Дело № 2-1792/2019Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации Омский районный суд Омской области в составе председательствующего Полоцкой Е.С. при секретаре Беловой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 29 июля 2019 года дело по иску прокурора Омского района Омской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Лузинская средняя общеобразовательная школа №2» Омского муниципального района Омской области о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о защите прав инвалидов, УСТАНОВИЛ: Прокурор Омского района Омской области обратился в Омский районный суд Омской области с исковым заявлением к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Лузинская средняя общеобразовательная школа» Омского муниципального района Омской области о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о защите прав инвалидов. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Омского района Омской области в июле 2018 года на основании задания прокуратуры Омской области от 07.06.2018 № 7/3-09-2018/17920 о проведении проверки исполнения федерального законодательства при реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда на 2011-2020 годы» в деятельности муниципального бюджетного образовательного учреждения Омского муниципального района Омской области «Лузинская СОШ №2» проведена соответствующая проверка. В ходе проверки соблюдения законодательства о защите прав инвалидов выявлены нарушения требований соблюдения законодательства о защите прав инвалидов выявлены нарушения требований ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», свода правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (СП 59.13330.2012)», утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 605. Нарушения носили следующий характер: - входная площадка с пандусом доступная для инвалидов-колясочников должна иметь размеры не менее 2,2х2,2 м (п. 5.1.3 СП59.13330.2012), по факту она соответствует 1,4х1,3 м; - санузел для МГН не оборудован системой тревожной сигнализации (п. 5.3.6 СП 59.13330.2012); - отсутствуют тактильные таблички со шрифтом Брайля, информирующие о назначении кабинетов (п. 5.5.8 СП59.13330.2012). В этой связи прокуратурой района 26.07.2018 в МБОУ «Лузинская СОШ №2» внесено представление об устранении нарушений законодательства о защите прав инвалидов № 7-12-2018/8981. Согласно ответу образовательного учреждения от 02.10.2018 на данное представление санузел для МГН оборудован системой тревожной сигнализации. Иные нарушения не устранены в силу отсутствия надлежащего финансирования учреждения. С целью контроля 17.04.2019 прокуратурой района осуществлена выездная проверка устранения ответчиком нарушений, отраженных в представлении от 26.07.2018 № 07-12-2018/8981. В ходе проверки установлено, что нарушения по состоянию на 17.04.2019 учреждением не устранены. Согласно позиции руководителя образовательного учреждения указанные нарушения не устранены, при этом директором школы приняты меры, направленные на выделение денежных средств для устранения выявленных нарушений (25.10.2018 направлено ходатайство в Комитет по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области). Таким образом, в нарушение требований действующего законодательства РФ учреждением не обеспечено право на доступ инвалидов к МБОУ «Лузинская СОШ №2» Омского муниципального района Омской области. Указанное свидетельствует о грубом нарушении прав МГН, нарушении действующего законодательства, выразившееся в длительном неисполнении представления прокуратуры Омского района Омской области. Обращение в суд вызвано необходимостью защиты прав неопределенного круга лиц в указанной сфере. Количество граждан, права которых нарушены, не является постоянным и в силу различных причин меняется. Просит обязать МБОУ «Лузинская СОШ №2» Омского муниципального района Омской области устранить нарушения требований законодательства о защите прав инвалидов, а именно: - входную площадку с пандусом привести в соответствии с п. 5.3.6 СП59.1333.2012; - оборудовать санузел для МГН в соответствии с п. 5.3.6 СП 59.13330.2012 системой тревожной сигнализации; - оборудовать тактильными табличками со шрифтом Брайля, информирующие о назначении кабинетов в соответствии с п. 5.5.8 СП59.13330.2012, взыскать с ответчика государственную пошлину в установленном законом размере. Истец старший помощник прокурора Омского района Омской области Соловьева К.В. в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме, просила удовлетворить. Представитель ответчика МБОУ «Лузинская СОШ №2» Омского муниципального района Омской области Чуланов К.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, представил в материалы дела отзыв, согласно которого предписание прокуратуры в настоящее время исполнено частично. Для организации доступа для инвалидов-колясочников, оборудования элементами информации на входе на территорию учреждения, по установке перед пандусом тактильного напольного указателя была составлена смета на сумму 595285,22 рублей. В настоящее время ведется работа по получению финансирования для проведения аукциона по привлечению подрядчика и проведению работ. Просит предоставить срок для устранения нарушений до 31.12.2019. Представитель Комитета по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, причины неявки суду не сообщил. Выслушав истца, рассмотрев материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Исходя из положений статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или не совершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел. Статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения. Согласно положениям ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): 1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; 2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации); 3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; 4) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур; 5) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; 6) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика; 7) допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения; 8) оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами. Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций. Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом потребностей инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Согласно положениям ст. ст. 15.1 - 16 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» Государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг осуществляется: 1) уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, федерального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, федерального государственного транспортного надзора (в области гражданской авиации, железнодорожного транспорта, внутреннего водного транспорта, автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта), федерального государственного надзора в области связи, государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств; 2) уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (при осуществлении ими соответствующих переданных полномочий Российской Федерации) в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования и федерального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия; 3) уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, регионального государственного контроля за осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковым такси, регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, регионального государственного жилищного надзора, регионального государственного строительного надзора. Порядок организации и осуществления государственного контроля (надзора) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг устанавливается положением о соответствующем виде государственного контроля (надзора), утверждаемым: 1) при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) - Правительством Российской Федерации; 2) при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) - высшим исполнительным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В судебном заседании установлено, что прокуратурой Омского района Омской области в июле 2018 года на основании задания прокуратуры Омской области от 07.06.2018 № 7/3-09-2018/17920 о проведении проверки исполнения федерального законодательства при реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда на 2011-2020 годы» в деятельности муниципального бюджетного образовательного учреждения Омского муниципального района Омской области «Лузинская СОШ №2» проведена соответствующая проверка. В ходе проверки соблюдения законодательства о защите прав инвалидов выявлены нарушения требований соблюдения законодательства о защите прав инвалидов выявлены нарушения требований ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», свода правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (СП 59.13330.2012)», утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 605. Нарушения носили следующий характер: Согласно п. 5.1.3 свода правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (СП 59.13330.2012)», утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 605, входная площадка при входах, доступных МГН, должна иметь: навес, водоотвод, а в зависимости от местных климатических условий - подогрев поверхности покрытия. Размеры входной площадки при открывании полотна дверей наружу должны быть не менее 1,4 x 2,0 м или 1,5 x 1,85 м. Размеры входной площадки с пандусом не менее 2,2 x 2,2 м. Поверхности покрытий входных площадок и тамбуров должны быть твердыми, не допускать скольжения при намокании и иметь поперечный уклон в пределах 1 - 2%. При этом входная площадка с пандусом в МБОУ «Лузинская СОШ №2», доступная для инвалидов-колясочников по факту соответствует 1,4 х 1,3 м. Согласно п. 5.1.3 свода правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (СП 59.13330.2012)», утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 605. Согласно п. 5.3.6 Свода правил у дверей санитарно-бытовых помещений или доступных кабин (уборная, душевая, ванная и т.п.) следует предусматривать специальные знаки (в том числе рельефные) на высоте 1,35 м. Доступные кабины должны быть оборудованы системой тревожной сигнализации, обеспечивающей связь с помещением постоянного дежурного персонала (поста охраны или администрации объекта). Над входом в доступные кабины рекомендуется устанавливать световые мигающие оповещатели, срабатывающие при нажатии тревожной кнопки. В МБОУ «Лузинская СОШ №2» санузел для МГН не оборудован системой тревожной сигнализации. Согласно п. 5.5.8 Свода правил информирующие обозначения помещений внутри здания должны дублироваться рельефными знаками и размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки и крепиться на высоте от 1,3 до 1,4 м. Нумерация шкафов в раздевальных должна быть выполнена рельефным шрифтом и на контрастном фоне. При этом у ответчика отсутствуют тактильные таблички со шрифтом Брайля, информирующие о назначении кабинетов. В этой связи прокуратурой района 26.07.2018 в МБОУ «Лузинская СОШ №2» внесено представление об устранении нарушений законодательства о защите прав инвалидов № 7-12-2018/8981. Согласно ответу образовательного учреждения от 02.10.2018 на данное представление санузел для МГН оборудован системой тревожной сигнализации. Иные нарушения не устранены в силу отсутствия надлежащего финансирования учреждения. С целью контроля 17.04.2019 прокуратурой района осуществлена выездная проверка устранения ответчиком нарушений, отраженных в представлении от 26.07.2018 № 07-12-2018/8981. В ходе проверки установлено, что нарушения по состоянию на 17.04.2019 учреждением не устранены в полном объеме. Согласно позиции руководителя образовательного учреждения указанные нарушения не устранены, при этом директором школы приняты меры, направленные на выделение денежных средств для устранения выявленных нарушений (25.10.2018 направлено ходатайство в Комитет по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области). Согласно статьям 28,31 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система Российской Федерации основана на определенных принципах, в том числе самостоятельности бюджетов, который предусматривает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств; право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации). В соответствии со ст. 86 БК РФ содержание муниципальных учреждений является расходными обязательствами муниципальных образований. К вопросам местного значения муниципального района согласно Уставу Омского муниципального района Омской области относится формирование, утверждение, исполнение бюджета Омского муниципального района Омской области, контроль за исполнением данного бюджета, при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам Учреждения несет собственник имущества – Омский муниципальный района Омской области в лице учредителя – Комитета по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области. В соответствии с Уставом МБОУ «Лузинская СОШ №2» Омского муниципального района Омской области функции учредителя выполняет Омский муниципальный района Омской области в лице учредителя Комитета по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области. Отсутствие финансирование не может являться уважительной причиной несоблюдения законодательства РФ и неисполнения соответствующего предписания контролирующего органа. Таким образом, в нарушение требований действующего законодательства РФ учреждением не обеспечено право на доступ инвалидов к МБОУ «Лузинская СОШ №2» Омского муниципального района Омской области. Представитель ответчика в своем отзыве не возражал против удовлетворения исковых требований прокурора, однако просил установить разумный срок для исполнения решения суда, а именно до 31.12.2019. Суд полагает, что указанный представителем ответчиков срок для исполнения решения суда является разумным и обоснованным. Следовательно, исковые требования прокурора Омского района Омской области к МБОУ «Лузинская СОШ №2» Омского муниципального района Омской области о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о защите прав инвалидов, подлежат удовлетворению в полном объеме, с установлением срока исполнения до 31.12.2019. При удовлетворении исковых требований прокурора, в соответствии со статьёй 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает необходимым взыскать с ответчика МБОУ «Лузинская СОШ №2» ОСР Омской области государственную пошлину в доход местного бюджета Омского муниципального района Омской области в размере 300 рублей. Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лузинская средняя общеобразовательная школа» Омского муниципального района Омской области устранить нарушения требований законодательства о защите прав инвалидов, а именно: - входную площадку с пандусом привести в соответствии с п. 5.3.6 СП59.1333.2012; - оборудовать санузел для МГН в соответствии с п. 5.3.6 СП 59.13330.2012 системой тревожной сигнализации; - оборудовать тактильными табличками со шрифтом Брайля, информирующие о назначении кабинетов в соответствии с п. 5.5.8 СП59.13330.2012, в срок до 31 декабря 2019 года. Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лузинская средняя общеобразовательная школа № 2» Омского муниципального района Омской области государственную пошлину в размере 300 рублей в доход местного бюджета. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Е.С. Полоцкая Мотивированное решение изготовлено 5 августа 2019 года. |