ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1792/17 от 20.11.2017 Гурьевского районного суда (Калининградская область)

Дело №2-1792/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 ноября 2017 года г.Гурьевск

Гурьевский районный суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи Олифер А.Г.,

при секретаре Мухортиковой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Межрайонной ИФНС России №10 по Калининградской области взыскании суммы излишне взысканного налога, процентов, судебных расходов,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился с иском к Межрайонной ИФНС России №10 по Калининградской области (далее также – Инспекция №10), указывая, что в 26.10.2016 года он обратился в Инспекцию №10 с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы налога на доходы физических лиц за 2015 год в сумме <данные изъяты>, указав реквизиты банковского счета на который он просил произвести возврат. По почте он получил извещение о принятом налоговым органом решении возврате налога на сумму <данные изъяты>. Однако до настоящего времени денежные средства на указанный истцом счет не поступали. 21.02.2017 года он обратился в Инспекцию №10 с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы налога на доходы физических лиц за 2015 год в сумме <данные изъяты>, в котором он также указал реквизиты счета для перечисления денежных средств. По почте он получил извещение о принятом налоговым органом решении о возврате налога на сумму <данные изъяты>. Однако до настоящего времени денежные средства на указанный истцом счет не также поступали. По прошествии времени, истец неоднократно был на приеме в Инспекции №10 по вопросу о дате фактического поступления сумм излишне уплаченного налога, но вразумительного ответа так и не получил. 02.08.2017 года в адрес Инспекции №10 истцом была направлена претензия о возврате излишне уплаченной суммы налога на доходы физических лиц, на которую до сегодняшнего дня ответа не поступило. В настоящий момент он не имеет недоимок по уплате налогов или задолженностей по пеням, начисленным тому же бюджету. Таким образом, общая сумма излишне уплаченного налога составляет <данные изъяты>. Ссылаясь на положения ст. 78 НК РФ, поскольку возврат излишне уплаченного налога по заявлению от 24.10.2016 года в срок до 26.11.2016 года не произведен, сумма процентов составляет <данные изъяты>. Сумма процентов по заявлению от 21.02.2017 года, в связи с невозвратом излишне уплаченного налога в срок до 23.03.2017 года, составляет <данные изъяты>. Таким образом, общая сумма процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченного налога составляет <данные изъяты>. По приведенным доводам, просил суд взыскать с Инспекции №10 сумму излишне взысканного с него налога в размере 101 066 рублей; исчисленные в порядке, предусмотренном п.10 ст.79 НК РФ, проценты в сумме <данные изъяты>; <данные изъяты> в возмещение расходов по оплате юридических услуг; <данные изъяты> в возмещение расходов по оплате государственной пошлины в связи с обращением с настоящим иском.

Истец ФИО1, извещенный о времени и месте судебного разбирательства заблаговременно и надлежащим образом, в суд не явился, об отложении заседания не ходатайствовал. В ранее состоявшемся судебном заседании требования иска в части суммы основного долга не поддержал, пояснив, что 20.09.2017 года он получил от Инспекции №10 в возврат излишне уплаченного налога, соответственно <данные изъяты>. Требования в части процентов поддержал, ссылаясь на несвоевременность возврата ему Инспекцией №10 излишне уплаченного налога.

Представитель ответчика – Межрайонной ИФНС России №10 по Калининградской области – ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования иска не признала по доводам, приведенным в ранее представленном письменном отзыве, сводящимся к тому, что 26.10.2016 года налогоплательщик ФИО1 обратился с заявлением о возврате излишне уплаченных налога на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент в размере <данные изъяты>. Решение о возврате излишне уплаченного указанного налога в размере <данные изъяты> вынесено Инспекцией №10 16.12.2016 года. Денежные средства в сумме <данные изъяты> по платежному поручению <данные изъяты> направлены на указанный в заявлении расчетный счет налогоплательщика в Северо-Западный Банк «Сбербанк» (далее - Банк). 29.12.2016 года Банком произведен возврат платежного поручения <данные изъяты> в Инспекцию №10 в связи с необходимостью уточнить реквизиты получателя. Данная операция зафиксирована в информационной базе ЭОД 11.01.2017 года. Кроме того, 21.02.2017 года налогоплательщик ФИО1 обратился с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм налога на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент в размере <данные изъяты>. Решение о возврате суммы излишне уплаченного указанного налога в размере <данные изъяты> вынесено 26.06.2017 года. Денежные средства в сумме <данные изъяты> по платежному поручению <данные изъяты> направлены на указанный в заявлении расчетный счет налогоплательщика в Северо-Западный Банк «Сбербанк». 10.07.2017 года Банком произведен возврат платежного поручения <данные изъяты> в Инспекцию №10 в связи с необходимостью уточнить реквизиты получателя. Данная операция зафиксирована в информационной базе ЭОД 13.07.2017 года. 11.08.2017 года за вх. № 08760-ЗГ ФИО1 обратился в Инспекцию №10 с претензией по вопросу не поступления денежных средств на расчетный счет налогоплательщика, по заявлениям от 26.10.2016 года и от 21.02.2017 года, на которую Инспекцией №10 в адрес налогоплательщика направлено письмо от 08.09.2017 №09-14/25669 (Реестр № 03595 от 19.09.2017), в котором ФИО1 предложено явиться на сверку данных расчетного счета, после чего вновь обратиться с заявлением на возврат денежных средств, при этом до направления данного письма инспектор связался с ФИО1 по телефону и в устной форме разъяснил о сложившейся ситуации, а также необходимости уточнения расчетного счета. 13.09.2017 года ФИО1 обратился в Инспекцию с выпиской из банка с указанием верного номера расчетного счета, которая было расценена Инспекцией №10 как заявление о возврате денежных средств в размере <данные изъяты>. На основании чего, налоговым органом вынесено решение о возврате сумм излишне уплаченного налога от 13.09.2017 года, что подтверждается платежным поручением <данные изъяты> в сумме <данные изъяты>, а также платежным поручением <данные изъяты> в сумме <данные изъяты>. Таким образом, требования ФИО1 о возврате излишне уплаченного налога на доходы физических лиц в размере <данные изъяты> не подлежат удовлетворению, как и требование возврате процентов за нарушение срока возврата суммы излишне уплаченного налога в размере <данные изъяты>, поскольку обращение ФИО1 с заявлением имело место 13.09.2017 года, решение на возврат излишне уплаченного налога было вынесено налоговым органом 13.09.2017 года. Денежные средства на счет ФИО1 поступили 20.09.2017 года, т.е. в установленный законом месячный срок. Денежные средства Инспекцией №10 ФИО1 не были возвращены ранее, по вине налогоплательщика, по причине неверно указанных им банковских реквизитов. Инспекцией были предприняты все необходимые меры для возврата денежных средств. Требования истца о взыскании расходов на оплату юридических услуг в размере <данные изъяты>, исходя из объема оказанных представителем услуг, являются несоразмерными, и носят неразумный (чрезмерный) характер. Кроме того в исковом заявлении указано, что в расходы заявленные истцом входят затраты на составление претензии в налоговый орган (досудебное урегулирование споров), при этом в договоре по оказанию юридических услуг данный факт не зафиксирован. Кроме того, расходы, условленные рассмотрением, разрешением и урегулированием спора во внесудебном порядке не являются судебными издержками и не возмещаются согласно нормам главы 7 ГПК РФ.

Заслушав пояснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Заявление о возврате излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты налога.

При этом возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

В случае установления налоговым органом факта излишней уплаты налога на доходы физических лиц по итогам камеральной налоговой проверки налоговой декларации при наличии в налоговом органе заявления налогоплательщика о возврате налога налоговый орган обязан в течение срока, определенного пунктом 6 статьи 78 НК РФ, осуществить возврат суммы излишне уплаченного налога.

При этом срок возврата излишне уплаченного налога, определенный пунктом 6 статьи 78 НК РФ, начинает исчисляться со дня подачи налогоплательщиком заявления о возврате налога, но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки налоговой декларации по соответствующему налоговому периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам статьи 88 НК РФ.

В силу статьи 88 НК РФ срок проведения камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц составляет три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, подтверждающих право налогоплательщика на налоговые вычеты.

Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (ч. 8 ст. 78 НК РФ).

В соответствии с пунктом 10 статьи 78 НК РФ в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

В развитие приведенных выше норм ФНС России направлено письмо от 22.11.2012 года № ЕД-4-3/19630@, содержащее образцы заявлений на возврат излишне уплаченного налога (в настоящее время соответствующие формы утверждены приказом ФНС России от 03.03.2015 года № ММВ-7-8/90@).

Как в ранее действующих формах заявлений, так и в применяемых в настоящее время, обязательной к представлению являлась информация о наименовании банка, в который подлежала перечислению испрашиваемая к возврату сумма, его ИНН, БИК, КПП, корреспондентском счете, расчетном счете и лицевом счете налогоплательщика.

Таким образом, окончание камеральной налоговой проверки не возлагает на налоговый орган обязанности произвести возврат налога без выполнения налогоплательщиком процедур и соблюдения условий, приведенных выше.

Соответственно, поскольку срок на возврат налога начинает исчисляться не ранее даты получения налоговым органом заявления налогоплательщика, отсутствие такого заявления влечет невозможность начисления процентов.

Пунктом 2 статьи 79 НК РФ предусмотрено, что решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне взысканного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Как установлено при рассмотрении дела, что ФИО1 произвел уплату сумм налога на доходы физических лиц за 2015 год на основании представленной им 24.10.2016 года налоговой декларации по форме 3-НДФЛ, вследствие чего образовалась переплата.

Наличие переплаты и его размер Инспекцией №10 не оспаривается.

26.10.2016 года ФИО1 обратился в Инспекцию №10 с заявлением о возврате излишне уплаченного налога в размере <данные изъяты>, с указанием реквизитов открытого на его имя в ПАО «Сбербанк России» для перечисления суммы возврата счета №

16.12.2016 года налоговым органом принято решение о возврате заявителю излишне уплаченного налога на доходы физических лиц, источником которых является налоговый агент, в размере <данные изъяты>, о чем в его адрес направлено извещение от 16.12.2016 года.

Сформированное для перечисления на указанный расчетный счет заявителя денежных средств платежное поручение на сумму <данные изъяты> 29.12.2016 года возвращено Северо-Западным Банком ПАО «Сбербанк» в Инспекцию №10 с указанием на необходимость уточнения реквизитов счета получателя, что отражено в информационной базе ЭОД АИС Налог 11.01.2017 года.

Кроме того, 21.02.2017 года ФИО1 обратился с заявлением о возврате излишне уплаченного налога в размере <данные изъяты>, с указанием реквизитов открытого на его имя в ПАО «Сбербанк России» для перечисления суммы возврата счета

26.06.2017 года налоговым органом принято решение о возврате заявителю излишне уплаченного налога на доходы физических лиц, источником которых является налоговый агент, в размере <данные изъяты>, о чем в его адрес направлено извещение от 30.06.2016 года.

Сформированное для перечисления на указанный расчетный счет заявителя денежных средств платежное поручение на сумму <данные изъяты> 10.07.2017 года возвращено Северо-Западным Банком ПАО «Сбербанк» в Инспекцию №10 с указанием на необходимость уточнения реквизитов счета получателя, что отражено в информационной базе ЭОД АИС Налог 13.07.2017 года.

11.08.2017 года ФИО1 обратился в Инспекцию №10 с претензией по вопросу не поступления денежных средств на расчетный счет налогоплательщика, по заявлениям от 26.10.2016 года и от 21.02.2017 года (вх. №08760-ЗГ), на которую Инспекцией №10 в адрес налогоплательщика направлено письмо от 08.09.2017 №09-14/25669 (Реестр № 03595 от 19.09.2017 года), в котором налогоплательщику ФИО1 предложено явиться на сверку данных расчетного счета, после вновь обратиться с заявлением на возврат денежных средств.

В ходе рассмотрения дела установлено, что 13.09.2017 года ФИО1 обратился в Инспекцию №10 с выпиской из банка с указанием нового счета <данные изъяты>, а также заявлениями о возврате сумм излишне уплаченного (взысканного налога) с перечислением на него, соответственно, в размере <данные изъяты>

На основании указанных заявлений налоговый орган 13.09.2017 года принял решения возврате сумм излишне уплаченного налога на доходы физических лиц, источником которых является налоговый агент в размере <данные изъяты>, соответственно.

Платежным поручением на расчетный счет налогоплательщика ФИО1 <данные изъяты> в Северо-Западный Банк «Сбербанк» были переведены денежные средства в сумме <данные изъяты>, а также платежным поручением в сумме <данные изъяты>

Таким образом, заявления налогоплательщика ФИО1 от 13.09.2017 года о возврате излишне уплаченного налога на доходы физических лиц за 2015-2016 годы в размере <данные изъяты> рассмотрены и по ним приняты решения о возврате налоговым органом 13.09.2017 года, т.е. в установленный ст.78 НК РФ срок.

Денежные средства на расчетный счет ФИО1 поступили 20.09.2017 года, что не оспаривается самим истцом, который требования иска в данной части не поддержал в виду добровольного их удовлетворения ответчиком.

При этом, суд учитывает, что в первоначальных заявлениях истца о возврате сумм излишне уплаченных налогов, датированных, соответственно 26.10.2016 года и 21.02.2017 года, им неверно указаны реквизиты расчетного счета, с добавлением в конце его двух лишних цифр «51», что повлекло возврат Банком-исполнителем платежных поручений в налоговый орган в связи с невозможностью исполнения для уточнения реквизитов счета.

Таким образом, длительность неисполнения Инспекцией решения о возврате излишне уплаченного налога по обоим первоначальным заявлениям истца явилось следствием его же недобросовестных действий.

Фактическое же перечисление возвращаемого налога произведено Инспекцией №10 на другой указанный истцом его расчетный счет.

В этой связи, заявления истца от 13.09.2017 года о возврате налога Инспекцией №10 обоснованно расценены как впервые поступившие, а, следовательно, возврат по ним налога истцу осуществлен в пределах установленного для этого месячного срока.

Кроме того, решения о возврате сумм излишне уплаченного налога по заявлениям истца ФИО1 от 26.10.2016 года и 21.02.2017 года вынесены налоговым органом 16.12.2016 года и 26.06.2017 года, соответственно, в установленный ст.78 НК РФ срок с учетом проведенной камеральной проверки.

При таких обстоятельствах, требования истца ФИО1 не подлежат удовлетворению, как и производные от него требования о взыскании с Инспекции №10 процентов за нарушение срока возврата суммы излишне уплаченного налога в размере <данные изъяты>, а также требования о взыскании расходов по оплате услуг юриста и оплате государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Межрайонной ИФНС России №10 по Калининградской области взыскании суммы излишне взысканного налога, процентов, судебных расходов - отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Гурьевский районный суд Калининградской области в течение месяца со дня составления настоящего решения в окончательной форме.

Судья А.Г. Олифер

Решение в окончательно форме изготовлено 25.11.2017 года.