ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1790/18 от 28.05.2018 Видновского городского суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Видновский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Зыряновой А.А., при секретаре судебного заседания Баркове С.Н. с участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Ленинскому управлению социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области о признании права на получение ежемесячного пособия на детей-инвалидов, обязании ответчика выплатить пособия

УСТАВНОВИЛ:

Истец обратилась с иском к ответчику, просила суд: признать за истцом право на получение ежемесячного пособия детям-инвалидам на ФИО3 05.06.1998 г.р.с момента обращения за ним до его 18-тилетия, т.е. с 05.03.2015 года по 05.06.2016 года;

признать за истцом право на получение ежемесячного пособия детям-инвалидам на ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ г.р. с момента обращения за ним до ее 18-тилетия, т.е. с 05.03.2015 года по 22.01.2017 года;

признать за истцом право на получение ежемесячного пособия детям-инвалидам на ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ г.р. с момента обращения за ним до ее 18-ти летия, т.е. с 05.03.2015 года по 24.03.2019 года;

обязать Ленинское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области выплатить в мою пользу ежемесячное пособие ребенку-инвалиду: ФИО3 за период с 05.03.2015 года по 05.06.2016 года;

обязать Ленинское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области выплатить в мою пользу ежемесячное пособие ребенку-инвалиду: ФИО4 за период с 05.03.2015 года по 22.01.2017 года;

обязать Ленинское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области назначить и выплачивать в мою пользу ежемесячное пособие ребенку-инвалиду: ФИО5 с 05.03.2015 года до её 18-летия;

В обоснование иска указала, что она и её супруг - ФИО6 являемся попечителями (приемными родителями) несовершеннолетнего ребенка-инвалида: ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения (Распоряжение от 05.06.2014 года Управления опеки и попечительства по Ленинскому муниципальному району Министерства образования Московской области).

Также на основании Распоряжения Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Ленинскому муниципальному району от 20.06.2014 года № 263-р и Распоряжения Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Ленинскому муниципальному району от 20.06.2014 года № 264-р мы являлись попечителями (приемными родителями) детей- инвалидов:ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ р. и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГр. до их 18-летия.

Указанные дети-инвалиды до их 18-летия были зарегистрированы по месту пребывания по адресу: <адрес>, т.е. по месту жительства моего супруга и меня. ФИО5 и в настоящее время зарегистрирована по данному адресу, поскольку ей ещё не исполнилось 18 лет. Достигнув 18-ти лет ФИО3 и ФИО4 получили собственное жилье. ФИО5 в будущем также получит свое собственное жилье в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

05 марта 2015 года я обратилась Ленинское управление социальной защиты населения с заявлениями о назначении ежемесячных пособий детям-инвалидам: ФИО3, ФИО4, и ФИО5. Копии заявлений я прилагаю.

20 марта 2015 года на данные заявления мною был получен ответ об отказе в назначении и выплате ежемесячных пособий данным детям-инвалидам. В своем отказе ответчик сослался на п. 1 ст. 8 Закона Московской области от 12.01.2006 г. № 1/2006-03 «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» и на подпункт «в» пункта 18 статьи II Порядка назначения и выплаты социальных пособий гражданам в Московской области утв. Постановлением правительства МО № 989/30 от 14.08.2012 г. и указал, что в соответствии с данными нормативно-правовыми актами, основанием для отказа является получение опекуном (попечителем) денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой. Данный отказ считает незаконным, поскольку его обоснование не соответствует действительности.

В соответствии со статьей 3 Закона Московской области от 12 января 2006 года N 1/2006-03 «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области», настоящим Законом устанавливается ежемесячное пособие детям-инвалидам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 «Ежемесячное пособие детям-инвалидам» данного закона право на ежемесячное пособие детям-инвалидам в том числе имеют: ребенок-инвалид, потерявший единственного родителя, одного из родителей, или обоих родителей; ребенок-инвалид, оставшийся без попечения единственного родителя, одного из родителей или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав.

Как видно из Распоряжений органов опеки и попечительства об установлении опеки над несовершеннолетними, матерью ФИО5 был оформлен отказ от неё, затем мать ФИО5 умерла, сведений об отце не имеется.

ФИО7 умерла 25.11.2000 г., отец признан безвестно отсутствующим, Затем был получен ответ и о смерти отца, который умер 09.12.2011.

ФИО8 была лишена родительских прав в 2007 году, сведения об отце не вносились.

Документы, подтверждающие инвалидность детей ответчику были предоставлены.

В судебном заседании истец заявленные исковые требования поддержала, пояснила, что дети не находились на полном государственном обеспечении, являясь инвалидами уход за детьми требовал дополнительных расходов, денег которые выделялись государством не достаточно, отказ ответчика необоснован. Они с мужем получали денежные средства в качестве вознаграждения за труд по уходу за детьми в приёмной семье, но эти денежные средства не учитываются, просила исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика в судебном заседании представила отзыв в письменной форме, с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что действие закона «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» не распространяется на детей, находящихся на полном государственном обеспечении. Дети находились на полном государственном обеспечении, поэтому заявленное пособие не подлежало назначению, просила в иске отказать.

ФИО3, ФИО4, ФИО5 в судебное заседание не явились, извещены.

Выслушав объяснения участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд принимает решение об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Судом установлено, что Распоряжением от 05.06.2014 года Управления опеки и попечительства по Ленинскому муниципальному району Министерства образования Московской области, Распоряжением Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Ленинскому муниципальному району от 20.06.2014 года № 263-р и Распоряжением Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Ленинскому муниципальному району от 20.06.2014 года № 264-р истец и её супруг назначены попечителями (приёмными родителями) несовершеннолетних: ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которым установлена инвалидность.

05 марта 2015 года истец обратилась в Ленинское управление социальной защиты населения с заявлениями о назначении ежемесячных пособий детям-инвалидам: ФИО3, ФИО4, и ФИО5.

Ответчиком было отказано в назначении и выплате ежемесячных пособий детям-инвалидам со ссылкой на п. 1 ст. 8 Закона Московской области от 12.01.2006 г. № 1/2006-03 «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» и на подпункт «в» пункта 18 статьи II Порядка назначения и выплаты социальных пособий гражданам в Московской области утверждённых Постановлением правительства Московской области № 989/30 от 14.08.2012 г. поскольку в соответствии с данными нормативно-правовыми актами, основанием для отказа является получение опекуном (попечителем) денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой.

Статьёй 3 Закона Московской области «О мерах социальной поддержки семей и детей в Московской области» (на момент возникновения правоотношения) устанавливаются следующие виды социальных пособий: 1. Единовременное пособие при рождении ребенка. 2. Ежемесячное пособие на ребенка. 3. Ежемесячное пособие детям-инвалидам. 4. Ежемесячное пособие студенческим семьям, имеющим детей, и отдельным категориям студентов.5. Единовременное пособие супругам к юбилеям их совместной жизни.

Таким образом, региональным законодательством установлены различные социальные пособия, в том числе как самостоятельные виды ежемесячное пособие на ребёнка и ежемесячное пособие детям инвалидам, а основания их назначения не идентичны.

Так, согласно части 1 статьи 7 указанного закона, право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей либо лицо его заменяющее, на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на обучающегося общеобразовательной организации - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в Московской области на душу населения, если указанное лицо и ребенок, на которого назначается пособие, имеют место жительства в Московской области.

Ежемесячное пособие на ребенка не выплачивается опекунам (попечителям), получающим в установленном законодательством Российской Федерации порядке денежные средства на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством).

Статьёй 8 Закона Московской области «О мерах социальной поддержки семей и детей в Московской области» регламентированы основания предоставления пособия детям-инвалидам, которая не содержит ограничений подобно статье 7 данного закона, о том, что пособие детям-инвалидам не выплачивается при нахождении детей полном государственном обеспечении. Пособие детям – инвалидам является дополнительной мерой поддержки именно данной группы детей со стороны субъекта Российской Федерации (Московского областного бюджета)

Положения ст. 1 указанного Закона о том, что его действие не распространяется на детей, находящихся на полном государственном обеспечении введены Законом Московской области от 20.12.2016 N 170/2016-ОЗ, то есть после обращения истца за назначением пособия и поэтому не подлежат применению. Так, в силу части 3 статьи 8 данного Закона, право на ежемесячное пособие детям-инвалидам определяется в порядке и на условиях, действующих на день обращения за его назначением. Истец за назначением пособия обратилась 05.03.2015 года.

В соответствии с частью 41 п. З Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Московской области № №83/21 (аналогичная норма действовала на момент возникновения правоотношений ) решение об отказе в назначении (возобновлении) ежемесячного пособия детям-инвалидам принимается в случае нахождения ребенка на полном государственном обеспечении.

Согласно части 2 статьи 11 ГПК РФ суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

Таким образом, на 05.03.2015 Закон Московской области не содержал оснований к отказу в назначении пособия ребёнку-инвалиду при его нахождении на полном государственном обеспечении. При таких обстоятельствах Закон Московской области имеет большую юридическую силу и подлежит применению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Ленинскому управлению социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области – удовлетворить.

Признать за истцом ФИО1 право на получение ежемесячного пособия детям-инвалидам на ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения с 05.03.2015 года по 05.06.2016 года;

признать за истцом ФИО1 право на получение ежемесячного пособия детям-инвалидам на ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения с 05.03.2015 года по 22.01.2017 года;

признать за истцом ФИО1 право на получение ежемесячного пособия детям-инвалидам на ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения с 05.03.2015 года по 24.03.2019 года;

обязать Ленинское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области выплатить истцу ФИО1 ежемесячное пособие на ребенка-инвалида ФИО3 за период с 05.03.2015 года по 05.06.2016 года;

обязать Ленинское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области выплатить ФИО1 ежемесячное пособие на ребенка-инвалида ФИО4 за период с 05.03.2015 года по 22.01.2017 года;

обязать Ленинское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области назначить и выплачивать ФИО1 ежемесячное пособие на ребенка-инвалида ФИО5 с 05.03.2015 года до её 18-летия, то есть до 24.03.2019 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Видновский городской суд в течение месяца со дня составления в окончательной форме.

Федеральный судья Зырянова А.А.