ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1793/14 от 20.05.2014 Сызранского городского суда (Самарская область)

 Р Е Ш Е Н И Е

 именем Российской Федерации

 20 мая 2014 года                                г.Сызрань

 Судья Сызранского городского суда Самарской области Непопалов Г.Г.,

 при секретаре Анцуповой Е.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1793/14 по заявлению ФИО2 об оспаривании отказа в государственной регистрации права,

 У С Т А Н О В И Л :

 ФИО2 обратился в Сызранский городской суд с вышеуказанным заявлением, мотивируя тем, что на основании договора купли-продажи недвижимости от **.**.**** г. №00 ООО «Сызрань-Хлебопродукт» продало заявителю 14882/18951 долей в праве общей собственности на нежилое отдельно стоящее здание с двумя пристроями и подвалом (производственное здание цеха обогащенных круп) литера ББ1Б2 общей площадью 1 895,10 кв.м., расположенное по адресу: г.Сызрань, ул. ХХХА. Право собственности на данный объект недвижимости было зарегистрировано ФИО2 в Сызранском отделе Управления Росреестра по Самарской области без установления каких-либо существенных ограничений (обременений) права. В последующем сособственниками было заключено соглашение о разделении указанного выше здания в натуре от **.**.**** г., согласно которому в собственность заявителя было передано нежилое здание общей площадью 1 434,8 кв.м., расположенное по указанному выше адресу. Право собственности на данный объект недвижимости также было зарегистрировано ФИО2 в Сызранском отделе Управления Росреестра по Самарской области без установления каких-либо существенных ограничений (обременений) права.

 **.**.**** г. заявитель заключил с ФИО8 и ФИО9 договор купли-продажи, согласно которому последние приобрели в собственность по 98061/286960 долей в праве общей собственности каждый на указанное выше нежилое здание. В тот же день ФИО2 обратился в Сызранский отдел Управления Росреестра по Самарской области с заявлениями о государственной регистрации перехода права собственности. Однако, **.**.**** г. им было получено уведомление о приостановлении государственной регистрации на срок до **.**.**** г. включительно в связи с тем, что на государственную регистрацию не был представлен паспорт объекта культурного наследия. Сообщением об отказе в государственной регистрации от **.**.**** г. №00 ФИО2 отказано в государственной регистрации перехода права общей собственности и права общей собственности на указанные доли в праве общей собственности на нежилое здание по тем основаниям, что в представленном на регистрацию договоре купли-продажи от **.**.**** г. отсутствуют сведения, что отчуждаемое здание является объектом культурного наследия.

 Отказывая в совершении регистрационных действий, Сызранский отдел Управления Росреестра по Самарской области ссылается на письмо Министерства культуры Самарской области от **.**.**** г. № 26-04/4054, согласно которому нежилое здание литера ББ1Б2, расположенное по адресу: г.Сызрань, ул. ХХХА, входит в состав объекта культурного наследия регионального значения «Вальцовая паровая мельница со строениями ФИО5», состоящего на государственной охране на основании постановления Главы Администрации Самарской области от **.**.**** г. № 77, и что указанный объект включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. В порядке межведомственного взаимодействия регистрационной службой был получен паспорт объекта культурного наследия на здание, расположенное по указанному выше адресу.

 Статьей 21 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» от **.**.**** г. № 73-ФЗ установлено, что на объект культурного наследия, включенный в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, собственнику данного объекта соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия, в который вносятся сведении, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия и иные сведения, содержащиеся в реестре. Однако ФИО2, как собственнику названного выше объекта культурного наследия, паспорт объекта культурного наследия выдан не был.

 Согласно ст. 63 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» государственной регистрации подлежат обременения, установленные охранным обязательством на объект культурного наследия. В соответствии с п. 4 ст. 48 названного выше Федерального закона при государственной регистрации договора купли-продажи объекта культурного наследия новый собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия. Таким образом, в силу прямого указания закона, регистрации подлежат обременения, установленные охранным обязательством на объект культурного наследия. При этом, обременения на продаваемое ФИО2 здание никто не накладывал, охранное обязательство собственника объекта культурного наследия ему не выдавалось.

 Кроме того, согласно постановлению Главы Администрации Самарской области от 27 марта 1992 года № 77 на государственную охрану, как памятник истории и культуры местного значения г.Сызрани, принят вновь выявленный объект – «Вальцовая паровая мельница со строениями ФИО5», 1907 года постройки, расположенная по адресу: г.Сызрань, ул. ХХХ, как памятник промышленной архитектуры, материал – кирпич. Таким образом, названный выше объект культурного наследия принят на государственную охрану без указания литерного состава. Тогда как ФИО2 принадлежит на праве собственности нежилое здание литера ББ1Б2 по адресу: г.Сызрань, ул. ХХХА. Согласно техническому паспорту и справке Сызранского филиала ГУП «ЦТИ», год постройки принадлежащего заявителю нежилого здания – 1951 год. При этом, согласно ответу Министерства культуры Самарской области от **.**.**** г. на территории мельницы расположено большое количество литер. В состав комплекса «Вальцовая паровая мельница со строениями ФИО5» входят литеры А, А1, А2, А3 и А4, в непосредственной близости расположены литеры Б, Б1 и Б2, которые типологически могут принадлежать к данному объекту культурного наследия.

 В силу п.п. 7 и 9 ст. 18 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» в реестр могут быть включены выявленные объекты культурного наследия, с момента создания которых или с момента исторических событий, связанных с которыми, прошло не менее сорока лет. Объекты культурного наследия регионального значения включаются в реестр федеральным органом охраны объектов культурного наследия по представлению органов государственной власти субъекта Российской Федерации на основании принятого ими решения о включении объектов культурного наследия регионального значения в реестр. В соответствии со ст. 17 названного выше Федерального закона для принятия решения о включении объекта культурного наследия в реестр соответствующий орган охраны объектов культурного наследия представляет в государственный орган власти субъекта РФ: заявление о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр; заключение государственной историко-культурной экспертизы; сведения о наименовании объекта; сведения о времени возникновения или дате создания объекта, дате основных изменений
(перестроек) данного объекта и (или) дате связанного с ним исторического события; сведения о местонахождении объекта; сведения о категории историко-культурного значения объекта; сведения о виде объекта; описание особенностей объекта, послуживших основаниями для включения его в реестр и подлежащих обязательному сохранению; описание границ территории объекта; фотографическое изображение объекта; сведения о собственнике объекта культурного наследия и пользователе объектом
культурного наследия; сведения о собственнике земельного участка и пользователе земельным участком, а также о правовом режиме использования земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия. Согласно ст. 20 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» ведение реестра включает в себя присвоение регистрационного номера объекта культурного наследия в реестре, мониторинг данных об объектах культурного наследия, внесенных в реестр при регистрации в нем объектов. В реестр вносятся сведения, указанные в пп. 3-10 ст. 17 настоящего Федерального закона, а также: сведения об органе государственной власти, принявшем решение о включении объекта культурного наследия в реестр; номер и дата принятия решения органа государственной власти о включении объекта культурного наследия в реестр; а также сведения о наличии зон охраны объекта культурного наследия. Сведения, указанные в п.п. 2 и 3 статьи 20 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» подлежат обязательному опубликованию.

 Согласно сведениям, размещенным на сайте Министерства культуры Самарской области, здание, расположенное по адресу: г.Сызрань, ул. ХХХ, 1907 года постройки, без указания литерного состава, внесено в список выявленных объектов культурного наследия как «Вальцовая паровая мельница со строениями ФИО5». Таким образом, принадлежащее заявителю на праве собственности строение в реестр объектов культурного наследия не включен. Следовательно, отказ в государственной регистрации перехода права собственности на указанные выше доли в праве общей собственности и права общей собственности, по тем основаниям, что в представленном на регистрацию договоре купли-продажи отсутствуют сведения о том, что отчуждаемая доля здания литера ББ1Б2, расположенного по адресу: г.Сызрань, ул. ХХХА, входит в состав объекта культурного наследия регионального значения «Вальцовая паровая мельница со строениями ФИО5», является незаконным.

 На основании изложенного, ФИО2 просит суд: признать незаконным отказ ФИО1 по Самарской области в государственной регистрации перехода права собственности на 98061/286960 долей в праве общей собственности и права общей собственности на нежилое здание литера ББ1Б2, расположенное по адресу: г.Сызрань, ул. ХХХА; а также обязать ФИО1 по Самарской области произвести государственную регистрацию перехода права общей собственности на 98061/286960 долей в праве общей собственности и права общей собственности на указанное выше нежилое здание литера ББ1Б2 по представленным документам.

 В судебном заседании ФИО1 заявителя по доверенности ФИО6 заявленные требования поддержал, сославшись на доводы, изложенные выше.

 Представитель Управления Росреестра по Самарской области в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, согласно которому с заявленными ФИО2 требованиями не согласен, указывает, что **.**.**** г. на основании абз. 7 п. 1 ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от **.**.**** г. № 122-ФЗ Управлением Росреестра по Самарской области принято решение №00 об отказе в государственной регистрации перехода права и права собственности на нежилое здание общей площадью 1 434,80 кв.м., расположенное по адресу: г. Сызрань, ул. ХХХА.

 В регистрирующий орган был предоставлен договор купли-продажи от **.**.**** г., согласно которому заявитель отчуждает 196122/286960 долей в праве общей собственности на указанное выше нежилое здание ФИО8 и ФИО9 – по 98061/286960 долей в праве общей собственности каждому.

 В соответствии со ст. 21 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» от **.**.**** г. № 73-ФЗ на объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику данного объекта соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия. В указанный паспорт вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия и иные сведения, содержащиеся в реестре. Паспорт объекта культурного наследия является одним из обязательных документов, представляемых в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении сделок с объектом культурного наследия, либо земельным участком, в пределах которого располагается объект археологического наследия.

 Согласно письму Министерства культуры Самарской области от **.**.**** г. №00 нежилое здание литера ББ1Б2, расположенное по адресу: г.Сызрань. ул. ХХХА, входит в состав объекта культурного наследия регионального значения «Вальцовая паровая мельница со строениями ФИО5», состоящего на государственной охране на основании постановления Главы Администрации Самарской области от **.**.**** г. № 77. Указанный объект недвижимости включен в Единый государственный реестр объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

     В соответствии с п. 2 ст. 209 ГКРФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

 В п. 4 ст. 48 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» указано, что при государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.

 Таким образом, при государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия новый собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекту культурного наследия. В свою очередь охранное обязательство оформляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти, и данные условия подлежат включению в качестве существенных условий в договор купли-продажи объекта культурного наследия (памятника истории и культуры).

 Однако, в предъявленном на регистрацию договоре купли-продажи от **.**.**** г., отсутствует условие о том, что отчуждаемое здание является объектом культурного наследия и покупатель информирован о данном обстоятельстве. В связи с этим, заявителю было отказано в государственной регистрации перехода права и права собственности в связи с тем, что лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий (абз. 7 п. 1 ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

 Заинтересованное лицо – Министерство культуры Самарской области, в письменном заявлении просит суд рассмотреть дело без участия его ФИО1, представило письменный отзыв, согласно которому с заявленными ФИО2 требованиями не согласно, указывает, что на основании постановления Главы Администрации Самарской области от **.**.**** г. №00 здание, расположенное по адресу: г.Сызрань, ул. ХХХ (без уточнения литерного состава), было принято на государственную охрану как памятник истории местного значения «Вальцовая паровая мельница со строениями ФИО5». Названное постановление было принято в соответствии с действовавшим на тот момент Законом РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» от 15.12.1978г.

 Согласно п. 3 ст. 64 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от **.**.**** г. № 73-ФЗ с момента принятия указанного Федерального закона памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры», были отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр. В соответствии с п. 6 ст. 20 названного Федерального закона мониторинг данных об объектах культурного наследия, включенных в реестр, осуществляется соответствующим органом охраны объектов культурного наследия в целях своевременного изменения данных об объектах культурного наследия, включенных в реестр.

 С учетом изложенного, сотрудниками подведомственного Министерству ГБУК «Агентство по сохранению историко-культурного наследия Самарской области» были осуществлены мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия регионального значения «Вальцовая паровая мельница со строениями ФИО5», в результате которых установлено, что фактическое местоположение рассматриваемого объекта культурного наследия – г.Сызрань, ул. ХХХА. Таким образом, здание литера ББ1Б2, расположенное на территории указанного домовладения и принадлежащее на праве собственности ФИО2, относятся к объекту культурного наследия регионального значения «Вальцовая паровая мельница со строениями ФИО5», что подтверждается паспортом объекта культурного наследия. По результатам проверки соблюдения Министерством требований законодательства об охране объектов культурного наследия, прокуратурой Самарской области также сделан вывод о принадлежности названного выше здания к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр.

 В соответствии с п. 1 ст. 17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от **.**.**** г. № 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.

 Как следует из п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

 Согласно договору купли-продажи от **.**.**** г., заключенному между ФИО2 с одной стороны, а также ФИО8 и ФИО9 с другой стороны, его предметом является купля-продажа двух долей по 98061/286960 каждая в 4-этажном нежилом здании, расположенном по адресу: г.Сызрань, ул. ХХХА. Вместе с тем, сведения о принадлежности предмета сделки к объектам культурного наследия, являющиеся существенными условиями, в договоре отсутствуют, в связи с чем, указанный договор не может считаться заключенным.

     Согласно п. 6 ст. 12 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в подраздел II единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним вносятся записи о подлежащих государственной регистрации праве собственности и об иных вещных правах на каждый объект недвижимого имущества, о существенных и об иных условиях сделки об отчуждении, сведения о правообладателе, и пр. В подраздел III единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним вносятся записи об ограничениях (обременениях) права собственности и других прав на недвижимое имущество, о документах, на основании которых возникают ограничения (обременения) прав, о существенных и об иных условиях сделки, на основании которой возникают ограничения (обременения) прав, в объеме сведений, определенных Правилами ведения Единого государственного реестра прав, а также дата внесения и номер записи, имя государственного регистратора и его подпись. Для недвижимого имущества, отнесенного к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации указываются содержание обязательств по сохранению таких объектов культурного наследия, наименование документа, на основании которого внесена запись о содержании указанных обязательств.

 Указанная норма согласуется с п. 4 ст. 48 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», согласно которому при государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.

 Таким образом, заявителями на государственную регистрацию сделки купли-продажи двух долей по 98061/286960 каждая в 4-этажном нежилом здании, расположенном по адресу: г.Сызрань, ул. ХХХА, не были предоставлены документы в соответствии с указанными выше обязательными требованиями гражданского законодательства, а также законодательства об объектах культурного наследия.

 В соответствии с п. 2 ст. 21 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» паспорт объекта культурного наследия является одним из обязательных документов, представляемых в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении сделок с объектом культурного наследия. Паспорт объекта культурного наследия предоставляется органом охраны объектов культурного наследия по межведомственному запросу органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при регистрации сделок с объектом культурного наследия. При этом лицо, обратившееся за государственной регистрацией сделки с объектом культурного наследия, вправе представить паспорт объекта культурного наследия по собственной инициативе. Поскольку ФИО2 при государственной регистрации сделки с принадлежащим ему объектом культурного наследия, по собственной инициативе паспорт объекта культурного наследия предоставлен не был, он был подготовлен Министерством и направлен в Управление Росреестра по Самарской области в порядке межведомственного взаимодействия.

 Как следует из ст.ст. 48 и 63 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», государственной регистрации в отношении объектов культурного наследия подлежат обременения, установленные охранными обязательствами. Вместе с тем, оформление охранных обязательств собственников (пользователей) объектов культурного наследия является государственной услугой и осуществляется Министерством в соответствии с постановлением Правительства Самарской области «Об утверждении перечня государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти Самарской области, а также органами местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Самарской области, и перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления органами исполнительной власти Самарской области государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг» от **.**.**** г. № 447, в порядке установленном приказом Министерства «Об утверждении Административного регламента предоставления министерством культуры Самарской области государственной услуги «Оформление охранных обязательств собственников (пользователей) объектов культурного наследия федерального и регионального значения (выявленных объектов культурного наследия)» от **.**.**** г. № 9.

 В соответствии с п. 2 ст. 4 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ одним из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг. Таким образом, охранное обязательство на объект культурного наследия может быть оформлено только после получения соответствующего письменного заявления от собственника указанного объекта культурного наследия. Поскольку гражданин ФИО2 с соответствующим заявлением в Министерство не обращался охранное обязательство в отношении принадлежащего ему объекта культурного наследия не оформлялось, в связи с чем доводы Заявителя об отсутствии необходимости в государственной регистрации обременении в связи с тем, что у него отсутствует охранное обязательство собственника объекта культурного наследия, являются необоснованными.

 ФИО1 по доверенности привлеченных судом в качестве заинтересованных лиц ФИО8 и ФИО9 – ФИО7, с заявленными требованиями не согласна, пояснила, что при заключении договора купли-продажи от **.**.**** г. покупателям не было известно о том, что приобретаемый ими объект недвижимости входит в состав объекта культурного наследия регионального значения «Вальцовая паровая мельница со строениями ФИО5», в связи с этим, в названном выше договоре не были указаны сведения о принадлежности предмета сделки к объектам культурного наследия. О том, что нежилое здание, расположенное по адресу: г.Сызрань, ул. ХХХА, входит в состав названного выше объекта культурного наследия регионального значения ФИО8 и ФИО9 стало известно лишь после обращения в Сызранский отдел ФИО1 по Самарской области для регистрации сделки. При этом, данное обстоятельство является существенным условием договора купли-продажи, в данном договоре оно указано не было. Узнав об указанных выше обстоятельствах, покупатели направили в адрес продавца письменное предложение расторгнуть договор, поскольку у них нет намерения приобретать объект недвижимости, имеющий указанные выше обременения. Регистрировать данную сделку покупатели не желают. С учетом изложенного, ФИО1 заинтересованных лиц полагает, что отказ в государственной регистрации перехода права и права собственности на нежилое здание общей площадью 1 434,80 кв.м., расположенное по адресу: г. Сызрань, ул. ХХХА, от **.**.**** г. №00 вынесен ФИО1 по Самарской области законно и обоснованно.

 Проверив дело, заслушав объяснения ФИО1 заявителя и заинтересованных лиц, суд полагает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

 В соответствии с абз. 4 и 7 п. 1 ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий.

 В силу п. 2 ст. 16 названного выше Федерального закона к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.

     Согласно п. 1 ст. 18 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.

     Вместе с тем, согласно п. 4 ст. 48 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 года № 73 при государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования…

     В соответствии с п. 2 ст. 21 названного выше Федерального закона на объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику данного объекта соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия. В указанный паспорт вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в реестре…

 …Паспорт объекта культурного наследия (сведения, содержащиеся в нем) является одним из обязательных документов, представляемых в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении сделок с объектом культурного наследия либо земельным участком, в пределах которого располагается объект археологического наследия. Паспорт объекта культурного наследия (сведения, содержащиеся в нем) предоставляется органом охраны объектов культурного наследия по межведомственному запросу органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при регистрации сделок с объектом культурного наследия либо земельным участком, в пределах которого располагается объект археологического наследия. При этом лицо, обратившееся за государственной регистрацией сделки с объектом культурного наследия либо земельным участком, в пределах которого располагается объект археологического наследия, вправе представить паспорт объекта культурного наследия по собственной инициативе.

 Судом установлено, что на основании постановления Главы Администрации Самарской области от 27 марта 1992 года № 77 здание, расположенное по адресу: г.Сызрань, ул. ХХХ (без уточнения литерного состава), было принято на государственную охрану как памятник истории местного значения «Вальцовая паровая мельница со строениями ФИО5». Названное постановление было принято в соответствии с действовавшим на тот момент Законом РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» от 15.12.1978г.

 Согласно п. 3 ст. 64 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ с момента принятия указанного Федерального закона памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры», были отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр. В соответствии с п. 6 ст. 20 названного Федерального закона мониторинг данных об объектах культурного наследия, включенных в реестр, осуществляется соответствующим органом охраны объектов культурного наследия в целях своевременного изменения данных об объектах культурного наследия, включенных в реестр.

 В связи с этим, сотрудниками ГБУК «Агентство по сохранению историко-культурного наследия Самарской области» были осуществлены мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия регионального значения «Вальцовая паровая мельница со строениями ФИО5», в результате которых установлено, что фактическое местоположение рассматриваемого объекта культурного наследия – г.Сызрань, ул. ХХХА.

 Судом также установлено, что на основании договора купли-продажи недвижимости от **.**.**** г. №00 ООО «Сызрань-Хлебопродукт» продало ФИО2 14882/18951 долей в праве общей собственности на нежилое отдельно стоящее здание с двумя пристроями и подвалом (производственное здание цеха обогащенных круп) литера ББ1Б2 общей площадью 1 895,10 кв.м., расположенное по адресу: г.Сызрань, ул. ХХХА. Право собственности на данный объект недвижимости было зарегистрировано ФИО2 в Сызранском отделе ФИО1 по Самарской области.

 В последующем сособственниками названного выше нежилого здания было заключено соглашение о разделении здания в натуре от **.**.**** г., согласно которому в собственность заявителя было передано нежилое здание общей площадью 1 434,8 кв.м., расположенное по указанному выше адресу. Право собственности на данный объект недвижимости также было зарегистрировано ФИО2 в Сызранском отделе ФИО1 по Самарской области.

 **.**.**** г. ФИО2 заключил с ФИО8 и ФИО9 договор купли-продажи, согласно которому последние приобрели в собственность по 98061/286960 долей в праве общей собственности каждый на указанное выше нежилое здание. При этом, в договоре купли-продажи от **.**.**** г. не было указано условие о том, что отчуждаемое здание является объектом культурного наследия и покупатели информированы о данном обстоятельстве.

 В тот же день ФИО2, ФИО8 и ФИО9 обратились в Сызранский отдел ФИО1 по Самарской области с заявлениями о государственной регистрации перехода права собственности и права собственности на указанный выше объект недвижимости.

 **.**.**** г. государственная регистрация была приостановлена по тем основаниям, что в архивном деле правоустанавливающих документов на вышеуказанное здание имеется письмо Министерства культуры Самарской области от **.**.**** г. № 26-04/4054, в соответствии с которым здание литера ББ1Б2 по адресу: г.Сызрань, ул. ХХХА, входит в состав объекта культурного наследия регионального значения «Вальцовая паровая мельница со строениями ФИО5», состоящего на государственной охране на основании постановления Главы Администрации Самарской области от **.**.**** г. № 77, однако, в представленном на государственную регистрацию договоре купли-продажи отсутствуют сведения, что отчуждаемое здание является объектом культурного наследия, а также не представлен паспорт объекта культурного наследия. С целью получения паспорта объекта культурного наследия Сызранским отделом ФИО1 по Самарской области направлен запрос в Министерство культуры Самарской области.

 В порядке межведомственного взаимодействия Министерство культуры Самарской области направило в Сызранский отдел ФИО1 по Самарской области паспорт объекта культурного наследия на нежилое здание литера ББ1Б2, расположенное по адресу: г.Сызрань, ул. ХХХА. Однако, соответствующий договор купли-продажи, содержащий сведения о том, что отчуждаемое здание является объектом культурного наследия и покупатели информированы о данном обстоятельстве, на государственную регистрацию представлен не был.

 В связи с этим, **.**.**** г. ФИО1 по Самарской области принято решение №00 об отказе в государственной регистрации перехода права и права собственности на нежилое здание общей площадью 1 434,80 кв.м., расположенное по адресу: г. Сызрань, ул. ХХХА.

 Указанные выше обстоятельства подтверждаются свидетельствами о государственной регистрации права от **.**.**** г. и от **.**.**** г., договором купли-продажи недвижимости от **.**.**** г. № 1, соглашением о разделении здания в натуре от **.**.**** г., договором купли-продажи от **.**.**** г., техническим паспортом здания, справкой Сызранского филиала ГУП «ЦТИ» от **.**.**** г. № 5746, уведомлением о приостановлении государственной регистрации от **.**.**** г. № 08/721/213-730, 733, сообщением об отказе в государственной регистрации от **.**.**** г. № 08/721/2013-730, ответом ФИО1 правового-кадрового обеспечения и охраны объектов культурного наследия Министерства культуры Самарской области от **.**.**** г. № ПКУ-2604/67, ответом прокуратуры Самарской области от **.**.**** г. № Ж-11341-2014/7-280-2014, паспортом объекта культурного наследия, актом контроля состояния объекта культурного наследия от **.**.**** г. № 180-13/1779-М, а также объяснениями ФИО1 заявителя и заинтересованных лиц в судебном заседании.

 При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что ФИО2 законно и обоснованно было отказано в государственной регистрации перехода права и права собственности на нежилое здание общей площадью 1 434,80 кв.м., расположенное по адресу: г.Сызрань, ул. ХХХА, поскольку при проведении регистрационных действий было установлено, что данный объект недвижимости входит в состав объекта культурного наследия регионального значения «Вальцовая паровая мельница со строениями ФИО5», однако, соответствующий договор купли-продажи, содержащий сведения о том, что новый собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования, на государственную регистрацию представлен не был.

 При вынесении настоящего решения суд учитывает и то обстоятельство, что на момент совершения сделки покупателям – ФИО8 и ФИО9, не было известно о том, что названный выше объект недвижимости входит в состав объекта культурного наследия регионального значения «Вальцовая паровая мельница со строениями ФИО5», в связи с чем он принят на государственную охрану. Данное обстоятельство является существенным условием договора купли-продажи, и в договоре оно указано не было. В настоящее время ФИО8 и ФИО9 направили в адрес продавца письменное предложение расторгнуть договор, поскольку у них нет намерения приобретать объект недвижимости, имеющий указанные выше обременения. Регистрировать данную сделку покупатели не желают.

 С учетом изложенного, суд полагает необходимым заявление ФИО2 об оспаривании отказа в государственной регистрации права оставить без удовлетворения.

 Доводы ФИО2 и его ФИО1 по доверенности ФИО6 о том, что нежилое здание литера ББ1Б2 общей площадью 1 434,80 кв.м., расположенное по адресу: г.Сызрань, ул. ХХХА, не входит в состав объекта культурного наследия регионального значения «Вальцовая паровая мельница со строениями ФИО5» и не включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов российской Федерации, суд полагает несостоятельными, поскольку они опровергаются приведенными выше доказательствами, в частности: ответом ФИО1 правового-кадрового обеспечения и охраны объектов культурного наследия Министерства культуры Самарской области от **.**.**** г. № ПКУ-2604/67, ответом прокуратуры Самарской области от **.**.**** г. № Ж-11341-2014/7-280-2014, паспортом объекта культурного наследия и актом контроля состояния объекта культурного наследия от **.**.**** г. № 180-13/1779-М, из которых следует, что названный выше объект недвижимости входит в состав объекта культурного наследия регионального значения «Вальцовая паровая мельница со строениями ФИО5».

 Неосновательны ссылки заявителя и его ФИО1 по доверенности ФИО6 на то обстоятельство, что ФИО2 не было выдано охранное обязательство на объект культурного наследия, поскольку в соответствии с положениями ст.ст. 48 и 63 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», ст. 4 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», постановления Правительства Самарской области «Об утверждении перечня государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти Самарской области, а также органами местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Самарской области, и перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления органами исполнительной власти Самарской области государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг» от **.**.**** г. №00 и приказа Министерства культуры Самарской области «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством культуры Самарской области государственной услуги «Оформление охранных обязательств собственников (пользователей) объектов культурного наследия федерального и регионального значения (выявленных объектов культурного наследия)» от **.**.**** г. № 9, предоставление государственной услуги по оформлению охранного обязательства собственника объекта культурного наследия носит заявительный характер. Однако, ФИО2 с соответствующим заявлением в Министерства культуры Самарской области не обращался.

 Доводы ФИО1 заявителя по доверенности ФИО6 о том, что названное выше нежилое здание ошибочно включено в состав объекта культурного наследия регионального значения «Вальцовая паровая мельница со строениями ФИО5», не имеют правового значения по настоящему гражданскому делу и не могут быть приняты судом во внимание, поскольку в полномочия ФИО1 по Самарской области при совершении регистрационных действий не входит проверка законности отнесения какого-либо объекта недвижимости к объектам культурного наследия. Более того, данные доводы являются голословными и не подтверждены какими-либо объективными, допустимыми и достаточными доказательствами.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л :

 Заявление ФИО2 об оспаривании отказа в государственной регистрации права оставить без удовлетворения.

     Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Судья                                    Непопалов Г.Г.