ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1791/20 от 23.03.2021 Городецкого городского суда (Нижегородская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

гор. Городец 23 марта 2021 года

Городецкий городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Пеговой Ю.А., при помощнике судьи Посоховой С.Н., с участием истца ФИО1, представителя истца ФИО2, представителя ответчика ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

ФИО1 к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ по Городецкому району Нижегородской области (межрайонное) о признании недействительным решения пенсионного органа, включении периодов в специальный страховой стаж, о назначении досрочной страховой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ по Городецкому району Нижегородской области (межрайонное) о признании недействительным решения пенсионного органа, включении периодов в специальный страховой стаж, о назначении досрочной страховой пенсии.

В обоснование своих требований истец указал, что 14.07.2020 года он обратился в УПФР по Городецкому району Нижегородской области за назначением досрочной страховой пенсии в связи с тем, что его стаж работы, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, предусмотренное Списком должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее - Список), в соответствии с п.п.18 п.1 ст.27 Закона РФ « О трудовых пенсиях», составляет 25 лет. Указанный Списком предусмотрены должности - пожарного, командира отделения, начальника караула.

20 июля 2020 года ответчиком было вынесено решение № 801 об отказе в назначении истцу досрочной пенсии, в связи с отказом во включение в подсчет специального стажа для определения права на страховую пенсию следующих периодов:

- с 01.01.2006 года по 31.03.2007 года - период работы в качестве начальника караула Ковернинской пожарной части 140 Главного управления МЧС России по Нижегородской области;

- с 25 апреля 2011 года по 24 мая 2011 года, с 23 ноября 2017 года по 24.11.2017 года - периоды нахождения на курсах повышения квалификации.

Истец полагает указанное выше решение незаконным, поскольку период с 01.01.2006 года по 31.03.2007 года был исключен ответчиком из специального стажа для определения права на досрочную страховую пенсию в связи с тем, что страхователем истца в указанный период являлся Комитет гражданской защиты и пожарной безопасности по Нижегородской области, который относился к противопожарной службе субъекта. Данный довод ответчика полагает ошибочным, поскольку в обжалуемый период ФИО1 занимал должность начальника караула Ковернинской пожарной части 140 Главного управления МЧС России по Нижегородской области; в указанный период трудовые и функциональные обязанности ФИО1 соответствовали требованиям должности начальника караула Государственной противопожарной службы, указанной в списке, что отражено записями в трудовой книжке.

Сведений об увольнении ФИО1 в спорный период из 140-ПЧ в трудовой книжке не имеется, изменение выполняемых ФИО1 в рамках трудовой деятельности задач и функций в связи с реорганизацией подразделений противопожарной службы не происходило.

Полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в части пожарной безопасности разграничены только в области финансирования служб пожарной безопасности. Структурная и функциональная принадлежность 140-ПЧ всегда оставалась за Главным управлением МЧС России по Нижегородской области, характер работы не менялся. По распоряжению ГУ МЧС России, работников 140-ПЧ направляли для тушения пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций за пределы Ковернинского района. Кроме этого, в трудовой книжке истца отсутствуют сведения об увольнении и переводе в другое юридическое лицо в оспариваемый период. Таким образом, функциональные обязанности, истца не зависели от источника финансирования организации- работодателя.

В спорный период истец осуществлял трудовую деятельность в должности и в учреждениях, предусмотренных Списком, следовательно, период работы истца с 01.01.2006 года по 31.03.2007 года подлежит включению ответчиком в специальный стаж периода работы истца.

Также полагает незаконным отказ о включении в льготный стаж периоды с 25 апреля 2011 года по 24 мая 2011 года, с 23 ноября 2017 года по 24 ноября 2017 года – периодов нахождения на курсах повышения квалификации, поскольку в соответствии со ст.187 ТК РФ, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением ему средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Кроме того, для работников начальника караула пожарной части Государственной противопожарной службы повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

В связи с изложенным истец ФИО1 просит решение УПФР по Городецкому району Нижегородской области № 801 от 30.07.2020 года признать недействительным; обязать ответчика включить в трудовой стаж ФИО1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в календарном исчислении периоды работы с 01.01.2006 года по 31.03.2007 года - период работы в качестве начальника караула Ковернинской пожарной части 140 Главного управления МЧС России по Нижегородской области; с 25.04.2011 года по 24.05.2011 года, с 23.11.2017 года по 24.11.2017 года - периоды нахождения на курсах повышения квалификации; обязать ответчика назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.п. 18 п.1 ст.30 Закона РФ «О страховых пенсиях» с 14.07.2020 года.

По данному гражданскому делу в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, 12 января 2021 года привлечены ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области; 05 февраля 2021 года – ГУ МЧС России по Нижегородской области.

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования о включении в стаж периодов работы, о признании права на досрочную страховую пенсию по старости, о возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости, поддержал, обстоятельства, изложенные в иске, подтвердил, и пояснил, что с 10 июня 1995 года по настоящее время работает в пожарной части 140 – 28 ПСО Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, сначала в должности пожарника, затем был переведен начальником караула. Функциональные обязанности за данный период не менялись.

Представитель истца ФИО1 – ФИО2 исковые требования ФИО1 о включении в стаж оспариваемых периодов работы, о возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости, поддержала, обстоятельства, изложенные в иске, подтвердила, и дополнительно пояснила, что за время своей работы истец ФИО1 место работы не менял, также не менялись его функциональные обязанности, за исключением случаев повышения должности, финансирование изменилось - за счет областного бюджета, поскольку было заключено соглашение о финансировании, но об этом истца в известность не ставили, при изменении финансирования функциональные обязанности истца ФИО1 не менялись, он работал в тяжелых условиях труда, при таких обстоятельствах права работников не должны нарушаться, обеспечение пенсионных прав не должно ставиться в зависимость от финансирования. Подчиненность федеральной службе МЧС сохранялось в оспариваемый период. При этом в уточняющей справке от 16 июня 2020 года указано, что данная профессия входит в список, специальный стаж соответствует 25 годам работы в опасных условиях. Относительно не включения периодов нахождения на курсах повышения квалификации также полагает данные действия ответчика незаконными, поскольку это относится к работе, повышение квалификации является неотъемлемой частью функциональных обязанностей ФИО1, в связи с чем данные оспариваемые периоды также должны быть включены в льготный стаж. Главным управлением МЧС России по Нижегородской области в материалы дела было представлено положение от 01.01.2005 года о 140-ПЧ по охране Ковернинского района, в соответствии с которым пожарная часть 140 являлась подразделением Главного управления МЧС России по Нижегородской области, природа происхождения документа – положения о 140-ПЧ по охране Ковернинского района, в соответствии с которым она являлась структурным подразделением Комитета гражданской обороны и пожарной безопасности НО, Главному управлению МЧС России по Нижегородской области неизвестна. Соответственно необходимо руководствоваться документами, представленными третьим лицам, поскольку Главное управление МЧС России по Нижегородской области уполномочено представлять данные документы.

Представитель ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Городецкому району Нижегородской области (межрайонное) ФИО3 в судебном заседании исковые требования ФИО1 не признала, пояснила, что 14.07.2020 года ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в ГУ-УПФР по Городецкому району Нижегородской области (межрайонное) с заявлением о назначении ему пенсии в соответствии с п.18 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Согласно п.18 ч.1 ст. 30 указанного закона, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Перечень работников, которым предоставляется право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по данному основанию приведен в Списке должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно – спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 ФЗ от «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 18.06.2002 № 437.

Федеральный закон от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусматривает, что в систему Государственной противопожарной службы входят Федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 5).

Федеральная противопожарная служба осуществляет свою деятельность на основании Постановления Правительства РФ от 20.06.2005 года №385 «О федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы» и входит в структуру МЧС. Противопожарная служба субъектов РФ осуществляет свою деятельность на основании Постановления Правительства РФ от 12.02.2001 года № 103 «О территориальных подразделениях Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», согласно которому договор о создании территориальных подразделений Государственной противопожарной службы МЧС, финансируемых за счет средств бюджета субъекта РФ, заключает федеральный орган управления Государственной противопожарной службы и соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ. Данная служба создается органами государственной власти субъекта РФ в соответствии с собственным законодательством и, соответственно, не входит в структуру МЧС России.

Действующим пенсионным законодательством включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы в противопожарной службе субъекта РФ не предусмотрено. Правомерность данной нормы подтверждена определением Конституционного суда РФ от 02.02.2009 года № 552-О-О. Вместе с тем, в заявлении от 14.07.2020 года о назначении пенсии заявителем было указано, что он согласен на назначение пенсии по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета без представления дополнительных сведений о стаже и заработке. В связи с тем, что истцом дано согласие на назначение пенсии по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета без представления дополнительных сведений о стаже и заработке, подсчет стажа был произведен по сведениям, представленным работодателями – страхователями.

Дата регистрации ФИО1 в системе обязательного пенсионного страхования – 13.02.1998 года. Согласно выписке из индивидуального лицевого счета истца в спорный период (с 01.01.2006 год по 31.03.2007 год) он работал начальником караула Ковернинской пожарной части 140 Главного управления МЧС России по Нижегородской области. Страхователем ФИО1 в данный период являлся Комитет гражданской защиты и пожарной безопасности по Нижегородской области, который относится к противопожарной службе субъекта. Работа в данной должности предусмотрена Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.06.2002 № 437. Однако отказ во включении в специальный стаж вышеуказанного периода работы связан с ведомственной подчиненностью 140 Ковернинской пожарной части. Действующим пенсионным законодательством включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы в противопожарной службе субъекта РФ не предусмотрено.

В соответствии с ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» разграничены полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. С введением данного нормативного акта Нижегородская область, являющаяся субъектом РФ, для выполнения своих полномочий в области пожарной безопасности должна была создать противопожарную службу субъекта РФ. Однако, поскольку на территории субъекта на тот момент уже существовала достаточная численность Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, Правительство Нижегородской области заключило Соглашение с МЧС России о передаче части своих полномочий по решению задач в области ГО, ЧС и пожарной безопасности территориальному органу МЧС России – Главному управлению МЧС России по Нижегородской области. Выполнение Главным управлением МЧС России по Нижегородской области полномочий субъекта в области пожарной безопасности должно было финансироваться за счет средств субъекта.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 516 утверждены «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Согласно п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. В соответствии с пунктом 5 Правил в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации в указанном перечне не предусмотрены. Таким образом, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с 25.04.2011 года по 24.05.2011 года – 1 месяц; с 23.11.2017 года по 24.11.2017 года – 2 дня, не могут быть включены в подсчет лет, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, по вышеуказанным основаниям.

Стаж работы ФИО1, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с п.18 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях», на дату обращения в ГУ-УПФР по Городецкому району Нижегородской области (межрайонное) составил 23 года 9 месяцев 2 дня. Следовательно, права на досрочную страховую пенсию по старости ФИО1 не имеет. Кроме того, исходя из имеющегося у них Положения 140 пожарной части Главного Управления МЧС России по Нижегородской области по охране Ковернинского района от 2005 года, 140-ПЧ является структурным подразделением Комитета гражданской обороны и пожарной безопасности Нижегородской области, в свою очередь ГУ МЧС России по Нижегородской области представлено иное положение от 2005 года, в котором содержатся иные сведения, а именно 140-ПЧ Главного управления МЧС России по Нижегородской области по охране Ковернинского района является самостоятельным подразделением Главного управления МЧС России по НО, в какой редакции представлено указанное положение третьим лицом неизвестно. Представитель ответчика полагает исковое заявление ФИО1 необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Нижегородской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела ГУ МЧС России по Нижегородской области уведомлено в надлежащем порядке, имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Также суду представлен отзыв на иск, в котором указано следующее.

В соответствии с Указом Президента РФ № 1309 01 09.11.2001 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» с 1 января 2002 г. Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, включив в ее состав входящие по состоянию на 1 октября 2001 года в систему Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации центральные и территориальные органы, подразделения, учреждения, предприятия, организации с состоящим на их балансе имуществом.

Кроме того, в соответствии со статьями 4 и 5 Федерального закона "О пожарной безопасности" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, пожарная охрана подразделялась на Государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.

Частью 2 ст. 5 Федерального закона "О пожарной безопасности" (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ. вступившего в силу с 1 января 2005 года) определено, что в Государственную противопожарную службу входят:

федеральная противопожарная служба;

противопожарная служба субъектов Российской Федерации.

Таким образом, вопрос об отнесении подразделения к федеральной противопожарной службе или противопожарной службе субъекта РФ может рассматриваться только в отношении периода времени после вступления в силу вышеуказанного Федерального закона, то есть, после 1 января 2005 года.

На протяжении всех этапов, когда осуществлялось преобразование Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации в Главное управление МЧС России по Нижегородской области, пожарные части Главного управления по делам ГО и ЧС Нижегородской области (впоследствии - Главного управления МЧС России по Нижегородской области) являлись подразделениями соответственно Главного управления по делам ГО и ЧС Нижегородской области (впоследствии Главного управления МЧС России по Нижегородской области). На основании изложенного, в период с 01 января 2006 года по 31 марта 2007 года 140-ПЧ Ковернинского района находилась в подчинении Главного управления МЧС России по Нижегородской области.

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"» разграничены полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. С введением данного нормативного акта Нижегородская область, являющаяся субъектом Российской Федерации, для выполнения своих полномочий в области пожарной безопасности должна была создать противопожарную службу субъекта Российской Федерации. Однако, поскольку на территории субъекта на тот момент уже существовала достаточная численность Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по дедам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Правительство Нижегородской области заключило Соглашение с МЧС России о передаче части своих полномочий по решению задач в области ГО, ЧС и пожарной безопасности территориальному органу МЧС России Главному управлению МЧС России по Нижегородской области.

Выполнение Главным управлением МЧС России по Нижегородской области полномочий субъекта в области пожарной безопасности должно было финансироваться за счет средств субъекта.

Статья 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ содержит принципы финансового обеспечения осуществления полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения. Статья 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ регулирует финансовое и материально-техническое обеспечение служб пожарной безопасности.

Из анализа данных норм следует, что полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности разграничены только в области финансирования служб пожарной безопасности.

В связи с этим Правительством Нижегородской области и было создано юридическое лицо - Комитет гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области, через которое на протяжении 2005, 2006 годов Правительство Нижегородской области осуществляло финансирование пожарных частей Главного управления МЧС России по Нижегородской области. Однако структурная и функциональная принадлежность 140-ПЧ оставалась за Главным управлением МЧС России по Нижегородской области.

Распоряжением Правительства Нижегородской области № 644-р от 01.11.2004 была утверждена структура и предельная численность работников Комитета гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской облает». В пункте 2 данного Распоряжения указано, что предельная численность работников комитета установлена с 01.01.2005 - 51 человек, в том числе государственных служащих - 5 человек, работников, не являющихся государственными служащими, - 46 человек, поэтому численность пожарных частей никогда не выводилась из состава Главного управления.

Главное управление МЧС России по Нижегородской области было образовано 23.11.2005 путем разделения Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области на Главное управление МЧС России по Нижегородской области и Комитет гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области и является правопреемником Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области.

Согласно действовавшему до 31.07.2020 года приказу МЧС России от 06.08.2004 года № 372 Главное управление МЧС России по Нижегородской области являлось органом, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации и, следовательно, входит в состав федеральной противопожарной службы. Таким образом, подразделения Главного управления по делам ГО и ЧС Нижегородской области, а впоследствии - Главного управления МЧС России по Нижегородской области входили в состав МЧС России.

Перевод численности из федеральной структуры в областную производился бы в данном случае через увольнение, а этому нет документального подтверждения, так как в трудовых книжках работников нет записи об увольнении и переводе в другое юридическое лицо.

ФИО4 в спорный период работал в 140 пожарной части по охране Ковернинского района Главного управления по делам ГОЧС Нижегородской области (Главного управления МЧС России по Нижегородской области) на должностях, предусмотренных Списком. Сведений об увольнении ФИО1 в спорный период из 140-ПЧ в трудовой книжке не имеется. Изменение выполняемых ФИО1 в рамках трудовой деятельности задач и функций в связи с реорганизацией подразделений противопожарной службы не происходило. На основании вышеизложенного, Главное управление МЧС России по Нижегородской области полагает, что указанные истцом периоды подлежат включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

Представители третьих лиц - 28 ПСО ФПС ГУ МЧС России по Нижегородской области, ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела указанные лица уведомлены надлежащим образом, ходатайств об отложении суду не поступало, причина неявки представителей неизвестна.

В силу положений ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие указанных третьих лиц.

Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении данного дела, изучив доводы сторон, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующим выводам.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), вступившим в силу с 01 января 2015 года. Данный Федеральный закон различает два вида трудового стажа, с учетом которого осуществляется пенсионное обеспечение: это страховой стаж (статьи 3, 8) и стаж на соответствующих видах работ, дающий определенным категориям граждан право на страховую пенсию по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Закона № 400-ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно данной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

В силу положений ч. 1 ст. 22 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Стаж на соответствующих видах работ, с учетом которого застрахованные лица приобретают право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 32 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", представляет собой суммарную продолжительность периодов работы в определенных производствах, профессиях, должностях и учреждениях, на отдельных видах работ.

Из положений ст. 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абз. 1 - 3 ст. 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

В силу пунктов 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", следует, что, рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе, стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.

Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными).

Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу положений вышеуказанного Федерального закона подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец ФИО1*** принят на должность пожарного IV разряда в Ковернинскую пожарную часть (ПЧ-140) (приказ * от 09.06.1995г.)

С *** переведен на должность начальника караула 6 разряда (Приказ * от *** по *** (Приказ * от ***. -присвоен 7 разряд начальника караула этой же части.

С *** (Приказ * от *** по *** установлен 8 разряд ETC. (Приказ * от *** начальника караула этой же части.

С *** Приказ * от *** по *** (ГУ ГО ЧС от **** в качестве начальника караула 140-ПЧ в 140-ПЧ по охране ........

С *** (ГУ ГО ЧС от **** в качестве начальника караула 140-ПЧ в 140-ПЧ по охране ....... по *** (Приказ УГОЧС от **** в качестве начальника караула р........ УГОЧС ....... ГУ ГО ЧС.

С *** (Приказ УГОЧС от **** по *** (Приказ ГУ МЧС России от **** в качестве начальника караула УГОЧС ....... в УГОЧС ....... Главного управления по делам ГО и ЧС ........

С *** (Приказ ГУ МЧС России от **** по *** (Приказ 140-ПЧ от ****).

С *** (Приказ 140-ПЧ от ****) по *** (Приказ 140-ПЧ от ****) в качестве начальника караула 140-ПЧ по охране р.........

С *** (Приказ 140-ПЧ ФПС * от ***) по *** (Приказ ГУ МЧС по .......* от ***) в качестве начальника караула 140-ПЧ по охране р........ и ....... ГУ Центр управления силами федеральной противопожарной службы по ........

С *** (Приказ ГУ МЧС РФ по .......* от ***) по *** Приказ ГУ МЧС РФ по .......* от *** в качестве начальника караула 140-ПЧ в 140-ПЧ по охране ....... Федерального государственного казённого учреждения «28 отряд федеральной противопожарной службы по .......».

Уволен *** в порядке перевода, с согласия работника, в 28 пожарно-спасательный отряд федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по ......., (приказ *-к от ***)

Принят *** в порядке перевода из федерального государственного казенного учреждения «28 отряд федеральной противопожарной службы по ....... на должность начальника караула 140 пожарно-спасательной части 28 пожарно-спасательного федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по ....... (приказ ГУ МЧС России по .......*-к от ***)

Работает по настоящее время в должности начальника караула 140 пожарно-спасательной части 28 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по ........

Данные обстоятельства подтверждаются справкой уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии от ****.

Как следует из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (для назначения страховой пенсии), находящейся в материалах пенсионного дела, ФИО1 зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования ***.

*** истец обратился в ГУ УПФР по ....... (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, решением ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по ....... (межрайонное) от ****ФИО1 отказано в назначении в назначении досрочной страховой пенсии по старости, не включены в подсчет специального стажа для определения права на страховую пенсию следующие периоды:

- периоды работы в качестве начальника караула Ковернинской пожарной части 140 Главного управления МЧС России по ....... с *** по ***, поскольку согласно сведениям ПУ страхователем являлся Комитет гражданской защиты и пожарной безопасности ......., который относился к противопожарной службе субъекта, включение в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периода работы в которой не предусмотрено действующим законодательством;

- периоды нахождения на курсах повышения квалификации с *** по ***, с *** по ***, в связи с чем требуемых 25 лет работы на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не имеется. В специальный стаж для определения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости учтено 23 года 09 месяцев 02 дня.

Относительно не включения в специальный стаж истца периода работы в качестве начальника караула Ковернинской пожарной части 140 Главного управления МЧС России по Нижегородской области с 01 января 2006 года по 31 марта 2007 года, по доводам стороны ответчика о том, что спорный период являлся периодом работы в противопожарной службе субъекта РФ, финансирование осуществлялось из средств областного бюджета, выполнялись функции противопожарной службы субъекта Российской Федерации, оснований для учета данного периода для назначения досрочной страховой пенсии не имеется, суд приходит к следующему.

Согласно п. п. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

С 01.01.2015 г. вступил в силу ФЗ от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". В соответствии с п. п. 18 п. 1 ст. 30 указанного федерального закона, страховая пенсия по старости назначается мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В силу положений ст. 8 Федерального закона "О пожарной безопасности" (в первоначальной редакции) работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Министром внутренних дел Российской Федерации, пенсии по старости устанавливались по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.

Федеральным законом от 27.12.1995 года № 211-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О пожарной безопасности" ст. 12 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в РСФСР" была дополнена пунктом "о", согласно которому пенсии по старости за работу с особыми условиями труда назначались мужчинам и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы МВД России (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб МВД), предусмотренных перечнем, утвержденным Министром внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента РФ № 1309 01 09.11.2001 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» с 1 января 2002 г. Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, включив в ее состав входящие по состоянию на 1 октября 2001 года в систему Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации центральные и территориальные органы, подразделения, учреждения, предприятия, организации с состоящим на их балансе имуществом.

Государственная противопожарная служба Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является правопреемником Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации; лица рядового и начальствующего состава и работники Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел считаются с 01 января 2002 года соответственно проходящими службу (работающими) в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в занимаемых должностях без проведения их переаттестации и переназначения. При этом указано, что до принятия соответствующих федеральных законов и иных нормативных актов Российской Федерации вышеуказанным лицам сохраняются льготы и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации, включая действующие условия и порядок медицинского обслуживания, санаторно-курортного и пенсионного обеспечения.

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" разграничены полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации: Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 4 и 5 Федерального закона "О пожарной безопасности" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, пожарная охрана подразделялась на Государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.

Ч. 2 ст. 5 Федерального закона "О пожарной безопасности" (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2005 года) определено, что в Государственную противопожарную службу входят:

федеральная противопожарная служба;

противопожарная служба субъектов Российской Федерации.

В соответствии с приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 06.08.2004 N 372, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации) утверждено Положение о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации. Утвержден Перечень территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации, в который входит и Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области (место нахождения - г. Нижний Новгород), в настоящее время Главное управление МЧС России по Нижегородской области.

Как указано в п. 1 Положения территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) - орган, специально уполномоченный решать задачи в области гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предназначается для осуществления функций в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента РФ от 21.09.2002 № 1011 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», в систему МЧС России входят региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Государственная противопожарная служба Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; войска гражданской обороны; Государственная инспекция по маломерным судам Российской Федерации; образовательные, научно-исследовательские учреждения и иные организации, находящиеся в ведении МЧС России.

Согласно п. 1 Положения о Главном управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области, утвержденного указом Губернатора Нижегородской области от 22.10.2003 г. № 60, Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области является органом, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Пунктом 2 Указа Президента РФ от 11.07.2004 № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (в первоначальной редакции) было установлено, что в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий входят:

центральный аппарат;

территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;

Государственная противопожарная служба Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

войска гражданской обороны:

Государственная инспекция по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, образовательные, научно-исследовательские, медицинские, санаторно-курортные и иные учреждения и организации, находящиеся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Согласно п.п. 1, 3 Положения о федеральной противопожарной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20.06.2005 № 385 (в первоначальной редакции), Федеральная противопожарная служба является составной частью Государственной противопожарной службы и входит в систему МЧС России. Федеральная противопожарная служба осуществляет свою деятельность через следующие органы управления, подразделения и учреждения:

1) структурные подразделения центрального аппарата МЧС России;

2) структурные подразделения территориальных органов МЧС России – региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;

органы государственного пожарного надзора;

пожарно-технические научно-исследовательские и образовательные учреждения;

подразделения обеспечения деятельности федеральной противопожарной службы:

подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектовые подразделения);

подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения).

Из материалов дела следует, что Управление Государственной противопожарной службы (УГПС) МЧС России Нижегородской области с 1 октября 2003 года реорганизовано в Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ГУ ГО и ЧС) Нижегородской области на основании Директивы МЧС №3 1-23-2 1 от 24 сентября 2003 г.

Главное управление МЧС России по Нижегородской области было образовано 23.11.2005 путем разделения Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области на Главное управление МЧС России по Нижегородской области и Комитет гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области и является правопреемником Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области.

Распоряжением Правительства Нижегородской области № 644-р от 01.11.2004 была утверждена структура и предельная численность работников Комитета гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской облает». В пункте 2 данного Распоряжения указано, что предельная численность работников комитета установлена с 01.01.2005 года - 51 человек, в том числе государственных служащих - 5 человек, работников, не являющихся государственными служащими, - 46 человек, поэтому численность пожарных частей никогда не выводилась из состава Главного управления.

Согласно действовавшему до 31.07.2020 года приказу МЧС России от 06.08.2004 года № 372 Главное управление МЧС России по Нижегородской области являлось органом, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации и. следовательно, входит в состав федеральной противопожарной службы. Таким образом, подразделения Главного управления по делам ГО и ЧС Нижегородской области, а впоследствии - Главного управления МЧС России по Нижегородской области входили в состав МЧС России.

Также из доводов третьего лица - ГУ МЧС России по Нижегородской области следует, что на протяжении всех этапов, когда осуществлялось преобразование Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации в Главное управление МЧС России по Нижегородской области, пожарные части Главного управления по делам ГО и ЧС Нижегородской области (впоследствии - Главного управления МЧС России по Нижегородской области) являлись подразделениями соответственно Главного управления по делам ГО и ЧС Нижегородской области (впоследствии Главного управления МЧС России по Нижегородской области), следовательно, в период с 01 января 2006 года по 31 марта 2007 года 140-ПЧ Ковернинского района находилась в подчинении Главного управления МЧС России по Нижегородской области. Структурная и функциональная принадлежность 140-ПЧ оставалась за Главным управлением МЧС России по Нижегородской области.

Указанные доводы стороной ответчика допустимыми и достоверными доказательствами не опровергнуты.

На основании постановления Правительства РФ от 15 декабря 2004 года № 799, Правительство Нижегородской области заключило Соглашение с МЧС России о передаче части своих полномочий по решению задач в области ГО, ЧС и пожарной безопасности территориальному органу МЧС России - Главному управлению МЧС России по Нижегородской области.

Выполнение Главным управлением МЧС России по Нижегородской области полномочий субъекта в области пожарной безопасности должно было финансироваться за счет средств субъекта.

Статья 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ содержит принципы финансового обеспечения осуществления полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения. Статья 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ регулирует финансовое и материально-техническое обеспечение служб пожарной безопасности.

Из анализа данных норм следует, что полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности разграничены только в области финансирования служб пожарной безопасности.

Более того, в соответствии с пп. 15 ч. 2 статьи 50 Федерального закона от 19.12.2006 № 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год", Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2007 № 107 "Об утверждении Правил предоставления в 2007 году из Федерального фонда компенсаций субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на цели равного с федеральной противопожарной службой повышения денежного довольствия сотрудникам и заработной платы работникам территориальных подразделений Государственной противопожарной службы, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации" в 2007 году Главным управлением МЧС России по Нижегородской области были перечислены субвенции в бюджет Нижегородской области на цели равного с федеральной противопожарной службой повышения денежного довольствия сотрудникам и заработной платы работникам территориальных подразделений Государственной противопожарной службы, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (за исключением подразделений, созданных субъектами Российской Федерации в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").

В соответствии со статьями 7 и 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2007 № 817 "Об утверждении Правил предоставления в 2008 году межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату в соответствии с федеральным законодательством денежного довольствия, заработной платы и социальных выплат сотрудникам и работникам территориальных подразделений Государственной противопожарной службы, содержащимся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, за исключением подразделений, созданных в субъектах Российской Федерации в соответствии со статьей 5 Федерального закона "О пожарной безопасности" в 2008 году Главным управлением МЧС России по Нижегородской области были перечислены межбюджетные трансферты в бюджет Нижегородской области на соответствующие цели.

Перевод штатной численности из федеральной структуры в областную через увольнение сотрудников, в том числе ФИО1, не производился, о чем свидетельствуют данные трудовой книжки ФИО1, а также справка, уточняющая особый характер работы ФИО1 от 16 июня 2020 года.

В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса РФ именно трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Постановлением Правительства Российской Федерации N 437 от 18 июня 2002 года утвержден Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", п.2 которого установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным настоящим Постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации, в перечне должностей поименованы Начальники караула пожарной части (команды), части пожарной охраны, пожарного поезда, дежурной смены (караула), дежурный помощник начальника пожарной части (команды).

В судебном заседании с достоверностью установлено, что ФИО4 в оспариваемый период работал в 140 пожарной части по охране Ковернинского района Главного управления по делам ГОЧС Нижегородской области (Главного управления МЧС России по Нижегородской области) на должности, предусмотренных Списком - начальником караула.

Согласно справке, уточняющей особый характер работы ФИО1 (для назначения страховой пенсии) работодатель указывает работу ФИО1 в спорные периоды как работу, дающую право на досрочную страховую пенсию по старости.

Разрешая требования истца в этой части, установив фактические обстоятельства дела, суд исходит из того, что обстоятельством, имеющим значение для дела, является не тот факт, из какого бюджета финансировались подразделения противопожарной службы, в которых работал истец, а факт работы истца на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (Государственной противопожарной службы МВД России, Государственной противопожарной службы МЧС России).

Из представленных в материалы дела документов следует, что в спорный период истец осуществлял трудовую деятельность в должности и в учреждениях, предусмотренными вышеуказанными Списками, следовательно, имеются основания для включения оспариваемых периодов в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии.

Изменение выполняемых ФИО1 в рамках трудовой деятельности задач и функций в связи с реорганизацией подразделений противопожарной службы не происходило, доказательств обратного суду не представлено.

Таким образом, суд, руководствуясь пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", исходит из того, что Ковернинская ПЧ-140 Главного управления МЧС России по Нижегородской области, куда был принят истец 10 июня 1995 года, входила в состав федеральной противопожарной службы, а не была создана органами субъекта Нижегородской области в целях обеспечения противопожарной безопасности в интересах субъекта Российской Федерации, реорганизация пожарной части происходила на основании Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" о передаче государственной пожарной службы от МВД в МЧС, следовательно, в период с 10 июня 1995 года, в том числе с 01 января 2006 года по 31 марта 2007 года, ФИО1 осуществлял трудовую деятельность в должности и в учреждении, предусмотренными вышеуказанными Списками, что дает ему право на досрочное назначение пенсии.

Довод стороны ответчика о том, что в оспариваемый период страхователем истца ФИО1 был Комитет гражданской защиты и пожарной безопасности по Нижегородской области, который относится к противопожарной службе субъекта, что подтверждается представленным стороной ответчика в материалы настоящего дела Положением о 140 Пожарной части Главного управления МЧС России по Нижегородской области по охране Ковернинского района, согласно п.1.2 которого 140-ПРЧ МЧС России по Нижегородской области по охране Ковернинского района является структурным подразделением Комитета гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области, опровергается представленным в материалы дела третьим лицом - ГУ МЧС России по Нижегородской области - уполномоченным органом, Положением о 140 Пожарной части Главного управления МЧС России по Нижегородской области по охране Ковернинского района, утвержденным начальником Главного Управления МЧС России по Нижегородской области 01 января 2005 года, согласно которому 140-ПРЧ МЧС России по Нижегородской области по охране Ковернинского района является самостоятельным подразделением Главного управления МЧС России по Нижегородской области. При этом в письме ГУ МЧС России по Нижегородской области от 17 марта 2021 года № 37 указано, что природа происхождения положения о ПЧ-140, согласно которому 140-ПРЧ МЧС России по Нижегородской области по охране Ковернинского района является структурным подразделением Комитета гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области, ГУ МЧС России по Нижегородской области неизвестна.

Суд принимает в качестве допустимого достоверного доказательства именно положение о 140 Пожарной части Главного управления МЧС России по Нижегородской области по охране Ковернинского района, утвержденным начальником Главного Управления МЧС России по Нижегородской области 01 января 2005 года, поскольку оно представлено в материалы дела уполномоченным органом - ГУ МЧС России по Нижегородской области. К положению о 140 Пожарной части Главного управления МЧС России по Нижегородской области по охране Ковернинского района, согласно которому 140-ПРЧ МЧС России по Нижегородской области по охране Ковернинского района являлась структурным подразделением Комитета гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области, относится критически, поскольку оно противоречит установленным выше обстоятельствам, природа происхождения данного положения неизвестна.

Относительно не включения в специальный стаж ФИО1 периодов нахождения на курсах повышения квалификации, суд полагает их также подлежащими удовлетворению, поскольку в соответствии со статьей 187 Трудового кодекса РФ, введенного в действие с *** в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы, за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Установлено, что в периоды работы начальником караула в Ковернинской пожарной части 140 Главного управления МЧС России по .......ФИО1 проходил курсы повышения квалификации с *** по ***, с 23 ноября по ***, что подтверждается справкой, уточняющий особый характер работы от ***.

Поскольку в периоды нахождения на курсах повышения квалификации за истцом сохранилось место работы, производилась выплата заработной платы и необходимые отчисления в Пенсионный фонд, суд полагает, что периоды прохождения курсов повышения квалификации с *** по ***, с 23 ноября по *** подлежат включению в специальный стаж работы ФИО1, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости.

Доводы представителя ответчика о том, что период нахождения на курсах повышения квалификации не может быть зачислен в специальный стаж, так как включение указанных периодов не предусмотрено Правилами от ****, являются несостоятельными. Отсутствие в Правилах от **** прямого указания на возможность включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации не является основанием для исключения данных периодов из специального стажа.

В силу приведенных выше норм права, установленных по делу обстоятельств решение ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по ....... (межрайонное) * от *** (письмо адресованное истцу * от ***) в части не включения в специальный стаж ФИО1 периода работы с *** по *** в качестве начальника караула 140 пожарной части по охране р........ ГУ МЧС РФ по ......., периодов прохождения курсов повышения квалификации с *** по ***; с *** по ***, следует признать незаконным.

Оснований для признания указанного выше решения пенсионного фонда недействительным, у суда оснований не имеется.

С учетом учтенного пенсионным органом стажа ФИО1 - 23 года 09 месяцев 02 дня, при включении спорного периода 01 года 04 месяца 03 дня (01 год 03 месяца 01 день - период работы в должности начальника караула Ковернинской пожарной части 140 Главного управления МЧС России по ....... с *** по ***, периодов прохождения курсов повышения квалификации с *** по *** (01 месяц); с *** по *** (02 дня), стаж истца на дату обращения в пенсионный орган составит 25 лет 01 месяц 05 дней с учетом достижения возраста 50 лет, что дает право на назначение досрочной страховой пенсии на момент обращения – ***.

Следовательно, ФИО1 имел право на назначение досрочной пенсии по старости на момент обращения в пенсионный фонд ***. Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о том, что ФИО1 в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано необоснованно.

Согласно ч. 1 ст. 22 Закона о страховых пенсиях, пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

С учетом изложенного, суд полагает, что на момент обращения к ответчику у истца имелся специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию, следовательно, исковые требования ФИО1 о включении в стаж периодов работы, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, об обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости, основаны на законе и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ по Городецкому району Нижегородской области (межрайонное) о признании недействительным решения пенсионного органа, включении периодов в специальный страховой стаж, о назначении досрочной страховой пенсии, удовлетворить частично.

Признать решение ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Городецкому району Нижегородской области (межрайонное) * от *** (письмо адресованное истцу * от ***) в части не включения в специальный стаж ФИО1 периода работы с *** по *** в качестве начальника караула 140 пожарной части по охране р.п.ФИО5 МЧС РФ по Нижегородской области, периодов прохождения курсов повышения квалификации с *** по ***; с *** по ***, незаконным.

Обязать Государственное Учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Городецкому району Нижегородской области (межрайонное) включить в специальный стаж работы ФИО1, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, период работы с *** по *** в качестве начальника караула 140 пожарной части по охране р.п.ФИО5 МЧС РФ по Нижегородской области, периоды прохождения курсов повышения квалификации с *** по ***; с *** по ***.

Обязать Государственное Учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Городецкому району Нижегородской области (межрайонное) назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости с ***.

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ по Городецкому району Нижегородской области (межрайонное), отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Городецкий городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Городецкого городского суда Пегова Ю.А.

Мотивированное решение изготовлено 30 марта 2021 года

Судья Городецкого городского суда Пегова Ю.А.