонов следует предусматривать места для хранения автомобилей в подземных гаражах из расчета не менее 25 машино-мест на 1 тыс. жителей.
Гаражи для легковых автомобилей, встроенные или встроенно-пристроенные к жилым и общественным зданиям (за исключением школ, детских дошкольных учреждений и лечебных учреждений со стационаром), необходимо предусмотреть в соответствии с требованиями СП 54.13330 и СП 118.13330.2012.
Открытые стоянки для временного хранения легковых автомобилей следует предусматривать из расчета не менее чем для 70% расчетного парка индивидуальных легковых автомобилей, в том числе, 25 % жилые дома:
Согласно п. 11.3 СП 42.13330.2011 пропускную способность сети улиц, дорог и транспортных пересечений, число мест хранения автомобилей следует определять исходя из уровня автомобилизации на расчетный срок, автомобилей на 1000 чел.: 350 легковых автомобилей, включая 3-4 такси и 2-3 ведомственных автомобиля, 25-40 грузовых автомобилей в зависимости от состава парка. Число мотоциклов и мопедов на 1000 чел. следует принимать 50-100 единиц для городов с населением свыше 100 тыс. чел. и 100-150 единиц для остальных поселений.
Число автомобилей, прибывающих в город-центр из других поселений системы расселения, и транзитных определяется специальным расчетом.
В региональных градостроительных нормативах указанный уровень автомобилизации допускается уточнять (уменьшать или увеличивать) в зависимости от местных условий.
В крупных и крупнейших городах указанное число мест хранения автомобилей допускается уточнять (уменьшать или увеличивать) в региональных нормативах градостроительного проектирования.
Согласно расчету, представленного в проекте, необходимое количество парковочных мест составляет 534 (447+87) в точности на встроенной автостоянке — 88 м/мест, на открытой автостоянке -23 м/места.
Недостающие 423 м/место подлежат размещению на территории АО «Ростовский порт», согласно соглашению от ДД.ММ.ГГГГ заключенному между Застройщиком и АО «Ростовский-морской порт». Территория размещения парковок находится по адресу <адрес> в пешеходной доступности ( 200 м) от строящихся жилых зданий, что соответствует нормативным требованиям (800 м).
Указанная территория размещения парковочных мест находится вне режимной территории, на охраняемой» территории с обязательствами АО «Ростовский порт» по ее уборке.
Данное соглашение было заключено в ДД.ММ.ГГГГ с АО «СМУ №1», новый застройщик - ООО «Специализированный застройщик «Бриг» ДД.ММ.ГГГГ заключило с АО «Ростовский порт» предварительный договор аренды, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ между Сторонами будет заключен договор аренды земельного участка для размещения дополнительного количества машиномест в количестве 478 единиц.
Законодательно не определено, на какой территории могут размещаться дополнительные машиноместа, установлено только расстояние, которое не может превышать 800 м, следовательно, учитывая вышеизложенное, возможность размещения машиномест на расстоянии 200 м. от комплекса многоквартирных домов не противоречит указанным нормам.
Как следует из п. 2.3. СанПиН 2.1.2.2645-10 отводимый под строительство жилого дома земельный участок должен предусматривать возможность организации придомовой территории с четкими функциональным зонированием и размещением площадок отдыха, игровых, спортивных, хозяйственных площадок, гостевых стоянок автотранспорта, зеленых насаждений, однако количество процентное соотношение либо нормативы по размещению инфраструктуры в данном документе не содержатся.
Учитывая изложенное, обязательства по проектированию парковочных мест в пределах жилой зоны, в том числе и за пределами земельного участка, возводимого объекта, ООО «Специализированный застройщик «Бриг»» выполнены в полном объеме.
Согласно Нормативов градостроительного проектирования городского округа «Город Ростов-на-Дону», утвержденных решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 25.12.2017 N 459, и действовавших на момент разработки проектной документации, Жилой район - архитектурно-планировочный структурный элемент жилой застройки, состоящий из нескольких микрорайонов, объединенных общественным центром, ограниченный магистральными улицами общегородского и районного значения. Микрорайон (квартал) - планировочная единица застройки в границах красных линий, ограниченная магистральными или жилыми улицами.
Земельный участок жилой застройки, формируемой как единый планировочно-обособленный комплекс недвижимости (кондоминиум и другие), должен содержать следующие элементы территорий: территории под жилыми зданиями; проезды и пешеходные дороги, ведущие к жилым зданиям; открытые площадки для временного хранения автомобилей; придомовые зеленые насаждения, площадки для отдыха и игр детей; хозяйственные площадки.
Согласно таблице № 9 главы 3 Нормативов градостроительного проектирования городского округа «Город Ростов-на-Дону», утвержденных решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 25.12.2017 № 459, значение такого показателя, как насаждения жилых микрорайонов (кварталов) принимается равным 6м2/чел. (но не менее 25% площади территории микрорайона (квартала).
Согласно п. 3 ч. 17 ст. 20 Правил землепользования и застройки города Ростова-на-Дону, утвержденных решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 26.04.2011 № 87 (в редакции от 18.04.2017, действовавшей на момент выдачи разрешения на строительство), зона композиционного регулирования застройки, как зона охраны речного фасада города, предполагает кроме прочего, обеспечение низкой плотности кварталов жилой застройки при новом строительстве для создания прозоров в застройке панорамы речного фасада, максимального озеленения, создания экокоридоров и экосистем и организации буферной зоны застройки кварталов, насыщенных памятниками, и участков нового строительства в историческом центре.
В соответствии с данными проектной документации, а именно с разделом 2 «Схема планировочной организации земельного участка» положительного заключения негосударственной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ по объекту: «Комплекс многоквартирных жилых домов со встроенной автостоянкой по адресу: <адрес> (стр. 29 заключения) расчеты обеспеченности машиноместами и озеленения выполнены исходя из населения данных жилых домов при жилой обеспеченности 40м2/чел. равное 1449 человек, норма озеленения территории, занимаемой многоквартирными домами по указанному адресу составляет 1449 чел х 6 м2 = 8694,0 м2.
Проектной документацией предусмотрено озеленение на площади 4626 кв.м, что составляет более 25%, 50% от нормативно установленной - 8694 кв.м. что составляет более 25% по норме 1,5831x0.25=0,3958), где 1,5831 м2 - площадь участка.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что требования проектной документации соответствуют положениям Нормативов градостроительного проектирования городского округа «Город Ростов-на-Дону», утвержденных решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 25.12.2017 № 459.
В соответствии с п. 16.1 Водного кодекса в отношении территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, размещенных в границах водоохранных зон и не оборудованных сооружениями для очистки сточных вод, до момента их оборудования такими сооружениями и (или) подключения к системам, указанным в пункте 1 части 16 настоящей статьи, допускается применение приемников, изготовленных из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду.
Согласно п. 12.11, СП 42.13330. 2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», что для определения размеров отводящих труб и водосточных каналов необходимо учитывать расчетный максимальный расход дождевой воды, поступающей в сеть. Этот расход зависит от принятой расчетной интенсивности дождя, его продолжительности, коэффициента стока и площади водосбора.
На территории городов следует, как правило, применять закрытую систему водоотвода. Применение открытых водоотводящих устройств допускается в средних и малых городах, сельских населенных пунктах, на парковых территориях с устройством мостков или труб на пересечении с дорогами. Минимальный диаметр водостоков принимается равным 400 мм. Рекомендуется применение открытых водоотводящих устройств в виде кюветных лотков, сопутствующих автомагистралям, и в районах малоэтажного строительства. Открытая дождевая канализация состоит из лотков и канав разного размера с искусственной или естественной одеждой и выпусков упрощенных конструкций. Дождеприемники при этом не устраивают.
Согласно п. 13.3СП 42.13330,2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» отвод поверхностных вод следует осуществлять со всего бассейна (стоки в водоемы, водостоки, овраги и т.п.) в соответствии с СП 32.13330, предусматривая в городах, как правило, дождевую канализацию закрытого типа с предварительной очисткой стока.
Применение открытых водоотводящих устройств - канав, кюветов, лотков допускается в районах одно-, двухэтажной застройки и в сельских поселениях, а также на территории парков с устройством мостиков или труб на пересечении с улицами, дорогами, проездами и тротуарами.
В соответствии с п. 7.1.10 СП 32.13330.2012 «Канализация. Наружные сети и сооружения» на территории населенных пунктов и промышленных предприятий следует предусматривать закрытые системы отведения поверхностных сточных вод. Отведение по открытой системе водостоков с использованием разного рода лотков, канав, кюветов, оврагов, ручьев и малых рек допускается для селитебных территорий с малоэтажной индивидуальной застройкой, поселков в сельской местности, а также парковых территорий с устройством мостов или труб на пересечениях с дорогами. Во всех остальных случаях требуется соответствующее обоснование и согласование с органами исполнительной власти, уполномоченными в области охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического надзора.
Отведение на очистку поверхностного стока с автомобильных дорог и объектов дорожного сервиса, расположенных вне населенных пунктов, допускается выполнять лотками и кюветами.
Анализ указанных норм свидетельствует о том, что законодатель императивно не обязал застройщика применять закрытую систему водоотвода при строительстве многоквартирных домов, указывая на возможность применения системы отвода поверхностных вод как открытого, так и закрытого типа.
Проектные решения по организации водоотвода дождевых стоков, отражены в заключений экспертизы в подразделе 3.2 «Система водоотведения», проектной документации, которые предусматривают сбор дождевых стоков с кровель зданий по спланированной территории, включающей проезды, тротуары, дворовые площадки благоустройства, а так же водосток с кровель жилых домов с дальнейшим сбросом, согласно техническим условиям, выданным Департаментом автомобильных дорог и организации дорожного движения №18/4 от 25.01.2018г., в существующую дождевую канализацию диаметром 600 мм, проходящую по ул.Береговая.
Наружная дождевая канализация запроектирована из полипропиленовых раструбных труб с двойной структурированной стенкой с классом кольцевой жесткости SN8, выпускаемых по ГОСТ Р 54475 и ТУ 2248-001-9646-7180- 2008г. диаметром от Ду 350 до Ду400.
Сброс будет производиться в существующую дождевую канализацию диаметром 600 мм, проходящую по <адрес>
В соответствии с требованиями Департамента автомобильных дорог и организации дорожного движения. Застройщиком разработан проект рабочей документации «Наружные сети канализации» 15-НК2, том 3, в котором предусмотрена прокладка на земельном участке труб и предусмотрено обустройство дождеприемников - Д1, Д2, Д4, Д5, Д7, Д8, ДЮ, Д11 с установкой в них фильтр-патронов, что подтверждает обустройство ливневой канализаций закрытого типа. Указанный рабочий проект согласован Департаментом автомобильных дорог и организации дорожного движения 25.01.2018г.
Исходя из содержания положительного заключения экспертизы и норм действующего законодательства об отсутствии запрета на применение открытых водоотводящих устройств, суд приходит к выводу, что проектная документации не противоречит требованиям СП 42.13330,2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», а также п. 7.1.10 СП 32.13330.2012 «Канализация. Наружные сети и сооружения».
Кроме того, Департамент архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону, согласно ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ провел проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство и проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ
Основания для отказа в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, предусмотренные ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, Департаментом архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону не установлены.
По результатам рассмотрения вышеназванного заявления Департаментом архитектуры и градостроительства г. Ростов-на-Дону ООО «Специализированный застройщик «Бриг» выдано разрешение на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ объекта «Комплекс многоквартирных жилых домов со встроенной автостоянкой по адресу: <адрес>
При этом суд также учитывает, что проверка соответствия выполняемых в процессе строительства объектов капитального строительства работ требованиям технических регламентов и проектной документации, выявление и пресечение допущенных застройщиком нарушений установленных законом требований согласно статьи 54 Градостроительного кодекса РФ, Постановления Администрации Ростовской области от 15.12.2011 № 230 относится к компетенции Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области, которой также никаких нарушений стороны ООО «Специализированный застройщик «Бриг» в представленной проектной документации вышеуказанного многоквартирного дома, ее несоответствие Градостроительному кодексу РФ, Федеральному закону от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», в том числе в части обустройства парковочных мест, озеленения и применение открытых водоотводящих устройств при строительстве объекта не установлено.
Таким образом, прокурором в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ каких-либо доказательств, отвечающих требованиям процессуального закона об их относимости, допустимости и достоверности, свидетельствующих об осуществлении ООО «Специализированный застройщик «Бриг» строительства объекта и его дальнейшей эксплуатация с нарушением требований Градостроительного кодекса РФ, Нормативов градостроительного проектирования городского округа «Город Ростов-на-Дону», утвержденных решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 25.12.2017 № 459, что может в будущем повлечь причинение вреда жизни и здоровью жителей дома, суду не представлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора Пролетарского района г.Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Специализированный застройщик «Бриг» о возложении обязанности по внесению изменению в проектную документацию по объекту «Комплекс многоквартирных жилых домов со встроенной автостоянкой по адресу <адрес> в соответствии с законодательством - оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы в Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме изготовлено 01 февраля 2021 года.