ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1791/2013 от 14.01.2014 Новошахтинского районного суда (Ростовская область)

                                                                                                                      Дело № 2-42/2014

Р Е Ш Е Н И Е

     именем Российской Федерации

14 января 2014 года                                                                                           г.Новошахтинск

             Новошахтинский районный суд Ростовской области

в составе:

председательствующего судьи Щукиной Т.И.,

при секретаре Стольной Ю.Н.,

с участием: адвоката истцов Савченко В.А., действующего на основании ордера №+++ от хххх

представителя ответчика Администрации г.Новошахтинска ФИО1, действующего на основании доверенности №+++ от хххх

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2, ФИО3, ФИО4 и в интересах несовершеннолетних ФИО4 и ФИО5 к Администрации города Новошахтинска Ростовской области о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, третье лицо: Министерство энергетики Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

           Истцы обратились в суд с иском к ответчику, в котором просили включить их, ФИО2, ФИО3, ФИО4 и несовершеннолетних ФИО4 и ФИО5 в список на переселение из ветхого аварийного жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ шахтой                              ХХХ, квартиры ХХХ.

           В обоснование заявленных требований, ссылаясь на то, что они проживают одной семьей по адресу: ХХХ, являясь близкими родственниками. Дом, в котором они проживают, является ветхим аварийным жильем, пришел в негодность в результате технологической деятельности угольного                     предприятия - шахты ХХХ и жильцы этого дома включены в списки на переселение из ветхого жилья по программе реструктуризации угольной промышленности. В список на переселение из ветхого аварийного жилья по адресу: ХХХ, была включена их родственница Ч., умершая хххх Они же в список на переселение из ветхого аварийного жилья не включены, хотя проживали по вышеназванному адресу. Квартира №+++ в ХХХ принадлежит в настоящее время на праве собственности ФИО2, дочери умершей Ч.. Полагают, что любая из причин, не позволивших включить их семью в список на переселение, не должна быть определяющей при отказе во включении в список на переселение из ветхого аварийного жилья. Они обращались к ответчику по поводу включения в список на переселение из ветхого аварийного жилья по адресу: ХХХ. Ответчик пояснил, что Министерство энергетики РФ не утвердит данный список на переселение из ветхого жилья, связал невозможность их переселения из аварийного жилого помещения с тем, что аварийное жилое помещение получено по наследству одним из истцов и порекомендовал обратиться с иском в суд по вопросу защиты нарушенного права на переселение из ветхого жилья по программе реструктуризации угольной промышленности.

           Истцы ФИО2, ФИО3, ФИО4, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО4 и ФИО5, в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены, согласно поступившим заявлениям просили рассмотреть дело в их отсутствие с участием адвоката Савченко В.А. Дело рассмотрено в отсутствие истцов в порядке ст. 167 ГПК РФ.

В судебном заседании адвокат истцов Савченко В.А., действующий на основании ордера, поддержал требования истцов по основаниям, изложенным в исковом заявлении, ссылаясь на то, что истцы проживают в аварийном доме, который в дальнейшем будет сноситься, в связи с чем у истцов имеется право на переселение из ветхого жилья.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации г.Новошахтинска ФИО1, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал и просил в удовлетворении иска отказать в полном объеме. Дополнительно пояснил, что вопрос о сносе дома по ХХХ не относится к данному гражданскому делу. С настоящими требованиями истцов они не согласны, так как истцы не обладают правом на переселение из данного дома. Согласно списку на переселение из ветхого жилья, включена в данный список Ч., оснований на ее исключение из списка у Администрации г.Новошахтинска нет, так как нет сведений о том, что она умерла. Факт перехода ФИО2 права собственности на жилое помещение, уже признанное непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, не является основаниям для включения истцов в соответствующий список. Положения ст.1112 ГК РФ позволяют истцам унаследовать принадлежавшее Ч. имущество и право на получение социальной выплаты на приобретение жилья взамен сносимого. Истцы на момент ликвидации шахты ХХХ не проживали по указанному адресу, в списки включены не были.

           Представитель третьего лица Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен, что подтверждается материалами дела. Согласно поступившему возражению просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования не признает по тем основаниям, что формирование, уточнение списков, а также установление очередности предоставления социальных выплат, являются исключительным правом органа местного самоуправления, как получателя средств федерального бюджета, то есть Администрации г.Новошахтинска. Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица в порядке ст.167 ГПК РФ.

           Выслушав участников процесса, пояснения свидетелей, проверив и изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

           В соответствии с Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 №428 межбюджетные трансферты предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков на следующих условиях:

           а) использование межбюджетных трансфертов органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков на финансовое обеспечение реализации мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил;

           б) представление органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков Министерству энергетики Российской Федерации:

- перечня отобранных на конкурсной основе объектов, где создаются новые рабочие места, которые включены в муниципальные программы и обеспечены проектной документацией;

- сведений о количестве переселяемых семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности;

- отчетности об использовании межбюджетных трансфертов по форме и в сроки, которые определяются Министерством энергетики Российской Федерации.

           Согласно п.п.5,6 вышеуказанных Правил межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации следующих мероприятий:

          а) снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности (далее - ветхое жилье);

         б) содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого;

         в) содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 1 января 2005 г. при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности (далее - выезжающие граждане);

        г) реконструкция и замена пострадавших в связи с ликвидацией угольных (сланцевых) шахт и разрезов объектов социальной инфраструктуры, предоставлявших основные коммунальные услуги населению шахтерских городов и поселков;

        д) завершение реализации мероприятий по созданию новых рабочих мест;

        е) эксплуатация природоохранных объектов, переданных ликвидируемыми организациями угольной промышленности в муниципальную собственность.

           Размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, определяется Министерством энергетики Российской Федерации по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов, списков граждан, подлежащих переселению, и муниципальных программ создания новых рабочих мест.

При этом в соответствии с п.п. 8,11 вышеуказанных Правил содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

Cоциальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.

           Указанные обязательства принимаются и подписываются всеми совершеннолетними членами семьи гражданина.

           Согласно Эталону проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением «ГУРШ» при Минэнерго России от 01.11.2001 №308, переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с собственником (нанимателем) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.

           Таким образом, основанием для предоставления социальной выплаты для переселения является проживание и регистрация в ветхом жилье на момент принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности вследствие деятельности данной организации и отсутствие иного постоянного места жительства.

           В судебном заседании установлено, что дом ХХХ находится на подработанном участке горного отвода шахты ХХХ и признан непригодным для проживания по критериям безопасности.

           В дополнительный список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилого фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте                             ХХХ непригодным для проживания по критериям безопасности, утвержденный приказом Росэнерго от хххх №+++ под №+++ по дому ХХХ включена Ч., мать истца ФИО2

           Из материалов дела следует, что истцы ФИО2 и ее сын ФИО3 с хххх зарегистрировались и стали проживать в квартире по адресу: ХХХ, вместе с собственником Ч.

           хххх истцы ФИО3 и ФИО4 заключили брак, от данного брака у них имеются дети: ФИО4, хххх года рождения, и ФИО5, хххх года рождения, все они проживают по адресу: ХХХ. ФИО4 зарегистрирована по данному адресу с хххх а дети с момента рождения.               

           Ч. умерла хххх ее дочь, истец ФИО2, после смерти матери вступила в наследство на квартиру общей площадью 59,9 кв.м, расположенную по адресу: ХХХ (л.д.21, 22).

           В судебном заседании свидетели В. и Ч. дали аналогичные показания и пояснили, что ФИО2 и ФИО3 проживают по адресу: ХХХ, с хххх, другого жилья истцы не имеют.                       В 2007 году ФИО3 вступил в брак и у них имеется двое детей, все истцы проживают одной семьей в данной квартире, где они проживали на момент ликвидации шахты в 2002 году им неизвестно.

           У суда нет оснований не доверять показаниям свидетелей, так как они последовательны и согласуются с материалами дела.

           В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

           Суд полагает, что истцы не представили суду убедительных доказательств того, что на момент принятия решения о ликвидации шахты ХХХ, а так же на момент признания данного дома непригодным для проживания и составления дополнительного списка граждан, подлежащих переселению в связи с ликвидацией шахты ХХХ, утвержденного Росэнерго хххх №+++, они постоянно проживали одной семьей с Ч., как члены ее семьи и вели с нею совместное хозяйство.

           Суд не может признать состоятельной ссылку истцов на применения в данном случае норм ЖК РФ, поскольку в данном случае следует учитывать положения о порядке предоставления субсидий на приобретение жилья взамен сносимого, то есть положения, закрепленные в указанных выше постановлениях Правительства Российской Федерации.

           Данные положения не противоречат нормам Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку они гарантируют реальную реализацию гражданами жилищных прав в силу того, что мероприятия по содействию гражданам в приобретении жилья обеспечены межбюджетными трансфертами, более того, суд полагает, что нормы ЖК РФ являются общими нормами права, определяющие отношения субъектов в ряде стандартных ситуаций, тогда как указанные выше постановления Правительства Российской Федерации являются специальными нормами, регулирующие правоотношения субъектов в ситуациях, которые не являются стандартными, и предусмотреть возникновение и регулирование которых на будущее невозможно.

           В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что положения ЖК РФ к отношениям, возникающим при переселении граждан из ветхого жилья в рамках программы реструктуризации угольной промышленности, не подлежат применению, и указание истцов на нормы ЖК РФ как на основание иска, суд полагает несостоятельным.

           На основании изложенного и, принимая во внимание, что истцами не предоставлено доказательств проживания в спорной квартире на момент принятия решения о ликвидации предприятия и на дату признания дома непригодным для проживания, суд полагает их требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

           Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

           В удовлетворении иска ФИО2, ФИО3, ФИО4 и в интересах несовершеннолетних ФИО4 и ФИО5 к Администрации города Новошахтинска Ростовской области о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, третье лицо: Министерство энергетики Российской Федерации, отказать.

    Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

            Судья

Решение принято в окончательной форме: 17 января 2014 года.